Психокорекция пищевого питания. Диетологическое консультирование. Особенности формирования пищевых привычек.
Заказать уникальную дипломную работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 12.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I Теоретические основы психокоррекции пищевого поведения 5
1.1 Понятие пищевого поведения 5
1.2 Понятие булимии 10
1.3 Психологические причины нарушения пищевого поведения при расстройствах пищевого поведения булимического спектра 12
Выводы по Главе I 16
Глава II. Разработка программы психокоррекции при расстройствах пищевого поведения булимического спектра 18
2.1 Диагностика психологических особенностей пациентки с расстройством пищевого поведения булимического спектра 18
2.2 Содержание программы психокоррекции пищевого поведения на основе результатов диагностики 20
2.3 Апробация разработанной программы 29
Выводы по Главе II 31
Заключение 32
Список литературы 33
Сначала сдерживаюсь, а потом выпущу.» ● Украшение: ожерелье из тяжелого золота, как золото ацтеков. Оно настоящее. Искала для него подходящий цвет, нашла такой благородный желтый. Ожерелье носят каждый день. По результатам диагностики в технике «4 метафорических автопортрета» можно сказать, что клиентка иногда испытывала одиночество и «отсутствие корней», могла выстраивать свои границы и защищать их. Для нее важно заботиться о людях. Изменение рисунков отчасти запустило процессы изменений в подсознательном, дав ему новые образы. Рефлексия клиентки после упражнения: «Прозвучало важное: я счастлива, я защищена, я найду эти корни, я нормальная женщина. Я чувствую основательность сейчас. Было беспокойство и тревога в середине сессии, а уезжаю с ощущением покоя». Результат упражнения – ощущение, что «со мной все в порядке», состояние покоя и удовлетворенности. Клиентка сказала, что после предыдущей сессии заботится о себе, постоянно об этом думает. Разрешила себе съесть мороженое без чувства вины и стыда. Заметила, что еда воспринимается как награда после напряженного рабочего дня. Была паническая атака: сборы чемодана в отпуск. Чувствовала ее как дефицит дыхания, страх, тревожность, хотелось спрятаться. Думала о метафорических портретах. Рассказывала коллегам об украшении с гордостью, что хочет его носить. Осознала, что хочет чаще ощущать основательную, настоящую любовь и делиться ей со всеми. Прошло 7 месяцев со смерти подруги. Разрешала себе чувствовать печаль, грусть, сожаление, осознала сколько в этих отношениях было радости и любви.Сделали упражнение из практик осознанности, где и как ощущает эту печаль в теле. Печаль ассоциируется с образом красного рубина в области груди. «Моя боль как кровавый рубин». В процессе расширения этого чувства рубин разлетается на множество маленьких кусочков. Было предложено нарисовать на листе А4 акварелью сложные чувства и эмоции. Изобразила печаль, грусть, сожаление как 3 дерева с коричневым, зеленым, серым стволом, фиолетовой, синей и красной кронами, которые стоят, взявшись за руки. После этого было предложено на листе А4 акварелью изобразить приятные чувства, которые тоже есть в жизни. Изобразила любовь и радость как красное сердце и солнышко с улыбкой, у которых, как и у деревьев, есть ножки и ручки. И они тоже стоят, взявшись за руки. Рефлексия клиентки: «Любви и радости сейчас больше. Хочу расположить печаль подальше. Печаль вижу, как яркость - они (эмоции печали, грусти, сожаления) перестали быть мрачными. Я вижу их цвет, согласна с этим цветом и он дает мне улыбку». После было предложено изобразить сложные чувства на листе А5. Печаль, грусть и сожаление стали одной тучей фиолетово-розового цвета. Затем было предложено соотнести их в пространстве. Поместила Печаль на А5 над изображением любви и радости А4. Рефлексия: «Все, нет грусти и сожаления, я их не чувствую и не вижу пока. Только печаль. Хочется ее закрыть». Убирает за лист с любовью и радостью. «Она (печаль) красивая - она должна быть над, не под любовью и радостью. Она как облако, она просто есть. Они трио образуют, для меня этот треугольник - он логичен». Результатом сессии стало принятие «негативных» эмоций («она просто есть»), их проживание и интеграция с «позитивными» эмоциями как частями жизни. Домашнее задание: подумать, что из заботы может быть для клиентки наградой каждый день, помимо еды. Составить список, спросить друзей/знакомых - что у них является наградой. Планировать свои награды каждый день из контекста заботы.Сессия 4 После перерыва в 2 недели, уехала в отпуск. Замечает положительную динамику: ловила себя на мысли, что не хочется плакать. Телесное ощущение боли и печали как взрыв рубинового сгустка уже не вызывает таких эмоций. Было безумное количество работы - ушла из контекста заботы в контроль.Переедала вечерами. В отпуске простудилась. Опросила друзей что является для них наградой. У друзей чаще всего наградой была тоже еда, был еще просмотр фильмов. Про себя сказала, что больше любит книги, особенно скандинавский детектив. Награда для клиентки: общение по телефону, книги, принять ванну. На вопрос про печаль, грусть и сожаление ответила, что они как будто спят. «Могут вернуться, но сейчас спят.» Сделали арт-технику «Каракули с закрытыми глазами» неведущей рукой шариковой ручкой. Рефлексия клиентки: «Сначала начала рисовать что-то, будто бабочка раз рука пошла вдаль. Чувствовала, что мне не нужно было нажимать в начале, хотелось больше волн и кругов, потом все сильнее и сильнее хотелось нажимать, чтобы отпечаталась, а в конце -легко касалась бумаги. Иногда чувствовала, что вышла за пределы листа, а иногда хотелось быть в центре. В какой-то момент отрешилась, уснула бы если бы не дети. Чувствовала расслабленность, спокойствие, энергия была в какой-то момент, чувствовала упрямство - что-то надо было заказать, проявить себя.» В каракулях увидела сначала нейросеть с пересечениями и звездочками, почувствовала удивление. Потом увидела, как будто приведения вверху рисунка. На вопрос «Как им?» ответила: «Они за проволокой, они хотят играть и веселиться». На предложение добавить и изменить рисунок, сначала добавила ручки и улыбки у приведений. Объяснила: «Это хоровод - они соединились ручками и улыбаются». На вопрос «На что это похоже в вашей жизни?» ответила, что «Постоянно что-то требуют на работе. А мне хочется отдохнуть и потом включаться в игру. В отпуске была девочка 2-х лет, я пошла с ней купаться. Сначала было много мыслей, опасения и страхи, а потом получила столько удовольствия». В рефлексивной части клиентка ответила, что на сегодняшней сессии «Мы отпускали мое напряжение. Это картинка про то, как я усложняю жизнь. Например, мне нужно идеально выбрать люстру - сколько я их перебрала, несколько месяцев выбираю и не могу выбрать. А можно просто сделать и не мучиться. Просто выпустить приведения из-за проволоки на полянку».Сессия 5Завершающая встреча. Кашляет, плохое самочувствие, начала пить антибиотики, «с едой не дружу» - не хочется есть. Осознает, что не хочет работать на этой работе, но не работать не может. Говорит, что болезнь похожа на психосоматику: «Уже не могу на это смотреть - и получаю конъюнктивит».На вопрос что изменилось после прошлой встречи отвечает: «Поляна - мой фаворит - чувствую, что привидения ждут. Один раз благодаря этому сходила на встречу с друзьями». Было предложено упражнение «Каракули двумя руками с закрытыми глазами». Клиентка выбрала зеленую и ярко-розовую ручки. После того, как открыла глаза, на вопрос «что чувствуете?» ответила: «Расслабление тела как будто после тренировки. Как увидела - удивление. Залезла (розовой ручкой, правой рукой) на зеленое. Вижу, что у них очень мало пересечений. Каждая (рука) проживала что-то свое, а вместе выглядит как бабочка. Хотя нет, это бокал и кружка с ручкой. Они соприкасаются - звона нет, они не разобьются». Терапевт: Этот момент приветствия - он про что? Что они чувствуют? Клиентка: Родство. Давно не были вместе. Терапевт: Что в бокалах? Клиентка: Не глинтвейн, а компот, он теплый. Им уютно и хорошоТерапевт: Что возможно есть вокруг? Клиентка: Красивый стол с винтажной посудой, со свечками, все очень красиво. Это про мою идеальную жизнь. Все, что нужно за столом. Здесь очень хорошо - спокойно, как должно быть. Сейчас мне не хватает именно этого. В субботу пеку блины, а на стол я не накрываю». Терапевт: Похоже, что вы не разрешаете себе это делать? Клиентка: «Да. Терапевт: Похоже, что вы откладываете? Клиентка: Да. Прихожу в квартиру - а там недельно, не так, как я хотела… Терапевт: Так чем вы наполняете бокалы своей жизни? Клиентка: Теплом, что дает спокойствие и красоту - природа, общение, объятия, музыка интересно, что едой нет… Сейчас они недоступны - только музыка и объятия. Трубочку хочется поставить, чтобы удобно было пить. Трубочка - это про минимизировать свои усилия. Сейчас с этим проще. В кружку хочется добавить ложку, чтобы черпать. Если есть вишенки, чтобы их зачерпывать. Я чувствую (с ложкой) ощущение контроля- не опрокину бокал, не разобью и достану из него достаточно. Сейчас чуть легче - казалось, что утопия, а сейчас думаю, что-то можно воплотить. Это принесет мне спокойствие и теплоту. Также клиентка ответила, что после проведённой работы говорит себе: «Я могу, и нет никакого надо. Почему я не могу позволить себе, чтобы стало хорошо? Не понимаю, почему запрещаю. Ухожу с тем, что мне надо говорить себе можно и подумать почему нельзя делать хорошие вещи. Я с этим буду жить и разрешаю себе плакать, кода мне хочется плакать. Чувствую сейчас чуть больше заботы и любви. Буду говорить себе «мне можно». Я стала лучше к себе относиться, я хорошая и заслуживаю большего».2.3Апробация разработанной программыС целью подтверждения гипотезы о том, что разработанная программа психокоррекции является эффективной для преодоления расстройства пищевого поведения, вновь были проведены диагностические методики.Результаты проведения методики «Актуальное состояние» представлены на рис. 3.Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Актуальное состояние» до и после пяти сессийКак видно из приведённых данных, значительно снизились баллы по шкале «Во», что свидетельствует о снижении внутреннего напряжения.При этом повышены результаты по шкалам Ак – Ас, То – Ас, СА, Сп – АС. Это говорит о том, что в результате консультирования у клиентки также повысился психологический тонус, улучшилось физическое состояние и при этом появилась активность, уверенность в себе.Далее рассмотрим динамику результатов по методике «Толерантность к неопределённости» (рис.4)Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Диагностика толерантности к неопределённости» до и после пяти сессийТаким образом, после проведения консультаций у клиентки повысились результаты отношения к новизне, к трудным задачам, к неопределённым ситуациям, что свидетельствует о повышении общей толерантности к неопределённости. Также повысились показатели предпочтения неопределённости, что является свидетельством снижения страха перед неопределённостью.Были повышены показатели по тесту жизнестойкости (рис. 5)Рисунок 5 – Результаты проведения теста жизнестойкости до и после проведения пяти сессийКак видно из приведённых данных, после проведения консультаций жизнестойкость клиентки существенно возросла, что даёт ей хорошие возможности для преодоления булимии.Таким образом, проведение диагностики свидетельствует о том, что проведённая психокоррекционная работа является эффективной для преодоления расстройства пищевого поведения булимического спектра, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.Выводы по Главе IIПо итогу проведения пяти сессий в рамках психокоррекции пищевого поведения клиентке удалось осознать, что её проблемы переедания связаны с тем, она подвержена копинг-стратегии регрессии и найти в себе ресурсы начать работу по преодолению этого. Важно отметить, что в своей борьбе с расстройством пищевого поведения клиентка осознала, что основной проблемой является непринятие себя, которое только усиливает этот тип поведения. Также консультирование помогло преодолеть внутреннее напряжение и теперь клиентка свободно и рационально могла идти к своим жизненным целям, принимая себя и ощущая сильные стороны собственной личности.ЗаключениеПод понятием «пищевое поведение» понимают совокупность привычек, установок, принципов и отношение к продуктам питания и приему пищи, также физиологические процессы, участвующие при переваривании пищи.Здоровым пищевым поведением является соблюдение гигиены питания (режим приема пища, приготовление и хранение продуктов питания), осознанный выбор разнообразных и качественных продуктов, с учетом индивидуальной потребности в микро- и макронутриентах, энергетической ценности. Нарушения пищевого поведения отличаются психологическими и тяжелыми соматическими нарушениями, а также высокой смертностью, поэтому важно заниматься формированием здорового пищевого поведения с детского возраста, поскольку в данный период происходит развитие всего организма и формируется установка на определённый образ жизни.В ходе консультирования клиентки, которая испытывает расстройство пищевого поведениябулимического спектра, выявлена копинг-стратегия регрессии. После проведения пяти сессий клиентка осознала это и выявила, что основной проблемой является непринятие себя, которое только усиливает этот тип поведения. Консультирование помогло преодолеть внутреннее напряжение и активно двигаться к достижению цели.Список литературыАмирова Л. Р. Статистические данные об анорексии и булимии, основанные на научных исследованиях/Современная наука и образование: актуальные вопросы теории и практики. – 2022. – № 1. – С. 46.Багриновская Е.Н. Теоретический обзор коррекции самоотношения у женщин с избыточным весом в процессе психологического консультирования / Научное сообщество студентов. – Чебоксары, 2019. – С. 23-26. Барыльник Ю.Б. Диагностика и терапия расстройств пищевого поведения: мультидисциплинарный подход/ Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28, № 1. – С. 50-57.Безгина А. А., Бах Р. «Помогающие вопросы» в терапии расстройств пищевого поведения/ Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей. – 2018. – С. 111Васильева Е. А., Терпугова О. В. Компульсивное переедание как неравновесное состояние. Связь гендерной идентичности и базисных убеждений личности с компульсивным перееданием /Педагогика и психология современного образования: теория и практика. – 2017. – С. 207-211.Васичева А.Н. Психологические аспекты преодоления пищевых расстройств / Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 6. – С. 289-292Густодымова В.С. Когнитивно-поведенческий подход в работе с пищевой аддикцией / Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2021. – № 4. – С. 39-53.Елащук К.Т. Пищевое поведение личности: социально-психологический анализ / Научная палитра. – 2020. – № 1. – С. 35-40. КаменецкаяВ.К. Телесный образ Я у лиц с нарушением пищевого поведения / Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 4. – С. 58-64.Козлова Т.С. Психологические аспекты нарушения пищевого поведения / Студенческий форум. – 2020. – № 18-1. – С. 18-21.Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. – Н.: «Олсиб». - 2014. – С. 147.Ломака А.О. Особенности самооценки, ведущие к формированию нарушений пищевого поведения / Научные исследования и современное образование. – Чебоксары, 2019. – С. 101-104.Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: ЧеРо, 2010. – 563 с.Меньшикова Л.В. Половозрастная эпидемиология ожирения. Ожирение и метаболизм. – 2018. – №15 (2). – С. 17-22. Николаева Н.О. История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) / Клиническая и специальная психология. – 2012. – № 1. – С. 51-63. Панюкова А.С. Социологические факторы возникновения расстройства пищевого поведения/ Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 4-2. – С. 15-17.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с. Петрова Е.А. Психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения / Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – № 5. – С. 21-26. Полякова Е.Я. Личностная тревожность и глубинные влечения у больных алиментарным ожирением: клинико-психологические аспекты/ Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 4. – С. 17–21. Тимошенко Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.Шагина В.Н. Нарушение пищевого поведения как одна из причин развития экзогенного ожирения / Молодой ученый. – 2019. – № 30. – С. 57-59.
2. Багриновская Е.Н. Теоретический обзор коррекции самоотношения у женщин с избыточным весом в процессе психологического консультирования / Научное сообщество студентов. – Чебоксары, 2019. – С. 23-26.
3. Барыльник Ю.Б. Диагностика и терапия расстройств пищевого поведения: мультидисциплинарный подход / Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28, № 1. – С. 50-57.
4. Безгина А. А., Бах Р. «Помогающие вопросы» в терапии расстройств пищевого поведения / Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей. – 2018. – С. 111
5. Васильева Е. А., Терпугова О. В. Компульсивное переедание как неравновесное состояние. Связь гендерной идентичности и базисных убеждений личности с компульсивным перееданием /Педагогика и психология современного образования: теория и практика. – 2017. – С. 207-211.
6. Васичева А.Н. Психологические аспекты преодоления пищевых расстройств / Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 6. – С. 289-292
7. Густодымова В.С. Когнитивно-поведенческий подход в работе с пищевой аддикцией / Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2021. – № 4. – С. 39-53.
8. Елащук К.Т. Пищевое поведение личности: социально-психологический анализ / Научная палитра. – 2020. – № 1. – С. 35-40.
9. Каменецкая В.К. Телесный образ Я у лиц с нарушением пищевого поведения / Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 4. – С. 58-64.
10. Козлова Т.С. Психологические аспекты нарушения пищевого поведения / Студенческий форум. – 2020. – № 18-1. – С. 18-21.
11. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. – Н.: «Олсиб». - 2014. – С. 147.
12. Ломака А.О. Особенности самооценки, ведущие к формированию нарушений пищевого поведения / Научные исследования и современное образование. – Чебоксары, 2019. – С. 101-104.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
14. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: ЧеРо, 2010. – 563 с.
15. Меньшикова Л.В. Половозрастная эпидемиология ожирения. Ожирение и метаболизм. – 2018. – №15 (2). – С. 17-22.
16. Николаева Н.О. История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) / Клиническая и специальная психология. – 2012. – № 1. – С. 51-63.
17. Панюкова А.С. Социологические факторы возникновения расстройства пищевого поведения / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 4-2. – С. 15-17.
18. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
19. Петрова Е.А. Психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения / Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – № 5. – С. 21-26.
20. Полякова Е.Я. Личностная тревожность и глубинные влечения у больных алиментарным ожирением: клинико-психологические аспекты / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 4. – С. 17–21.
21. Тимошенко Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
22. Шагина В.Н. Нарушение пищевого поведения как одна из причин развития экзогенного ожирения / Молодой ученый. – 2019. – № 30. – С. 57-59.