Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 89 89 страниц
- 62 + 62 источника
- Добавлена 03.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические подходы к изучению психолого-педагогических особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие памяти как психологического процесса в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста 15
1.3 Программа по развитию памяти у детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста 33
2.1 Процедура и методики исследования развития памяти у детей дошкольного возраста 33
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3. Программа профилактики развития памяти у детей дошкольного возраста 37
2.4. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возраста 53
Выводы по главе 2 55
Заключение 59
Список использованных источников……………………………………61
Приложения……………………………………………………………….67
Поэтому использование игрового подхода в программах развития памяти дошкольников является ключевым принципом. Игры могут быть самыми разными: от словесных и с картинками до игр с использованием предметов или движений.2. Систематичность. Нельзя ожидать значительных результатов от случайного проведения занятий или тренировок. Рекомендуется создать расписание занятий, которое будет регулярным и последовательным. Такой подход позволит дошкольнику развивать память постепенно, укреплять полученные навыки и повышать их эффективность.3. Вариативность. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно предоставить им разнообразные задания для развития памяти. Различные типы заданий помогут активизировать разные виды памяти – зрительную, слуховую, операционную и др. Кроме того, использование разных форматов заданий (например, игровые карточки или головоломки) стимулирует интерес ребенка к процессу обучения.4. Постепенное усложнение. Начинать следует с простых заданий и постепенно усложнять их со временем. Это поможет перестраиваться на новый уровень тренировок и справляться с более сложными заданиями. При этом важно не перегружать ребенка информацией, чтобы не вызвать стресс и отторжение к деятельности.5. Использование ассоциаций. Ассоциации – это один из самых эффективных способов запоминания информации. Дети легко запоминают связанные между собой понятия и образы. Например, можно просить ребенка связать определенное слово или картинку с другими словами или предметами.6. Создание связей с реальной жизнью. Ребенку будет легче запомнить что-то, если он видел или испытал это на практике. Поэтому при проведении занятий полезно использовать примеры и задания, которые отражают его повседневную жизнь: поход в магазин, на площадку и т.д.7. Мотивация является ключевым фактором успешного развития памяти у детей. Чем больше интерес и мотивация к процессу обучения, тем легче дети будут усваивать и запоминать новую информацию. Поэтому важно предоставлять им интересные и доступные задания, поощрять их достижения и поддерживать положительную атмосферу во время занятий.Предлагаемая нами Программа рассчитана на три недели, занятия осуществляются ежедневно во время нахождения детей в группе, всего 15 занятий. Основная цель занятий – тренировать не только память, но и внимание, ведь без развитого внимания запомнить что-либо верно невозможно.Каждое занятие состоит из двух частей: тренировочные задания и тестовые задания. Время занятия – 20 минут.Первые пять занятий и наглядный материал к ним представлены ниже. В этих занятиях представлен основной материал, который мы использовали в программе. Занятие 1. Блок 1 – тренировочный.1) Найди в ряду ту самую пирамидку, которая стоит первой.2) Опираясь на образец, расставь знаки в соответствующих геометрических фигурах.3) Дорисуй детали, о которых забыл художникБлок 2 – Тестовый1) Какая фигура в ряду должна быть следующей?2) Найди отличия на картинках и отметь их количество3) Рассмотри рисунок. Затем закрой его листом бумаги и отметь, сколько каких предметов на нем было.Занятие 2. Блок 1 – тренировочный.1) Малыш сделал фигурки из песка. Посмотри на полученные фигурки и соедини их с правильными формочками.2) Внимательно посмотри на таблицы. Дорисуй то, чего не хватает. 3) Бабуля попросила Олю купить в магазине продукты: хлеб, молоко, картошку, помидоры и картошку. Пока Оля шла, она забыла необходимый перечень. Внимательно посмотри на рисунок, закрой книгу и помоги Оле назвать все продукты, которые ей нужно купить.Блок 2 – Тестовый.1) Внимательно посмотри на рисунок и отметь верное количество всех нарисованных на нем животных. 2) Посмотри на картинку в течение 10 секунд, закрой картинку слева листом бумаги. Какие новые фигуры появились?Занятие 3.Блок 1 – Тренировочный. 1) Рассмотри рисунок слева, закрой его листом бумаги, затем посмотри на рисунок справа, что изменилось?2) За 3 минуты выучи и расскажи стишок, опираясь на картинку.Взял я в руки молоток,Гвоздь вбиваю ток-ток-ток.Доску взял я – и пилаВ дело с радостью пошла.Я скворечник мастерю,Птичек в гости позову.3) Вспомни и воспроизведи, какие звуки издают эти предметыБлок 2 – Тестовый.1)Запомни буквы и предметы, на которых они написаныНапиши буквы на правильном месте2) Внимательно посмотри на игрушки на полке. Затем закрой картинку листом бумаги и ответь на вопрос: какие предметы размещены справа ото всех?Занятие 4. Блок 1 – Тренировочный.1) Посмотри на рисунке в течение 10 секунд. Теперь закрой их листом бумаги и назови по памяти.2) Посмотри на картинку слева, запомни ее и назови новые появившиеся предметы справа.3) Посмотри на картинку и закрой ее листом бумаги. Ответь на вопросы: сколько овощей на рисунке? На чем сидит свинка?Блок 2 – Тестовый.1) Посчитай и запомни количество предметов в группах. Закрой рисунок, выбери правильный вариант ответа:- 3 мяча, 3 юлы, 2 куклы;- 4 мяча, 2 юлы, 2 куклы;- 4 мяча, 3 юлы, 2 куклы.2) Посмотри на картинку в течение 10 секунд, закрой картинку слева листом бумаги. Какие новые фигуры появились?Занятие 5. Блок 1 – Тренировочный.1) Запомни картинки в таблице, закрой изображение бумагой и воспроизведи их расположение в таблице справа.2) Запомни пары картинок в левой части изображения, закрой листом бумаги. Теперь на картинке справа объедини карандашом пары, которые запомнил. 3) Найди на кухне парные предметыБлок 2 – Тестовый1) Паша записал номер телефоны Тани на листочке и потерял его. Запомни номер, закрой его и через 30 секунд отметь верный номер в колонке справа.2) Найди в ряду гномика, который стоял первым.3) Посмотри на рисунок лева, закрой его листом бумаги и на лестнице справа расставь животных на правильных ступенях.Итак, развивающая память программа, сочетает в себе различные задания – запоминание и точное воспроизведение, запоминание и поиск лишнего, запоминание и поиск отличий и т.д.Регулярное выполнение заданий, аналогичных представленным, благотворно сказывается на развитии памяти дошкольников. Однако, просто реализовать Программу – недостаточно. Оценка и контроль эффективности является важным этапом в процессе ее реализации. Правильная оценка помогает определить, насколько успешно Программа работает, достигает поставленных целей, а также корректировать ее содержание и методы работы.Перед началом реализации Программы, что мы и сделали, необходимо провести предварительную диагностику уровня развития памяти у каждого ребенка. В ходе реализации программы необходимо систематически оценивать прогресс развития памяти у детей. Это можно делать с помощью различных методик, например, наблюдая за выполнением заданий или проводя тестирование через определенные интервалы времени. Важно записывать результаты оценок для каждого ребенка и анализировать их динамику.Для контроля эффективности программы можно использовать стандартизированные тесты и методики, которые позволяют сравнить результаты дошкольников с нормативными данными. Такой подход позволит объективно оценить уровень развития памяти детей в сравнении со сверстниками.Немаловажна и обратная связь со всеми участниками процесса: детьми, родителями, педагогами. Дети должны получать информацию о своих достижениях и прогрессе в развитии памяти, чтобы поддерживать мотивацию и интерес к занятиям. Родители также должны быть включены в процесс оценки и контроля, чтобы иметь представление о том, как развивается память у их ребенка и какие стратегии использовать для ее поддержания в повседневной жизни. Педагоги должны иметь возможность отслеживать прогресс каждого ребенка и адаптировать программу на основе полученных данных.После проведения работы по программе респонденты вновь были подвержены обследованию по тем же методикам. Ниже представим сравнительные диаграммы, показывающие результаты исследования после реализации Программы в контрольной и экспериментальной группах. На рисунке 5 представим результаты диагностики уровня развития кратковременной памяти по методике Марцинковской Т.Д. в контрольной и экспериментальнойгруппах.Примечание: 1. Высокий. 2.Средний. 3. НизкийРис. 5. Результаты диагностики уровня развития кратковременной памяти по методике Марцинковской Т.Д. после реализации программы в контрольной и экспериментальной группах Диаграмма показывает, что после реализации программы в ЭГ были достигнуты видимые улучшения в уровне развития кратковременной памяти: низкий уровень развития не был выявлен вообще, средний и высокий уровеньвыражены в практически в равной степени на контрольном этапе, тогда как изменений в контрольной группе не выявлено вообще.Сравнительные результаты диагностики уровня развития зрительной памяти по методике Черемошкиной Л.В. представлены на рисунке 6.Примечание: 1. Высокий. 2.Средний. 3. НизкийРис. 6. Результаты диагностики уровня развития зрительной памяти пометодике Черемошкиной Л.В. в контрольной и экспериментальной группах Диаграмма показывает, что уровень развития зрительной памяти после реализации Программы в экспериментальной группе вырос: низкий уровень выявлен лишь у 7% испытуемых, средний уровень определен у 60% дошкольников экспериментальной группы, высокий уровень выявили у 33%, испытуемых.В контрольной группе показатели остались неизменными. Последняя диагностика, которая была нами повторно реализована - это диагностика по методике Р.С. Немова (рис. 7).Примечание: 1. Высокий. 2.Средний. 3. НизкийРис. 7. Результаты диагностики объема кратковременной памяти по методике Р.С. Немовав контрольной и экспериментальной группахДанная диаграмма также показывает произошедшие в развитии объема кратковременной памяти изменения, в контрольной группе мы не вывили сдвигов, тогда как в экспериментальной перестал проявляться низкий уровень, а средний и высокий выражены практический в равной степени.В таблице 3 представлены средние значения уровня развития памяти дошкольников после реализации программы в контрольной и экспериментальной группах.Таблица 3 - Результаты исследования уровня развития памяти на контрольном этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах№ испытуемогоМетодика Марцинковской Т.ДМетодика Черемошкиной Л.В.Методика Немова Р.С.Средний уровень развития памятиКонтрольная группа1высокийвысокийвысокийвысокий2среднийвысокийсреднийсредний3среднийсреднийсреднийсреднийПродолжение таблицы 34высокийвысокийвысокийвысокий5среднийсреднийсреднийсредний6низкийнизкийнизкийнизкий7низкийнизкийнизкийнизкий8среднийсреднийсреднийсредний9среднийсреднийсреднийсредний10среднийсреднийсреднийсредний11низкийнизкийнизкийнизкий12низкийнизкийнизкийнизкий13среднийсреднийсреднийсредний14низкийнизкийнизкийнизкий15низкийнизкийнизкийнизкийЭкспериментальная группа16среднийсреднийсреднийсредний17высокийвысокийвысокийвысокий18высокийвысокийвысокийвысокий19высокийвысокийвысокийвысокий20среднийсреднийсреднийсредний21высокийвысокийвысокийвысокий22среднийсреднийсреднийсредний23высокийсреднийвысокийвысокий24среднийсреднийсреднийсредний25среднийсреднийсреднийсредний26высокийсреднийвысокийвысокий27среднийсреднийвысокийсредний28среднийсреднийвысокийсредний29среднийсреднийсреднийсредний30высокийвысокийвысокийвысокийДля того, чтобы наглядно сравнить результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах, представим диаграмму (см. рис.8).Примечание: 1. Высокий. 2.Средний. 3. НизкийРис.8. Сравнительная диаграмма результатов исследования уровня развития памяти в контрольной и экспериментальной группах дошкольниковРезультаты исследования в динамике показывают, что в экспериментальной группе произошел существенный сдвиг: высокий уровень развития памяти у детей в экспериментальной группе выявлен у 47% испытуемых, в контрольной группе лишь у 13% детей; средний уровень развития памяти в экспериментальной группе после реализации развивающей программы, выявлен у 53% дошкольников, в контрольной группе этот показатель мы определили у 47% испытуемых; низкий уровень в экспериментальной группе выявлен не был вообще, тогда как в контрольной группе он присущ 40% дошкольников.Полученные различия в уровне развития памяти у дошкольников в контрольной и экспериментальной группах дают нам право судить об эффективности реализованной Программы. Однако, развитие памяти - это систематический, целенаправленный, непрерывный процесс, поэтому не стоит ограничиваться лишь развивающими занятиями в дошкольном образовательном учреждении. К развивающему процессу можно и нужно подключать родителей, чтобы обеспечить непрерывность развивающего процесса. Поэтому в следующем параграфе мы представим рекомендации для родителей.2.4. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возрастаРекомендации родителям по развитию памяти у детей основываются на совместном времяпрепровождении, которое, преимущественно, состоит из разговоров, совместных игр и чтения книг.Итак, родитель в домашних условиях может использовать следующие игры, способствующие развитию памяти ребенка:1) «Запомни и повтори». Игра заключается в следующем: покажите ребенку несколько предметов (игрушек, фруктов, картинок), а затем спрячьте их на короткое время. Попросите ребенка перечислить все предметы, которые он видел. Эта игра поможет развить его способность к запоминанию и концентрации внимания.2) «Найди пару». Для этой игры нужно использовать карточки с изображениями предметов или животных. Разложите карточки рубашкой вверх на столе и попросите ребенка находить пары одинаковых картинок, переворачивая по две карточки за ход. Цель игры заключается в том, чтобы найти все пары за минимальное количество ходов. Так происходит тренировка памяти и способности обнаруживать сходства и отличия между объектами.3) «Скажи наоборот». В этой игре ребенку нужно произнести слово или фразу наоборот, после чего он должен повторить ее верно. Например, если вы скажете «машина», то ребенок должен ответить «анишам». Такая игра способствует развитию у детей навыков анализа и запоминания информации.4) «Рассказ историй». Попросите ребенка придумать свою собственную историю, используя различные предметы или картинки в качестве подсказок. Затем попросите его рассказать историю по памяти, не обращаясь к подсказкам, так развитие получит не только память, но и воображение. Можно использовать и любые другие игры, однако, важно помнить, что игры и упражнения должны быть интересными и соответствующими возрасту детей. Следует также постепенно повышать сложность игр и упражнений по мере того, как ребенок прогрессирует в своих навыках запоминания.Чтение книг – это не только прекрасная возможность провести время с ребенком, но и отличный способ поощрения его интеллектуального развития. Через книги дети могут узнать о новых местах, людях и событиях, что помогает им формировать представления об окружающем мире. При этом чтение стимулирует работу памяти за счет запоминания персонажей, сюжетных поворотов и фактов из книги.Рассказывание историй – еще один эффективный способ активизации памяти дошкольников. Родители могут самостоятельно создать интересные сюжеты или использовать уже готовые истории. Рассказывая истории, можно развивать в ребенке способности запоминать последовательность событий, характеристики персонажей и описание местности. Можно выделить несколько методов использования рассказов, книг для стимулирования памяти дошкольников:1. Чтение книг вслух. Родители могут читают, акцентируя внимание на ключевых моментах сюжета. После прочтения можно задавать ребенку вопросы о произошедшем в книге – описать основных героев, события, причины этих событий и т.д. 2. Интерактивное чтение. В процессе чтения книги можно придумывать дополнительные действия / звуки для каждого персонажа или события. Например, при упоминании животного можно имитировать его звук или движение. Можно также создавать иллюстрации к определенному событию или герою книги, отображая их на листе бумаги по памяти. 3. Создание собственных историй. Родители могут придумывать собственные истории, включая в них элементы, которые интересны ребенку. Они могут использовать игрушки или картинки для визуализации сюжета. 4. Использование повествования в повседневной жизни. Из любого, казалось бы, незначительного события можно сделать историю и попросить ребенка воспроизвести те или иные особенности произошедшего, например, рассказать историю, как вы с ним ходили в магазин и перечислить все покупки. Таким образом, из любого взаимодействия с ребенком можно извлечь пользу для развития памяти. Выводы по главе 2Целью опытно-экспериментальной работы является разработка и реализация программы по развитию памяти у детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы «Непоседы» в количестве 25 человек, возраст участников исследования 5-6 лет. Для проведения анализа были выбраны следующие методики: тест «10 слов» Марцинковской Т.Д., методика диагностики мнемических способностей Черемошкиной Л.В., методика «Запомни рисунки» Немова Р.С.Обратимся к результатам проведенного исследования.1. Анализ результатов исследованияобъема и скорости запоминанияна констатирующем этапе исследования показал, чтовысокий уровень развития исследуемого параметравыражен всего у 8% старших дошкольников (2 человека), 52% дошкольников старшей группы отнесли к среднему уровню, 40% испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития таких характеристик памяти как объём и скорость запоминания. Реализованная развивающая программа существенно повлияла на исследуемый показатель развития памяти в экспериментальной группе, так на высоком уровне оказались 47% испытуемых в ЭГ, на среднем - 53%, в контрольной группе не было выявлено никаких изменений.2. Анализ результатов исследования уровня развития зрительной памяти на констатирующем этапе исследования показал, что высокий уровень развития исследуемого показателяприсущ лишь 12% дошкольников, средний – 48%, низкий – 40%.Реализованная нами программа также содержала задания, направленные на развитие зрительной памяти и на контрольном этапе исследования мы получили уже совсем другие показатели у дошкольников из экспериментальной группы: 60% испытуемых дошкольников показали средний уровень развития зрительной памяти, 40% - средний уровень, низкий уровень выявлен не был, тогда как у детей в контрольной группе, показатели остались неизменными.3. Анализ результатов исследования кратковременной памяти на констатирующем этапе исследования показал, что 12% дошкольников имеют высокий уровень развития кратковременной памяти, 48% - средний уровень и 40 % низкий уровень. Реализованная нами программа в экспериментальной группе была эффективна и для этого критерия, так как контрольный этап исследования продемонстрировал существенную разницу в показателях: 47% показали высокий уровень, 53% - средний, низкий уровень выявлен не был. В контрольной группе не было выявлено изменений.Соответственно, изменился и общий уровень развития памяти у детей в экспериментальной группе: 47% дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития памяти, 53% - средний уровень. Остался неизменным уровень развития памяти у детей в контрольной группе. Такие показатели свидетельствуют об эффективности реализованной нами программы.Отметим также, что при реализации программы, а также ежедневном взаимодействии с дошкольниками на предмет развития памяти, должны быть учтены такие принципы и подходы: игровой подход, систематичность, вариативность, постепенное усложнение, использование ассоциаций, создание связей с реальной жизнью, поддержка мотивация. Кроме того, необходимо, чтобы развивающая работа осуществлялась не только в ДОУ, но и дома родителями, которые могут также использовать для этого игры, книги, развивающие пособия, беседы и т.п.ЗаключениеРазвитие памяти является одним из ключевых аспектов в развитии ребенка, особенно в дошкольном возрасте. В этот период формируются основные навыки и умения, которые будут полезны ребенку на протяжении всей его жизни. Память играет важную роль в процессе обучения, а также в повседневной жизни – помнить и удерживать информацию необходимо для успешного выполнения задач и достижения поставленных целей.Дошкольный возраст характеризуется быстрым развитием мозга и активным усвоением новой информации. Именно в этот период формируются базовые навыки памяти - запоминание, концентрация внимания, последовательность действий. Детский мозг готов к активному приему знаний, что делает дошкольное время подходящим для тренировки памяти.Важной особенностью развития памяти у дошкольников является ее поэтапное формирование. Сначала дети могут запоминать только отдельные факты или элементы информации без связи между ними. Постепенно они начинают усваивать более сложные структуры: последовательности, ассоциации, категории и т.д. Это происходит под влиянием опыта и обучения.Однако следует отметить, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности развития памяти. У некоторых детей один из типов памяти может быть более развитым, чем у других. Поэтому важно создавать условия, которые способствуют развитию всех типов памяти.Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и реализация программы по развитию памяти у детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы «Знайки» в количестве 30 человек, возраст участников исследования 5-6 лет. Для проведения анализа были выбраны следующие методики: тест «10 слов» Т.Д. Марцинковской, методика диагностики мнемических способностей Л. В. Черемошкиной, методика «Запомни рисунки» Р.С. Немова. 1. Анализ результатов исследования объема и скорости запоминания на констатирующем этапе исследования показал, что высокий уровень развития исследуемого параметра выражен всего у 8% старших дошкольников (2 человека), 52% дошкольников старшей группы отнесли к среднему уровню, 40% испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития таких характеристик памяти как объём и скорость запоминания. Реализованная развивающая программа существенно повлияла на исследуемый показатель развития памяти в экспериментальной группе, так на высоком уровне оказались 47% испытуемых в ЭГ, на среднем - 53%, в контрольной группе не было выявлено никаких изменений.2. Анализ результатов исследования уровня развития зрительной памяти на констатирующем этапе исследования показал, что высокий уровень развития исследуемого показателя присущ лишь 12% дошкольников, средний – 48%, низкий – 40%.Реализованная нами программа также содержала задания, направленные на развитие зрительной памяти и на контрольном этапе исследования мы получили уже совсем другие показатели у дошкольников из экспериментальной группы: 60% испытуемых дошкольников показали средний уровень развития зрительной памяти, 40% - средний уровень, низкий уровень выявлен не был, тогда как у детей в контрольной группе, показатели остались неизменными. 3. Анализ результатов исследования кратковременной памяти на констатирующем этапе исследования показал, что 12% дошкольников имеют высокий уровень развития кратковременной памяти, 48% - средний уровень и 40 % низкий уровень. Реализованная нами программа в экспериментальной группе была эффективна и для этого критерия, так как контрольный этап исследования продемонстрировал существенную разницу в показателях: 47% показали высокий уровень, 53% - средний, низкий уровень выявлен не был. В контрольной группе не было выявлено изменений.Соответственно, изменился и общий уровень развития памяти у детей в экспериментальной группе: 47% дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития памяти, 53% - средний уровень. Остался неизменным уровень развития памяти у детей в контрольной группе. Такие показатели свидетельствуют об эффективности реализованной нами программы.Отметим также, что при реализации программы, а также ежедневном взаимодействии с дошкольниками на предмет развития памяти, должны быть учтены такие принципы и подходы: игровой подход, систематичность, вариативность, постепенное усложнение, использование ассоциаций, создание связей с реальной жизнью, поддержка мотивация. Кроме того, необходимо, чтобы развивающая работа осуществлялась не только в ДОУ, но и дома родителями, которые могут также использовать для этого игры, книги, развивающие пособия, беседы и т.п.Результаты контрольного этапа исследования помогли нам сделать вывод об эффективности реализованной программы, следовательно, гипотеза исследования была подтверждена.
1. Алябьева, Е. А. Как развить память у ребенка. Учим запоминать стихи / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 125 с.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология: учеб. пособие / В. Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989 (1990). – 193 с.
3. Аткинсон, Р. С. Управление кратковременной памятью / Р. С. Аткинсон // Психология памяти ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: Юрайт, 2018. – С. 379-386.
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 208 с.
5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2015. – 256 с.
6. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: метод. пособие для воспитателей дет. дошк. учреждений / Л. Е. Белоусова. – СПб: Детство Пресс, 2017. – 119 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 378 с.
8. Большева, Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. – М.: Детство-пресс, 2014. – 212 с.
9. Бондарева, Л. Ю. Маленький исследователь: развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников: пособие для детей 6-8 лет / Л. Ю. Бондарева. – М.: Академия развития, 2017. – 32 с.
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2015. – 613 с.
11. Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение / Е. А. Бортникова. – М.: Литер, 2016. – 58 с.
12. Вагнер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 224 с.
13. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. –2018. – №4. – С. 63-73.
14. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998. – 380 с.
15. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М.: Детство-пресс, 2017. – 146 с.
16. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, Н. А. Веракса. – М.: Сфера, 2017. – 128 с.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2015. – 1136 с.
18. Гаврина, С. Е. Школа для дошколят «Развиваем память». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / С. Е. Гаврина. – М. : Росмэн, 2017. – 24 с.
19. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти / Э. А. Голубева. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 392 с.
20. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С. Б. Горбушина. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 64 с.
21. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2018. – 652 с.
22. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб: Питер, 2015. – 283 с.
23. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с.
24. Джеймс У. Память. – М.: Академический проект, 2014. – 284 с.
25. Дубровская И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии / И. В. Дубровская. – М.: Академия, 2019. – 402 с.
26. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации / О. В. Дыбина. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 302 с.
27. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М, Житникова. - М.: Просвещение, 2014. - 189 с.
28. Жукова, О. С. Учимся запоминать / О. С. Жукова. – М.: АСТ, 2017. – 80 с.
29. Жукова Р.А. Дидактические игры как средство подготовки к школе / Р.А. Жукова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2016. – 45 с.
30. Зинц, Р.Т. Обучение и память / под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн.: 2013. - 388 с.
31. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З. М. Истомина // URL : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html
32. Кисилев, П. А. Как развить память ребенка / П. А. Кисилев. – 4-е изд., стереотип. – М.: Детство-пресс, 2018. – 396 с.
33. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. зав. / С. А. Козлова, Т. А. Кулакова. – М.: Академия, 2017. – 416 с.
34. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПБ: Питер, 2017. – 483 с.
35. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 882 с.
36. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М.: Академический проект, 2016. – 526 с.
37. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я, Ляудис. - М.: Просвещение, 2018. – 212 с.
38. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2014. – 452 с.
39. Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра/ И. И. Мамайчук. – СПб: Речь, 2016. – 38 с.
40. Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5-6 лет / О. А. Мельниченко. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 33 с.
41. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 218 с.
43. Немов, Р. С. Общая психология: учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
44. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Академия, 2016. – 385 с.
45. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. факул. ун-тов / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2018. – 452 с.
46. Ольшанская, Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи. Занятия с дошкольниками. Игровые задания / Е. В. Ольшанская. – М.: Первое сентября, 2018. – 98 с.
47. Омельченко, Л. В. Познавательное речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники / Л. В. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 124 с.
48. Останкова, Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 132 с.
49. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для детей 4-7 лет [Текст] / Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 112 с.
50. Роговин, М. С. Проблемы теории памяти / М. С. Роговин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: URSS, 2019. – 326 с.
51. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2017. – 450 с.
52. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 230 с.
53. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 220 с.
54. Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления. Ч.1. Солнечные ступеньки. – М.: ВК Дакота, 2019. – 32 с.
55. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
56. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академ-А, 2019. – 378 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
58. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. -192с.
59. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2018. – 128 с.
60. Чуб, Н. В. Лучшая книга для развития памяти малыша / Н. В. Чуб. – М.: АСТ, 2014. – 162 с.
61. Эльконин Д.А. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Д.А, Эльконин, А.В. Запорожец. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 226 с.
62. Working Memory Model (Baddeley And Hitch) [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.simplypsychology.org/working-memory.html (дата обращения: 20.11.2023)