Философия науки: предмет и основные концепи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Философия науки: понятие, проблемы и тенденции развития 5
2. Традиция и проблема развития науки 9
3. Концепции развития научного знания 13
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

И. Лакатос настаивает на этом и указывает на данный разрыв. Итогом усилий по решению этой проблемы стало создание методологической концепции «утонченного фальсификационизма» или методологии научно-исследовательских программ. «Фальсификация и методология научных исследовательских программ» - фундаментальный труд Лакатоса, в котором он представил данную теорию.Научные исследовательские программы, по словам Лакатоса, не просто формируются из цепочек теорий, а представляют собой совокупности теоретических построений с определенной структурой. Все эти программы имеют твердое ядро. Отрицательная эвристика, в отличие от положительной, запрещает использование modustollens для утверждений, входящих в твердое ядро. Вместо этого мы должны проявить изобретательность для развития уже существующих или выдвижения новых «вспомогательных гипотез», которые служат «защитным поясом» вокруг ядра. Modustollens применяется к этим гипотезам.Развитие науки, по словам Лакатоса, не сводится к простой смене научных теорий, а представляет собой историю исследовательских программ, которые возникают, развиваются и умирают. Он осуществляет учет не только борьбы между опровержимыми и конкурирующими теориями, которые составляют своего рода «защитный пояс», но и борьбы между различными исследовательскими программами. Он отмечает, что явления смены и устранения устоявшихся взглядов и научных революций следует рассматривать не с позиции «психологии толпы», а с позиции сравнения и соизмерения двух конкурирующих программ. Для этого учеными было введено понятие сдвига проблем.Прогрессивность исследовательской программы определяется способностью предсказывать факты и достигать нужного результата. Это связано с ростом эмпирического и теоретического потенциала программы. Если программа способна предсказывать факты и объяснять их вовремя, то она является жизнеспособной и продуктивной.С другой стороны, регрессивность программы проявляется в отставании ее теоретического роста от эмпирического. Это может быть связано с запоздалыми объяснениями и случайными открытиями. Такие программы неспособны достичь прогрессивного сдвига проблем и не обладают достаточной жизнеспособностью.Лакатос подчеркивает важность сохранения «жесткого ядра» научно-исследовательской программы во время реализации прогрессивного сдвига проблем. Это позволяет обеспечить стабильность и продуктивность программы в процессе исследования.Но не стоит отказываться от программы, даже если происходит «регрессивный сдвиг». Ведь всегда есть возможность обнаружить внутренние источники развития для прогрессивной программы, которые могут неожиданно способствовать ее развитию. Согласно Лакатосу, история науки является непреложным и бескомпромиссным судьей для любой логико-методологической концепции. Его заслуга заключается в том, как он ясно осознал, что рациональная реконструкция истории науки не может быть полностью исчерпывающей, поскольку люди не являются полностью рациональными существами, и даже когда они действуют рационально, у них могут быть собственные теории относительно своих рациональных действий.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены проблемы философии науки.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Философия науки - это область философии, которая занимается изучением фундаментальных вопросов о природе науки, ее методах и проблемах. Она стремится понять сущность научного знания и его особенности, а также исследовать взаимодействие науки с обществом, этикой и другими областями знания.Задачи философии науки можно описать следующим образом. Понять природу научного знания и его возможности. Философия науки исследует, каким образом научные знания возникают, верифицируются и расширяются. Она анализирует методы научного исследования и пытается определить, каковые критерии научности и объективности.Исследовать основы научного метода. Философия науки анализирует методы, которые ученые используют для получения знаний о физическом мире. Она исследует вопросы о логике, эмпирических наблюдениях, экспериментах и рассуждениях, которые приводят к научным открытиям.Разработать критерии научности. Философия науки стремится определить, что отличает научные теории от псевдонаучных. Она исследует вопросы о методологии и эпистемологии науки, чтобы разработать критерии научности, которые могут помочь отделить науку от ненауки.Изучать социальные и этические аспекты науки. Философия науки интересуется влиянием науки на общество и обратно. Она исследует этические вопросы, связанные с научными исследованиями, и анализирует социальные и политические последствия научных открытий.Одной из самых влиятельных концепций в философии науки является концепция научных революций, разработанная американским философом Томасом Куном. Он утверждал, что научное знание не развивается постепенно и непрерывно, а происходит через периоды революций.Кун предложил понятие «парадигмы» - совокупности общепринятых представлений, теорий, методов и понятий, которые определяют научное направление в определенный период времени. Парадигма представляет собой некий набор правил и принципов, которые определяют, что является научным знанием и как его получать.Согласно Куну, научные революции происходят, когда возникает кризис в текущей парадигме. Кризис возникает, когда накапливается достаточное количество аномалий, которые не могут быть объяснены с помощью существующей теории. В результате революции происходит замена старой парадигмы новой.Концепция ИмреЛакатоса, известного венгерского философа науки, предлагает новый взгляд на научную методологию и понимание прогресса в науке. В своих работах Лакатос развивает идеи Карла Поппера, касающиеся фальсификации научных теорий. Он предлагает концепцию «исследовательских программ» и «научных программ», которые помогают объяснить, как наука развивается и прогрессирует.Ключевым понятием в концепции Лакатоса является «исследовательская программа». Он определяет исследовательскую программу как совокупность научных теорий и гипотез, которые объединены общей целью исследования. Исследовательская программа может быть рассмотрена как научный подход или методология, которая определяет рамки исследования и направление развития науки.Однако, исследовательская программа может столкнуться с проблемами и ограничениями. Лакатос выделяет два типа фаз в развитии исследовательской программы: «позитивная» и «отрицательная». В позитивной фазе новые идеи и гипотезы разрабатываются и тестируются, а научные теории получают подтверждение. В отрицательной фазе, однако, возникают аномалии, которые не могут быть объяснены существующими теориями. Это вызывает кризис в исследовательской программе и может привести к ее замене новой программой.Согласно Лакатосу, прогресс в науке происходит через смену исследовательских программ. Когда старая программа сталкивается с проблемами и не может объяснить новые наблюдения, возникает кризис. В этот момент открывается возможность для разработки новых идей и гипотез, которые могут привести к созданию новой исследовательской программы. Этот процесс непрерывного прогресса и замены старых программ новыми способствует развитию науки и расширению нашего понимания мира.Также Лакатос подчеркивает важность критики в научном процессе. Критика исследовательских программ и теорий помогает выявить их слабые места и проблемы. Это способствует развитию науки и прогрессу, так как позволяет отклонить неподтвержденные или неверные идеи и заменить их более точными и объяснимыми.С развитием науки и появлением новых технологий становится все более ясным, что проблемы, которые решают ученые, не ограничиваются одной областью знания. Философия науки может стать мостом между различными дисциплинами и способствовать интеграции их результатов. Например, в области нейробиологии философия науки может помочь разработать общие принципы понимания мозговой деятельности и связать их с психологией и физикой.Философия науки активно развивается и создает новые методы и подходы к изучению научного познания. Одним из таких подходов является философия науки на основе исторического анализа. Она позволяет изучить развитие науки на протяжении времени и выявить общие закономерности. Этот подход может помочь ученым лучше понять сущность научного процесса и предсказать его.Список использованной литературыБаранец Н. Г., Ершова О. В., Кудряшова Е. В. Конвенции и коммуникация в научном и философском сообществах / Н.Г. Баранец, О.В. Ершова, Е.В. Кудряшова – Ульяновск : Изд. Качалин Александр Васильевич, 2012. – 118 с.Вайскопф В. Ф. Физика в двадцатом столетии / В.Ф. Вайскопф – Москва :Атомиздат, 1977. – 272 с.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва : Логос, 2003. – 355 с.Вейль Г. Математический способ мышления / Г. Вейль // Математическое мышление. – Москва : Азбука, 2001. – 400 с.Галухин А. В. Принципы неклассической рациональности в эпистемологии и методологии научного познания: диссертация ... кандидата философских наук / А.В.Галухин. – Москва, 2002. – 224 с. [Электронный ресурс]: http://www.dissforall.com/ (Дата обращения 17.11.2023)Гершунин С. А., Алов А. А. Революция в физике начала ХХ в.: единство философских идей и научных теорий / С.А. Гершунин, А.А. Алов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. - № 3 (23). – С. 82-89.Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Роль изучения структуры научной теории и функции ее элементов в системном усвоении знаний / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский.// Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2 (63). – С. 190–194.Гончаренко В. Н., Гончаренко М. В. Феномен знания: историческая и теоретическая традиция / В.Н. Гончаренко, М.В. Гончаренко.// Инновационная наука. – 2017. – № 5. – С. 140–142.Губанов Н. И., Губанов Н. Н., Волков А. Э. Критерии истинности и научности знания / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов, А.Э. Волков – Текст: непосредственный. // Философия и общество. – 2016. – № 3. – С. 78–95.Дюгем П. Физическая теория: ее цель и строение / П. Дюгем. – Москва : УРСС, 2007. – 326 с.Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Р. Карнап. – Москва :Едиториал УРСС, 2003. – 391 с.Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Дата обращения 17.11.2023).Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.php (Дата обращения 17.11.2023).Лебедев С. А. Истинность чувственного и эмпирического знания в науке / С.А. Лебедев.// Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 117–125.Лебедев С. А. Три эпистемологических парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая / С.А. Лебедев // Вестник Московского государственного областного университета. – 2019. - № 2. – С. 9-20.Лисеев И. К., Реймерс Н. Ф. Синтез знания и формирование глобальной экологии / И.К. Лисеев, Н.Ф. Реймерс.// Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. – Москва : АН СССР, 1984. – С. 75–88.Мамедов А. А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса/ А.А. Мамедов [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/nauka-kak-pole-borby-issledovatelskih-programm-k-kritike-kontseptsii-rosta-znaniya-i-lakatosa (Дата обращения 17.11.2023).Огурцов А. П. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. - № 5. – С. 150-163.Павлов А. В. Логика и методология науки / А. В. Павлов. – Москва : Флинта : Наука, 2010 – 344 с.Пашарина Е. С. Предметное содержание философии и науки / Е.С. Пашарина // Вести Волгоградского государственного университета. – 2013. - № 1 (19). – С. 132-135.Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. – Москва : Новый хронограф, 2008. – 351 с.Светлов В. А. Истина как саморекурсия: определение и следствия / В.А. Светлов .// Вестник Омского университета. – 2010. – № 2. – С. 132Степин В. С. К проблеме структуры и генезиса научной теории / В. С. Степин // Философия. Методология. Наука – Москва : Наука, 1972. – С. 158-176.Трофимов В. В. Объективность науки и теоретические формы знания / В.В. Трофимов [Электронный ресурс].// NOMOTHETIKA. – 2017. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnost-nauki-i-teoreticheskie-formy-znaniya (дата обращения: 17.11.2023).Шадрина Е. Н. Философия науки: понятие и перспективы развития / Е.Н. Шадрина // Известия Саратовского университета. – 2009. - № 2. – С. 53-53-58.

1.Баранец Н. Г., Ершова О. В., Кудряшова Е. В. Конвенции и коммуникация в научном и философском сообществах / Н.Г. Баранец, О.В. Ершова, Е.В. Кудряшова – Ульяновск : Изд. Качалин Александр Васильевич, 2012. – 118 с.
2.Вайскопф В. Ф. Физика в двадцатом столетии / В.Ф. Вайскопф – Москва : Атомиздат, 1977. – 272 с.
3.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва : Логос, 2003. – 355 с.
4.Вейль Г. Математический способ мышления / Г. Вейль // Математическое мышление. – Москва : Азбука, 2001. – 400 с.
5.Галухин А. В. Принципы неклассической рациональности в эпистемологии и методологии научного познания: диссертация ... кандидата философских наук / А.В. Галухин. – Москва, 2002. – 224 с. [Электронный ресурс]: http://www.dissforall.com/ (Дата обращения 17.11.2023)
6.Гершунин С. А., Алов А. А. Революция в физике начала ХХ в.: единство философских идей и научных теорий / С.А. Гершунин, А.А. Алов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. - № 3 (23). – С. 82-89.
7.Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Роль изучения структуры научной теории и функции ее элементов в системном усвоении знаний / О.С. Гибельгауз, А.Н. Крутский.// Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2 (63). – С. 190–194.
8.Гончаренко В. Н., Гончаренко М. В. Феномен знания: историческая и теоретическая традиция / В.Н. Гончаренко, М.В. Гончаренко.// Инновационная наука. – 2017. – № 5. – С. 140–142.
9.Губанов Н. И., Губанов Н. Н., Волков А. Э. Критерии истинности и научности знания / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов, А.Э. Волков – Текст: непосредственный. // Философия и общество. – 2016. – № 3. – С. 78–95.
10.Дюгем П. Физическая теория: ее цель и строение / П. Дюгем. – Москва : УРСС, 2007. – 326 с.
11.Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Р. Карнап. – Москва : Едиториал УРСС, 2003. – 391 с.
12.Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Дата обращения 17.11.2023).
13.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.php (Дата обращения 17.11.2023).
14.Лебедев С. А. Истинность чувственного и эмпирического знания в науке / С.А. Лебедев.// Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 117–125.
15.Лебедев С. А. Три эпистемологических парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая / С.А. Лебедев // Вестник Московского государственного областного университета. – 2019. - № 2. – С. 9-20.
16.Лисеев И. К., Реймерс Н. Ф. Синтез знания и формирование глобальной экологии / И.К. Лисеев, Н.Ф. Реймерс.// Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. – Москва : АН СССР, 1984. – С. 75–88.
17.Мамедов А. А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса / А.А. Мамедов [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/nauka-kak-pole-borby-issledovatelskih-programm-k-kritike-kontseptsii-rosta-znaniya-i-lakatosa (Дата обращения 17.11.2023).
18.Огурцов А. П. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. - № 5. – С. 150-163.
19.Павлов А. В. Логика и методология науки / А. В. Павлов. – Москва : Флинта : Наука, 2010 – 344 с.
20.Пашарина Е. С. Предметное содержание философии и науки / Е.С. Пашарина // Вести Волгоградского государственного университета. – 2013. - № 1 (19). – С. 132-135.
21.Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. – Москва : Новый хронограф, 2008. – 351 с.
22.Светлов В. А. Истина как саморекурсия: определение и следствия / В.А. Светлов .// Вестник Омского университета. – 2010. – № 2. – С. 132
23.Степин В. С. К проблеме структуры и генезиса научной теории / В. С. Степин // Философия. Методология. Наука – Москва : Наука, 1972. – С. 158-176.
24.Трофимов В. В. Объективность науки и теоретические формы знания / В.В. Трофимов [Электронный ресурс].// NOMOTHETIKA. – 2017. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnost-nauki-i-teoreticheskie-formy-znaniya (дата обращения: 17.11.2023).
25.Шадрина Е. Н. Философия науки: понятие и перспективы развития / Е.Н. Шадрина // Известия Саратовского университета. – 2009. - № 2. – С. 53-53-58.