Особенности обучения взрослых людей.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 08.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «АНДРАГОГИКА» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 6
1.1. Понятие «андрагогика» в гуманитарных науках 6
1.2. Психолого-педагогические особенности «взрослости» при обучении 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 14
2.1. Методы обучения взрослых людей по направлению «Дизайн» 14
2.2. Организация и методы практического исследования 23
2.3. Результаты исследования и их интерпретация 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

Первая задача исследования была решена следующим образом.Нами было выбрано обучение взрослых на базе Высшей школы экономики. Программа профессиональной переподготовки Школы дизайна НИУ ВШЭ, где люди смогут научиться проектировать интерьер квартир, магазинов, коттеджей и других пространств за 12 месяцев. Обучение является платным. Возможно очная или заочная форма[8]. Вторым примером мы решили взять полностью дистанционный курс «Дизайнер интерьера PRO» на онлайн-платформе Московская академия дизайн-профессий Pentaschool. Онлайн-обучение со свободным графиком, длительность 11,5 месяцев. Обучение платное [9]. Пример выпускника является интервью слушательницыPentashool ЯныБагдасаровой[34].2.3.Результаты исследования и их интерпретацияДляанализа программы профессиональной переподготовки «Дизайн интерьера» мы изучили сайт Высшей школы экономики [8] и отзывы людей[22], которые учились на данном направлении. Данное направление подходит взрослому человеку, так как обучение проходит три раза в неделю по вечерам, а формат — проектная работа и практические и теоретические лекции в кампусе Школы дизайна НИУ ВШЭ на Павелецкой или онлайн. В учебном плане выделены:Теоретические часы, где основной метод – это семинарские занятия. Например, «История и теория архитектурных стилей».Практические часы, где основной направление – это интерактивное и ситуационное обучение. Например, «Технологии дизайна интерьера», где студенты осваивают программы цифрового черчения, трёхмерного моделирования и визуализации, а также инструменты растровой графики, или «Интерьер кафе, ресторана, бара, магазина», где студенты делают эскизные и рабочие проекты.Отдельно идет проблемное направление в рамках зачета, так как студенты за год представляют три проекта.Исходя из отзывов студентов, в рамках данного курса присутствуют все особенности характеризующее успешное обучение: 1.Происходит сопроцесс педагога и взрослого - организация профессиональной среды с преподавателями, которые являются практикующими дизайнерами.2.На сайте ВШЭ отражен весь план этапов образовательного процесса. 3.Каждый взрослый может самостоятельно выбрать форму и направления своего обучения.4.Если у студента есть мотивация к обучению, то курс предоставит возможность реализовать проект на практике и получить новые знания.Для анализа второй программы «Дизайн интерьера. Углубленный курс» мы изучили сайтPentaschool и интервью ЯныБагдасаровой, которая в27 лет, решила пойти учится в Академии Pentaschool на программе «Дизайн интерьера PRO», а ранее работала в медицине.Данное обучение подходит для взрослого человека, так как является полностью дистанционным. Весь учебный план, видеолекции, практические задания, тесты находятся в системе дистанционного образования. Программа состоит из 19 блоков от базовой теории к практическим кейсам. В учебном плане написано, что в каждом блоке есть теоретические и практические часы. Например, блок «Декорирование интерьера»: Теоретические часы.Основной метод – это семинарские занятия, где студенты проходят, например, введение в декорирование интерьера.Практические часы, где основное направление проблемное и ситуационное обучение, например, когда обучающиеся подбираютдекор для общественного помещения, предложенного преподавателем.Кроме того, в курсе студенты разрабатывают 2 готовых проекта, один из которых они выбирают сами, а второй дается преподавателем. Исходя из интервью ЯныБагдасаровой, в рамках данного курса присутствуют все особенности характеризующее успешное обучение:1.Сопроцесс педагога и взрослого –в рамках курса эксперты-практики проверяют работы, выставляют оценки и дают индивидуальную обратную связь.2.На сайте можно ознакомитьсяс планированием всех этапов образовательного процесса. 3.Студенты могут самостоятельно конструировать свою образовательную траекторию, так как сами выбирают время обучения.4.Так как у Яны был высокий уровень мотивации, она смогла успешно пройти программу.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Для подтверждения гипотезы и цели исследования, а также решения всех задач было проведено практическое и теоретическое исследование.Благодаря проведенному теоретическому анализу можно сформулировать четыре главных особенности обучения взрослых: Сопроцесс педагога и взрослого - организация профессиональной, мотивирующей, новой для обучающихся образовательной среды, в которой через обсуждение, дискуссии, чтение информации, подготовка проектов происходит процесс учения.Для эффективности результатов необходимо четкое планирование всех этапов образовательного процесса. Самостоятельное конструирование взрослыми своей образовательной траектории приводит к результативности обучения взрослых.Учебная деятельность взрослых людей будет эффективной только лишь в том случае, если у них будет сильное желание овладеть новыми навыками и умениями.Благодаря технологическому прогрессу человек может выбирать форму обучения: очное, заочное или дистанционное, - исходя из своих образовательных потребностей и возможностей. В зависимости от выбранной формы в обучении мы смогли выделить наиболее популярные направления и методы обучения: интерактивное обучение (метод игры, дискуссии), семинарские занятия (метод использования интернет-ресурсов), ситуационное обучение (метод игры), проблемное обучение (метод кейс-стади; проект). Мы сравнили выделенные нами методы теоретические и особенности обучения на практических примерах профессиональной переподготовки «Дизайн интерьера» Высшей школы экономики и дистанционный курс «Дизайнер интерьера PRO» на онлайн-платформе Московская академия дизайн-профессий Pentaschool.При анализе курса переподготовки Высшей школы экономики мы выделили два наиболее популярных метода: семинарские занятия и проекты. Подтвердились 4 особенности успешного обучения. Во втором примере, дистанционный курс «Дизайнер интерьера PRO» вPentaschool, чаще также используют семинарские занятия и проекты. В некоторых блоках используется метод кейс-стади. Подтвердились 4 особенности успешного обучения.В итоге, смотря на изученные нами примеры мы можем сделать вывод о том, что при обучении взрослых по направлению «Дизайн интерьера» чаще всего используют методы семинарских занятий, проектов и кейс-стади. Кроме того, выделенные нами особенности являются основными для успешного обучения взрослого человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги исследовательской работы, можно сделать следующие выводы.Первая задача было теоретическое исследование проблемы детерминант андрагогики в гуманитарных науках.В результате анализа теоретической литературы по теме исследования было заметно, насколько данная проблема актуальна у исследователей и в обществе. Кроме того, получилось выделить наиболее подходящее нам определение андрагогики, как науки об образовании взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.Для работы был выбран период взрослость (18 - 60 лет), по причине основополагающих характеристик данного возрастного этапа.Результатом решения второй задачи о психолого-педагогических особенностях обучения взрослых людей оказались 4 положения: сопроцесс педагога и взрослого через различные методы обучения; четкое планирование всех этапов образовательного процесса; самостоятельное конструирование взрослыми своей образовательной траектории; мотивация к обучению. И выделены наиболее популярные направления и методы обучения: интерактивное обучение (метод игры, дискуссии), семинарские занятия (метод использования интернет-ресурсов), ситуационное обучение (метод игры), проблемное обучение (метод кейс-стади; проект). Третья задача о практическом исследовании выделенных ранее особенностей обучения была успешна решена на примере программы профессиональной переподготовки Школы дизайна НИУ ВШЭ и дистанционного курса «Дизайнер интерьера PRO» на онлайн-платформе Московская академия дизайн-профессий Pentaschool.Цель и задачи были решены, а гипотеза полностью подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмчиславская Е. Ю. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 4 (83). – С. 143-145.Ананьев, Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Избранные психологические труды в 2-х т., Т.1. М.: Педагогика, 1980, - 232 с., с. 200 – 2007.Андриенко О. А. Актуальные проблемы образования взрослых //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 25-28.Арзамасцева Л. П., Шкиренко Г. А. Особенности профессионального обучения взрослых в условиях цифровизации //Костинские чтения. – 2020. – С. 15-17.Борченко И. Д., Макашова В. Н. Научная дискуссия как эффективный метод работы со взрослыми //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – №. 3 (48). – С. 14-23.Буханов Г. В. Проектный метод обучения в практике кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. ГВ Плеханова //Проектная культура и качество жизни. – 2017. – №. 8. – С. 46-57.Даутова О. Б. Технология педагогического дизайна для обучения взрослых //Экстернат. РФ. – 2021. – №. 3. – С. 28-33. Дизайн интерьера // Школа дизайна Высшей школы экономики : сайт. – URL: https://design.hse.ru/dop/environmental/110#ABOUT_PROFILE (дата обращения: 03.12.2023)Дизайнер интерьера PRO // Pentaschool : сайт. – URL: https://pentaschool.ru/program/dizajn-i-vizualizatsiya-interiera?utm_source=smm&utm_medium=vk&utm_campaign=statya2008_dizajn-i-vizualizatsiya-interiera (дата обращения: 04.12.2023)Жудро М. М. Методический дизайн повышения качества дополнительного образования взрослых //ББК 60.52 И 74. – 2017. – С. 48.Змеѐв, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. -М.: PER SE, 2006, - 294 с.Ибраимов Х. И. Педагогические и психологические особенности обучения взрослых //Academy. – 2019. – №. 10 (49). – С. 39-41.Капунова М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании. Молодой ученый. 2017; № 38 (172): 107 - 110.Кислых А. А., Мурзич А. Н. Андрагогика как основа для обучения взрослой аудитории //Актуальные проблемы лингвистики и методики. – 2022. – С. 397-401.Когтева А. М. Особенности обучения взрослых иностранному языку //Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. – 2019. – С. 58.Кузибаева М. М. АНДРОГОГИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ //Экономика и социум. – 2020. – №. 5-1 (72). – С. 782-784.Левадняя М. О., Станкевич Е. М. К проблеме психологических особенностей онлайн обучения взрослых //Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. – 2020. – С. 61-68.Материалы образовательного форума «Образовательная среда – третий учитель» - Алмата, 2017 год, март.Медведева Т. В. ЯЗЫКОВАЯ АНДРОГОГИКА: ВЗГЛЯД ПРАКТИКА //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 80.Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (одобрена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).Осипова С. И., Гафурова Н. В., Ущеко Е. В. Реализация программы «Обучение взрослых» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» //Современное педагогическое образование. – 2021. – №. 2. – С. 34-37.Отзывы // Школа дизайна Высшей школы экономики : сайт. – URL: https://design.hse.ru/info/feedback&hl=ru&gl=ru (дата обращения: 03.12.2023)Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2006. – Т. 7. – №. 17.Преображенский А. П. и др. Обучение взрослых в Воронежском институте высоких технологий //Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №. 6. – С. 394.Севернева Л. В. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. – 2021. – С. 111-115.Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования / А.В. Тебекин // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 2558–2566.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Фуфлыгина Н. В., Тухбатуллина Л. М. Потенциал системы дополнительного профессионального образования при подготовке дизайнеров //Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №. 12. – С. 334-337..Хасуев А. Э. Особенности дистанционного обучения взрослых людей //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №. 6 (79). – С. 177-178.Ходякова Н. В., Скляренко И. С. «Циклический кейс» как метод группового обучения и личностного развития взрослых //Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. – №. 4 (36). – С. 536-541.Шиляева В.Н. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения //Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 3. С. 155-162.Эсенгулова М. М. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ //Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2019. – №. 4. – С. 119-121.Эсенгулова М.М., Асекова Ж.Д. «Расширение возможностей». / Учебное пособие. - Бишкек, 2018.«Скетчинг стал моей любовью, хотя до академии я не рисовала»: интервью со слушательницей // Вконтакте : сайт. – URL: https://vk.com/@pentaschool-sketching-stal-moei-lubovu-hotya-do-akademii-ya-ne-risovala (дата обращения: 04.12.2023)Malinen A., Piirainen A. Towards the Essence of Andragogy: A Hermeneutical Reading of Grundtvig, Knowles, Lindeman and Savićević //AndragoskaSpoznanja. – 2023. – Т. 29. – №. 2.Biney I. K. The Learning Experiences of Adult Learners in a Blended Learning Environment: Opportunities and Challenges //Higher Education in Sub-Saharan Africa in the 21st Century: Pedagogy, Research and Community-Engagement. – 2023. – С. 389-410.Rathner J. A., Schier M. A. The impact of flipped classroom andragogy on student assessment performance and perception of learning experience in two advanced physiology subjects //Advances in physiology education. – 2020. – Т. 44. – №. 1. – С. 80-92.\

1. Амчиславская Е. Ю. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 4 (83). – С. 143-145.
2. Ананьев, Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Избранные психологические труды в 2-х т., Т.1. М.: Педагогика, 1980, - 232 с., с. 200 – 2007.
3. Андриенко О. А. Актуальные проблемы образования взрослых //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 25-28.
4. Арзамасцева Л. П., Шкиренко Г. А. Особенности профессионального обучения взрослых в условиях цифровизации //Костинские чтения. – 2020. – С. 15-17.
5. Борченко И. Д., Макашова В. Н. Научная дискуссия как эффективный метод работы со взрослыми //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – №. 3 (48). – С. 14-23.
6. Буханов Г. В. Проектный метод обучения в практике кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. ГВ Плеханова //Проектная культура и качество жизни. – 2017. – №. 8. – С. 46-57.
7. Даутова О. Б. Технология педагогического дизайна для обучения взрослых //Экстернат. РФ. – 2021. – №. 3. – С. 28-33.
8. Дизайн интерьера // Школа дизайна Высшей школы экономики : сайт. – URL: https://design.hse.ru/dop/environmental/110#ABOUT_PROFILE (дата обращения: 03.12.2023)
9. Дизайнер интерьера PRO // Pentaschool : сайт. – URL: https://pentaschool.ru/program/dizajn-i-vizualizatsiya-interiera?utm_source=smm&utm_medium=vk&utm_campaign=statya2008_dizajn-i-vizualizatsiya-interiera (дата обращения: 04.12.2023)
10. Жудро М. М. Методический дизайн повышения качества дополнительного образования взрослых //ББК 60.52 И 74. – 2017. – С. 48.
11. Змеѐв, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. -М.: PER SE, 2006, - 294 с.
12. Ибраимов Х. И. Педагогические и психологические особенности обучения взрослых //Academy. – 2019. – №. 10 (49). – С. 39-41.
13. Капунова М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании. Молодой ученый. 2017; № 38 (172): 107 - 110.
14. Кислых А. А., Мурзич А. Н. Андрагогика как основа для обучения взрослой аудитории //Актуальные проблемы лингвистики и методики. – 2022. – С. 397-401.
15. Когтева А. М. Особенности обучения взрослых иностранному языку //Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. – 2019. – С. 58.
16. Кузибаева М. М. АНДРОГОГИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ //Экономика и социум. – 2020. – №. 5-1 (72). – С. 782-784.
17. Левадняя М. О., Станкевич Е. М. К проблеме психологических особенностей онлайн обучения взрослых //Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. – 2020. – С. 61-68.
18. Материалы образовательного форума «Образовательная среда – третий учитель» - Алмата, 2017 год, март.
19. Медведева Т. В. ЯЗЫКОВАЯ АНДРОГОГИКА: ВЗГЛЯД ПРАКТИКА //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 80.
20. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (одобрена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).
21. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Ущеко Е. В. Реализация программы «Обучение взрослых» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» //Современное педагогическое образование. – 2021. – №. 2. – С. 34-37.
22. Отзывы // Школа дизайна Высшей школы экономики : сайт. – URL: https://design.hse.ru/info/feedback&hl=ru&gl=ru (дата обращения: 03.12.2023)
23. Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2006. – Т. 7. – №. 17.
24. Преображенский А. П. и др. Обучение взрослых в Воронежском институте высоких технологий //Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №. 6. – С. 394.
25. Севернева Л. В. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. – 2021. – С. 111-115.
26. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования / А.В. Тебекин // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 2558–2566.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
28. Фуфлыгина Н. В., Тухбатуллина Л. М. Потенциал системы дополнительного профессионального образования при подготовке дизайнеров //Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №. 12. – С. 334-337..
29. Хасуев А. Э. Особенности дистанционного обучения взрослых людей //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №. 6 (79). – С. 177-178.
30. Ходякова Н. В., Скляренко И. С. «Циклический кейс» как метод группового обучения и личностного развития взрослых //Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. – №. 4 (36). – С. 536-541.
31. Шиляева В.Н. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения //Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 3. С. 155-162.
32. Эсенгулова М. М. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ //Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2019. – №. 4. – С. 119-121.
33. Эсенгулова М.М., Асекова Ж.Д. «Расширение возможностей». / Учебное пособие. - Бишкек, 2018.
34. «Скетчинг стал моей любовью, хотя до академии я не рисовала»: интервью со слушательницей // Вконтакте : сайт. – URL: https://vk.com/@pentaschool-sketching-stal-moei-lubovu-hotya-do-akademii-ya-ne-risovala (дата обращения: 04.12.2023)
35. Malinen A., Piirainen A. Towards the Essence of Andragogy: A Hermeneutical Reading of Grundtvig, Knowles, Lindeman and Savićević //Andragoska Spoznanja. – 2023. – Т. 29. – №. 2.
36. Biney I. K. The Learning Experiences of Adult Learners in a Blended Learning Environment: Opportunities and Challenges //Higher Education in Sub-Saharan Africa in the 21st Century: Pedagogy, Research and Community-Engagement. – 2023. – С. 389-410.
37. Rathner J. A., Schier M. A. The impact of flipped classroom andragogy on student assessment performance and perception of learning experience in two advanced physiology subjects //Advances in physiology education. – 2020. – Т. 44. – №. 1. – С. 80-92.\