роль науки в современном обществе
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 21.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические аспекты темы 5
1.1.Понятие науки и проблема эволюции, развития науки 5
1.2.Роль науки в развитии индустриального общества 9
2.Выявление противоречий научного прогресса 12
2.1.Научный прогресс как движущая сила общественного развития 12
2.2.Проведение опроса 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Приложение 3 20
Достижения науки способны влиять на экономику, политику, быт, духовную и материальную культуру, психологию, идеологию.На современном этапе общество благодарят науке и научным достижениям входит в новое состояние. Мы живем в век постиндустриального общества, а значит, многие материальные блага будут производиться в автоматическом режиме, усилится роль компьютеризированных систем – все это мы видим уже сейчас. Статус самого ценного продукта приобретает информация, в том числе и научная.В целом, сейчас жизнь человека с каждым годом приобретает все больший комфорт, повышение качества жизни, возможность пользоваться техническими новшествами – все это нам дает наука. Соответственно, вряд ли без науки можно представить себе прогресс общества. Успехи в науке стали базисом для смены картин мира, улучшения жизни, но все же, научный прогресс в плане своих последствий противоречив. Например, мы можем сказать о том, что в какой-то мере научный прогресс привел к ухудшению экологии, появлению новых заболеваний. Тем не менее, в последние годы наука движется по пути решения глобальных проблем человечества. Очень много усилий прикладывается для того, чтобы сделать достижения науки общедоступными, решить проблемы третьих стран мира, улучшить экологию и т.д. Другой фактор, на который бы хотелось обратить внимание – это этика и биотехнологии. Сейчас как никогда актуальна проблема преодоления этических разногласий в науке, разработки универсального этического кодекса ученого, который позволит направить науку по конструктивному пути развития. 2.2.Проведение опросаС целью выявления основных противоречий научного прогресса и выявления отношения к науке как фактору развития общества был проведен опрос. Выборка составила 50 человек (учащиеся школы, учителя и родители).В первую очередь, было предложено ответить на следующий вопрос:1.Является ли наука причиной негативных изменений в окружающей среде?Были получены следующие ответы:Да, является – 70 процентов опрошенных.Нет – 5 процентов опрошенных.Наука косвенно влияет на окружающую среду, так как прогресс науки способен в том числе и сократить негативное влияние людей на окружающую среду – 25 процентов.Далее мы предложили ответить на такой вопрос:2.Согласны ли Вы с тем, что именно наука стала причиной развития человеческой цивилизации?Да – 85 процентов.Нет – 5 процентов. Не могу однозначно ответить, так как было много факторов – 10 процентов.Затем были получены ответы на такой вопрос:3.Какую роль в вашей жизни играют достижения науки и техники?Огромную, мы постоянно пользуемся этими достижениями – 90 процентов.Я затрудняюсь ответить, но, скорее всего, немалую – 10 процентов. Наконец, мы задали такой вопрос:4.Является ли научный прогресс основной причиной глобальных социально-экономических проблем (неравенство, экономические проблемы, возникновение новых болезней и т.д.)Да, безусловно – 15 процентов.Нет, так как причин крайне много – 45 процентов.Это верно только отчасти, но отрицать противоречия научного прогресса и влияние науки на возникновение социальных и экономических проблем не стоит – 40 процентов. Результаты опроса позволяют заключить, что оценка научного прогресса и роли науки в развитии общества затруднена, она не может быть однозначной. В действительности, мы все пользуемся достижениями науки, научный прогресс не нужно нивелировать, тем не менее, сегодня актуальны проблемы этики науки, поворота науки к конкретным нуждам человеческой цивилизации – борьба с болезнями, с экологическими глобальными проблемами, увеличение качества жизни людей во всем мире, разработка этических стандартов научной деятельности, которые позволят контролировать деятельность ученых, степень ее этичности и безопасности для общества, так как достижения и возможности науки можно использовать как во благо, так во зло. ЗаключениеНаучно-техническая проблема стала фактором обновления общества на разных уровнях. Без науки невозможно себе представить процесс развития общества и человека. Успехи в науке способствовали смене картины миры, улучшению качества жизни.В научной истории случались как прогрессивные изменения, так и отступления, переломы, регрессы. Менялись научные теории и парадигмы, тем не менее, постоянно знания накапливались, а затем совершались великие открытия и изобретения. Прогресс науки – добро или зло? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку мы рассматриваем сложный феномен. Научному развитию действительно присуще качество противоречивости. С одной стороны, наука открывает обществу путь к достойной комфортной жизни, с другой – мы не можем игнорировать проблемы, связанные с экологией, экономикой, появлением новых болезней в том числе и по причине промышленной деятельности и т.д. В рамках проекта был проведен опрос, который показал, что роль науки часто недооценивается, кроме того, на современном этапе именно наука должна совершить поворот в сторону решения глобальных социальных, экономических, экологических проблем. Также актуальной остается проблема научной этики, использования научных открытий и достижения во благо общества. Список литературыАллен Р. Британская промышленная революция в глобальной картине мира. М.: Издательство Института Гайдара, 2014. — 448 с.Белобожный, И. В. Роль науки и научно-технического сотрудничества в современном мире / И. В. Белобожный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 668-670. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59703/ (дата обращения: 21.11.2023).Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Пузакова, А. А. Влияние развития техники и технологий на жизнь людей / А. А. Пузакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 635-640. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22645/ (дата обращения: 21.11.2023).Садохин, А. П. Концепции современного естествознания : учеб.пособие / А. П. Садохин. – М. : Омега–Л, 2008 Традиционное общество / Д. Г. Подвойский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.Приложение 1Концепция научного развития Т. КунаПриложение 2Роль науки в обществеПриложение 3Мини-буклет «Наука и ее роль в жизни общества»123467
2. Белобожный, И. В. Роль науки и научно-технического сотрудничества в современном мире / И. В. Белобожный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 668-670. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59703/ (дата обращения: 21.11.2023).
3. Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy
4. Пузакова, А. А. Влияние развития техники и технологий на жизнь людей / А. А. Пузакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 635-640. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22645/ (дата обращения: 21.11.2023).
5. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / А. П. Садохин. – М. : Омега–Л, 2008
6. Традиционное общество / Д. Г. Подвойский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.