Стратегический контент- анализ трэвел-программ ( на примере 2-х телепередач)
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМИ 6
ГЛАВА 2. КОНТЕНТ - АНАЛИЗ ПРОГРАММ О ПУТЕШЕСТВИЯХ НА РОССИЙСКОМ ТВ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 45
Это, несомненно, работает развитие внутреннего туризма в регионе. Еще одно телевизионное российское трэвел-шоу - "Руссо туристо". Было создано в 2015 году на телеканале СТС. В отличие от программы "Поехали!" ведущие ездят не по России а по странам Европы и Азии. Они рассказывают, что можно отдохнуть экономно и интересно, нужно только обладать соответствующей информацией. Просветительским это телешоу назвать сложно, т.к. контент сводится преимущественно к тому, где можно недорого поселиться, где можно недорого поесть, и т.д. То есть что интересно туристам из России в Европе. В данный момент программа не выходит в связи с санкциями ЕС, введенными против России. Назовем еще один проект телепрограмм о путешествиях, который также несет в себе развлекательное начало. Это программа «Поедем, поедим», которую ведет британский телеведущий и путешественник Джон Уоррен. Программа носит уточняющий заголовок: «гастрономическое путешествие британца по России». Действительно, основной темой программ Уоррена является еда. Ведущий ездит по разным регионам России, знакомится с людьми, а также с их гастрономическими предпочтениями. Эта программа также имеет успех у зрителей благодаря юмору и легкости общения Уоррена. Однако несмотря на развлекательное начало, ведущему удается соблюсти баланс между весельем и подачей информации о национальной культуре россиян. Еда является частью национальной культуры, имеет свою специфику, обусловленную географическим положением страны, ее исторической культурой. И в программах «Поедем, поедим» это четко прослеживается. Вообще же соблюдение этического баланса является важной проблемой журналистики путешествий и непосредственно жанра путевых заметок. Журналистам очень важно доносить до аудитории достоверную, актуальную информацию, которая бы раскрывала интересные особенности той или иной страны, культуры людей. Основная этическая проблема журналистики путешествий – балансирование между нажимом туристических операторов и стремлением соответствовать действительности. Кроме того, журналистика путешествий, на наш взгляд, все же не должна ставить в приоритеты политическую ситуацию, которая далеко не всегда бывает благоприятной. На первый план должна выходить качественная информация о стране, без «желтизны» и политического заказа. Из авторских программ о путешествиях отметим и программу Марка Подрабинека "За кадром". Выходит на телеканале "Моя планета". В ходе путешествий ведущий должен сделать 10 фотоснимков, которые наиболее ярко характеризуют то или иное место. Подрабинек выбирает для своих уникальных снимков самые разные места - от европейских столиц до неизведанных мест в азиатских государствах. Особенность этого трэвел- телешоу в том, что оно основано именно на уникальных фото, которые Подрабинек делает во время путешествий. То есть журналист путешествует не просто по странам, а в поисках кадра. Того, который еще не снял никто. Контент –анализ данной работы включает в себя и анализ программ трэвел-тематики на телевидении Санкт-Петербурга. Примечательно, что все они посвящены в основном истории великого города, о которых можно рассказывать бесконечно. «Малые родины большого Санкт-Петербурга» - проект телеканала «Санкт - Петербург», в основе которого - истории о районах города. Каждый житель северной столицы может рассказать о своем районе, где он родился, учился и жил, разные истории. Историки, краеведы, художники, музыканты рассказывают о своем родной районе. Автор идеи – Александр Щербаносов. Выходит один раз в неделю, по субботам. Конкретного ведущего в программе нет. Основную информацию читает за кадром актер Дмитрий Рахетшин. На фоне рассказа ведущего зритель видит кадры конкретного района, о котором идет рассказ. Только в 1994 году площади вернули историческое название, полученное еще в 1793 – Исаакиевская. «Здесь что ни здание – то памятник архитектуры. Великие зодчие, скульпторы, инженеры создавали этот неповторимый ансамбль». Периодически в повествование включаются мнения экспертов: историки, архитекторы, а также сотрудники музеев Санкт-Петербурга комментируют те или иные аспекты городской архитектуры, скульптуры. Примечательно, что в программе не используются современные средства визуализации контента, такие как 3D - анимация, компьютерная графика, инфографика. Единственное, что видит зритель, помимо современного видеоряда районов Санкт-Петербурга, - это архивные фото, которые иллюстрируют повествование. В целом программа выдержана в спокойном, повествовательном ключе, без каких-либо спецэффектов. Это, на взгляд автора работы, вполне оправдано. «Малые родины большого Санкт-Петербурга» - это трэвел- программа с ностальгическим настроением. Однако нужно учитывать, что современный зритель, особенно молодой, хочет видеть на экране больше визуализированной информации. Такая спокойная, повествовательная трэвел-программа будет интересна только старшему поколению, которое было свидетелем развития исторических районов Санкт-Петербурга. На сайте программы можно предложить темы новых программ: m.rodini@topspb.tv. Однако в целом программа не интерактивна. Выпуски программы «Малые родины большого Санкт-Петербурга» можно также посмотреть на Youtube. Еще одна трэвел-программа, которая выходит на ТВ Санкт-Петербурга, называется «Путешествие по провинции». Концепция этой программы также очень интересна: рассказ о тех местах, которые удалены от центра Санкт-Петербурга, но хранят в себе очень интересную познавательную информацию. В основе программы – драматургический ход, который придумали авторы: молодые родители из Санкт-Петербурга, уезжая в путешествие, оставляют детям послание – письмо. В нем детям предлагается, когда они вырастут, приехать в то или иное отдаленное место и найти там интересные находки, которые для них там оставят мама и папа. Послание обыгрывается и в хэштеге #конверт.Помимо рассказа о местности, авторы программы встречаются с интересными и незаурядными людьми, потомками знаменитых личностей прошлых веков: поэта А.С. Пушкина, композитора Н.А. Римского-Корсакова, художника С. Рериха, и др. «Никаких заморских стран с обезьянками на пальцах. Никаких небоскребов, в которых отражаются другие небоскребы. Никакой опасной еды из насекомых. Мы едем не в даль, мы едем в глубь. В провинцию. В нашу провинцию. Мы едем создавать материальное наследство для малышни. Чтобы когда они вырастут, они приехали и забрали то богатство, которое для них оставили мама и папа». Эти слова ведущего каждый выпуск являются эпиграфом к передаче. Программа «Путешествие по провинции» также использует только видеоряд, нет никаких спецэффектов. Интонация повествования очень спокойная, размеренная, зритель наблюдает красивую природу, знакомится с интересными людьми, живущими далеко от центра Санкт-Петербурга. Жанр данной программы можно обозначить как документальный сериал с присущими ему чертами наглядности, описание маршрута, который прошел автор, интересная информация и люди, черты характера которых также проявляются в сериале. Однако авторы программы Алексей Волынский и Алексей Киселев всегда остаются за кадром. Здесь нет акцентов на ведущих, как в других трэвел-программах. В кадре только природа, здания, люди и общая атмосфера русских провинций. Настроение создает также фольклорная музыка, которая сопровождает каждый выпуск. В целом можно сказать, что трэвел –сериал «Путешествие по провинции» имеет не только познавательно –просветительский, но и публицистический аспект. Просмотр таких программ воспитывает чувство гордости и патриотизма за свою страны, молодежь начинает интересоваться своей «малой родиной», а не стремится уехать за границу. Несмотря на то, что программа не имеет яркой динамики и спецэффектов, она выполняет функцию просвещения, познания и воспитания зрительской аудитории. Специальный тематический канал на Rutube, посвященный Санкт-Петербургу, называется «Канал Санкт-Петербург. История, экскурсии и мифы». Примечательно, что канал имеет всего 39 подписчиков ( данные на октябрь 2023 г.) Здесь уже присутствует визуализация контента, графика, анимация, есть инсценированные ситуации, когда актеры изображают какие – то исторические сцены. Каждая история заключена в отдельную серию. Заголовки серий имеют привлекательные, хотя и кликабельные заголовки: «Невероятная экскурсия в Екатерининский дворец», « Жестокие казни Петра I и жуткие экспонаты в кунсткамере», « Факты про Зимний дворец, о которых вы не догадывались», и др. Очевидно, что контент канала адресован молодому поколению, которое любит яркие заголовки и различные спецэффекты. Постоянного ведущего у канала тоже нет, в сериалах обращаются к гидам, которые проводят виртуального зрителя по залам дворцов. Youtube - канал о Санкт-Петербурге Ruski Paska. Это документальные фильмы о районах и местах Санкт-Петербурга. Легкое, динамичное видео с познавательной информацией и .видео разных эпох. Используется анимация и графика. У Ruski Paska есть также Telegram канал. В целом можно сделать вывод, что на ТВ Санкт-Петербурга есть трэвел- программы познавательной и просветительской тематики, однако их авторы словно немного «застыли» в прошлом. Более активное использование современных цифровых технологий позволило бы привлечь к программам максимальное количество зрителей. Исходя из анализа существующих трэвел- программ на российском телевидении, автор диплома выдвинул гипотезу о том, что в современный период возникла потребность в программах познавательно-просветительской тематики. Такие программы способны не только выполнять просветительскую функцию трэвел - журналистики, развивать межкультурные коммуникации, но и способствовать развитию внутреннего туризма в Российской Федерации. Особенно актуальными являются программы, рассказывающие об истории великих городов и исторических центрах Российской Федерации, к которым относится один из центров мирового культурного туризма - Санкт-Петербург. Для исследования потребностей аудитории в трэвел - программе просветительской направленности был проведен социологический опрос студенческой молодежи. Было опрошено 78 человек, подавляющее большинство из которых являются коренными жителями Санкт-Петербурга (64 человека). Остальные приехали в Санкт-Петербург на учебу и планируют остаться здесь на ПМЖ. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1.Часто ли вы смотрите программу о путешествиях? 2.Какую платформу для просмотра вы предпочитаете: ТВ, Youtube- канал, Инстаграм, Tiktok? 3.Какие программы о путешествиях вам нравятся?4.Каких программ о путешествиях (трэвел- программ), про вашему мнению, не хватает на медиарынке? 5.Устраивает ли вас качество информации в трэвел- программах?6.Хотели бы вы получать больше познавательной информации в трэвел- программе? 7.Насколько хорошо вы знаете свой родной Санкт-Петербург?8.Хотели бы вы смотреть трэвел - программы именно о Санкт –Петербурге? 9. Информация какого плана о Санкт-Петербурге вам интересна? 10.Заинтересовала бы вас программа просветительского плана о Санкт-Петербурге?Ответы респондентов распределились следующим образом (результаты представлены в диаграммах - прим. авт.): Из приведенных диаграмм видно, что молодые люди смотрят трэвел- программы на различных медиаплатформах, предпочитая Инстаграм телевидению. Качество информации в программах о путешествиях зрителей устраивает, однако они хотели бы получать больше познавательной информации. К сожалению, молодежь плохо знает Санкт-Петербург, его исторические и памятные места. Поэтому программа просветительского плана студенческую молодежь очень интересует. Что касается тем программы, то они предпочитают информацию об архитектуре прошлых веков, а также о бесплатных экскурсиях в музеи. Это действительно важно для студентов, ведь стоимость входного билета, например, в Эрмитаж, начинается с 500 рублей, для студента это – ощутимая сумма. В целом контент - анализ российских трэвел-программ показал, что существуют большие возможности для расширения контента просветительской направленности. Авторы трэвел- программ недостаточно используют новые цифровые технологии в видеопроизводстве, что отражается на количестве подписчиков канала. На современном этапе развития российской трэвел-журналистики актуализируется задача производства трэвел- программ просветительской тематики, направленная как на расширение кругозора аудитории, так и патриотического воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к своей стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современный период, когда так осложнилась международная обстановка, когда мир сотрясают международные и межнациональные конфликты, путешествия могут выполнять подлинно гуманистическую функцию – воспитывать в человеке понимание других культур, традиций в рамках гуманности и миролюбия. И роль СМИ, которые предоставляют аудитории достоверную и актуальную информацию, трудно переоценить. Трэвел-журналистика осуществляет коммуникативную интеграцию общества посредством информации, а также закладывает определенные этические стандарты, культурный базис. Популяризации трэвел-журналистики способствуют процессы конвергенции СМИ и экспансии инфотеймента на телевидении – смеси информации и развлечения – как важнейшего тренда развития современных СМИ. Программы о путешествиях регулярно транслируются на телеканалах с широким охватом аудитории. Это позволяет говорить о развитии новых трэвел-жанров. В трэвел-журналистике за последние два десятилетия произошли радикальные изменения, что обусловлено технологическим прогрессом, политическими и экономическими факторами различной природы.Трэвел-журналистика играет важную роль в межкультурной коммуникации и помогает разделении узнавать разделении о быте, традициях, культурных ценностях и нравах представителей других разделении народов. Путешествовать, делиться информацией, знакомиться с новыми странами и народами с каждым годом становится все легче, а разделение означает, что журналистам-путешественникам придется сталкиваться с новыми вызовами и преодолевать новые трудности, чтобы сохранить внимание аудитории. Задача, которую ставят перед собой современные технологии, заставляет работников средств массовой информации разрабатывать новые модели и способы представления информации. В связи с этим происходит большое разделение по количеству узкоспециализированных телевизионных программ, а значит, и разделение новых сфер влияния СМИ. С каждым днем на телеэкранах появляются все новые виды программ о путешествиях. Однако характер вещания современных передач сменился с просветительского формата на развлекательный. Если раньше содержание передачи отвечало формуле «развлекая, информировать и просвещать», то сейчас данная трактовка, изменилась до «развлекая, информировать и рекламировать», либо «информируя, развлекать».Коммерциализация СМИ способствовали тому, что легкая, увеселительная и малосодержательная информация активно завоевала ведущие места в теле-эфирах, что привело к снижению качества подаваемой информации и заметно изменило содержание программ, при этом повысив рейтинги.В качестве рекомендаций для развития российской телевизионной трэвел-журналистики предлагаются следующие действия:1.Увеличивать количество медиапроектов, посвященных познавательной трэвел-журналистике;2.Привлекать для популяризации трэвел – направления ученых, экспертов, которые могли бы в доступной форме излагать информацию;3.Систематизировать выпуск российских трэвел-программ просветительской тематики на ТВ и Интернет-платформах;4.Перестать увлекаться сенсациями и рейтингом, а сосредоточиться на культурологической и гуманистической роли журналистики путешествий в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции// Научные труды Московского гуманитарного университета. – М., 2016, № 32.Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве : учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 55 с.3.Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1996. - 35 с.4.Калинин И.В. Трэвел-медиатекст в современной российской журналистике (на примере глянцевых журналов). Автореф.дис. к.филол.наук. М., 2019. – 35 с. 5. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.6. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-6067. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. Дисс.. канд. фил. наук. – М., 2009. – 32 с.8.Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.9. Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.10.Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 20.11.2023)11. Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 20.11.2023).12. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.13.Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-19014. Роболи Т. Литература «путешествий». — Русская проза. Л., 1926. - С. 4815.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2010. – 310 с.16.Шуляк Ю.Ю. Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы /Ю.Ю.Шуляк // Магистерская диссертация. Профиль «Научно-популярная журналистика». – Санкт-Петербург: СПБГУ, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – С. 35.17.Малые родины большого Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://tvspb.ru/programs/981/3h18. Путешествие по провинции Путешествие по провинции [Электронный ресурс] URL: https://tvspb.ru/programs/1141/219. Санкт –Петербург. История, экскурсии и мифы [Электронный ресурс] URL: https://rutube.ru/channel/24857731
1. Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции// Научные труды Московского гуманитарного университета. – М., 2016, № 3
2. Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве : учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 55 с.
3. Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1996. - 35 с.
4. Калинин И.В. Трэвел-медиатекст в современной российской журналистике (на примере глянцевых журналов). Автореф.дис. к.филол.наук. М., 2019. – 35 с.
5. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.
6. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-606
7. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. Дисс.. канд. фил. наук. – М., 2009. – 32 с.
8. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
9. Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.
10. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 20.11.2023)
11. Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 20.11.2023).
12. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.
13. Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-190
14. Роболи Т. Литература «путешествий». — Русская проза. Л., 1926. - С. 48
15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2010. – 310 с.
16. Шуляк Ю.Ю. Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы /Ю.Ю.Шуляк // Магистерская диссертация. Профиль «Научно-популярная журналистика». – Санкт-Петербург: СПБГУ, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – С. 35.
17. Малые родины большого Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://tvspb.ru/programs/981/3h
18. Путешествие по провинции Путешествие по провинции [Электронный ресурс] URL: https://tvspb.ru/programs/1141/2
19. Санкт –Петербург. История, экскурсии и мифы [Электронный ресурс] URL: https://rutube.ru/channel/24857731