Психодрама
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 28.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Монолог похож на свободные ассоциации, но больше связан с конкретной ситуацией.В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Как правило, «двойник» располагается сзади и немного в стороне. Вначале он старается стать как бы тенью протагониста и через движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную связь от прототипа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое поведение. Техника реплики в сторону также дает возможность прояснить непроявленные переживания. Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога. Процедура выглядит следующим образом: протагонист отворачивается от Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может. Она используется тогда, когда партнеры в разыгрываемой сцене не понимают друг друга и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства.Техника обмена ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями. Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого. Протагонист становится в позицию своего партнера и таким образом лучше понимает его. Уже это само по себе помогает разрешать межличностные конфликты. Эта техника используется и в том случае, если протагонист не согласен с версией исполнения роли Вспомогательным Я. Она с успехом применяется в семейной психотерапии для налаживания коммуникации. Но когда партнер вызывает слишком сильные негативные эмоции (например, насильник), обмен ролями может оказаться не только бесполезным, но и нанести вред. В обмене ролей Вспомогательное Я выявляет новые аспекты переживаний и учится лучше понимать своих близких.В технике «зеркало» Вспомогательное Я должно как можно точнее имитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения (а через них - и желания, чувства), которые ранее отвергал. Когда протагонист действует, то не обнаруживает в полной мере смысловой нагрузки действия. Он может сильно защищаться, и тогда «выдавать» его будут лишь отдельные проявления, часто невербальные, которые контрастируют с другими средствами общения. Протагонист их не замечает, осознавая лишь одну часть своих мыслей, чувств. Тогда Вспомогательное Я может не просто отобразить, но и гиперболизировать отдельные элементы. Например, в сцене диалога с матерью протагонист С. не выражал своих чувств и отвечал на ее реплики лишь тем, что соглашался чаще ездить и помогать ей. Это, однако, не разрешало его личностных проблем и лишь затушевывало давний интерперсональный конфликт. Его реплики стали удлиняться, он много объяснял, часто употребляя слово «должен». Вспомогательное Я проговаривало это слово еще чаще, причем выделяя интонацией. В процессе наблюдения протагонист заметил, что в этом поведении не выражаются его истинные желания, и захотел «переиграть» разговор. Преимущество работы с проекцией в психодраме состоит в том, что она присутствует на действенном уровне. При использовании техники «зеркало» следует учитывать возможность принятия протагонистом нового опыта, иначе проекция так и останется за пределами сознания и будет приписана способу восприятия и поведения Вспомогательного Я. Это конфронтационная техника с мощным эффектом, поэтому ее неуместное использование может фрустрировать и блокировать спонтанность действия у чувствительных клиентов с выраженными самообвинительными тенденциями.Техника проекция в будущее позволяет представить возможный вариант развития событий, разыграть сцену из будущего. Другие варианты применения этой техники позволяют апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.Моделирование предполагает демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Применение психодрамы в другой методикеНапример, метод Легализации правды, разработанный Юлией Ивлиевой, имеет в себе частично основу психодрамы. Отличие лишь в том, что Ивлиева как ведущий сама озвучивает тему для аудитории и спрашивает кто хочет поработать с этой темой на сцене, далее начинается применение психодрамы. Юлия выбирает главного героя, он рассказывает свою историю касаемо заявленной темы для зала. Затем на сцену к главному герою вызываются люди, которые проигрывают определенные роли в жизненной ситуации главного героя. Кто-то исполняет роль родителей, кто-то роль начальника, кто-то роль чувства и т.д., это зависит от истории, которую озвучил главный герой. Затем она предлагает проговаривать определенные фразы, касаемо озвученной ситуации и процессов, которые в ней происходят, за счет фраз и проговаривания что каждый участник психодрамы чувствует в моменте работы на сцене. Так все участники психодрамы проживают свои заболоченные чувства и начинают видеть, как в этой ситуации можно поступить по-другому. Это происходит лишь благодаря тому, что люди дают место свои чувствам и поступкам, а также чувствам и поступкам окружающих их людей, перестают акцентировать свое внимание на неудачах или безвыходности положения. Далее у них случается инсайт их либо перестает тревожить определенное чувство, с которым они не могли расстаться, например, чувство вины перед матерью или чувство стыда за сделанный аборт, либо они начинают видеть как можно поступить по другому в ситуации которая по их мнению была безвыходной и ее можно было лишь терпеть.ЗаключениеПсиходрама —метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.Психодрама относится к групповой терапии. Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию.В психодраме проявляется спонтанность участников, и она существует только «здесь-и-теперь».Но психодрама – это не просто театр, это мощное средство, чтобы позволить протагонисту прожить переживания даже самого далекого детства здесь и сейчас. Этот метод позволяет от проблемы, существующей в настоящем вернуться в прошлое, осознать причины и вернуться обратно в настоящее, решив исходную проблему. Психодраматическое действие всегда имеет руководителя – режиссера (им выступает психотерапевт или консультант), который при помощи различных техник позволяет протагонисту разрешить проблему.У Морено было много учеников. В настоящее время психодрама широко распространена во многих странах Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии и Африки, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.Список литературыПитер Феликс Келлерман «Психодрама крупным планом»А.Л.Гройсман «Медицинская психология»Морено Я. Л. «Психодрама. 2-е издание, исправленное» – М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008. – 496с.Романина.Н. Основы психотерапии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -- м.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.Шутценбергер А. Психодрама. Издательство «Психотерапия», 2007. – 448 с.материалы с сайта http://www.psihodrama.ru/материалы с сайта http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=122материалы с сайта http://www.psychodrama.ru/
2.А.Л.Гройсман «Медицинская психология»
3.Морено Я. Л. «Психодрама. 2-е издание, исправленное» – М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008. – 496с.
4.Романин а.Н. Основы психотерапии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -- м.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.
5.Шутценбергер А. Психодрама. Издательство «Психотерапия», 2007. – 448 с.
6.материалы с сайта http://www.psihodrama.ru/
7.материалы с сайта http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=122
8.материалы с сайта http://www.psychodrama.ru/