Региональная политика как механизм обеспечения экономического развития региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Региональная экономика
  • 47 47 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 26.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы региональной политики 4
1.1. Определение понятий "региональная политика" и "экономическое развитие региона" 4
1.2 Роль государства в региональной политике 8
1.3. Инструменты региональной политики и их классификация 10
Глава 2 Практический анализ региональной политики и ее влияния на экономическое развитие региона 16
2.1. Влияние региональной политики на экономическое развитие 16
2.2. Оценка эффективности региональной политики и ее влияния на экономическое развитие региона 19
2.3. Анализ основных экономических показателей 23
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы региональной политики 26
3.1 Анализ проблем, с которыми сталкиваются регионы при реализации политики 26
3.2 Исследование возможных путей решения данных проблем 30
3.3 Определение перспектив развития региональной политики 33
Заключение 35
Список использованных источников 36
Нормативно - правовые акты: 36
Фрагмент для ознакомления

Данная корреляция является также весьма высокой и составляет порядка 80%. Данное утверждение весьма объяснимо, поскольку чтобы обеспечить население продовольствием необходимо больше производить при помощи организаций, входящих на рынок, так чем больше население, тем и больше спрос, который может быть удовлетворен лишь при помощи привлечения доп. производств. Стоит отметить тенденцию снижения численности населения с 2016 по 2020 год и при этом рост оборотов организаций, также это доказывает отрицательный показатель Переменная X 1. Так, на конец 2020 года обороты выросли на +4% относительно 2019 года, это говорит о том, что пандемия не оказала существенный отрицательный эффект на производстве.И последними проанализированными показателями будут оборот розничной торговли и ВРП Ростовской областиДля большей визуализации представим данный на рисунке 5.Рисунок 5 – Корреляция Оборота розничной торговли и ВРП за период с 2016–2022 гг.На первый взгляд данные показатели должны показывать большой % зависимости, но исследование показало, что зависимость весьма низкая и составляет всего 46%. Данная тенденция может быть связана в первую очередь с тем фактом, что ВРП Ростовской области содержит малую часть розничной торговли региона, поскольку данный регион является в большей степени производственным металлургическим центром, а не торговым. Именно поэтому зависимость у данных показателей слабая, хоть и Переменная X 1 положительная, т. е. допустимо утверждение, что чем больше оборот торговли, тем больше показатель ВРП.Так, был исследован ряд показателей, характеризующих региональную экономику Ростовской области и сделаны выводы о низкой корреляции численности населения и уровня безработицы, оборота организаций и ВРП (поскольку розничная торговля занимает не ключевые позиции в экономике региона), также о сильной зависимости таких показателей, как численность и доходы населения, численность и оборот организаций.В заключении исследования были выявлены тенденции роста относительно 2019 года следующих показателей в период пандемии:– средняя ЗП;– оборот организаций;– безработицы;– среднедушевые доходы.3.2 Исследование возможных путей решения данных проблем Проблемы региональной политики в РФ могут быть разнообразными и комплексными, поэтому их решение требует системного подхода и анализа. Региональная политика может быть стимулирована путем привлечения инвестиций в регионы. Для этого могут быть разработаны специальные программы и меры, которые предоставят инвесторам налоговые льготы, субсидии или другие преимущества. Также важно развивать инфраструктуру и логистику для привлечения инвестиций. Например, государство может внедрять системы налоговых льгот для инвесторов, работающих в регионе, с целью стимулирования их активности. Эти льготы могут включать в себя уменьшение ставок налогов или освобождение от некоторых налоговых обязательств.Дополнительно, государство может предоставлять субсидии инвесторам, особенно в тех отраслях, которые являются приоритетными для развития региона. Эти субсидии могут помочь снизить начальные инвестиционные затраты и повысить привлекательность региона для бизнеса.Кроме того, важно уделять внимание развитию инфраструктуры и логистики. Поддержка проектов, направленных на улучшение дорожной сети, энергетической инфраструктуры и транспортных связей, может значительно упростить условия для инвестиций. Обеспечение эффективной логистики также способствует улучшению конкурентоспособности региона.Эффективное внедрение этих мер позволяет создать привлекательную инвестиционную среду, что в свою очередь способствует развитию региональной экономики и повышению качества жизни его жителей.Одним из ключевых ресурсов регионов являются их жители, поэтому развитие человеческого капитала должно быть приоритетом региональной политики. Для этого необходимо создавать условия для получения качественного образования, поддерживать научно-технические и инновационные центры, развивать систему повышения квалификации и переподготовки.Региональная политика может направлять усилия на создание и улучшение образовательных институтов, начиная от детских садов и школ до высших учебных заведений. Предоставление доступа к высококачественному образованию содействует формированию квалифицированной рабочей силы.Государство может стимулировать инвестиции в образование через налоговые льготы для предприятий, поддерживающих образовательные проекты. Это может включать в себя создание инновационных учебных программ, лабораторий и центров.Создание технопарков и инновационных кластеров стимулирует взаимодействие предприятий, исследовательских институтов и стартапов. Примером может служить развитие технопарков в регионе, где предприятия получают доступ к новым технологиям и исследованиям.Предоставление грантов и субсидий для научных исследований способствует привлечению талантливых ученых и инновационных проектов в регион. Создание центров профессионального развития и обучения позволяет работникам региона получать новые навыки и поднимать свой профессиональный уровень.Установление партнерских отношений с предприятиями для организации программ повышения квалификации, соответствующих потребностям рынка труда, способствует более эффективной адаптации рабочей силы к требованиям современной экономики.Эти меры совместно способствуют созданию устойчивого и конкурентоспособного региона, привлекая высококвалифицированных специалистов, стимулируя инновационные исследования, и обеспечивая долгосрочное развитие человеческого капитала в регионе.Многие регионы РФ сегодня зависят от нескольких отраслей, что может приводить к риску экономического спада при снижении спроса на эти товары или услуги. Для снижения такого риска необходимо развивать диверсификацию экономики регионов, поддерживая развитие различных отраслей и укрепляя малый и средний бизнес.Одной из основных проблем региональной политики является отсутствие эффективного управления в регионах. Для решения этой проблемы необходимо создать прозрачные и ответственные механизмы управления, укрепить местное самоуправление и развивать местные кадры.Многие малые города и сельские территории в РФ сегодня сталкиваются с проблемами урбанизации и оттока населения. Для поддержки этих регионов необходимо разрабатывать специальные программы и проекты, направленные на создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и повышение качества жизни.Это лишь несколько возможных путей решения проблем региональной политики в РФ. Общая стратегия должна базироваться на учете специфики каждого региона и взаимодействии между федеральными и региональными органами власти.3.3 Определение перспектив развития региональной политикиРегиональная политика в России играет ключевую роль в обеспечении устойчивого и равномерного развития различных территорий. Определение перспектив развития этой политики требует анализа текущего состояния и выявления вызовов, с которыми сталкиваются регионы.Некоторые регионы более успешны в экономическом плане, чем другие, что приводит к неравномерному распределению ресурсов.Различия в демографии могут оказывать влияние на потребности регионов в образовании, здравоохранении и социальных услугах.Неравномерность в развитии инфраструктуры может замедлять экономический рост и создавать трудности для привлечения инвестиций.Существенное повышение доли доходов, получаемых регионами в собственное распоряжение, позволит им формировать собственные программы развития и справляться с социальными и экономическими проблемами, а создание современных транспортных, коммуникационных и социальных объектов в регионах способствует экономическому и социальному развитию, привлечению инвестиций и развитию туристического потенциала.Привлечение инвестиций в регионы позволит создавать новые рабочие места, развивать промышленность и другие отрасли экономики, увеличивать экспортные возможности и обеспечивать социальное благополучие населения.Улучшение эффективности государственного управления на региональном уровне способствует более целенаправленному и эффективному использованию ресурсов, повышению качества предоставляемых государственных услуг и реализации национальных проектов.Укрепление сотрудничества между регионами позволяет объединять усилия в решении общих проблем, обмене опытом и передаче передовых технологий. Это способствует более равномерному развитию территории страны и повышению уровня жизни населения во всех регионах.Анализ текущей ситуации, учет вызовов и возможностей, а также определение конкретных перспектив развития позволят сформировать эффективную региональную политику в Российской Федерации, способствуя устойчивому и равномерному развитию всех ее территорий.В ходе исследования проблем и перспектив региональной политики в Российской Федерации становится ясно, что эта область играет критическую роль в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития страны. Несмотря на достигнутые успехи, выявлены ряд проблем, таких как экономические неравенства, демографические изменения и неравномерное развитие инфраструктуры.Однако, анализ вызовов также выявил значительные возможности для улучшения ситуации. Дифференциация подходов, внедрение инноваций и укрепление социальной направленности могут стать ключевыми факторами в повышении эффективности региональной политики.Поэтому, для успешного решения проблем и реализации перспектив, необходима дальнейшая работа по укреплению институциональной базы, созданию благоприятной бизнес-среды и сосредоточению усилий на интеграции регионов в общенациональный контекст. Это позволит обеспечить устойчивое развитие всех регионов России, способствуя формированию более равномерного и процветающего общества.Для раскрытия цели нашего исследования следует проводить анализ с разбивкой по функциональному признаку. Далее были выявлены максимально влияющие факторы на показатели с использованием метода корреляционного анализа следующего вида: где Y – зависимый фактор, функция от независимого фактора X, (аргумента). Таблица 5 – Расчеты коэффициентов корреляции (авторский расчет)Показатели факторыКоэффициенты корреляцииИмпортСальдо внешнеторговой деятельностиЭкспортНорматив достаточности капиталаОтношение доли совокупных активов к уровню монетизацииВРП0,758-0,2580,960-0,742-0,421Инвестиции 0,630-0,3170,883-0,781-0,368Денежные доходы 0,8350,9500,931-0,777-0,318Доходы государственного бюджета0,723-0,3300,968-0,715-0,461Темп прироста реальной заработной платы-0,764-0,6410,3190,295-0,227Уровень безработицы-0,5380,511-0,9030,6210,555Расходы государственного бюджета0,795-0,1730,943-0,802-0,329Долговая нагрузка 0,6880,3420,493-0,482-0,044Анализ показал, что наиболее высокая зависимость показателей социально-экономической деятельности от действия санкций прослеживается на примере импорта и экспорта, которые три раза попали в наиболее влияющие факторы.Таким образом, для снижения негативного воздействия международных санкций важно проводить работу по интенсификации внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ВЭД влияет на структурную перестройку в экономике региона, обеспечивает высокие стимулы к малым процессам и высокоэффективному труду, создает благоприятную среду для развития конкуренции и вносит вклад в увеличение розничного товарооборота. Создание экспортоориентированного предприятия связано с огромным риском и конкуренцией неизбежно возникает при рождении нового. Становление такого бизнеса — это длительный процесс, который должен иметь определенную этапность, исходя из экономического состояния страны, существующих проблем на макро- и микроуровне.Важными причинами замедления развития предпринимательских структур с экспортной направленностью в Ростовской области являются:- несовершенство законодательства в сфере проблем функционирования малого предпринимательства и бизнеса в целом;- высокое налоговое давление, которое побуждает бизнес идти к теневой экономике;- недостаточная поддержка малых предпринимателей государством;- отсутствие действенных механизмов внедрения и реализации государственной политики в части поддержки ВЭД и малого бизнеса;- несовершенная система учета и отчетности на предприятиях;- ограниченные объемы информационной базы и несовершенное консультативное обеспечение;- проблемы и недостатки в системе, связанной с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для предпринимательских структур.Для того чтобы ускорить развитие малого предпринимательства в нашей стране нужно принять следующие меры:- разработать рациональную нормативно-правовую базу;- улучшить процедуру получения разрешений и регистрационных документов;- повысить доступность финансовых и кредитных ресурсов;- расширить информационную и правовую осведомленность субъектов предпринимательской деятельности;- улучшить инфраструктуру бизнеса.На сегодня, правительство признает ВЭД ведущей силой в преодолении негативных тенденций в экономике и в устойчивом развитии общества. Поэтому, для быстрого выхода из финансово-экономического кризиса и формирования условий для углубления внедряемых рыночных реформ была принята программа государственной поддержки экспорта и малого предпринимательства, в которой определены следующие направления реализации программы:1) совершенствование рыночной инфраструктуры и инфраструктуры, что будет способствовать развитию малого бизнеса, дальнейшая государственная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, в том числе и для экспорта;2) введение действенной и эффективной системы льгот, распространенных на субъектов малого бизнеса и экспортоориентированного;3) совершенствование действующей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;4) финансовая, в частности кредитная поддержка субъектов предпринимательства;5) привлечение представителей бизнеса в реализации научных, технических, социальных, экономических программ, осуществление организация поставок продукции (работ, услуг) на государственные и региональные потребности.Существует достаточно четко сформулированный круг проблем ВЭД, который должен служить руководством при разработке политики, связанной с экспортом, в которой основной акцент должен быть сделан на региональном уровне, позволяющем учитывать региональные особенности и различия. Важным условием, которое может обеспечить выживание предприятий в условиях экономического спада, является их понимание необходимости изменения подходов к бизнес-модели и методам работы.Отмечается также низкая экономическая эффективность использования ресурсов. Для устранения указанных проблем необходимы оперативные и действенные подходы к развитию социальной инфраструктуры, мест отдыха, благоустройства городской среды. Работа органов власти города осложняется дефицитом научного и кадрового потенциала. Помимо вышеперечисленных, предпринимательство Ростовской области сталкивается с другими проблемами юридического, финансово-экономического, социального характера: недостаточностью финансово-экономической базы; несовершенством законодательства, так как большинство законодательных актов разрабатывается и принимается на федеральном и региональном уровне; внутренними противоречиями правовой базы, дублированием функций на разных уровнях управления; недостаточной проработанностью контроля органов власти и процедур ответственности за управленческие решения и результаты деятельности. Успешному осуществлению механизма формирования стратегии развития Ростовской области значительно препятствует ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, и низкая эффективность их использования. Существующие принципы, методы и формы бюджетного финансирования социально-экономического развития, подходы к нему не соответствуют его потребностям. ЗаключениеИсследование региональной политики в качестве механизма обеспечения экономического развития регионов выявило важность этой области в формировании устойчивой и динамичной экономики. Региональная политика несет на себе ответственность за создание благоприятной среды для развития бизнеса, инфраструктуры, образования и социальной сферы.Экономическое развитие регионов напрямую связано с комплексом мер, принимаемых в рамках региональной политики. Однако, успешная реализация этих мер требует постоянного анализа ситуации, адаптации к новым вызовам и учета особенностей каждого региона.Ключевыми факторами в обеспечении экономического развития являются укрепление институциональной базы, стимулирование инвестиций, поддержка инноваций и развитие человеческого капитала. Они образуют основу для устойчивого и равномерного роста всех регионов страны.В заключении можно отметить, что региональная политика, ориентированная на стимулирование экономического развития, является важным инструментом для достижения целей устойчивого и гармоничного развития регионов. Ее эффективность в значительной степени определяет экономическое благополучие страны в целом. Однако, для ее успешной реализации необходимо постоянное совершенствование, адаптация к изменяющимся условиям и комплексный подход к решению проблем.Список использованных источниковНормативно - правовые акты:Указ Президента РФ от 16.01.2020 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2017 года № 115-ФЗ.Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ."Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы"Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023)Научная литература:Абрамович, Б.Н. Региональная экономика: Учебник / Б.Н. Абрамович; под ред. Б.Н. Абрамовича. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 448 с.Варламова, Т.А. Роль региональной политики в развитии региональной экономики / Т.А. Варламова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 8. – С. 95-101.Габов, В.А. Региональная политика в Российской Федерации: проблемы и перспективы / В.А. Габов, С.И. Лаврищев. – М.: Экономика, 2003. – 336 с.Клейнер, Г.Б. Региональная политика и государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Г.Б. Клейнер. – М.: Издательский центр НИУ ВШЭ, 2012. – 240 с.Кондратьева, Н.В. Региональная политика как фактор экономического развития региона // Таможенное дело и экономика. – 2019. – № 1 (37). – С. 9-12.Лебедев, С.А. Влияние региональной политики на развитие региональной экономики / С.А. Лебедев, В.И. Кулешова // Вестник Экономической академии УрО РАН. – 2021. – № 1. – С. 156-162.Манзуров, В.Е. Региональная политика как механизм стимулирования экономического развития: теория и практика: Монография / В.Е. Манзуров. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2019. – 304 с.Онипко, Д.А. Механизмы региональной политики и их роль в обеспечении экономического развития региона / Д.А. Онипко // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Экономика и менеджмент. – 2020. – № 1 (170). – С. 101-110.Перфилова, А.А. Стратегия региональной политики как инструмент развития региональной экономики / А.А. Перфилова, Л.О. Шварцман // Предпринимательство. Средний и малый бизнес. – 2022. – № 2. – С. 157-162.Рогалев, К.А. Получение регионального экономического развития через развитие региональной политики / К. Рогалев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 9-1. – С. 1542-1546.Степанов, В.И. Региональная экономика и региональная политика: проблемы теории и практики / В.И. Степанов и др. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022.

Нормативно - правовые акты:
1.Указ Президента РФ от 16.01.2020 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"
2.Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
3.Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2017 года № 115-ФЗ.
4.Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ.
5."Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы"
6.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023)
Научная литература:
7.Абрамович, Б.Н. Региональная экономика: Учебник / Б.Н. Абрамович; под ред. Б.Н. Абрамовича. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 448 с.
8.Варламова, Т.А. Роль региональной политики в развитии региональной экономики / Т.А. Варламова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 8. – С. 95-101.
9.Габов, В.А. Региональная политика в Российской Федерации: проблемы и перспективы / В.А. Габов, С.И. Лаврищев. – М.: Экономика, 2003. – 336 с.
10.Клейнер, Г.Б. Региональная политика и государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Г.Б. Клейнер. – М.: Издательский центр НИУ ВШЭ, 2012. – 240 с.
11.Кондратьева, Н.В. Региональная политика как фактор экономического развития региона // Таможенное дело и экономика. – 2019. – № 1 (37). – С. 9-12.
12.Лебедев, С.А. Влияние региональной политики на развитие региональной экономики / С.А. Лебедев, В.И. Кулешова // Вестник Экономической академии УрО РАН. – 2021. – № 1. – С. 156-162.
13.Манзуров, В.Е. Региональная политика как механизм стимулирования экономического развития: теория и практика: Монография / В.Е. Манзуров. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2019. – 304 с.
14.Онипко, Д.А. Механизмы региональной политики и их роль в обеспечении экономического развития региона / Д.А. Онипко // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Экономика и менеджмент. – 2020. – № 1 (170). – С. 101-110.
15.Перфилова, А.А. Стратегия региональной политики как инструмент развития региональной экономики / А.А. Перфилова, Л.О. Шварцман // Предпринимательство. Средний и малый бизнес. – 2022. – № 2. – С. 157-162.
16.Рогалев, К.А. Получение регионального экономического развития через развитие региональной политики / К. Рогалев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 9-1. – С. 1542-1546.
17.Степанов, В.И. Региональная экономика и региональная политика: проблемы теории и практики / В.И. Степанов и др. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022.