Основные техники монументально-декоративного искусства
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 27.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы техник монументально-декоративного искусства 4
1.1 Сущность понятия монументально-декоративного искусства 4
1.2 Характеристика развития техник монументально-декоративного искусства 12
1.3 Роль фрески в современном монументально-декоративном искусстве 23
Заключение 31
Список использованных источников 32
Фрески на стенах требуют особого ухода и консервации, так как они чувствительны к изменениям температуры и сквознякам [2].В XIII веке итальянские художники, поддавшись влиянию Византии, разработали собственную технологию фресковой живописи. ЧенниноЧеннини, итальянский художник, детально описал новую технику в своем трактате о живописи. Работая в технике аффреско, он использовал картон для передачи изображения на влажную штукатурку, позволяя художнику работать, пока поверхность оставалась мокрой. Такая техника предполагала осторожность и отсутствие ошибок, что обуславливало создание крупных изображений небольшими участками. Ограниченная палитра и испытания пигментов на маленьких образцах были характерными чертами этой техники, дополняемой использованием "асекко" для добавления ярких акцентов, таких как зеленые и синие оттенки, и мелких деталей.Архитектурные формы, привлекавшие внимание итальянцев в Риме, предоставляли идеальное поле для выполнения фресковой живописи. В эпоху Ренессанса мастера, такие как Мазаччо, А. Мантенья, Л. Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, талантливо декорировали церкви и дворцы фресками. Их произведения, созданные преимущественно в технике аффреско, были настолько мастерски выполнены, что стены и потолки казались лишенными плоскости. Самым известным примером такой живописи является роспись Сикстинской капеллы. Во Франции фреска была временно забыта с появлением готики, которая приносила популярность витражам и стремительному росту высоты готических сводов. Однако, благодаря Джотто и Симоне Мартине, особенно во Флоренции и Сиене, фреска получила новый импульс в своем развитии [7].В XVIII веке фреска оставалась важной формой монументально-декоративного искусства и пользовалась популярностью. Дж. Б. Тьеполо выделялся среди выдающихся художников того времени. Вторая половина ХХ века принесла новый всплеск интереса к фресковой живописи, вдохновленный мексиканскими муралистами, такими как Диего Ривера, Хосе Ороско и Давид Смкейрос, которые создавали крупные полотна, несущие не религиозное, а общечеловеческое содержание.В Советском Союзе монументальное искусство занимало важное место, служа идеологической пропагандой. Возвращение к монументальному искусству считалось эффективным способом демонстрации силы и могущества государства. Фасады зданий в городах Советского Союза украшали фрески и мозаики, прославлявшие "нового человека" и идеологические достижения в науке, сельском хозяйстве, спорте, производстве, искусстве и космосе. Современное использование фрески в интерьерах подразумевает грамотное вписывание этого искусства в современные материалы и внутренний дизайн, зависящее от внутреннего восприятия и эстетического понимания.В современной эпохе, уличные художественные работы зачастую не гармонируют с окружающим пространством, выглядят неоконченными и не способствуют оформлению архитектурной среды, а скорее являются результатом "вандализма искусства". Проблема этого явления, возникшего в современном обществе, требует серьезного внимания и решения.Понадеемся, что современные художники, архитекторы и дизайнеры начнут относиться к этой проблеме более ответственно, что может привести к новой эпохе в развитии монументального искусства. Создание эстетического облика городского окружения при помощи современного монументального искусства может способствовать распространению духовных ценностей [6].Современное использование фрески проявляется в различных интерьерах. Почти любой материал можно успешно интегрировать в интерьер, если это сделано грамотно и эстетично. Это зависит от индивидуальных вкусовых предпочтений и понимания эстетики.В современных интерьерах фреска используется в различных техниках. Она применяется не только на штукатурку, но и на другие поверхности, имитируя ее. Варианты использования настолько разнообразны, что фреска может быть применена как в классических интерьерах, следующих стандартам, так и в современных. В классическом интерьере фреска, выполненная на штукатурке, вполне уместна. Эта техника максимально реалистична и напоминает античные фрески. Создается из штукатурки на основе монтажной сетки, а рисунок наносится красками. Монтаж производится при помощи клея, а края украшаются штукатуркой, что придает рисунку вид части стены.Существует также фреска на флизелиновой основе. Изображение наносится на флизелиновую основу с использованием специального принтера, а после печати изображение "стареют". Эта методика позволяет распространить фреску по всей стене, как это делают с обычной обоями, что позволяет скрыть небольшие неровности стен. Другой вид – фреска на холсте. Этот метод пользуется популярностью в настоящее время. Холст подвергается штукатурке, затем наносится изображение. После этого происходит "старение" изображения и покрытие его воском.Имеются фрески на основе самоклеящихся материалов, создаваемые с применением цифровых технологий. Процесс создания включает нанесение песочного слоя на лицевую сторону изображения нужного размера и прикрепление самоклеящейся пленки на обратную сторону. Данная форма фрески напоминает фотообои из-за своей тонкости и не скрывает дефектов стен. Она занимает ключевое положение в интерьере, служа центральным элементом его композиционного решения. Фреска может находиться не только на всей стене, но и украшать части ниш, потолки или использоваться в качестве элемента декора на выступах и колоннах.Долговечность фрески зависит от срока эксплуатации сооружения, на поверхности которого она создана. Для обеспечения долговечности росписей требуется соответствие технических аспектов росписи, высокое качество подготовки поверхностей, использование качественных материалов для штукатурных работ и тщательное выполнение технологии их нанесения. Важны щелочестойкость, светостойкость и дисперсность пигментов.Фреска подходит для кирпичных, каменных и бетонных поверхностей при выполнении определенных условий: кирпичные поверхности не должны выделять соли, использование известковых или смешанных растворов с пуццолановым портландцементом в кирпичной кладке является важным условием; бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной подготовки не пригодны из-за выделения известковых солей в процессе твердения. Шлакобетонные поверхности с сернистыми соединениями также не пригодны, требуется создание защитной облицовки с использованием керамических пористых плит с водонепроницаемой изоляцией или воздушной прослойкой между плитами и бетоном. Натуральный камень, такой как неплотный известняк, туф и песчаник, представляет собой более подходящую основу для фрески, но требует предварительной обработки для лучшего сцепления со штукатуркой.Для приготовления раствора под фреску используют извести, содержащие не более 3% окиси магния. Гашеную известь применяют лишь после годичного выдерживания, а известь-пушонку оставляют на две недели после смешивания с водой до тестообразного состояния. Для высококачественной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые виды извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция около 99–99,5%.Раствор содержит промытый речной песок разной крупности в зависимости от его назначения. Подготовленный раствор с известью, водой и песком смешивается до однородности. Готовый состав хранят не более 2–3 суток, защищая от высыхания. Мраморный песок можно заменить чистым кварцевым песком с мелкой крупностью зерен до 0,3 мм. Для более гладкого слоя используют просеянную мраморную пудру с определенной зернистостью.Состав штукатурных растворов зависит от соотношения извести и наполнителя, определяемого крупностью песка и целевым назначением раствора.Перед работой поверхность очищают и увлажняют за 1–1,5 часа до начала работ. Сначала на поверхность наносят слой обрызга толщиной 5 мм, затем последовательные слои штукатурного грунта толщиной до 5 мм каждый, количество зависит от ровности поверхности. Каждый слой разравнивают и наносят после высыхания предыдущего слоя.Поверхность последнего слоя грунта обрабатывают волновидными горизонтальными линиями глубиной 2 мм с интервалом 30 мм между ними. Штукатурный грунт оставляют на 12 дней, регулярно увлажняя его дважды-трижды в день, и, при высокой температуре, покрывая влажными рогожами или мешками.Наносят лицевой слой штукатурки толщиной 10–12 мм, наращивая в два-три этапа с каждым слоем около 5 мм. Если используется раствор с мраморной пудрой для лицевого слоя, общая толщина слоя должна составлять 2–3 мм.Для фресковой живописи используют как естественные, так и искусственные щелочестойкие сухие пигменты. Из естественных минеральных пигментов - охру светлую, темную и золотистую, жженую охру, мумию светлую и темную, сурик железный, сиену натуральную и жженую, умбру натуральную и жженую, перекись марганца, цветные сланцы разных оттенков, цветные туфы – розовые, желтые и красные, коричневую марганцевую, зеленую землю (волконскоит), лазурит и малахит.Искусственные щелочестойкие пигменты, разнообразные по цветовой гамме, позволяют значительно расширить цветовые возможности фресковой живописи. Например, стронциановая желтая, английская красная, кадмий красный, кобальт синий, голубой и зеленый, ультрамарин (сульфатный), окись хрома, зелень изумрудная, кость жженая, марсы разных оттенков. Пигменты должны иметь высокую степень измельчения (дисперсию), чтобы каждая частица была покрыта пленкой гидрата окиси кальция, образуя сплошную пленку углекислой извести. Для этого пигменты просеивают через сито.Работы по росписи на свежей штукатурке требуют скорости исполнения и исключают возможность внесения изменений в предыдущую роспись, поэтому перед выполнением росписи проводят ряд подготовительных работ.После финализации композиции росписи и выполнения ее эскиза проводят ряд этюдов в соответствии с ним, чтобы тщательно изучить детали, улучшив подготовку к быстрому исполнению фрески, исключая ошибки. Следующий этап - создание картона, который точно отражает задуманную композицию в масштабе будущей росписи, а также соответствует предварительному эскизу. Полученный картон размещается на специально подготовленной поверхности, определяя взаимодействие композиции с характеристиками здания, позволяя вносить необходимые изменения. При больших размерах росписи, которые нельзя завершить за один день, рисунок разделяют на части по контурам отдельных элементов, стремясь сделать швы незаметными, чтобы они соответствовали линиям рисунка.Контуры разделенного рисунка переносят на поверхность двумя способами. Если картон не нужно сохранять, он разрезается на выкройки, которые накладываются по мере необходимости на поверхность, определяя ежедневные границы работы и площадь свежего слоя для последующих этапов. Если картон нужно сохранить, с него снимают кальку, на которую переносят линии разделения и отдельные элементы рисунка.Следуя линиям разделения, делают проколы и тампонируют рисунок на поверхность через кальку. Для тампонирования используют сухие пигменты, такие как порошок угля или охра. Иногда, для более точной работы, создают картонные выкройки для нанесения рисунка на поверхность накрывочного слоя, используя для этого кальку и припорошивание рисунка на картон.При создании орнаментальных или плоских сюжетных росписей часто применяют прямые трафареты для нанесения рисунка. При хорошо подготовленных трафаретах в некоторых случаях можно делать объемные фресковые орнаментальные росписи.Для фресковой живописи требуется подготовка красочных смесей и инструментов. Эти смеси приготавливают, перемешивая пигменты с водой в соотношении 1:3. Рабочая консистенция должна иметь вид, позволяющий каплям стекать с кисти.Пигменты предварительно смешивают в сухом виде, точно измеряя их массу для достижения нужного оттенка. Для обеспечения непрерывности работы на день заготавливают красочные составы всех необходимых цветов. Готовые смеси хранят в фарфоровых чашках, приготавливая их на мраморной доске с курантом.Для фресковой росписи используют только мягкие кисти, чтобы избежать разрушения свежей штукатурки и изменения цвета красок. Посуда с чистой водой нужна для промывки кистей во время работы.Таким образом, техника фресковой живописи включает в себя последовательное наращивание накрывочного слоя на подготовленной поверхности. На следующий день, после проверки прочности слоя, начинают роспись. По завершении работы удаляют излишки накрывочного слоя по шаблону. На следующий день повторяют процесс, прикрывая мокрым материалом, чтобы сохранить работу и избежать повреждений.ЗаключениеИсследование показывает важную роль монументально-декоративного искусства в формировании пространственной и художественной среды. Оно отражает сочетание декоративных и монументальных аспектов, служа целям эмоционального воздействия и эстетической гармонии в архитектурном контексте. Исторический анализ выявляет постоянные попытки интеграции монументально-декоративного искусства в архитектуру, начиная с его первых шагов в прошлом и продолжаясь в современных условиях. Несмотря на это, сохранение и дальнейшее развитие этой формы искусства требует более тесного взаимодействия между художниками и архитекторами, а также более глубокого понимания эстетических и практических аспектов их сопряжения.Техники, такие как фреска, мозаика, витраж и инновационные цифровые методы, отражают эволюцию творческих подходов и использование различных материалов и технологий. Данные техники представляют собой сложный арсенал художественных приемов, используемых для создания произведений искусства, встраиваемых в архитектурные сооружения. Монументально-декоративное искусство стремится к созданию единства и эстетической согласованности с окружающей архитектурой, подчеркивая важность интеграции искусства и строительства для создания гармоничной среды.С точки зрения технического аспекта, создание фресок требует сложного подхода к подготовке поверхности и использованию специфических материалов, таких как известь, пигменты и различные составы.Кроме того, фрески в современном монументально-декоративном искусстве выполняют функцию не только как декоративный элемент, но и как центральный элемент композиционного решения интерьера. Фрески выступают не только как проявление художественной эстетики, но и как интегральная часть архитектурного дизайна, оказывая существенное влияние на визуальный опыт современных зрителей.Список использованных источниковАнтоненко, М. Ю. История и технология декоративной живописи и монументального искусства / М. Ю. Антоненко, Н. Б. Смирнова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. – 83 с. Архимандрит Шестун, Г. Возвращение фрески / Г. Архимандрит Шестун // Научные труды Самарской духовной семинарии : Сборник статей. Том Выпуск VII. – Самара : Общество с ограниченной ответственностью "Слово", 2019. – С. 20-29. Василенко, Е. В. Фреска в современном монументальном искусстве и дизайне / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко, Т. В. Сичкарь // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. – Т. 10, № 4(25). – С. 5-10. Волкодаева, И. Б. Монументально-декоративные виды искусств в дизайне средовых объектов. Пластические виды искусств / И. Б. Волкодаева. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – 161 с. Котломанов, А. О. От монументального искусства к паблик-арту: проблемы формы и концепции / А. О. Котломанов, Т. В. Чикова, Д. В. Чикова // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2020. – С. 32-36. Кулеева, Л. М. История и современность мозаики / Л. М. Кулеева, Р. Н. Саляхутдинов // Дизайн-ревю. – 2015. – № 1-4. – С. 73-77. Махди, А. С. М. Фреска как средство эстетического воспитания студентов-дизайнеров / А. С. М. Махди // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2(279). – С. 40-42. Пойдина, Т. В. Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре / Т. В. Пойдина, С. Д. Бортников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12-1(74). – С. 152-156. Репкина, В. Ю. Основные тенденции в монументальном искусстве XX - начала XXI веков: усовершенствование материалов, изменение технологий, перспективы развития / В. Ю. Репкина // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2022. – С. 203-212. Секирин, С. А. Монументальная живопись как средство организации пространственной среды / С. А. Секирин // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2021. – С. 222-225. Семенова, В. В. Монументальное искусство в городской среде. Исторический опыт, современные решения / В. В. Семенова, Ю. В. Назаров // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2020. – № 2-1. – С. 61-71. Сытник, В. И. Монументальная живопись и ее проблемы в современном архитектурном пространстве / В. И. Сытник, А. А. Щербаков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2018. – № 4-2. – С. 62-80. Чеботкин, В. А. Монументальное искусство в современном городе / В. А. Чеботкин // Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования. – 2021. – С. 12-20. Шилкина, П. Н. Особенности монументальной живописи / П. Н. Шилкина // Искусство и диалог культур. – 2018. – С. 82-84.
1.Антоненко, М. Ю. История и технология декоративной живописи и монументального искусства / М. Ю. Антоненко, Н. Б. Смирнова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. – 83 с.
2.Архимандрит Шестун, Г. Возвращение фрески / Г. Архимандрит Шестун // Научные труды Самарской духовной семинарии : Сборник статей. Том Выпуск VII. – Самара : Общество с ограниченной ответственностью "Слово", 2019. – С. 20-29.
3.Василенко, Е. В. Фреска в современном монументальном искусстве и дизайне / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко, Т. В. Сичкарь // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. – Т. 10, № 4(25). – С. 5-10.
4.Волкодаева, И. Б. Монументально-декоративные виды искусств в дизайне средовых объектов. Пластические виды искусств / И. Б. Волкодаева. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – 161 с.
5.Котломанов, А. О. От монументального искусства к паблик-арту: проблемы формы и концепции / А. О. Котломанов, Т. В. Чикова, Д. В. Чикова // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2020. – С. 32-36.
6.Кулеева, Л. М. История и современность мозаики / Л. М. Кулеева, Р. Н. Саляхутдинов // Дизайн-ревю. – 2015. – № 1-4. – С. 73-77.
7.Махди, А. С. М. Фреска как средство эстетического воспитания студентов-дизайнеров / А. С. М. Махди // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2(279). – С. 40-42.
8.Пойдина, Т. В. Наследие советского монументально-декоративного искусства как источник художественно-пластических традиций в проектной культуре / Т. В. Пойдина, С. Д. Бортников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12-1(74). – С. 152-156.
9.Репкина, В. Ю. Основные тенденции в монументальном искусстве XX - начала XXI веков: усовершенствование материалов, изменение технологий, перспективы развития / В. Ю. Репкина // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2022. – С. 203-212.
10.Секирин, С. А. Монументальная живопись как средство организации пространственной среды / С. А. Секирин // Актуальные проблемы монументального искусства. – 2021. – С. 222-225.
11.Семенова, В. В. Монументальное искусство в городской среде. Исторический опыт, современные решения / В. В. Семенова, Ю. В. Назаров // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2020. – № 2-1. – С. 61-71.
12.Сытник, В. И. Монументальная живопись и ее проблемы в современном архитектурном пространстве / В. И. Сытник, А. А. Щербаков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2018. – № 4-2. – С. 62-80.
13.Чеботкин, В. А. Монументальное искусство в современном городе / В. А. Чеботкин // Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования. – 2021. – С. 12-20.
14.Шилкина, П. Н. Особенности монументальной живописи / П. Н. Шилкина // Искусство и диалог культур. – 2018. – С. 82-84.