Внешнеэкономическая деятельность: импорт продукции.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 27.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности в сфере
импорта 5
1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности в сфере импорта 5
1.2. Классификация импортных операций 6
2. Практические аспекты импорта 9
2.1. Анализ импортных операций 9
2.2. Анализ импортозамещения 17
Глава 3. Перспективы снижения импорта 24
3.1. Меры по внедрению импортозамещения и поддержки отечественных производителей 24
3.2. Перспективы развития международной торговли в режиме
антироссийских санкций 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Эти меры (увеличение социальных выплат, предоставление субсидируемых кредитов и налоговых льгот, а также повышение минимальной заработной платы) составили 3% ВВП и финансировались за счет нефтегазовых доходов, Российского фонда национального благосостояния (см. вставку) и за счет сокращения профицита федерального бюджета. Благодаря предотвращению финансового кризиса (см. обменный курс ниже) и росту производства военной продукции (включенного в ВВП) прогнозируемый дефицит на 2022 год был постепенно снижен Всемирным банком до -4,5%, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -3,9%, а также -3,4 % по оценке МВФ (который пересмотрел этот показатель в сторону увеличения до -2,2 % в январе 2023 года).В дальнейшем, согласно прогнозу ОЭСР, ВВП России упадет на -5,6% в 2023 году и на -0,2% в 2024 году. В своем обновленном отчете за январь 2023 года Всемирный банк ожидает, что рецессия продолжится в 2023 году (-3,3% ВВП), поскольку экономика продолжает сокращаться из-за воздействия санкций, но что она должна вернуться к умеренному росту в 2024 году (1,6%). Напротив, в своем январском обновлении МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 0,3% уже в 2023 году (по сравнению с падением на -2,3% в его октябрьской версии 2022 года) и несколько более высокий рост в 2024 году (2,1%).Учитывая исключение России из SWIFT с марта 2022 года, она сталкивается с проблемами оплаты импорта и получения платежей за экспорт. Были объявлены различные инициативы. Прогресс в некоторых областях, таких как использование индийской рупии для торговых расчетов, был медленным. Решения, реализованные в течение 2022 года, включали введение рублевых платежей за газ, переход на национальные валюты, бартерные сделки или расчеты наличными. В последнее время используются криптовалюты, а платежи осуществляются в китайских юанях.С октября 2021 по октябрь 2022 года экспорт ЕС в Россию сократился на 52 % (4,6 млрд долларов США), экспорт США сократился на 85 % (0,4 млрд долларов США), экспорт Великобритании сократился на 89 % (0,4 млрд долларов США), а экспорт Японии - на 41 % (0,3 млрд долларов США).. Учитывая сокращение импорта с Запада и Японии, включая важнейшие материалы, комплектующие и технологии для своей промышленности, Россия в настоящее время сталкивается с дефицитом поставок в рамках своей внутренней экономики (например, автомобилей или специализированной военной техники). Учитывая зависимость российской промышленности от импорта высокотехнологичных товаров, преимущественно с Запада, важнейший вопрос в краткосрочной и среднесрочной перспективе заключается в том, сможет ли Россия найти замену. Поскольку многие крупнейшие экономики мира (по ВВП) подписываются под санкциями, еще один вопрос заключается в том, сможет ли растущий импорт из Китая, Индии или некоторых стран Персидского залива, которые не применяют санкции, обеспечить замену.Основными источниками доходов России являются экспорт сырьевых товаров, особенно в энергетическом секторе, а также зерно и удобрения, на долю которых приходится более 60% доходов российского государства. Экспорт продовольствия и удобрений из России освобожден от западных санкций в целях поддержания продовольственной безопасности, особенно в более бедных странах. Учитывая рост цен на такие товары, выручка России от экспорта удобрений увеличилась на 70%. Другие товары (алюминий, никель, палладий, золото и серебро) также не облагаются налогом. Наконец, российская ядерная монополия "Росатом" по-прежнему работает в нескольких странах, включая Беларусь, Китай, Египет, Венгрию и Турцию. Как уже упоминалось, доходы от экспорта нефти и газа не упали в 2022 году по нескольким причинам. Во-первых, к концу года были осуществлены некоторые меры. Во-вторых, меры были подробно обсуждены, и их реализация потребовала времени, что позволило России найти новых клиентов. Наконец, особенно в отношении газа, события 2022 года привели к значительному росту цен. Ожидается, что в будущем доходы от продажи нефти увеличатся. Глава 3. Перспективы сниженияимпорта3.1. Меры по внедрению импортозамещения и поддержки отечественных производителейЕдиного нормативного акта, регламентирующего импортозамещение в РФ, не установлено. Вопрос регулируют различные федеральные законы, постановления правительства и профильных ведомств, на уровне регионов – постановления властей субъекта. К основным нормативным актам, регламентирующим импортозамещение товаров в России, относятся: 1. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.06.2015 г. – установление приоритета российского ПО, входящего в специальный реестр, при государственных закупках [2]. 2. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 – касается запрета на допуск иностранного программного обеспечения для приобретения государственными и муниципальными заказчиками [4].3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 – установление приоритета отечественных товаров перед импортными при осуществлении закупок с помощью конкурса, аукциона или других способов закупок [6]. 4. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 – установление запрета на государственные закупки зарубежных промышленных товаров [7]. 5. Постановление от 03.12.2020 № 2014 – установление обязанности заказчиков делать закупки отечественных товаров в обязательной минимальной доле. Размер доли зависит от вида товара [8]. 6. Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 № 514 – содержит товары, подлежащие импортозамещению, производимые для фармацевтической и медицинской промышленности [9]. 7. Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 № 564 – уточняет порядок субсидирования участников промышленных кластеров, выпускающих товары и продукцию, которую планируется полностью выпускать в РФ [10]. Государственная Дума разработала пакет законопроектов, направленных на защиту компаний и населения от санкций. В 2022 году к существующим документам присоединятся новые документы, направленные на достижение текущих основных целей экономики - увеличение и укрепление импортозамещения и создание отечественной промышленности.:1. Федеральный закон № 46-ФЗ от 08.03.2022 г. – введен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2022 г., на плановые проверки аккредитованных IT-организаций до конца 2024 г., компаниям предоставлена возможность менять условия контрактов и другое [3].2. Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022 г. – введение упрощенной схемы государственных закупок медицинского оборудования через электронный запрос котировок [12].3. Постановление от 31.03.2022 № 522 – увеличение доли государственного финансирования в грантах на создание отечественных аналогов комплектующих для различных отраслей промышленности [13]. Пять государственных программ, опубликованных на сайте https://programs.gov.ru/, предусматривают финансирование в объеме 5,5 трлн.р. за 3 года или в среднем 1,8 трлн.р. в год (табл. 6). Таблица 6Бюджет государственных программ импортозамещения млрд.руб.Программа202220232024ВсегоРазвитие промышленности5625945991 755Развитие фармацевт. промышленности64111Развитие авиационной промышленности353948122Научно-техническое развитие РФ1 1221 1911 2383 551Развитие судостроения18171752ИТОГО17431 8451 9035 491По сравнению с ВВП в 2021 году (130 трлн рублей) бюджет госплана не выглядит прорывным, что эквивалентно 1,4% от вышеупомянутых макроэкономических показателей.Двадцать шесть планов Министерства промышленности и торговли по импортозамещению в различных секторах экономики являются неинформационными документами, которые содержат таблицу, обычно перечисленную следующим образом: пароль и название продукта, доля отечественной продукции до реализации плана импортозамещения, доля отечественной продукции по 2024, ответственный департамент Министерства промышленности и торговли. По всем названиям ожидается, что доля отечественной продукции увеличится к 2024 году, и нет абсолютно никаких упоминаний о том, почему это происходит. Другими словами, эти планы не содержат ни перечня мероприятий, ни сетевого графика реализации мероприятий, ни самих проектов, необходимых для организации внутреннего производства перечисленных в них проектов.В условиях ужесточения санкций в 2022 году Правительство Российской Федерации сформулировало меры для других стран по поддержке отечественных предпринимателей: льготные кредиты и кредитные каникулы (особенно для работников сельского хозяйства), отмена регулярных налоговых проверок представителей малого и среднего бизнеса, отмена комитетов, принимающих платежи через SBP (систему быстрых платежей), установление лимитов комиссии за приобретение и т.д.3.2. Перспективы развития международной торговли в режиме антироссийских санкцийЭксперты описывают нынешнее состояние мировой экономики как эпоху глобальных преобразований. Повышенная волатильность рынка, нестабильность мировой финансовой системы, сокращение потоков прямых инвестиций, введение протекционистских мер – вот неполный перечень последствий глобального экономического спада, вызванного пандемией коронавируса. Эти явления ощущались в мире в течение последних двух лет, и механизмы и меры экономической политики, разработанные правительствами, направлены на борьбу с этими явлениями.Западные санкции также оказали негативное влияние на экономику Российской Федерации. Российская экономика переживает "сложный" период с 2014 года, когда в отношении страны были введены первые ограничительные политические и экономические санкции западных стран в контексте вхождения Крымского полуострова в состав России. Санкции усложнили международные расчеты между контрагентами, поставщиками и частными лицами, и нерезидентам пришлось прибегнуть к опыту азиатских стран в области денежных переводов. Финансовая стабильность финансовых рынков и банков сегодня является основным направлением деятельности регулирующих органов, и путь к преодолению этих препятствий лежит через координацию целей денежно-кредитной, макро- и микрополитики. Разработка и реализация планов импортозамещения стала основной мерой борьбы с экономическим давлением российского правительства. В то время правительство уделяло особое внимание продовольственной безопасности и активно наращивало сельскохозяйственное производство.В контексте эскалации конфликта на Украине в 2022 году рост геополитической напряженности спровоцировал введение нового пакета санкций странами западного альянса. Согласно оценке, масштаб санкций против России беспрецедентен. Их число больше, чем что-либо, навязанное любой другой стране.Правительство принимает все возможные меры для поддержки российской экономики. Обратим внимание на санкционное давление во всех сферах деятельности. С момента усиления санкционного давления в 2022 году внешнеторговые санкции проявились в потере экспортных рынков, ограничении импорта товаров на очень низком уровне, невозможности немедленно удовлетворить спрос страны на импортные товары, введении "предельных цен" на экспортную продукцию и искусственном повышении правительство, Министерство промышленности и торговли и Главное таможенное управление Российской Федерации уделяли этому особое внимание и работали сообща. ЗаключениеВнешнеэкономическая деятельность является результатом развития внешнеэкономических связей, представляющих собой совокупность форм, направлений, методов и приемлемых форм торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также кредитно-финансовых отношений и финансирования стран и зарубежных государств для эффективного использования возможностей глобального разделения труда и международной экономики для решения проблем национальной экономики и политики. Основные виды внешнеэкономических связей: 1. Предпринимательская деятельность включает в себя куплю-продажу товаров народного потребления, к которым относятся: одежда, обувь, парфюмерия, галантерея, товары культурного назначения, а также продукты питания и сырье. Кроме того, есть предприятия по производству промышленных потребительских товаров: комплектующих, запасных частей, подшипников, оптовая торговля и т.д. Предприятие также продает товары и оборудование, предназначенные для общественного пользования: городской транспорт, медицинское оборудование, фармацевтические препараты, экологическое оборудование. Кроме того, существует бизнес на результатах интеллектуальной деятельности: лицензировании, навыках, инженерных продуктах. 2. Коллективное предпринимательство реализуется в сфере промышленности, сельского хозяйства, образования и науки, культуры и медицины, искусства или финансов. 3. Предоставление услуг - посреднических, банковских, обменных, страховых, туристических, международных грузоперевозок. Рынок компьютерных сетей быстро растет. 4. Расширяется поддержка и сотрудничество в области науки, техники, экономики, научных, культурных и спортивных обменов. Меры, принятые правительством, Министерством промышленности и торговли и Федеральной таможенной службой, частично компенсировали негативные последствия эмбарго, введенного недружественными странами. Эксперты отметили, что за счет расширения торгового сотрудничества со странами Восточной Азии и ввода в эксплуатацию новых логистических цепочек импорт всех категорий товаров будет восстановлен. Однако промышленный и инвестиционный импорт находится в сложной ситуации, с ожидаемым снижением примерно на 20% и неопределенными перспективами.Защитные меры, принятые в виде ослабления и обнуления тарифов и легализации параллельного импорта, способствовали притоку необходимых товаров в Россию. Согласно окончательному списку, составленному Министерством промышленности и торговли, международная система исчерпания прав применяется к санкционным товарам. Список меняется по мере того, как иностранные компании возвращаются в Россию или передают активы национальным инвесторам. К концу 2022 года объем параллельного импорта в Россию достигнет 220 миллиардов долларов США и продолжит действовать в 2023 году.Дальнейшие прогнозы экономической устойчивости России, особенно в области внешней торговли, зависят от дальнейших намерений западных стран усилить санкционное давление и от того, готовы ли российские власти принять различные стабилизационные меры для противодействия санкциям. По текущим оценкам, российская экономика может противостоять санкциям в отношении импорта в Россию, за исключением промышленного и инвестиционного импорта.Список использованных источниковФедеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.04.2023) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации»Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 29.06.2015 № 188-ФЗФедеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 20.07.2021) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 12.02.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 16.05.2022) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (ред. от 16.05.2022) «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2021 № 564 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 июля 2021 г. № 2775 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022 г. «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 522 (ред. от 14.04.2022) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию" на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности»Алексеева, Н. Н. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : Учебник / Н. Н. Алексеева, Е. И. Андреева. – Москва : РИО Российской таможенной, 2023. – 230 с.Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : Учебник и практикум / А. А. Вологдин. – 7-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 420 с. Драмарецкая, Я. В. Сущностная характеристика экономической категории «импортозамещение» / Я. В. Драмарецкая // Новая наука: новые перспективы : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2021. – С. 61-65.Клевцова, А. Ю. Тенденции развития внешнеторговой политики Российской Федерации в современных условиях / А. Ю. Клевцова, Т. С. Фоломеева, Д. Р. Амирова // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение : материалы ХIV-й научно-практической конференции c элементами научной школы для молодых учёных (с международным участием), Пенза, 15 февраля 2023 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. – С. 135-141. Мельников, В. Ю. Санкционная политика, как ключевой фактор функционирования современной международной экономической системы / В. Ю. Мельников // Развитие предпринимательства как фактор роста экономики : Сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. – Москва : Московский государственный областной педагогический университет, 2023. – С. 70-73. Петров, А. М. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности / А. М. Петров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2023. – 174 с. Сладкова, А. А. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : Учебное пособие / А. А. Сладкова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 172 с.Филинков, А. М. Экономические санкции и подрыв товарного производства / А. М. Филинков // RussianEconomicBulletin. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 200-203.
2.Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации»
3.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 29.06.2015 № 188-ФЗ
4.Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5.Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 20.07.2021)
6.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 12.02.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
7.Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
8.Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 16.05.2022) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
9.Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (ред. от 16.05.2022) «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2021 № 564 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
12.Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 июля 2021 г. № 2775 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
13.Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022 г. «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».
14.Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 522 (ред. от 14.04.2022) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию" на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности»
15.Алексеева, Н. Н. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : Учебник / Н. Н. Алексеева, Е. И. Андреева. – Москва : РИО Российской таможенной, 2023. – 230 с.
16.Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : Учебник и практикум / А. А. Вологдин. – 7-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 420 с.
17.Драмарецкая, Я. В. Сущностная характеристика экономической категории «импортозамещение» / Я. В. Драмарецкая // Новая наука: новые перспективы : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2021. – С. 61-65.
18.Клевцова, А. Ю. Тенденции развития внешнеторговой политики Российской Федерации в современных условиях / А. Ю. Клевцова, Т. С. Фоломеева, Д. Р. Амирова // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение : материалы ХIV-й научно-практической конференции c элементами научной школы для молодых учёных (с международным участием), Пенза, 15 февраля 2023 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. – С. 135-141.
19.Мельников, В. Ю. Санкционная политика, как ключевой фактор функционирования современной международной экономической системы / В. Ю. Мельников // Развитие предпринимательства как фактор роста экономики : Сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. – Москва : Московский государственный областной педагогический университет, 2023. – С. 70-73.
20.Петров, А. М. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности / А. М. Петров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2023. – 174 с.
21.Сладкова, А. А. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : Учебное пособие / А. А. Сладкова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 172 с.
22.Филинков, А. М. Экономические санкции и подрыв товарного производства / А. М. Филинков // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 200-203.