Социология языка: основные направления исследований»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 35 35 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 29.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Феноменологические исследования в социологии языка 5
1.1. Концепция социального структурирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана 5
1.2. Язык как базис социального консенсуса в концепции А. Шютца 11
Глава 2. Исследования языка в рамках этнометодологии 14
2.1. Истоки и основания этнометодологии 14
2.2. Стратегии этнометодологического исследования 16
Глава 3. Когнитивное направление исследования языка в социологии 20
3.1. Истоки когнитивного направления изучения языка 20
3.2. Современные тенденции развития
когнитивного направления изучения языка 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Фрагмент для ознакомления

При этом, по мысли Р. Лэнекера, значение языкового выражения не сводится только к объективной характеристике описываемой ситуации, поскольку люди способны по-разному структурировать и интерпретировать содержание одной и той же когнитивной области, моделировать любую ситуацию посредством различных образных схем таким образом, что определенная семантика не столько формируется под влиянием объективной ситуации, сколько навязывается ей [33]. Другими словами, человек может различным образом с помощью языка форматировать когнитивное содержание. Аналогичное заключение можно сделать и посмотрев на проблему знания с точки зрения объекта языковой репрезентации. Любое знание выступает как человеческая интерпретация мира и можно зафиксировать существование стольких картин мира, сколько существует наблюдателей. В контексте языка это означает, что язык объясняет содержание концептуальной картины мира. Более того, языковые выражения наделяются конкретным смыслом также исключительно в рамках определенной концептуальной системы. Соответственно, корреляция языковых значений с концептуальной системой отдельного человека носит причинный характер и детерминирует их содержание, так как языковое сознание не является независимым модулем, а встроено в когнитивную систему индивида и сопровождает его взаимодействие с миром на различных уровнях. Соответственно, помимо коммуникативной и когнитивной функций языка, можно говорить и об интерпретирующей функции.Интерпретирующий характер конструирования мира в языке может выражаться в различных формах: в фокусировании внимания на конкретных событиях или явлениях, в профилировании их взаимосвязей и признаков, в фокусировании внимания на отдельных сторонах концептуальной структуры, в определении когнитивной точки референции, в выборе прототипов языковой репрезентации знаний, или точек внутриязыковой референции и конкретных языковых средств для оформления высказывания. Соответственно, с позиции когнитивной семантики, языковая единица наделяется своим значение вследствие высвечивания определенного участка в пределах соответствующей когнитивной области, что подразумевает структурирование этой области посредством той или иной схемы [7]. В качестве качества таких схем приводят разного рода ограничивающие схемы, пространственные конфигурации, схемы последовательности, передвижения (источник, путь, цель), приближения и удаления, соединения и разделения. Так, по мнению Дж. Лакоффа, для описания процесса категоризации возможно применить когнитивные модели четырех типов: пропозициональные модели, схематические модели образов, метафорические и метонимические модели. Пропозициональные модели выделяют элементы, указывают их характеристики и обозначают связи между ними. В данных моделях не задействованы механизмы воображения: метонимия, метафора или ментальная образность. В качестве пропозициональной модели можно назвать простую пропозицию, которая включает в себя аргументы и связывающий их базовый предикат. Схематические модели образов представлены схематическими представлениями образов, таких как длинные тонкие формы, траектории или вместилища. К числу наиболее известных типов образных схем следует отнести: вместилище, источник – путь – цель, часть – целое, центр – периферия, вверх – вниз, передняя сторона – задняя сторона, линейная упорядоченность и другие. Метафорические модели позволяют совершать переход от образно-схематических или пропозициональных моделей одной области к соответствующей структуре другой области: от области источника – к области-цели. Например, метафора «канал» позволяет перейти от знания о перемещении предметов в контейнерах к пониманию коммуникации как перемещения идей в словах. Метонимические модели дополняют собой выше названные типы указанием функций одного компонента по отношению к другому, например: категория натуральных чисел может восприниматься через подкатегорию целых чисел от нуля до девяти вместе с арифметическими таблицами и правилами или подкатегорию степеней десяти: десять, сто, тысяча – тысяча возможностей. Необходимо отметить, что схематизация знаний выступает тем минимально необходимым условием, которое требуется для адекватной работы любой когнитивной системы. С одной стороны, чтобы когнитивная система функционировала, она должна быть структурирована в отношении окружающей среды, поскольку сознание индивида сопровождает взаимодействие человека с миром. Это, в свою очередь, предполагает наличие в сознании некой исходной гипотетической модели устройства мира: понимания его материально-естественной структуры, структуры социального мира, структуры отдельной личности и различных видов деятельности [8]. Моделирование представляет собой ключевой метод семантических исследований в контексте когнитивной науки. Перспективным представляется исследование принципов моделирования полисемии, поскольку это позволяет не только фиксировать языковые явления, но и прослеживать причинно-следственные связи, объясняющие, почему для того или иного языка характерна конкретная система обозначения и форма выражения мыслей. Объектом когнитивного моделирования могут являться самые различные языковых явлений. Например, принципы организации категории предметных имен, основания семантики имен прилагательных, обозначающих интеллектуальные характеристики человека, построение пространственных представлений в тексте и др. Достаточно часто ставится вопрос о метафорическом моделировании действительности. Различают три компонента этого процесса. Во-первых, речь идет об абстрактных схемах образов, ставших результатом осмысления индивидом его телесной организации и опыта взаимодействия с внешней средой. Во-вторых, изучаются концептуальные метафоры, связывающие абстрактные сферы бытия и чувственно воспринимаемые элементы внешнего мира. И, в-третьих, это могут быть языковые метафоры, устанавливающие диапазон возможного наполнения концептуальной метафоры [6]. Когнитивный подход к усвоению и моделированию научного текста подразумевает разработку его формальных моделей на базе когнитивных возможностей обучаемого. Когнитивный подход направлен на то, чтобы стимулировать интеллектуальные процессы и помочь человеку закрепить свое представление содержания текста в виде формальной модели [12]. Таким образом, ставится акцент на получателе информации, заложенной в тексте. Не случайно в контексте изучения природы научного знания когнитивной наукой в последнее время особенно важным признается выделение индивидуального знания [15]. Среди задач, для решения которых применяется метод когнитивного моделирования, входит также проблема понимания текста. Примечательно, что многообразие текстовых моделей может быть сведено к моделям, ориентированным на порождение текста, и модели, ориентированные на его понимание [23]. Очевидно, что когнитивная лингвистика выполняет важную функцию в практике преподавания иностранных языков. Объясняется это тем, что главной задачей в рамках этой научной парадигмы является «моделирование языковой способности человека», что чрезвычайно близко к тем итоговым целям, которые ставит перед собой лингводидактика [4]. Когнитивное моделирование применяется при переводе художественного текста с одного языка на другой. В художественном произведении всегда имеются этнокультурные, общекультурные и индивидуально-авторские концепты, осмысление которых способно вызвать определенные сложности у носителей другого языка. Выявлено, что моделирование позволяет осмыслить структуры текста комплексно, с учетом когнитивных образований и репрезентирующих их языковых структур концептосферы текста-оригинала при переводе [21]. Таким образом, когнитивное моделирование представляет собой основной метод семантических исследований, эффективное средство усвоения знаний. Кроме того, метод моделирования может использоваться при изучении процессов порождения и восприятия дискурсах.ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен ряд направлений исследований в рамках социологии языка.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.К ключевым аспектам феноменологической социологии необходимо отнести понятия повседневной реальности и повседневного знания, интерсубъективность и темпоральность. Знаковое место отводится таким феноменам как язык и «здесь-и-сейчас», которое следует оценивать, как личную систему координат каждого социального субъекта, вписанную в универсальное поле пространственного и временного универсума. А. Шютц выявил в структуре феноменов ряд детерминаций, которые определяют возможность включения того или иного феномена в структуру типизированного социального знания, расширяющего, дополняющего или ограничивающего границы социального мира. Теория П. Бергера и Т. Лукмана рассматривает язык, как способ конструирования социальной реальности, поскольку именно язык формирует и определяет границы социальных явлений, позволяя субъектам ориентироваться в них.Этнометодологические исследования анализируют повседневные действия как используемые их участниками методы представления этих действий наглядно-рациональными-и-сообщаемыми для любых практических целей, то есть понятными с точки зрения организации повседневных действий. Смысл этого высказывания заключается в том, что, преследуя повседневные цели, участники социальной деятельности организуют свои действия (вербальные и «материальные») таким образом, чтобы они для них самих и других участников деятельности выглядели разумными, рациональными, понятными (эти три слова в данном контексте могут рассматриваться как синонимы) и «сообщаемыми», то есть могущими быть объясненными и понятыми не с точки зрения научной рациональности, а с точки зрения достаточности для практических целей, то есть в рамках этой самой деятельности.Когнитивные исследования в области языка подтверждают, что человек каждый раз заново образует смыслы и выбирает конкретные инструменты их репрезентации, применяя также собственный уникальный языковой опыт, а не порождает свои высказывания исключительно по готовым моделям.Другими словами, человек может различным образом с помощью языка форматировать когнитивное содержание. Аналогичное заключение можно сделать и посмотрев на проблему знания с точки зрения объекта языковой репрезентации. Любое знание выступает как человеческая интерпретация мира и можно зафиксировать существование стольких картин мира, сколько существует наблюдателей. В контексте языка это означает, что язык объясняет содержание концептуальной картины мира. Более того, языковые выражения наделяются конкретным смыслом также исключительно в рамках определенной концептуальной системы. Соответственно, корреляция языковых значений с концептуальной системой отдельного человека носит причинный характер и детерминирует их содержание, так как языковое сознание не является независимым модулем, а встроено в когнитивную систему индивида и сопровождает его взаимодействие с миром на различных уровнях. Соответственно, помимо коммуникативной и когнитивной функций языка, можно говорить и об интерпретирующей функции.В данном исследовании рассмотрен лишь ряд аспектов проблемы языка, поставленных в рамках социологии. Перспективным направлением дальнейшего исследования является изучения выявление корреляции между трансформацией языка и изменением, а также появлением новых социальных явлений, что позволит понять, каким образом язык конституирует новые социальные факты, вводя их в уже существующую социальную реальность.Список использованной литературыАлександров В. Б. О понятиях общественного бытия, социальной реальности и общественного сознания / В.Б. Александров // Управленческое консультирование. – 2019. - № 3. – С. 62-72.Алефиренко Н. Ф. Язык, познание и культура : монография / Н. Ф. Алефиренко. – Волгоград, 2006. – С. 91-96Беляевская Е. Г. К проблеме моделирования полисемии (межъязыковые соответствия как основание изучения принципов формирования семантической структуры слова) / Е.Г. Беляевская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2008. - № 544. – С. 14-22.Беляевская Е. Г. Когнитивная лингвистика и преподавание иностранных языков / Е.Г. Беляевская // Вестник МГИМО – Университета. – 2013. - № 5 (32). – С. 76-83.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.Битокова С. Х. О механизме метафорического моделирования действительности // Когнитивные исследования языка: мат-лы Всеросс. науч. конф. (11-12 апреля 2013 г.) / С.Х. Битокова. – 2013. - № 14. – С. 153-156.Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция языка / Н.Н. Болдырев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 31. –. С. 11-16.Болдырев Н. Н. Язык и структура сознания / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. – 2016. - №. 24. – С. 35-48.Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Г. Гарфинкель // Социологическое обозрение. – 2009. - № 1. – С. 10-51.Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. – Москва : Прогресс, 1984. – С. 37-301.Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт – Москва : Прогресс, 1985. – 452 с.Екшембеева Л. В. Когнитивное моделирование ментального пространства текста / Л.В. Екшембеева // Когнитивные исследования языка: мат-лы Всеросс. науч. конф. (11-12 апреля 2013 г.) / отв. ред. вып. Л. А. Фурс. 2013. Вып. XIV. Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы. – С. 276-282.Жуйкова О. В. Артефактные метафоры как вербальные средства объективации концепта «Язык» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта / О.В. Жуйкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. - № 3. – С. 177-186.Корниенко М. А. Лингвофилософия Ноама Хомского: от картезианской традиции в генеративной грамматике / М.А. Корниенко // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - № 43. – С. 88-99.Кремер И. Ю. Концептуальные основания исследования знания и мнения в научном дискурсе / И.Ю. Кремер // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. - № 1 (42). – С. 103-112. .Кубрякова Е.С, Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: хрестоматия / Под ред. В.А. Пищальниковой, Е.В. Лукашевич, А.Г. Сонина. – Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. – 245 с.Левин К. Ю. Процессы порождения и восприятия речи в концепции Н. И. Жинкина и их отражение в терминологии и дефинициях / К.Ю. Левин // Вестник Воронежского государственного университета. – 2015. - № 4. – С. 163-166.Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. / В.А. Маслова. – Москва : Флинта; Наука, 2011. – 296 с.Молодов О. Б., Каминский В. С. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной реальности / О.Б. Молодов, В.С. Каминский // Социальное развитие. – 2017. - № 2. – С. 150-164.Нарциссова С. Ю. Когнитивная модель и когнитивные стратегии / С.Ю. Нарциссова // Наука и современность. – 2010. - № 6-1. – С. 393-397.Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста / Е.А. Огнева. – Москва : Эдитус, 2013. – 282 с.Паршин П. Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции / П.Б. Паршин // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. – Москва, 1987. – С. 398-425.Поветкина Ю. В. Моделирование как метод лингвистического исследования / Ю.В. Поветкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. - № 6 (17). – С. 132-134.Радченко О. А. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства : часть 1 / О.А. Радченко.– Москва : Метатекст, 1997. – С. 56.Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию / пер. с фр. ; под ред. А.А. Холодовича. – Москва : Прогресс, 1977. – С. 31-269.Фанештиль Т. В., Чибир Е. В. Социальное конструирование: событийность и повседневность / Т.В. Фанештиль, Е.В. Чибир // Вестник науки Сибири. – 2018. - № 4 (31). – С. 203-216.Харитончик З. А. Хомскианская революция: обещания и результаты / З.А. Харитончик // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. - № 1. – С. 5-11.Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. – Москва : Общественное мнение, 2003. – 336 с.Have P. The notion of member is the heart of the matter: On the role of membership knowledge in ethnomethodological inquiry. Forum qualitative sozi-alforschung / P. Have // Forum: Qualitative Social Research. [Online] http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/3-02/3-02tenhave-e.htm [Last access 28.11.2023].Garfmkel H. Studies in ethnomethodology / Н. Garfmkel // Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1967. – 345 р.Garfinkel H. Ethnomethodology’s program: Working out Durkheim’s aphorism / Н. Garfmkel // Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. – 299 р.Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What categories reveal about the mind / G. Lakoff – Chicago: The University of Chicago Press, 1990. – 614 р.Monett D., Lewis C. W. P., Thórisson K. R. Introduction to the JAGI Special Issue «On Defining Artificial» – commentaries and author's response // Journal of Artificial General Intelligence. – 2020. - 11(2). – Р. 1-4.


Список использованной литературы
1. Александров В. Б. О понятиях общественного бытия, социальной реальности и общественного сознания / В.Б. Александров // Управленческое консультирование. – 2019. - № 3. – С. 62-72.
2. Алефиренко Н. Ф. Язык, познание и культура : монография / Н. Ф. Алефиренко. – Волгоград, 2006. – С. 91-96
3. Беляевская Е. Г. К проблеме моделирования полисемии (межъязыковые соответствия как основание изучения принципов формирования семантической структуры слова) / Е.Г. Беляевская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2008. - № 544. – С. 14-22.
4. Беляевская Е. Г. Когнитивная лингвистика и преподавание иностранных языков / Е.Г. Беляевская // Вестник МГИМО – Университета. – 2013. - № 5 (32). – С. 76-83.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.
6. Битокова С. Х. О механизме метафорического моделирования действительности // Когнитивные исследования языка: мат-лы Всеросс. науч. конф. (11-12 апреля 2013 г.) / С.Х. Битокова. – 2013. - № 14. – С. 153-156.
7. Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция языка / Н.Н. Болдырев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 31. –. С. 11-16.
8. Болдырев Н. Н. Язык и структура сознания / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. – 2016. - №. 24. – С. 35-48.
9. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Г. Гарфинкель // Социологическое обозрение. – 2009. - № 1. – С. 10-51.
10. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. – Москва : Прогресс, 1984. – С. 37-301.
11. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт – Москва : Прогресс, 1985. – 452 с.
12. Екшембеева Л. В. Когнитивное моделирование ментального пространства текста / Л.В. Екшембеева // Когнитивные исследования языка: мат-лы Всеросс. науч. конф. (11-12 апреля 2013 г.) / отв. ред. вып. Л. А. Фурс. 2013. Вып. XIV. Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы. – С. 276-282.
13. Жуйкова О. В. Артефактные метафоры как вербальные средства объективации концепта «Язык» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта / О.В. Жуйкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. - № 3. – С. 177-186.
14. Корниенко М. А. Лингвофилософия Ноама Хомского: от картезианской традиции в генеративной грамматике / М.А. Корниенко // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - № 43. – С. 88-99.
15. Кремер И. Ю. Концептуальные основания исследования знания и мнения в научном дискурсе / И.Ю. Кремер // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. - № 1 (42). – С. 103-112. .
16. Кубрякова Е.С, Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: хрестоматия / Под ред. В.А. Пищальниковой, Е.В. Лукашевич, А.Г. Сонина. – Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. – 245 с.
17. Левин К. Ю. Процессы порождения и восприятия речи в концепции Н. И. Жинкина и их отражение в терминологии и дефинициях / К.Ю. Левин // Вестник Воронежского государственного университета. – 2015. - № 4. – С. 163-166.
18. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. / В.А. Маслова. – Москва : Флинта; Наука, 2011. – 296 с.
19. Молодов О. Б., Каминский В. С. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной реальности / О.Б. Молодов, В.С. Каминский // Социальное развитие. – 2017. - № 2. – С. 150-164.
20. Нарциссова С. Ю. Когнитивная модель и когнитивные стратегии / С.Ю. Нарциссова // Наука и современность. – 2010. - № 6-1. – С. 393-397.
21. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста / Е.А. Огнева. – Москва : Эдитус, 2013. – 282 с.
22. Паршин П. Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции / П.Б. Паршин // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. – Москва, 1987. – С. 398-425.
23. Поветкина Ю. В. Моделирование как метод лингвистического исследования / Ю.В. Поветкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. - № 6 (17). – С. 132-134.
24. Радченко О. А. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства : часть 1 / О.А. Радченко.– Москва : Метатекст, 1997. – С. 56.
25. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию / пер. с фр. ; под ред. А.А. Холодовича. – Москва : Прогресс, 1977. – С. 31-269.
26. Фанештиль Т. В., Чибир Е. В. Социальное конструирование: событийность и повседневность / Т.В. Фанештиль, Е.В. Чибир // Вестник науки Сибири. – 2018. - № 4 (31). – С. 203-216.
27. Харитончик З. А. Хомскианская революция: обещания и результаты / З.А. Харитончик // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. - № 1. – С. 5-11.
28. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. – Москва : Общественное мнение, 2003. – 336 с.
29. Have P. The notion of member is the heart of the matter: On the role of membership knowledge in ethnomethodological inquiry. Forum qualitative sozi-alforschung / P. Have // Forum: Qualitative Social Research. [Online] http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/3-02/3-02tenhave-e.htm [Last access 28.11.2023].
30. Garfmkel H. Studies in ethnomethodology / Н. Garfmkel // Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1967. – 345 р.
31. Garfinkel H. Ethnomethodology’s program: Working out Durkheim’s aphorism / Н. Garfmkel // Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. – 299 р.
32. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What categories reveal about the mind / G. Lakoff – Chicago: The University of Chicago Press, 1990. – 614 р.
33. Monett D., Lewis C. W. P., Thórisson K. R. Introduction to the JAGI Special Issue «On Defining Artificial» – commentaries and author's response // Journal of Artificial General Intelligence. – 2020. - 11(2). – Р. 1-4.