Учение Платона о государстве и обществе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1. Философ Платон. 3
2. Учение Платона о государстве и законах. 6
Заключение 12
Список использованных источников 13
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, указывал Платон, установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического режима. Причем чем больше этот строй олигархичен, тем выше имущественный ценз. И ясно, что такой режим расколет государство на два: одно – государство бедняков, другое – богачей. Они начнут вечную борьбу друг с другом. Преступность будет иметь место именно вследствие скверного режима и дурного воспитания. Алчность и корыстолюбие становятся преобладающими качествами людей, придя на место честолюбию и яростному духу тимократического режима, любовь к почестям в олигархии превращается в любовь к деньгам. Олигархия вырождается в демократию.Заметим, что Платон отождествляет закон и право. Он придавал особое значение нормам писаного права, позитивного закона в регламентации всех сторон жизни полиса и настаивал на том, что государство должно опираться на детальные и суровые законы. При их создании законодатель должен стремиться к достижению справедливости и умеренности, которые выражаются, с одной стороны, в ограничении власти правящих, а с другой – в установлении пределов свободы управляемых.Однако Платон не мог допустить верховенства писаного права над божественным законом. "Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, – писал Платон, – то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоял выше знания".Закон понимался Платоном достаточно широко, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми правителями, в качестве правил поведения для остальных граждан. Причем сами же правители должны следовать божественным законам.В соотношении силы и права в государстве он отдает приоритет закону. В своей работе "Законы" Платон замечал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".Учение Платона о государстве и обществе оказало огромное влияние на философскую мысль и политическую теорию. Его идеи о разделении государственной власти, воспитании и образовании, а также о роли мудрых правителей стали отправной точкой для дальнейших разработок в этих областях. Он стал основателем академической философии и влиял на таких выдающихся мыслителей, как Аристотель, Фома Аквинский и другие.ЗаключениеУчение Платона о государстве и обществе представляет собой одну из самых значимых и влиятельных концепций политической философии. В своих работах Платон детально изучает идею идеального государства, а также обращается к вопросам о структуре и функционировании общества.Одной из центральных идей Платона является утверждение о том, что идеальное государство должно быть возглавлено философами или мудрыми правителями. Платон считал, что только философы обладают необходимыми знаниями и нравственными качествами, чтобы принимать верные решения и обеспечивать благополучие общества. Они должны быть лишены частных интересов и стремиться к достижению общего блага.Согласно учению Платона, общество должно быть разделено на три класса: стражей, философов-правителей и производителей. Каждый класс имеет свои функции и обязанности. Стражи отвечают за защиту государства и его граждан, философы-правители принимают важные политические решения, а производители занимаются материальным производством.Важной составляющей учения Платона о государстве и обществе является его взгляд на образование. Платон считал, что образование должно быть максимально доступным для всех членов общества и иметь целью развитие потенциала каждого человека. Платон придавал большое значение нравственному воспитанию, считая его одной из основных задач образования.Таким образом, учение Платона о государстве и обществе представляет собой разностороннюю и комплексную концепцию. В его идеальном государстве все члены общества должны проявлять свои качества и способности на благо общего дела. Идеи Платона продолжают оставаться актуальными и вдохновляют политических мыслителей и философов век за веком.Список использованных источниковДиоген Лаэртский (перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова). Платон. psylib.org.ua (цитируемая книга: О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ). М.: "Мысль" (1986).Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений (с хрестоматией на CD) : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 694 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2863-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426093Соловьёв В. С. Платон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 24. — С. 837—851Солопова М. А. Евклид из Мегары // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.Соловьёв В. С. Оправдание добра, 3,11,VI Архивная копия от 25 марта 2012 на WaybackMachineПлатон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М., 1999. Т. 3. С. 86.

1.Диоген Лаэртский (перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова). Платон. psylib.org.ua (цитируемая книга: О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ). М.: "Мысль" (1986).
2.Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений (с хрестоматией на CD) : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 694 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2863-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426093
3.Соловьёв В. С. Платон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 24. — С. 837—851
4.Солопова М. А. Евклид из Мегары // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
5.Соловьёв В. С. Оправдание добра, 3,11,VI Архивная копия от 25 марта 2012 на Wayback Machine
6.Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М., 1999. Т. 3. С. 86.