Сравнительный анализ законодательной базы РФ с зарубежными странами по эксплуатации беспилотных автотранспортных средств. Юридическая ответственность в случае причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу беспилотным автотранспортным средствам
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 24.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие беспилотного транспортного средства в России и основные механизмы регулирования общественных отношений в данной сфере 6
2. Анализ зарубежного законодательства в области регулирования беспилотных транспортных средств 14
3. Вопросы ответственности за причинение ущерба беспилотными транспортными средствами и беспилотным транспортным средством 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Собственник высокоавтоматизированного транспортного средства в рамках эксперимента несет ответственность, скорее, за сбои в программно-аппаратных средствах, которые не могут быть устранены водителем. Еще одним подтверждением этого утверждения является отсутствие уголовной ответственности юридических лиц, таких как автопроизводители или организации, ответственные за состояние улично-дорожной сети, за дорожно-транспортные преступления в рамках действующего российского уголовного законодательства.
Кроме того, до подачи заявки на получение заключения о соответствии высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям безопасности, собственник должен застраховать и поддерживать застрахованным риск ответственности по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц в размере 10 млн. рублей на каждое высокоавтоматизированное транспортное средство. Таким образом, речь идет только о гражданско-правовой ответственности.
Субъектом уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ может выступать водитель, который при необходимости берет на себя управление.
Рассматриваемое постановление Правительства РФ представляет собой лишь первую попытку закрепления и распределения ответственности за ущерб, причиняемый беспилотными транспортными средствами. Можно констатировать, что нормативные документы, регулирующие эксплуатацию беспилотных автомобилей, находятся в стадии разработки.
В России, когда в управление транспортным средством в той или иной степени вовлечен водитель, действуют имеющиеся нормы УК РФ. Иное дело – при полной автономизации транспортного средства. Решение вопросов уголовной ответственности в этом случае представляет особую сложность по ряду причин. Во-первых, норма должна быть бланкетной по определению, однако на сегодняшний день правила, на которые надо будет ссылаться в уголовном законе, отсутствуют. Во-вторых, следует решить, что лежит в основе этиологии дорожно-транспортного происшествия при использовании высокоавтоматизированного транспортного средства: нарушение функционирования системы или нарушение правил
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время использование беспилотных транспортных средств становится все более актуальным в различных сферах жизни. Однако вопросы законодательного регулирования и безопасности при эксплуатации таких транспортных средств остаются открытыми. В России и зарубежных странах существуют различные подходы к решению этих проблем.
В России законодательство в области беспилотных транспортных средств находится еще в стадии разработки. Несмотря на то, что были проведены некоторые эксперименты с автономными автомобилями, пока не существует четкого законодательного акта, регулирующего их эксплуатацию. Такая ситуация создает неопределенность для разработчиков и пользователей беспилотных транспортных средств.
В зарубежных странах ситуация отличается. Некоторые страны уже приняли законы, позволяющие эксплуатацию беспилотных транспортных средств на публичных дорогах. Например, в США в некоторых штатах уже ведутся эксперименты с автономными автомобилями, а в Великобритании была разработана специальная программа, позволяющая проводить тесты беспилотных транспортных средств на общественных дорогах.
Однако даже в этих странах законодательное регулирование не идеально. Возникают вопросы безопасности, ответственности при возникновении аварий и проблемы с защитой персональных данных пассажиров. Эксперты также обсуждают вопросы этического характера, связанные с автономным поведением беспилотных транспортных средств.
Очевидно, что на нынешнем этапе создания нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок функционирования БТС, а также основания и условия ответственности за нарушение этого порядка (т.е. в ситуации практически полного отсутствия такой базы), можно говорить лишь о разработке некоего алгоритма, позволяющего сконструировать цепь последовательных действий, направленных на построение в конечном итоге замкнутого контура искомой нормативно-правовой системы.
Обзор практики регулирования тестирования автономного транспорта в Европе показывает, что в настоящее время нормативная база только начинает формироваться. Главной целью этого регулирования является создание и расширение автономного общественного транспорта и уменьшение использования личных автомобилей с целью снижения дорожных заторов и улучшения экологической обстановки. Важным требованием является возможность восстановления событий при ДТП путем хранения данных об эксплуатации автономных автомобилей.
Однако регулирование в отношении разрешения на тестирование автономного транспорта часто достаточно жесткое. Компаниям, желающим провести тестирование, требуется подробное описание условий тестирования, включая погодные условия и время суток. Нарушение любого из этих условий может привести к отзыву разрешения на тестирование. Такая практика направлена на минимизацию рисков, связанных с тестированием автономных транспортных средств. Однако, она также может замедлить развитие этой области.
В целом, регулирование тестирования автономного транспорта в Европе только начинает развиваться, и в будущем оно, вероятно, будет совершенствоваться с учетом новых технологических достижений и опыта.
Перспективы законодательного регулирования эксплуатации беспилотных транспортных средств в России и за рубежом очень велики. Правительства стремятся разработать законы, которые бы обеспечивали безопасность и эффективность эксплуатации таких транспортных средств. Важно учесть международный опыт и принимать во внимание все аспекты использования беспилотных транспортных средств, чтобы создать баланс между инновациями и безопасностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 24.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2021). КонсультантПлюс. URL. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=370637&dst=100013#i6acPzTsXwG1KjB21
Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311956/ (дата обращения 24.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344554/ (дата обращения 24.11.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 N 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // КонсультантПлюс. URL. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW_15732 (дата обращения 24.11.2023).
Научная литература и материалы периодической печати:
Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности // Юрист. 2019. N 12. С. 25-30.
Березина Е.А. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств // Правовое государство: теория и практика. 2022. №3 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-vred-prichinennyy-ekspluatatsiey-bespilotnyh-avtonomnyh (дата обращения: 28.11.2023).
Дремлюга Р.И., Яковенко А.А. Регулирование тестирования беспилотного автотранспорта: опыт Европы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-testirovaniya-bespilotnogo-avtotransporta-opyt-evropy (дата обращения: 28.11.2023).
Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica. 2019. №2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bespilotnye-transportnye-sredstva-novye-vyzovy-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 28.11.2023).
Королева Е.Г. Современное состояние правового регулирования беспилотных транспортных средств в России и анализ зарубежного опыта // Криминологический журнал. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-pravovogo-regulirovaniya-bespilotnyh-transportnyh-sredstv-v-rossii-i-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 28.11.2023).
Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств // Актуальные проблемы российского права, 2021, № 7. С. 15-21.
Стрейкмане, Л. Р. Правовой режим беспилотных транспортных средств в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 276-279. – URL: https://moluch.ru/archive/262/60708/ (дата обращения: 28.11.2023).
Умный беспилотный автомобиль StarLine успешно прошел испытание на подъезде к Крымскому мосту // StarLine официальный сайт — ООО «НПО «СтарЛайн». URL: https://www.starline.ru/umnyj-bespilotnyj-avtomobil-starline-uspeshno-proshel-ispytanie-na-podezde-k-krymskom-mostu/ (дата обращения: 28.11.2023).
Чучаев А. И., Маликов С. В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-prichinenie-uscherba-vysokoavtomatizirovannym-transportnym-sredstvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 28.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311956/ (дата обращения 24.11.2023).
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 24.11.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 N 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // КонсультантПлюс. URL. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW_15732 (дата обращения 24.11.2023).
Королева Е.Г. Современное состояние правового регулирования беспилотных транспортных средств в России и анализ зарубежного опыта // Криминологический журнал. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-pravovogo-regulirovaniya-bespilotnyh-transportnyh-sredstv-v-rossii-i-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 28.11.2023).
Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 07.02.2022) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311956/ (дата обращения 24.11.2023).
22
Нормативно-правовые акты:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 24.11.2023).
2. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2021). КонсультантПлюс. URL. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=370637&dst=100013#i6acPzTsXwG1KjB21
3. Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311956/ (дата обращения 24.11.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344554/ (дата обращения 24.11.2023).
5. Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 N 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // КонсультантПлюс. URL. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW_15732 (дата обращения 24.11.2023).
Научная литература и материалы периодической печати:
6. Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности // Юрист. 2019. N 12. С. 25-30.
7. Березина Е.А. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств // Правовое государство: теория и практика. 2022. №3 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-vred-prichinennyy-ekspluatatsiey-bespilotnyh-avtonomnyh (дата обращения: 28.11.2023).
8. Дремлюга Р.И., Яковенко А.А. Регулирование тестирования беспилотного автотранспорта: опыт Европы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-testirovaniya-bespilotnogo-avtotransporta-opyt-evropy (дата обращения: 28.11.2023).
9. Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica. 2019. №2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bespilotnye-transportnye-sredstva-novye-vyzovy-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 28.11.2023).
10. Королева Е.Г. Современное состояние правового регулирования беспилотных транспортных средств в России и анализ зарубежного опыта // Криминологический журнал. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-pravovogo-regulirovaniya-bespilotnyh-transportnyh-sredstv-v-rossii-i-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 28.11.2023).
11. Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств // Актуальные проблемы российского права, 2021, № 7. С. 15-21.
12. Стрейкмане, Л. Р. Правовой режим беспилотных транспортных средств в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 276-279. – URL: https://moluch.ru/archive/262/60708/ (дата обращения: 28.11.2023).
13. Умный беспилотный автомобиль StarLine успешно прошел испытание на подъезде к Крымскому мосту // StarLine официальный сайт — ООО «НПО «СтарЛайн». URL: https://www.starline.ru/umnyj-bespilotnyj-avtomobil-starline-uspeshno-proshel-ispytanie-na-podezde-k-krymskom-mostu/ (дата обращения: 28.11.2023).
14. Чучаев А. И., Маликов С. В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-prichinenie-uscherba-vysokoavtomatizirovannym-transportnym-sredstvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 28.11.2023).