Марксистская философия
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 30.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Основные идеи диалектического материализма 4
2. Гносеология марксизма. Практика – основа и цель познания 6
3. Исторический материализм. Диалектика базиса и надстройки 8
4. Проблема отчуждения человека 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
По словам К. Маркса, это является ключевым аспектом классовой динамики.Существуют два аспекта, в которых Маркс рассматривал частную собственность. Первый аспект - юридический, который определяет ее как принадлежность определенного имущества частному лицу. Второй аспект - экономический, связанный с приватизацией и разделением труда. По мысли Маркса, частная собственность возникает одновременно с разделением труда и является противоположной стороной этого процесса, включающей специализацию навыков и умений человека, определяющую отношения обмена и возможность присвоения и контроля за чужим трудом.Важным понятием в концепции марксизма является отчуждение. К. Маркс выделял следующие причины и формы отчуждения:отчуждение практической человеческой деятельности – отчуждение рабочего от результатов своего труда, в силу чего труд превращается в противостоящую и враждебную ему силу; отчуждение рабочего от чувственного внешнего мира, предметов природы, от собственной деятельности, как чуждой, ему не принадлежащей; отчуждение человека от своей родовой сущности и, следовательно, – отчуждение человека от человека и др.;отчуждение идеологии от жизни, приводящее к появлению у членов общества такого уровня ожиданий и притязаний, которые не соответствует возможностям общества;отчужденность социальных институтов от трудящихся, что выражается в превращении социальных институтов в бюрократические системы, функционирующие по иерархическому принципу.Главными причинами отчуждения по К. Маркса признается частная собственность и социальная несправедливость. Главной социальной единицей по К. Марксу являются классы. Классы – крупные социальные группы людей, дифференцированные по занимаемому положению в исторически-конкретной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и способам получения и размера доли располагаемого общественного богатства. Классообразующие признаки по К. Марксу включают в себя: место в системе производства (основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические); отношение к средствам производства (собственник, не собственник, частичный собственник); роль в общественной организации труда (разделение труда на исполнительский и организаторский, простой и сложный, умственный и физический); способы получения и размеры получаемой доли общественного богатства.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основы марксистской философииНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В рамках данной теории основным термином является понятие «общественно-экономической формации», которая представляет собой тип общества, дифференцированного по признаку социально-экономической структуры. В понятии конкретной формации закрепляется, во-первых, фундаментальное единство всех социоисторических организмов, имеющих одну и ту же систему производственных отношений, а во-вторых, качественное различие между определенными обществами с различными социально-экономическими структурами. Таким образом, формационный подход в исследовании социально-исторических процессов и эволюции общественных отношений связан с марксистской концепцией общества и имел наибольшее распространение в советской науке. Согласно марксистской теории, фундаментом каждого общества выступает система социально-экономических отношений, которые друг друга отличаются способами производства. Безусловным достоинством данной концепции является то, что она формулирует диалектическую модель исторического и общественного развития, связывая в единую систему совокупность материальных и идеальных отношений.Рассматривая вопрос перспективности того или иного подхода к изучению исторического процесса, необходимо отталкиваться от конкретной цели исследования: так, формационный подход позволяет проводить компаративистский анализ различных эпох, выявляя в них схожие и различные черты.На всех этапах человеческой истории производство и воспроизводство материального бытия играют определяющую роль в социальном универсуме. Однако на разных стадиях исторического развития ведущую роль могут играть различные элементы надстройки. Именно в этом контексте можно говорить о некотором идеализме у Маркса.Таким образом, подход Маркса к исследованию социально-исторического процесса можно назвать деятельностным пониманием истории, в котором материалистическое понимание (праксеологический материализм) и идеалистическое понимание (праксеологический идеализм) диалектически переплетаются.Для полного изучения всей истории в ее нескончаемом разнообразии требуется активное (практическое) понимание истории, которое позволяет увидеть и концептуально охватить процессуальную диалектику действенных моментов социально-исторической практики и, таким образом, объяснить ее.Человек, существующий в мире, преобразует его через свою осознанную деятельность с использованием предметов. В результате этого процесса, изменяя условия своего существования, человек также меняет содержание своей деятельности и ее основные мотивации. В различные периоды исторического развития человечества, приоритетными становятся различные движущие силы и мотивы человеческой практики. Важным понятием в концепции марксизма является отчуждение. К. Маркс выделял следующие причины и формы отчуждения: отчуждение практической человеческой деятельности – отчуждение рабочего от результатов своего труда, в силу чего труд превращается в противостоящую и враждебную ему силу; отчуждение рабочего от чувственного внешнего мира, предметов природы, от собственной деятельности, как чуждой, ему не принадлежащей; отчуждение человека от своей родовой сущности и, следовательно, – отчуждение человека от человека и др.; отчуждение идеологии от жизни, приводящее к появлению у членов общества такого уровня ожиданий и притязаний, которые не соответствует возможностям общества; отчужденность социальных институтов от трудящихся, что выражается в превращении социальных институтов в бюрократические системы, функционирующие по иерархическому принципу.Список использованной литературыЗотов В. Д. История политических учений : учебник / В.Д. Зотов – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 656 с. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков – Москва : Политиздат, 1984. – 184 с.Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 1. – Москва : Издательство политической литературы, 1968. – 662 с.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва, 1955. – 544 с.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва :Госполитиздат, 1955. – 629 с.Семенов Е. И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение / Е.И. Семенов // Философия и общество. – 2002. - № 3 (28). – С. 74-103.Смирнов В. Э. Ещё раз о классах: марксистский подход сегодня / В.Э. Смирнов // Социологический альманах – 2015. - № 6. – С. 97-105.
1. Зотов В. Д. История политических учений : учебник / В.Д. Зотов – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 656 с.
2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков – Москва : Политиздат, 1984. – 184 с.
3. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 1. – Москва : Издательство политической литературы, 1968. – 662 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Москва, 1955. – 544 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1955. – 629 с.
6. Семенов Е. И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение / Е.И. Семенов // Философия и общество. – 2002. - № 3 (28). – С. 74-103.
7. Смирнов В. Э. Ещё раз о классах: марксистский подход сегодня / В.Э. Смирнов // Социологический альманах – 2015. - № 6. – С. 97-105.