Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 20.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. 4
1.1 Понятие, сущность и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. 4
2. Цели, задачи, пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. 10
Глава 2. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. 15
2.1. Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушения закона органами дознания. 15
2.2. Полномочия прокурора по реагированию на нарушения закона органами дознания. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28
Вследствие этого указанная норма не может быть реализована. Прокуроры ограничиваются проверкой исполнения требований ведомственных и межведомственных приказов.Представляется необходимым изменить формулировку рассматриваемой нормы, изложив ее в следующей редакции: «проверять исполнение установленных законодательством требований при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях». (Приложение №1)Таким образом, полномочия прокурора, направленные на выявлений нарушения закона ОД, их причин и способствующих им условий, обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения или преступления, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном вреде, о конкретных обстоятельствах, которые привели к совершению правонарушения либо преступления.2.2. Полномочия прокурора по реагированию на нарушения закона органами дознания.Полномочия прокурора при осуществлении Надзора регламентируются статьей 30 Закона. К полномочиям прокурора по реагированию на нарушения закона ОД, следует отнести следующие права прокурора:- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в ОД для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37 УП РФ);- требовать от ОД и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия (п.2 ч.2 ст.37 УП РФ);- вносить представление об устранении нарушений федерального законодательства и другие полномочия, предусмотренные законом.Вынесение прокурором мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в ОД для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства представляется альтернативой предоставленного ранее прокурору полномочия по возбуждению уголовного дела. Указанное постановление УПК РФ относит к поводам для возбуждения уголовного дела (п.4 ч.1 ст.140 УПК РФ). Лишив прокурора права возбуждать уголовные дела, законодатель внес неясности в представление о роли прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами предварительного расследования. Отмеченные изменения в законодательстве вызывают много вопросов, так как отобрав наиважнейшее полномочие у прокурора по возбуждению уголовного дела, законодатель значительно осложнил процедуру возбуждения уголовного дела при выявлении прокурором достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Научными деятелями данное полномочие принято неоднозначно: одни поддерживают законодателя, считая закономерным появления еще одного повода к возбуждения уголовного дела, который ведет к совершенствованию организации уголовного процесса, другие не понимают его мотивов и целей, считая, что положение прокурора приравнено к положению заявителей, что приводит к дисбалансу изучаемой нормы. Актами прокурорского реагирования в досудебном производстве являются постановления, письменное требование, письменное указание, представление, а также письменное согласие на проведение конкретных процессуальных действий или принятие решений.Особого освещения заслуживают пробелы в законодательстве, регулирующие полномочия прокурора по реагированию на нарушения закона ОД, к которым относятся право требовать от ОД устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, и право вносить представление об устранении нарушений федерального законодательства. Противоречивость требования прокурора заключается в том, что Законне предусматривает такого акта прокурорского реагирования, поэтому используя его, прокуроры ссылаются на п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ.По мнению П.А.Пригорщи, требования прокурора являются одним из ключевых инструментов восстановления законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.Отдельные авторы считают, что требование применяется только после возбуждения уголовного дела. Согласно другому подходу требование можно применять и на этапе доследственной проверки.Правоприменительная практика идет по второму пути, что подтверждает п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826, в котором говорится, что требуется пресекать проверки органами предварительного расследования сообщений, из которых не усматриваются признаки преступлений.Однако данный вопрос должен быть разрешен на уровне закона, в связи с чем п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ нуждается в соответствующем дополнении. Отсутствуют в УПК РФ и правила о порядке и сроках рассмотрения, выполнения требований прокурора ДЛ и сообщения о принятых по ним мерах.Таким образом, требование прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства - это направленное на обеспечение исполнения федерального законодательства средство прокурорского реагирования, представляющее собой властно-распорядительное действие, вносимое уполномоченным прокурором лицу (органу), уполномоченному устранить допущенные нарушения закона, регламентирующие порядок их устранения и сроки уведомления прокурора о принятых мерах.К следующему полномочию прокурора, вызывающему вопросы, в изучаемом надзоре относится право прокурора вносить представления об устранении нарушений федерального законодательства.Законодатель регламентирует полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов ОД в статье 30 Закона, отсылая к ст. 37 УПК РФ. Указанная статья не закрепляет право прокурора вносить представления об устранении нарушений федерального законодательства. Тем не менее, на практике при осуществлении изучаемого надзора широко применяется такой акт прокурорского реагирования, как представление. Применяя упомянутый акт, прокуроры делают ссылку на статью 24 Закона.Представление об устранении нарушений федерального законодательства является комплексным актом, включающим себя требования об устранении выявленных нарушений и постановку вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Так, требование направлено на незамедлительное устранение «разового» нарушения закона, допущенного ОД при проведении доследственной проверки и при производстве по уголовному делу, представление же, в свою очередь, является своего рода «информацией» руководителю органа расследования о систематических нарушениях закона в работе органа расследования и направлено на устранение таких нарушений, причин и условий им способствующих, а также привлечения виновных должностных лиц к ответственности. Огромное практическое значение имеет полномочие прокурора по отмене незаконных или необоснованных постановленийОД, начальника ОД, начальника подразделения дознания и ДЛ. Ежедневно прокурорами отменяется большое количество таких постановлений, в частности, это постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела, о прекращении или приостановлении уголовного дела и др.Проанализировав представления прокуроров в сфере надзора за органами дознания, прихожу к выводу, что типичным нарушением является нарушение принципа разумности срока уголовного судопроизводства, предусмотренного ст.6.1 УПК РФ. Отсутствие работы по материалам проверки, игнорирование указаний прокуратуры района и вышестоящего руководства приводит к неоднократному незаконному принятию решений об отказе в возбуждении уголовных дел, которые отменяются прокурорами как незаконные на протяжении длительного периода времени, при этом игнорируются указания надзирающего прокурора, и как следствие, это приводит затягиванию срока проводимых проверок на годы.Фактически процессуальные проверки не проводятся, меры по установлению всех обстоятельств произошедшего не принимаются.Также, уже давно отмечается необходимость нахождения более эффективного средства прокурорского реагирования на такое массовое явление, как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела.Таким образом, прокурору предоставлен значительный объем полномочий в целях устранения нарушений закона. Их особенностью является властно-распорядительный характер. ЗАКЛЮЧЕНИЕНадзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание является одним из наиболее приоритетных направлений прокурорского надзора, называемый нередко его отраслью. От уровня прокурорского надзора в решающей степени зависит соблюдение законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Применение всех без исключения мер пресечения прокурором должно признаваться законным только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия, суда или воспрепятствует установлению справедливости по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ). Таким образом, прокурору предоставлен значительный объем полномочий в данной сфере, которые представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий. Их особенностью является властно-распорядительный характер. Вместе с тем, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что в нормативные правовые источники требуется внесение ряда изменений и (или) дополнений для устранения пробелов и более эффективной ее реализации.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.2.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 16.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472.3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - .2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. - № 5. - 2017.5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 (ред. от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. - № 12. - 2011.6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – № 3. - 2017.Научная литература:1.Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. С.95.2. Байрамов Ш.Ш. Проблемные аспекты надзора за исполнением законом как основная функция прокурора в досудебной стадии уголовного процесса // Российский следователь. - 2014. - № 6. - С. 12.3. Бессарабов В.Г., Игонина Н.А., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 47-53.4. Буланова Н.В., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. М.: Юрлитинформ. - 2016. - С.69.5. Быкова Е. В., Парфенова М. В. Современные задачи российской прокуратуры // Российская юстиция. - 2013. - № 11. - С. 56;6. Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. д.ю.н. А.Г. Халиуллина. Томск, 2013. - С. 55.7. Гулягин А. Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. - 2011. - № 3. - С. 50–53.8. Гурин А. Д. Совершенствование механизма прокурорского надзора в уголовном процессе // Законность. - 2013. - № 1. - С. 22.9. Прокурорский надзор: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.Р. Ергашева – М.: Издательство Юрайт. - 2016. – С. 238.10. Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности :дис ... канд. юрид. наук. – СПб. - 2001. - С. 10.11. Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и в зарубежных государствах // Законность. - 2014. - № 8. – С. 15;12. Пригорща П.А. Требование прокурора как средство обеспечения исполнения закона: теоретические и практические аспекты: Автореф. дисс… к.ю.н. Екатеринбург. - 2011. - С.613. Попов И.А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за предварительным следствием и меры по их разрешению // Уголовное судопроизводство. - 2012. - № 1. – С. 21;14. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции : монография. Хабаровск : ДВЮИ МВД России. - 2001. - С. 163.15. Соловьев А. Б., Токарева М. Е., Халиулин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ. - 2000. - С. 110.16. Поляков М. П., Федулов А. Ф. Прокурорский надзор : конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. М. :Высш. Образование. - 2009. - С. 100.17. Соколов А. Ф. Проблемы и практика применения прокурором требования об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном процессе // Уголовное право. - 2009. - № 2. - С. 125.18. Таболина К.А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием преступлений: дисс.К.ю.н.: 12.00.09 /. М. - 2015. - С.66.19. Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос. юстиция. - 2014. - № 9. –С. 17.20. Якимович Ю.К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора // Законность. - 2015. - № 8. - С. 3-7.
Нормативно-правовые акты:
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 16.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472.
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - .2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. - № 5. - 2017.
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 (ред. от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. - № 12. - 2011.
6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – № 3. - 2017.
Научная литература:
1.Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. С.95.
2. Байрамов Ш.Ш. Проблемные аспекты надзора за исполнением законом как основная функция прокурора в досудебной стадии уголовного процесса // Российский следователь. - 2014. - № 6. - С. 12.
3. Бессарабов В.Г., Игонина Н.А., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 47-53.
4. Буланова Н.В., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. М.: Юрлитинформ. - 2016. - С.69.
5. Быкова Е. В., Парфенова М. В. Современные задачи российской прокуратуры // Российская юстиция. - 2013. - № 11. - С. 56;
6. Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. д.ю.н. А.Г. Халиуллина. Томск, 2013. - С. 55.
7. Гулягин А. Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. - 2011. - № 3. - С. 50–53.
8. Гурин А. Д. Совершенствование механизма прокурорского надзора в уголовном процессе // Законность. - 2013. - № 1. - С. 22.
9. Прокурорский надзор: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.Р. Ергашева – М.: Издательство Юрайт. - 2016. – С. 238.
10. Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : дис ... канд. юрид. наук. – СПб. - 2001. - С. 10.
11. Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и в зарубежных государствах // Законность. - 2014. - № 8. – С. 15;
12. Пригорща П.А. Требование прокурора как средство обеспечения исполнения закона: теоретические и практические аспекты: Автореф. дисс… к.ю.н. Екатеринбург. - 2011. - С.6
13. Попов И.А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за предварительным следствием и меры по их разрешению // Уголовное судопроизводство. - 2012. - № 1. – С. 21;
14. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции : монография. Хабаровск : ДВЮИ МВД России. - 2001. - С. 163.
15. Соловьев А. Б., Токарева М. Е., Халиулин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ. - 2000. - С. 110.
16. Поляков М. П., Федулов А. Ф. Прокурорский надзор : конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. М. : Высш. Образование. - 2009. - С. 100.
17. Соколов А. Ф. Проблемы и практика применения прокурором требования об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном процессе // Уголовное право. - 2009. - № 2. - С. 125.
18. Таболина К.А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием преступлений: дисс. К.ю.н.: 12.00.09 /. М. - 2015. - С.66.
19. Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос. юстиция. - 2014. - № 9. –С. 17.
20. Якимович Ю.К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора // Законность. - 2015. - № 8. - С. 3-7.