Игры детей и их значение в развитии воли

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 16 16 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 05.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.1 Теоретическое аспекты роли игры в формировании воли ребенка 5
1.2 Экспериментальные исследования по выявлению влияния игры и воли на развитие детей 10
Заключение 13
Список использованной литературы: 14

Фрагмент для ознакомления

Результаты исследования, проведенного по методике «Методика оценки способности выполнять заданную деятельность в условиях воздействия помех» В.И. Калина, помогут подтвердить предполагаемую гипотезу. По результатам исследования было установлено, что 67% детей, которые посещают детский сад, успешно справились с заданием, несмотря на наличие раздражителей. Однако 33% дошкольников были отвлечены от задания, но все же его завершили. Кроме того, 33% из этой группы испытуемых не только были отвлечены от деятельности, но и не достигли конечной цели.Аналогично проведено исследование с детьми, не посещающими детское дошкольное учреждение. Из этой группы испытуемых только 33% смогли успешно выполнить задание до конца. Интересно, что 67% из них были отвлечены от выполнения задания и не достигли его цели, в то время как всего лишь 17% детей не отвлеклись и успешно завершили задание.Наблюдаем, что способность детей в дошкольном возрасте выполнять заданные задания при воздействии раздражителей значительно превышает такие же показатели у детей, которые проводят больше времени дома. Это может быть связано с тем, что воля у детей в возрасте от 3 до 6 лет еще очень слаба. Вместо того чтобы проявлять выдержку, самоконтроль и настойчивость, которые обычно характерны для взрослых, дошкольники часто испытывают нестабильность в своих желаниях и часто теряют цель, которую они перед собой поставили в своей деятельности. Их умственные процессы, такие как восприятие, внимание, память и мышление, проявляют большую непредсказуемость.Развитие воли у дошкольника можно стимулировать с помощью игр, которые помогут ребенку осознать свое место во времени. Воля не развивается сама по себе, а зависит от общего развития личности. В процессе общения с ровесниками, умения уступать другим и быть ответственным, ребенок учится развивать свою волю. Капризы, упрямство, ревность и эгоизм - все это проявления недостатков в волевом воспитании. Через игры ребенок учится планировать свои действия, осознавать цель, запоминать их последовательность и преодолевать трудности.Игра, формирующая произвольные действия и ответственность, играет решающую роль в развитии воли у детей дошкольного возраста. Она также способствует развитию мышления и умению уступать друг другу, играет важную роль в становлении личности.ЗаключениеРезультаты исследования были таковы, что в детских дошкольных учреждениях дети проявляют особенности волевого поведения, отличающиеся от детей, не посещающих такие учреждения. Вот некоторые из этих особенностей:дети из детских садов лучше сосредоточены на выполнении заданий и менее отвлекаемы внешними факторами;когда дети достигают поставленных целей, они не склонны к утомлению, а стараются разнообразить свою деятельность, проявляя при этом свою изобретательность и фантазию;уровень их волевой активности значительно выше.Работа также рассматривала роль детских учреждений в формировании волевых качеств у дошкольников.В процессе исследования было обнаружено, что посещение детского дошкольного учреждения оказывает положительное влияние на формирование волевого поведения у детей. Практически подтверждены условия развития воли у дошкольников, которые были изучены в различных научных работах в области психологии и педагогики. Это свидетельствует о том, что существует прямая связь между развитием произвольного волевого поведения у ребенка и его посещением детского дошкольного учреждения.Список использованной литературы:1. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту :автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. - М., 1998. - 21 с.2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.3. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. - 2004. - № 5. - С. 57-61.4. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб., 2004. - С. 270-280.5. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. - Волгоград : Корифей, 2009. - 96 с. : ил. - (Детский сад, № 110).6. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка : (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль ; Тверь ; Красногорск, 2001. - Т. 3. - С. 352-357.7. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, упражнения, занятия, игры (о формировании у малышей волевых качеств)/ Н.П. Мещерякова, Л.Н. Жуковская, Е.Б. Терешкова. - М. : Учитель, 2009. - 141 с.8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.9. Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru : [сайт уральских родителей]. - [Б. м.], 2009. - URL: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4971 (19.04.10)10. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. - Москва: Педагогика, 1993. - 448с.11. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе :автореф. дис. … канд. психол. наук / Сидячева Н. В. - М., 2006. - 27 с.12. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.13. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.14. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология: [сайт]. - М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (19.04.10).15. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 8-13.16. Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 34-43.

Список использованной литературы:

1. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту : автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. - М., 1998. - 21 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
3. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. - 2004. - № 5. - С. 57-61.
4. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб., 2004. - С. 270-280.
5. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. - Волгоград : Корифей, 2009. - 96 с. : ил. - (Детский сад, № 110).
6. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка : (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль ; Тверь ; Красногорск, 2001. - Т. 3. - С. 352-357.
7. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, упражнения, занятия, игры (о формировании у малышей волевых качеств)/ Н.П. Мещерякова, Л.Н. Жуковская, Е.Б. Терешкова. - М. : Учитель, 2009. - 141 с.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
9. Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru : [сайт уральских родителей]. - [Б. м.], 2009. - URL: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4971 (19.04.10)
10. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. - Москва: Педагогика, 1993. - 448с.
11. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Сидячева Н. В. - М., 2006. - 27 с.
12. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
13. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.
14. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология: [сайт]. - М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (19.04.10).
15. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
16. Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 34-43.