Формирование наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 69 + 69 источников
- Добавлена 05.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 9
1.1. Наглядно - образное мышление как один из видов мышления 9
1.2. Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников в онтогенезе 9
1.3. Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 24
2.1. Исследование наглядно-образного мышления у старших дошкольников 24
2.2. Анализ методик изучения наглядно-образного мышления 28
2.3. Количественная и качественная характеристика особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 38
3.1 Система работы наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией 38
3.2 Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией 47
3.3. Динамика развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией 53
Выводы по главе 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 70
Приложение 1 70
Приложение 2 70
Словесно — логическое мышление основывается на развитии знаковой функции сознания:Усвоение логической связки «слово — действие»Понимание количества предмета и значение числа Замещение словами реального предметаОсознанное понимание ситуации или действияВыше перечисленные функции словесно — логической формы мышления возникают на границе среднего и старшего дошкольного возраста.Онтогенез развития наглядно — образного мышления в дошкольном возрасте также основывается на формы и содержания детского мышления и представляется следующим образом (см.рис.4)Рисунок 4. Онтогенез развития детского мышленияОбщая линия онтогенезиса— от конкретных к абстрактным, от единичных к обобщенным, от простого к сложному. Субординантные понятия — основываются на простой линии, когда ребенок выстраивает логическую связку «слово — предмет», субординантные понятия (кружка, носок, кукла, игрушка, мяч, машина).Субординантные понятия формируются у детей в диапазоне 1 —4 лет.Суперординатные категории — данный этап на порядок сложнее так как требует от ребенка расширение словарного запаса, употреблять сложные или длинные слова, развивать память и логику. Например когда ребенка спрашивают: что на нем надето (куртка, шапка, штаны), или просят описать определенный предмет в помещении(растение, книжная полка, предметы интерьера).Суждения — в процессе суждения ребенок учится устанавливать причиннно— следственную связь, ребенок делает выводы, которые взрослому могут казаться не логичными или забавными. Так как детское мышление для решения поставленной задачи при недостатке знаний легко использует другие, более известные ему сведения, факты, образы.Умозаключения — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений формируется одно мнение или новое суждение. Любое умозаключение в детском возрасте состоит из причины, ситуации, рассуждения, понимания всех факторов, заключения и вывода. Предпосылками умозаключения у детей выступает начальное суждение, из которого выходят новые суждения или цепочка событий или ситуаций, так же участвует ситуативное мышление. Таким образом, развитие наглядно — образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе определяется условиями решения задачи посредством использования личного опыта и знаний, на основе которых ребенок может предположить, что ему необходимо выполнить или сделать в той или иной ситуации. 1.3. Особенности наглядно—образного мышления у старших дошкольников с моторной алалиейУ детей с моторной алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т.е. у детей с признаками нарушения речи, а именно алалией ярко выражается снижение интеллектуальных операций, которые непосредственно требуют речевого сопровождения.[19]Также у детей с моторной алалией значительно пониженный уровень обобщения в игровой деятельности, по сравнению с детьми свободно говорящих. Трудности возникают в игровой деятельности, по причине несформированности ролевого поведения, ребенок не понимает, как взаимодействовать с другими детьми, как выполнять действия в сюжетно — ролевой игре. В процессе игровой деятельности важно наглядно — образное мышление, развитие воображения, подкрепление действий словами, логическое включение в сюжет игры. Дети с нарушением речи, импульсивны, при выполнении заданий или действий могут быть хаотичными, не усидчивыми, или же не сосредоточенными на деятельности, пассивными, быстро теряют интерес к деятельности, их утомляет образовательный процесс. При выполнении заданий или упражнений, дети с алалией испытывают затруднения, если нет возможности выполнять задания по аналогии или при отсутствии наглядного материала. Получения речевых инструкций или указаний также могут вызывать недопонимание, поскольку дети с алалией не в полной мере обладают сформированностьюпространственно — временными отношениями, а именно нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов.[16]Особенности наглядно — образного мышления у детей с моторной алалией сопровождается неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии мышления и логики. Основными условиями развития наглядно — образного мышления у детей с моторной алалией является овладевание предметными действиями и речью, развитие самостоятельности, проведение анализа и рассуждения, а также понимать требования, значение вопроса или просьб исходящих со стороны взрослого или сверстника. [19]На рисунке 5 представлены основные особенности наглядно — образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией:Рисунок 5. Особенности наглядно — образного мышления при моторной алалииНаглядно образное мышление учит овладевать предметными действиями, самостоятельно решать простые сложные речевые и логические задачи, выражать интересы, воображения, включаться в игровую деятельность и соответствовать требованиям и действиям по сюжету.[19]Тесная связь межу нарушениями речи у детей старшего дошкольного возраста и другими сопутствующими сторонами общего развития ребенка, нарушение психического развития, обуславливает спецификой особенностей наглядного и образного мышления (см.рис.6):Рисунок 6. Нарушения психического развития, обуславливает спецификой особенностей наглядного и образного мышления.По состоянию формирования наглядно — образного мышления у детей дошкольного возраста с моторной алалией, важно учитывать состояния невербального интеллекта, который подразделяется на три основные группы:[58]Дети дошкольного возраста у которых уровень развития мыслительной активности, невербального интеллекта, оперирование речевым аппаратом вне значительной мере отличается или отстает от нормы. При этом данное своеобразие развитие интеллектуальных способностей не имеет негативных особенностей развития, связанных с речевыми трудностями. Дети, у которых развитие интеллектуальных способностей находится на низком уровне. Примерно на 27% ниже нормы развития невербального интеллекта.Дети, у которых уровень развития невербального интеллекта проявляется на самой нижней грани нормы, при этом отмечаются нестабильность в эмоциональном плане, скачки роста, рассеянное внимание, проблемы с сосредоточенностью. Однако важно отметить, что данная группа детей не является умственно отсталыми или психически заторможенными. В определённые моменты дети могут показать состояние интеллекта на достаточном или нижнем уровне от нормы.В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова отмечали, что наглядно — образное мышление у детей с моторной алалией необходимо изучать поэтапно, начиная с выявления начального уровня знаний, определить сформированность познавательной деятельности (образы, представления, понятия), выявить наличие навыка выполнять мыслительные операции, навык самоорганизации психической деятельности детей. [18]Таким образом, мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Развитие наглядно—образного мышления тесно связано с речью, которая закрепляет образы – представления.На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно—логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно—следственных связей явлений.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1Развитие мышления позволяет нам уловить суть вещей, событий, ситуаций, при помощи мыслительной деятельности мы можем сопоставлять, сравнивать, рассуждать, классифицировать. Мышление по содержанию разделяется на: наглядно — образное, наглядно — действенное и словесно логическое. Однако мышление активно развивается с самых первых дней нашей жизни.Развитие и формирование наглядно – образного мышления начинается с познания окружающего мира, подробного изучения предметов, явлений, образов, взаимодействия с предметами и манипуляциями ими. Так же наглядно — образное мышление в детском возрасте ориентируется на воображении, мыслительной деятельности, умении сопоставлять и предполагать. Дети с моторной алалией испытывают трудности в словесном выражении свойств предмета, построении логической связки. Однако в процессе обучения дошкольники увеличивают уровень знаний, выполняя совместно со взрослыми упражнения и задания, которые помогают устанавливать связи и отношения, сравнивать свойства предметов.
2. Артемов А. к.// Курс лекций по психологии.//А.К. Артемов - Харьков, 1958
3. Асмолова Г.В.//Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. —
4. Белова-Давид, Р. А. //Нарушение речи у дошкольников./Р.А. Белова - Давид- М.: "Просвещение", 2010. - 232с.
5. Василева, Н.Ц. //Особенности невербального и вербального мышления у подростков с одщим недоразвитием речи : автореф. дис.канд.психол.наук:19.00.10/ Н. Ц. Василева.М.; 2001.
6. Венгер, Л. А. Психология : учеб. пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 336 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие : - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
8. Выготский, Л. С.// Мышление и речь. Изд.-5 . испр. - издательство "Лабиринт"//Л.С. Выготский . М.: 2012. - 352 с
9. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. //Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.//Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
10. Волосовец, Т.В.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
11. Вренева, Е.П.// Ресурсы информационно – компьютерных технологий в обучении дошкольников / Е.П.Вренева // Логопед. – 2010. - №5. – с. 46-52.
12. Визель, Т.Г. //Как вернуть речь. / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2005. – 224с.
13. Гаркуша, Ю.Ф.// Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.//Ю.Ф. Гаркуша М.: ЧП Секачев, В.Ю., 2010.
14. Гуревич, К. М. //Проблемы современной психологической диагностики / Психологическая диагностика : Проблемы и исследования / Под ред. К. М . Гуревича. М.: 2011. - 14 с.
15. Грибова, О.Е. //Что делать если Ваш ребенок не говорит.//О.Е. Грибова — М.: Айрисресс, 2004. - 48 с.
16. Гриншпун, Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. / под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб.доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 703с.
17. Гутник, Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 113-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11944/ (дата обращения: 26.04.2018). 60
18. Давыдов, В.В. //Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР. М.: 2008. 200-201 с.
19. Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М. Е., Платонова Е. С., Филиппова Н. В.Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Детство-Пресс, 2015 г.
20. Дубровина, И. В.// Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина . - 4-е изд. - СПб 2006. - 592 с.
21. Дмитриевских, Л.С.// Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР.//Л.С. Дмитриевских – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
22. Жукова, Н.С.// Формирование речи у детей с моторной алалией.//Н.С. Жукова Электронный ресурс http://sinref.ru/ (дата обращения: 25.04.2018).
23. Журова, В. А. //Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый.//В.А. Журова — 2016. — №9. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/113/29474/ (дата обращения: 29.04.2018).
24. Зайцев, И. С.// Особенности мыслительной деятельности при тяжёлых нарушениях речи : учеб. - метод. пособие / И. С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2009. - 24 с.
25. Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П.// Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2010. - №6. – с. 22-30.
26. Калягин, В.А. //Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
27. Катаева, А. А. //Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
28. Коломинский, Я. Л.// Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 408 с.
29. Кузнецова, Л.В. //Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005 - 480 с.
30. Ковшиков,В. А. //К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной "моторной" алалией / В. А. Ковшиков,Ю. А. Элькин // Дефектология. -2008. - № 2 - 14-21 с.
31. Лалаева, Р. И.// Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз,2014. - 160 c.
32. Маклаков, А. Г.// Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, - 583 с.
33. Марищук, Л.В. Психология: пособие / Л. В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова; под науч. Ред. Л. В. Марищук; БГУФ. -Мн.: БГУФК, 2008. – 347
34. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
35. Мещеряков, Б. Г. //Современный психологический словарь. / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ ;СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.
36. Мухина, В. С.// Психология дошкольника : учеб. пособие для стд. пед. ин-тов и учащ. пед. уч-щ. / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с.
37. Науменко, О.А. //Формирование игрового замещения у дошкольников с обшим недоразвитием речи : Метод.рек. / Сост. О. А. Науменко. - Мн.: БГПУ, 2004. -25с.
38. Немов, Р.С.// Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии : учеб. для. студ. высш. пед. учеб, заведений. /Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.
39. Пиаже , Ж. Психология интеллекта / Ж . Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. 416
40. Слепович, Е. С. //Специальная психология : учеб. пособие / Е. С. Слепович, А. М. Поляков [ и др.] ; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Ми.: Выш. Шк.; 2012. - 511 с.
41. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.
42. Ковшиков, В. А. //Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований»//В.А. Ковшиков, В. Секачев, 2001. — 96 с.
43. Кириллова, Е.В.// Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.//Е.В. Кириллова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
44. Лалаева, Р.,// Серебрякова, Н. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Р. Лалалева— СПб.: Союз, 2001. — 224 c.
45. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн.III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 311 с. – (Библиотека учителя - дефектолога).
46. Лизунова, Л.Р.// Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. //Л.Р. Лизунова– Пермь, 2013. – 60 с.
47. Лынская, М.И.// Информационные технологии в работе с безречевыми детьми / М.И.Лынская // Логопед. – 2011. - №3. – с. 12-17.
48. Лынская, М.И.// Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика)
49. Метиева, Л.А. //Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, - М.: Книголюб, 2008. – 128с.
50. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
51. Микляева, Н.В.// Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР.//Н.В. Микляева – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
52. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. .//Н.В. Микляева – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
53. Могилева, В.Н. //Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. //В.Н. Могилева— М.: Академия, 2007. — 240 с.
54. Назарова, Н.М.// Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.
55. Нищева, Н.В.// Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.//Н.В. Нищева – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 Электронный ресурс // ФИРО http://www.firo.ru/ (дата обращения: 23.02.2016).
56. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). .//Н.В. Нищева – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009. – 352 с.
57. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 Электронный ресурс // Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/ (дата обращения: 23.02.2016)
58. Пятница, Т.В., Башинская Т.В. //Система коррекционного воздействия при моторной алалии.//Т.В. Пятница, Т.В. Башинская - Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека логопеда). 63
59. Пятница, Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. .//Т.В. Пятница, Т.В. Башинская Ч.2. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека логопеда).
60. Ранюк, Л.М. Нетрадиционные средства коммуникации в работе с детьми с ОНР / Л.М.Ранюк // Логопед. – 2012. – №2. – с. 32-35.
61. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие [Текст] / Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с
62. Соботович, Е.Ф. //Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. — М.: Классик стиль, 2003. — 160 с.
63. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. – М.: ACADEMA, 2000 Электронный ресурс // Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/ (дата обращения: 23.02.2016).
64. Фадина, Г.В.// Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
65. Федеральный Государственный Образовательные Стандарт дошкольного образования Электронный ресурс // Федеральный Институт Развития Образования http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 27.02.2016).
66. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. //Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.//Т.Б. Фильчева, Г.В, Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. - М.: «Просвещение», 2008.
67. Характеристика общего недоразвития речи Электронный ресурс // Электронный журнал Экстернат.РФ, социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования http://ext.spb.ru/ (дата обращения: 23.02.2016).
68. Шашкина, Г.Р., Зернова, Л.П., Зимина, И.А.// Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
69. Шмидт, Е.В. //Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР / Е.В.Шмидт // Логопед. – 2012. - №5. – с. 25-34.