Философия Нового времени На примере Гоббса и Локка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 22 22 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 01.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Эпоха Нового времени: ключевые характеристики 5
1.1. Круг проблем философии Нового времени 5
1.2. Рационализм как ключевая установка философии Нового времени 6
Глава 2. Концепции Т. Гоббса и Дж. Локка
как отражение философских установок эпохи Нового времени 10
2.1. Правовая концепция Т. Гоббса как фундамент рационального устройства общества 10
2.2. Представления Дж. Локка о социальном порядке и принципе равенства 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Концепция «естественного состояния» у Локка предстает как абстрактная, идеальная конструкция, а не характеристика конкретного исторического этапа развития общества. Ключевой характеристикой существования в естественном состоянии является состояние абсолютной свободы в отношении людей. Понятию абсолютной свободы отвечает состояние абсолютного равенства. Из этого равенства берут начало основания социальной нравственности, выражающейся, в первую очередь, в справедливости. Тем самым Локк обосновывает, что справедливость как основа социальной нравственности является природной, врожденной. Человек от природы нравственен и поступает сообразно морали по собственной воле, он наделен естественным правом на жизнь, свободу и имущество. Состояние свободы подразумевает распоряжение своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают необходимым для себя в рамках закона природы.Для того, чтобы преодолеть недостатки естественного состояния, люди соглашаются создать политическое сообщество и государство посредствомзаключения общественного договора. Для этого каждый член общества делегирует часть своих естественных прав государству. И, таким образом, осуществляемая ранее самозащита каждым человеком естественных прав заменяется публичной защитой свобод и прав[1, с. 148].Главной причиной, по которой люди идут на такой шаг – создание государства – это стремление избежать состояния войны, которое потенциально заключено в естественном состоянии.Джон Локк не пишет о полном отказе людей от всех естественных прав и свобод в пользу государства. По договору о создании государства люди не отказываются от ключевых естественных прав, и сам закон природы, который отождествляется с законом разума, продолжает функционировать и при государстве. Данный закон детерминирует цели, характер и границы полномочий политической власти. По Дж. Локку, личность от рождения обладаеттремя важнейшими правами: право на жизнь; право на свободу; право на собственность. По мнению Дж. Локка, содержанием общественного блага, помимо обеспечения безопасности и мира, является защита прав частной собственности граждан. При этом государство не имеет права выходить за границы полномочий, необходимых для осуществления общественного блага. Данные права неотчуждаемы. По замечанию А. В. Галухина, неотчуждаемые права человека в однородных нормативно закрепляемых положениях закрепляются единой триадов «собственности»: право на жизнь, свободу и имущество. Цельность и неразделяемость естественных прав, исходящих из аксиомы единства природного достояния, подтверждается тем, что их основанием выступает естественный закон - воплощение истины[2, с. 243]. Чтобы политическая власть соответствовала договорному назначению и не переходила в абсолютную монархию, необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную ветви. Таким образом, у Локка разделение властей является непреложной необходимостью.Философ неоднократно подчеркивает недопустимость концентрации в одном государственной органе законодательной и исполнительной властей. Таким образом, в концепции Локка закон в его подлинном смысле- это не просто любое предписание, инициированное законодательным органом. Законом может быть признан только тот акт, который указывает индивиду поведение, соответствующее его интересам и служащее благу общества. Если же закон не отвечает этому требованию, он лишается своего правового духа.Ключевой характеристикой существования в естественном состоянии является состояние абсолютной свободы в отношении людей. Понятию абсолютной свободы отвечает состояние абсолютного равенства. Из этого равенства берут начало основания социальной нравственности, выражающейся, в первую очередь, в справедливости. Для того, чтобы преодолеть недостатки естественного состояния, люди соглашаются создать политическое сообщество и государство посредством заключения общественного договора.Таким образом, можно отметить, что точкой схождения Гоббса и Локка становится признание договорного характера социально-политического порядка общества. Из этого договорного характера вытекает и необходимость законодательного регулирования общественного поведения, ведь любой договор, даже признанный обоими сторону, носит характер принуждения или обязательства, и его несоблюдение, соответственно, должно влечь за собой определенные последствия. В этом отчетливо прослеживается апелляция к рациональности, которая, в свою очередь, явилась главным выразителем духа эпохи.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности концепций Т. Гоббса и Дж. Локка, как отражения философских установок эпохи Нового времени.Исходной точкой политико-правовой концепции Т. Гоббса является интерпретация природы человека, как сложной системы социальных, биологически, нравственных аспектов. Человек становится центральным компонентом теории Т. Гоббса, поскольку он является с собой синтез социальной действительности и творческого созидания, главным продуктом которого становится государство и общество. Человек, являясь одновременно, и субъектом, и объектом, становится носителем государства и права, формы которого объективируются в законах и установлениях.Точкой отсчета социально-политических воззрений философа становится идея естественного права, в чем он сближается с Т. Гоббсом. Согласно концепции Дж. Локка, до появления государства люди пребывали в естественном, догосударственном состоянии, в котором существовал только закон природы.Ключевой характеристикой существования в естественном состоянии является состояние абсолютной свободы в отношении людей. Понятию абсолютной свободы отвечает состояние абсолютного равенства. Из этого равенства берут начало основания социальной нравственности, выражающейся, в первую очередь, в справедливости.Для того, чтобы преодолеть недостатки естественного состояния, люди соглашаются создать политическое сообщество и государство посредством заключения общественного договора.Таким образом, идея равенства, как основания права, присутствует, и в концепции Т. Гоббса, и в концепции Дж. Локка. Однако у последнего равенство рассматривается, как основание социальной справедливости и морали, тогда как для Т. Гоббса равенство – это непреложный, но насажденный принцип, благодаря которому становится возможным социальный и правовой порядок. Врожденное равенство по Т. Гоббсу – это скорее идеальный конструкт, чем социальная действительность, поэтому утверждая, что все люди равны, Т. Гоббс делает ряд оговорок.Список использованной литературыАбукарова М. У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени / М.У. Абукарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - № 2. – С. 148-150.Галухин А. В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка / А.В. Галухин // Философия эпохи ранних буржуазных революций. – Москва, 1983. – С. 240-248.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Сочинения в 2-х т. Т. 2. – Москва : Мысль, 1991. – С. 3-583.Гончаренко В. Н., Гончаренко М. В. Феномен знания: историческая и теоретическая традиция / В.Н. Гончаренко, М.В. Гончаренко – Текст: непосредственный.// Инновационная наука. – 2017. - № 5. – С. 140-142.Горяинов О. В. Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека / О.В. Горяинов // Актуальные проблемы российского права. – 2008. - № 1. – С. 4-8.Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Г.Д. Гурвич – Санкт-Петербург : ИД СПГУ, 2004. – 845 с.История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – Москва : Норма, 2004. – 944 с.Камбуров В. Г. Идея государства у Гоббса / В.Г. Камбуров – Киев : Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1906. – 180 с.Кассирер Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер – Москва : РОСПЭНН, 2004. – 400 с.Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Рациональность как культурная ценность от античности до постнеклассики / Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова // Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова. – 2017. - № 2. – С. 67-72.Коробкова Ю. Е. Философия: конспект лекций / Ю.Е. Коробкова. – Москва : МИЭМП, 2005. – 115 с.Лекторский В. А. Рациональность как ценность культуры / В.А. Лекторский // Материалы международной научной конференции «Рациональность и её границы». – Москва : ИФ РАН, 2012. – С. 216-231.Леонтьева Е. Ю. Рациональность и её типы: генезис и эволюция / Е.Ю. Леонтьева. – Москва : Изд. Московского психолого-социального института, 2006. – 256 с.Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локка[Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Lokk_Traktaty_2.pdf (дата обращения: 01.12.2023).Меркулов И. П. Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в 4 т., т. 2. – Москва : Мысль, 2001. – С. 264-265.Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах / А.А. Новиков // Вопросы философии. – 1995. - № 5. – С. 48-59.Порус В. Н. Рационализм / В.Н. Порус // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. – Москва : Мысль, 2001. – С. 425-427.Порус В. Н. Рационализм / В.Н. Порус // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. – Москва : Мысль, 2001. – С. 425-427.Светлов В. А. Истина как саморекурсия: определение и следствия / В.А. Светлов.// Вестник Омского университета. – 2010. - № 2. – С. 132Упорникова И. В. Человек как часть политического целого в философии Т. Гоббса / И.В. Упорникова // Философия права. – 2017. - № 1 (80). – С. 24-29.Фуко М. Нужно защищать общество: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975/76 учебном году / М. Фуко – Санкт-Петербург : Наука, 2005. – 312 с.Ческис Л. А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализма / Л.А. Ческис – Москва :Главполитпросвет, 1924. – 138 с.

1.Абукарова М. У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени / М.У. Абукарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - № 2. – С. 148-150.
2.Галухин А. В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка / А.В. Галухин // Философия эпохи ранних буржуазных революций. – Москва, 1983. – С. 240-248.
3.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Сочинения в 2-х т. Т. 2. – Москва : Мысль, 1991. – С. 3-583.
4.Гончаренко В. Н., Гончаренко М. В. Феномен знания: историческая и теоретическая традиция / В.Н. Гончаренко, М.В. Гончаренко – Текст: непосредственный.// Инновационная наука. – 2017. - № 5. – С. 140-142.
5.Горяинов О. В. Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека / О.В. Горяинов // Актуальные проблемы российского права. – 2008. - № 1. – С. 4-8.
6.Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Г.Д. Гурвич – Санкт-Петербург : ИД СПГУ, 2004. – 845 с.
7.История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – Москва : Норма, 2004. – 944 с.
8.Камбуров В. Г. Идея государства у Гоббса / В.Г. Камбуров – Киев : Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1906. – 180 с.
9.Кассирер Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер – Москва : РОСПЭНН, 2004. – 400 с.
10.Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Рациональность как культурная ценность от античности до постнеклассики / Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова // Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова. – 2017. - № 2. – С. 67-72.
11.Коробкова Ю. Е. Философия: конспект лекций / Ю.Е. Коробкова. – Москва : МИЭМП, 2005. – 115 с.
12.Лекторский В. А. Рациональность как ценность культуры / В.А. Лекторский // Материалы международной научной конференции «Рациональность и её границы». – Москва : ИФ РАН, 2012. – С. 216-231.
13.Леонтьева Е. Ю. Рациональность и её типы: генезис и эволюция / Е.Ю. Леонтьева. – Москва : Изд. Московского психолого-социального института, 2006. – 256 с.
14.Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локка[Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Lokk_Traktaty_2.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
15.Меркулов И. П. Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в 4 т., т. 2. – Москва : Мысль, 2001. – С. 264-265.
16.Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах / А.А. Новиков // Вопросы философии. – 1995. - № 5. – С. 48-59.
17.Порус В. Н. Рационализм / В.Н. Порус // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. – Москва : Мысль, 2001. – С. 425-427.
18.Порус В. Н. Рационализм / В.Н. Порус // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III. – Москва : Мысль, 2001. – С. 425-427.
19.Светлов В. А. Истина как саморекурсия: определение и следствия / В.А. Светлов.// Вестник Омского университета. – 2010. - № 2. – С. 132
20.Упорникова И. В. Человек как часть политического целого в философии Т. Гоббса / И.В. Упорникова // Философия права. – 2017. - № 1 (80). – С. 24-29.
21.Фуко М. Нужно защищать общество: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975/76 учебном году / М. Фуко – Санкт-Петербург : Наука, 2005. – 312 с.
22.Ческис Л. А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализма / Л.А. Ческис – Москва : Главполитпросвет, 1924. – 138 с.