Тема: государственный строй России периода становления и расцвета абсолютной монархии 18 в.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 03.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ 4
1.1. Период становления и оформления абсолютной монархии в России 4
1.2. Государственный строй России в конце XVII в. и реформы Петра Великого 7
2. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ 10
2.1. Влияние эпохи дворцовых переворотов на государственное устройство страны 10
2.2. Государственный строй при Екатерине Великой 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Имея хорошее образование и опираясь на опыт европейских просветителей, Вольтера и Дидро, с которыми Екатерина II вела переписку, российская императрица решает провести ряд преобразований в российском государстве, при этом учитывая действительную реальность российского общества.
Проводимая императрицей политика имела характерные черты. Поддержка новых тенденций в экономике, если они не противоречили интересам Российской Империи. Использование идей Просвещения в целях укрепления абсолютистского государства. Развитие науки, образования, попытки создания новой «породы» просвещенных людей, законопослушных самодержавной власти. Проявление свободомыслия в отношении европейских политических теорий. Преследование ряда деятелей русской общественно-политической мысли.
Рассматривая мероприятия, проводимые российской императрицей, можно говорить, что с одной стороны одни реформы способствовали укреплению абсолютной власти монарха, а другие – культурному развитию общества. Для того, чтобы укрепить самодержавную власть монарха, Екатерина II предприняла целый комплекс мер. Во-первых, в 1763 году императрица провела реформу Сената, которая заключалась в его разделении на 6 департаментов, превращении в административно-судебный орган. Посредством данной реформы Сенат лишался своей законодательной функции, что несомненно только укрепляло монархическую власть. Во-вторых, в 1764 году Екатерина II отменяет гетманство на Украине, считая, что такая огромная по территории и многонациональная империя должна существовать по единым законам и принципам, предлагаемым единоличной властью, а в 1775 году вводит систему губернских учреждений на Дону, тем самым лишая казачество автономии. В этом же году императрица проводит реформу местного самоуправления, целями которой являлось укрепление местной власти в целях повышения эффективности борьбы с восстаниями, изменение и упорядочение административнотерриториальной системы России.
В-третьих, в 1764 году российская императрица проводит секуляризацию церкви, которая заключалась в переходе церковных земель в государственную собственность, в следствии чего церковь лишается своей экономической независимости. В-четвертых, создание Уложенной комиссии, которая просуществовала с 1767 по 1768 год, позволило создать новый свод законов, который, по мнение Екатерины II, искоренял в государстве любую несправедливость, а также обосновывал необходимость законности сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности российского общества.
Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, проводимые российской императрицей в рамках политики просвещенного абсолютизма, позволили укрепить централизацию государства, а также унифицировать систему управления. С другой стороны, часть мероприятий носила просветительский характер, т.е. была направлена на повышение образованности у российского общества, а также на приближение их к европейской культуре. В 1765 году в Российской Империи было создано Вольное экономическое общество – первое русское научное общество. Его целью было содействие внедрению в сельское хозяйство новой агротехники, проведение обсуждений хозяйственных проблем [2, с. 204]. Также Екатерина II провела реформу образования, в результате которой в России была создана система среднего образования [4]. В 1764 году было положено начало женского образования, посредством открытия Института благородных девиц при Воскресенском монастыре СанктПетербурга. В 1772 году было открыто Коммерческое училище, а в 1773 – Горное. Общее число учебных заведений, открытых в период проведения политики просвещенного абсолютизма, составило 550.
В заключение необходимо отметить, что политика просвещенного абсолютизма Екатерины II позволила укрепить самодержавную власть, посредством значительного реформирования системы управления, а также способствовала распространению образования и е европейской культуры на территории государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед. Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.
Политико-правовая доктрина абсолютизма менялась с изменением характера абсолютистского направления. В период становления абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти – монарх – это «проводитель воли Божьей». Со временем сакральность стала заменятся законность, в период «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II Великой, когда расцвет абсолютизма достиг своего апогея, заговорили о возможности ограничения монархии, но реальных шагов в этом направлении не было сделано.
В XIX в. темпы развития России замедлялись, пока не образовалось то отставание, которое выявила Крымская война. Тогда, вспоминая екатерининское царствование, историки оглядывались на него как на время, когда деспотизм превратился в монархию, и люди повиновались из чувства чести, а не страха.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ахмедов Ч. Н. Формирование коллегиальной системы государственного управления в первой половине XVIII века / Ч. Н. Ахмедов // Петр Великий и его эпоха: взгляд из XXI века : Материалы международной научно-теоретической конференции, к 350-летию со дня рождения Петра I, Санкт-Петербург, 31 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 8-11.
Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. М.: Книга по требованию, 2017. 584 c.
Брикнер А.Г. История Петра Великого. М.: Терра, 2018. 732 c
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 2018. 192 с
Екатерина II [Электронный ресурс] URL:https://bigenc.ru/domestic_history/text/ (дата обращения 03.12.2023).
История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. – М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999.
Ключевский В.О. Русская история. В 5 т. Т. 3. М., 2001.
Моряков В.И. Екатерина II – просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета 2010. № 3. С. 9-26.
Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 2013. № 5.
Павленко Н.И. История Петра Великого. М.: Вече, 2016. 592 с.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] // https://www.booksite.ru/localtxt/pla/ton/ov/platonov_s_f/37.htm (дата обращения 03.12.2023)
Семенникова Л.И. Отечественная история. / Л.И. Семенникова. М.: КДУ, 2008. 782 с.
Учрежден Верховный Тайный совет [Электронный ресурс] // https://www.prlib.ru/history/619038 (дата обращения 03.12.2023)
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 2018. С. 46.
Брикнер А.Г. История Петра Великого. М.: Терра, 2018. С. 415.
Павленко Н.И. История Петра Великого. М.: Вече, 2016. С. 77.
Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. М.: Книга по требованию, 2017. С. 48.
Ахмедов Ч. Н. Формирование коллегиальной системы государственного управления в первой половине XVIII века / Ч. Н. Ахмедов // Петр Великий и его эпоха: взгляд из XXI века : Материалы международной научно-теоретической конференции, к 350-летию со дня рождения Петра I, Санкт-Петербург, 31 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 8.
Ключевский В.О. Русская история. В 5 т. Т. 3. М., 2001. С. 129
Учрежден Верховный Тайный совет [Электронный ресурс] // https://www.prlib.ru/history/619038 (дата обращения 03.12.2023).
Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 2013. № 5. С. 628.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] // https://www.booksite.ru/localtxt/pla/ton/ov/platonov_s_f/37.htm (дата обращения 03.12.2023)
Семенникова Л.И. Отечественная история. / Л.И. Семенникова. М.: КДУ, 2008. С. 401.
История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. – М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999. С. 296.
Моряков В.И. Екатерина II – просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета 2010. № 3. С. 14.
Екатерина II[Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия Режим доступа: URL:https://bigenc.ru/domestic_history/text/1976573(дата обращения 03.12.2023).
18
2. Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. М.: Книга по требованию, 2017. 584 c.
3. Брикнер А.Г. История Петра Великого. М.: Терра, 2018. 732 c
4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 2018. 192 с
5. Екатерина II [Электронный ресурс] URL:https://bigenc.ru/domestic_history/text/ (дата обращения 03.12.2023).
6. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. – М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999.
7. Ключевский В.О. Русская история. В 5 т. Т. 3. М., 2001.
8. Моряков В.И. Екатерина II – просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета 2010. № 3. С. 9-26.
9. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 2013. № 5.
10. Павленко Н.И. История Петра Великого. М.: Вече, 2016. 592 с.
11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] // https://www.booksite.ru/localtxt/pla/ton/ov/platonov_s_f/37.htm (дата обращения 03.12.2023)
12. Семенникова Л.И. Отечественная история. / Л.И. Семенникова. М.: КДУ, 2008. 782 с.
13. Учрежден Верховный Тайный совет [Электронный ресурс] // https://www.prlib.ru/history/619038 (дата обращения 03.12.2023)