Основные категории эстетики, их особенности и характеристики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 23 23 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 03.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Прекрасное как центральная категория эстетики. Безобразное 7
2. Возвышенное и его место в системе эстетических категорий. Низемнное 12
3.Трагическое и комическое 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Фрагмент для ознакомления

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную его деятельность, восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагические периоды человек вступает в переломные, наиболее напряженные моменты своего существования.Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана с категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса, которая связана нс только с драматическим искусством, но имеет гораздо более широкое значение, характеризуя искусство вообще.Первым осознанием трагического были мифы об «умирающих богах» (Осирис, Адонис, Митра, Дионис). На основе культа Диониса в ходе постепенной его секуляризации сформировалось искусство трагедии. Философское осмысление трагического складывалось параллельно со становлением трагического в искусстве, в ходе размышлений над тягостными и мрачными сторонами человеческой жизни и истории.В немецкой эстетике трагическое некоторое время понималось на основе принципа историзма и идеи разумности и закономерности исторического процесса. Для Шеллинга сущность трагического заключалась в противоречии между свободой и необходимостью Гегель связывал трагическое с областью общественно необходимого. По его мысли, трагедия имеет дело не со случайным, сугубо индивидуальным, а с областью необходимого. Содержанием трагедии является сфера нравственного, понимаемая не как формальная мораль, а как подлинная сущность, для которой человеческое поведение является частным проявлением. Гражданская жизнь со всеми ее противоречиями истолковывалась Гегелем как проявление идеального духовного начала.В эстетике романтизма трагическое переместилось в область субъективных переживаний, внутреннего мира человека, прежде всего художника, который противостоит лживости и неподлинности внешнего мира.С другой стороны, комическое, с его радостным и шутливым подходом, поднимает настроение и приносит радость. Комедия играет с обыденностью и юмором, а иногда даже с иронией. В ней мы смеемся над героями, чьи недостатки и неловкости делают их такими живыми и привлекательными. Комедия помогает нам расслабиться и посмотреть на жизнь с оптимизмом, позволяя нам открыть новые грани нашей собственной личности.Категория комического искусства уже давно считается одной из самых сложных и загадочных. В течение античности началось исследование природы комического, причем несомненный вклад в эту область внес Аристотель и его последователи. Многочисленные исследования были посвящены комическому и его специфике: все эстетические школы и направления пытались определить его сущность, изучить законы его восприятия, онтологию и аксиологию. Однако природа комического чрезвычайно сложна, так как оно может быть проявлено в любом аспекте реальности, будь то объекты, процессы, теории или концепции. Очевидно, что комическое не ограничено искусством, оно присутствует во многих сферах культуры, таких как повседневное и профессиональное общение, публицистика, общественное красноречие и даже наука. Для понимания сущности комического важна связь смешного и комического. Однако смешное становится комическим только тогда, когда оно имеет эстетическую ценность как результат культурной деятельности или предмет природы, который ассоциируется с культурными реалиями. Хотя пространства комического и смешного часто совпадают, они не идентичны. Иногда объект комического может быть несмешным, но осмееваемым, в соответствии с намерениями автора, как это часто бывает, например, в политической сатире. Независимо от того, получается ли забавное изображение, общая подходящесть к комическому не меняется. Комическое в основном сосредоточено в культуре: объекты природы, животные, растения, природные явления, соотносятся с комическим только через ассоциирование с культурными реалиями. Значение комического для них вторично и возникает, когда человек узнает в этих объектах нечто схожее с собой и своей культурой, начинает воспринимать их как пародии на себя. В этом смысле комическое можно представить как особый экзистенциальный признак того, что изначально не поддается обобщению, существует как реализация возможностей бытия.Цицерон в своем трактате «Об ораторе» задает вопрос о природе смеха и смешного в контексте риторики. По его мнению, сфера смешного включает все непристойное и безобразное, а сам смех возникает при указании на непристойное, которое исключает его само. Смешное присутствует не только в окружающей человека реальности (природы и социума), но и в дискурсе. Наиболее комично, когда оба эти типа смешного совпадают. Цицерон создал одну из первых типологий комического в истории мысли. По его мнению, первый тип комического - это «шутовство», используемое шутами для выхода на людей, которые являются «самодурами, суеверными, нелюдимыми, хвастунами или дураками». Шуты подражают им, обличая их. Второй тип - передразнивание, третий - маскарад, четвертый - непристойность. Все эти типы комического применяются шутами и скоморохами и не должны использоваться достойными людьми, для которых шутки основаны на забавных предметах или игре слов.Комическое становится эстетической категорией, когда оно трактуется в связи с другими эстетическими категориями через сопоставление и противопоставление. Анри Бергсон замечает в своей работе «Смех», что мы осмеиваем явления, в которых отсутствует живой, творческий поток жизни (что является одним из основных понятий его философии). Например, когда человек падает, смех оправдан, потому что в этот момент, подчиняясь грубым законам физики, он становится менее человеком и ведет себя как автомат. Однако затем смех подавляется жалостью и осознанием долга к тому, кто попал в трудную ситуацию. Бергсон также отмечает, что комического нет в природе и в мире вещей. Шляпа смешна только в отношении к человеку (тому, кто ее создал или кто может надеть ее), дерево становится смешным только по сравнению с фигурой человека и т.д. В его работе также присутствует важное замечание: для полноценного смеха очень важно участие в сообществе. Иногда мы слышим забавные истории, которые рассказываются в компании, но не смеемся, потому что мы не являемся частью этого сообщества.Однако, трагическое и комическое не являются полностью независимыми искусственными формами. В реальной жизни они часто взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Мы можем находить трагические элементы в комедиях, а также комические элементы в трагедиях. Эта динамика добавляет глубину и сложность в искусство и поднимает вопросы о природе человеческого бытия.Трагическое и комическое несомненно имеют важное место в системе эстетических категорий. Они разные, но неизбежно связаны между собой. Наша способность проникаться и ощущать эти различные эмоции позволяет нам более полно раскрыться как люди и стремиться к гармонии и пониманию в нашем мире. В результате, наше понимание и восприятие искусства становится более богатым и глубоким.ЗАКЛЮЧЕНИЕТермин «категория» является одним из основных понятий в философии, логике и науках различных областей. В истории эволюции этого термина, он возник в древнегреческом языке и имел значение «высказывание» или «признак». В современном научном и философском контексте, «категория» понимается как наиболее абстрактное понятие, которое образуется путем выделения общего в реальности.Формирование категорий позволяет человеку как субъекту познавательной деятельности выявить основные закономерности бытия и установить отношения между субъектом и объектом реальности и познания. В этом смысле, проблема категорий прежде всего относится к гносеологии, поскольку образование категорий происходит в процессе познания человеком.Эстетические категории, в свою очередь, являются наиболее общими атрибутами, которые используются для обозначения, описания и изучения особенностей художественного творчества, особенностей языка искусства и формирования и восприятия художественных произведений. Идеи эстетических категорий начали формироваться еще в древней Греции, но в процессе развития эстетики как отдельной области знания основные эстетические категории неоднократно подвергались пересмотру, менялась терминология и понимание их содержания. Несмотря на то, что к эпохе Возрождения основные эстетические категории были уже сформированы и получили четкую дефиницию, их значения не были статичными и постоянно претерпевали и по сей день претерпевают процессы дифференциации и усложнения.Следует отметить, что основные категории эстетики являются важными концептуальными инструментами в изучении и понимании искусства и красоты. Каждая категория обладает своими особенностями и характеристиками, которые помогают нам разобраться в тонкостях эстетического опыта.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИвин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236Кривцун, О. А. Эстетика : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Кривцун. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 549 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08797-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426507Лебедев, В. Ю. Эстетика : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03197-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412686Никитина, И. П. Эстетика: учебник для бакалавров / И. П. Никитина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 676 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2606-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/392983Эстетика : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Прозерский [и др.] ; под редакцией В. В. Прозерского. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 394 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9042-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413937

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236
2. Кривцун, О. А. Эстетика : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Кривцун. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 549 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08797-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426507
3. Лебедев, В. Ю. Эстетика : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03197-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412686
4. Никитина, И. П. Эстетика: учебник для бакалавров / И. П. Никитина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 676 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2606-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/392983
5. Эстетика : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Прозерский [и др.] ; под редакцией В. В. Прозерского. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 394 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9042-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413937