Формирование и реализация градостроительной политики на региональном уровне (Белгородская область)
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические основы градостроительной политики 5
1.1 Градостроительство: понятие и сущность 5
1.2 Нормативно-правовая база 8
1.3 Отечественный и зарубежный опыт 11
Глава 2 Анализ состояния градостроительства Белгородской области 14
2.1 Анализ современного состояния градостроительной политики Белгородской области 14
2.2 Государственное регулирование градостроительной политики Белгородской области 19
2.3 Оценка государственной программы градостроительной политики Белгородской области 20
Глава 3 Проблемы и перспективы развития градостроительной политики Белгородской области 24
3.1 Проблемы развития градостроительной политики 24
3.2 Пути решения и перспективы развития 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Закрытость рынка для внешних застройщиков привела к низкой конкуренции, высокой маржинальности и высокой относительно регионовконкурентов стоимости жилья. По состоянию на III квартал 2022 года по показателю средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения Белгородская область занимает 3-е место в ЦФО со значением в 86,4 тыс. руб. Аналогичный показатель годом ранее составил 48,2 тыс. руб. – таким образом, стоимость жилья увеличилась в 1,8 раза.Рост цен в последние годы был обусловлен узостью жилищного рынка, а также сокращением и последовавшим дефицитом предложения. Усилил динамику спрос, увеличившийся благодаря беспрецедентным объемам государственной поддержки ипотечного кредитования. Нестабильность цены за квадратный метр в 2022 году была обусловлена геополитическим фактором. Наметившийся тренд на снижение объема ввода жилья не позволяет прогнозировать естественный рост объемов рынка. Оптимистичным сценарием является дальнейшее сохранение объемов ввода на уровне 2021 года, при негативном сценарии ежегодное сокращение может составить 10% (рисунок 5).Рисунок 5 – Ретроспектива и прогноз объемов ввода жилья в Белгородской области, тыс. кв. мРынок коммерческой недвижимости остается узким, сложилась ситуация, близкая к стагнации. Темпы развития внутреннего рынка инфраструктурного строительства за последние 8 лет значительно снизились. При этом строительство социальной инфраструктуры происходит ускоренными темпами. В 2021 году введены в эксплуатацию 243 объекта, в 2022 году введено в эксплуатацию56 построенных и 94 капитально отремонтированных объектов (рисунок 6).Рисунок 6 – Объем капитальных вложений, млрд руб.Сектор характеризуется относительно низкой долей внедрения инноваций – при наличии научных разработок в контуре региональных вузов трансфер технологий массово не происходит. Растущий износ фондов в строительном секторе – более 50% – указывает, что модернизация происходит несвоевременно, соответствующих инвестиций недостаточно. Внедрение цифровых технологий строительства (BIM, CIM) ограничено.Таким образом, Белгородская область имеет потенциал для развития градостроительной политики и создания комфортных условий для жизни и работы населения. Реализация государственных программ и национальных проектов будет способствовать улучшению инфраструктуры и уровня жизни жителей области.Наблюдается некоторая проблема с закрытостью рынка для внешних застройщиков, что приводит к недостаточной конкуренции и высоким ценам на жилье.Рост цен должен быть умеренным и сбалансированным, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на население.Глава 3 Проблемы и перспективы развития градостроительной политики Белгородской области3.1 Проблемы развития градостроительной политикиМолодые люди 25-30 лет, не имея образования, руководят стройками.Быстрые темпы развития строительной индустрии требуют большого числа специалистов, что приводитк дефициту на рынке труда. Недостаток кадров часто связан с недостаточным количеством выпускников строительных и инженерно-технических специальностей.Существует дефицит опытных специалистов из-за миграционных процессов. Многие квалифицированные строители уезжают работать за рубеж, и это оставляет свободные вакансии в отрасли.Строительство ливнёвок будет проходить открытым и закрытым способами. Проект не предусматривает перенос или переустройство из зоны планируемого размещения линейного объекта существующих линейных объектов.Проблема строительства ливнёвок в Белгородской области может быть вызвана несколькими факторами:Во-первых, одной из основных причин проблем с ливнёвками является недостаточное внимание к градостроительному планированию и проектированию инфраструктуры. Нередко строительство ливнёвок не предусматривается на предварительном этапе планирования городской территории, что впоследствии создает неудобства, особенно во время сильных дождей или снегопадов. При отсутствии ливнёвок поверхностный сток воды приводит к затоплениям улиц, тротуаров и даже зданий, а также к эрозии почвы.Во-вторых, проблему строительства ливнёвок усугубляет сложность обеспечения финансирования и исполнения соответствующих работ. Часто строительство и реконструкция инженерных сетей, включая ливнёвки, требуют значительных инвестиций и ресурсов. Недостаток финансирования или конкуренция с другими приоритетными проектами затрудняет проведение работ по строительству ливнёвок.Таким образом, в Белгородской области были выделены три основные проблемы в сфере градостроительства. 3.2 Пути решения и перспективы развитияИтак, в процессе анализа были выявлены следующие проблемы в сфере градостроительства в Белгородской области: 1. Нехватка квалифицированных специалистов.2. Строительство ливнёвок.Следующая проблема, которая была определена в ходе курсовой работы – нехватка квалифицированных специалистов в сфере градостроительства. Проблему дефицита кадров в сфере строительства можно решить благодаря комплексным мероприятиям, к которым относятся программы переподготовки специалистов в государственных университетах и центрах квалификации. Сначала дефицит был обусловлен коронавирусной пандемией, позже – объявленной мобилизацией. Повысить привлекательность профессии возможно также за счет увеличения заработной платы, дополнительных льгот для строителей и различных методов стимулирования их труда.Помимо этого, следует всегда стараться соблюдать баланс между восполнением дефицита кадров и их квалификацией, так как обычным заполнением пустых мест проблему не решить. Переподготовка специалистов нужна на постоянной основе, так как сейчас в отрасли доминируют различные инновационные технологии. Отдельного внимания заслуживает обучение кадров, необходимых для цифровизации стройки.Для того чтобы сократить существующий в высших учебных заведениях разрыв между теорией и практикой следует создать на базе вузов Белгородской области многофункциональные научно-производственные, проектно-инжиниринговые предприятия с мастерскими.Для снижения неблагоприятного воздействия на водную среду при проведении строительства ливнёвокследует предусмотреть комплекс мероприятий профилактического плана:производство работ строго в отведённой стройгенпланом зоне, огороженной специальным забором;обваловка территории;первоначальная планировка и упорядоченный отвод поверхностного стока со всей территории стройплощадки;устройство пункта мойки колёс при выезде с территории стройплощадки;заправка и ремонт строительных машин и механизмов производятся только в специально отведённых для этого местах;к работе допускаются только строительные машины серийного производства в технически исправном состоянии;не допускается утечка нефтепродуктов;упорядоченная транспортировка и складирование сыпучих и жидких материалов;вывоз грунта на постоянные и временные места складирования.Таким образом, данные рекомендации должны способствовать решению проблем градостроительства Белгородской области.ЗаключениеГрадостроительство – это комплексная деятельность по планированию, проектированию и организации развития городов и населенных пунктов. Оно включает в себя архитектурное проектирование, благоустройство территории, разработку генеральных планов, создание инфраструктуры и управление процессом строительства.Градостроительство играет важную роль в формировании городской среды и определяет качество жизни жителей. Правильное градостроительство способствует устойчивому развитию города, его экономическому процветанию и социальной стабильности.Цель градостроительства заключается в создании комфортной и функциональной городской среды, способствующей удовлетворению потребностей жителей.Нормативно-правовая база градостроительной деятельности играет решающую роль в регулировании и контроле процессов развития городской среды. Она обеспечивает основу для правомерной и устойчивой градостроительной практики, определяя права и обязанности всех участников этого процесса.Изучение отечественного и зарубежного опыта градостроительной деятельности имеет ключевое значение для развития городской среды. Отечественный опыт помогает учитывать особенности и потребности нашей страны, а зарубежный опыт позволяет извлечь передовые практики и успешные решения. Совмещение двух опытов позволяет эффективно и сбалансировано разработать подход к градостроительству.Белгородской области была дана градостроительная характеристика.Было выявлено, в частности, что:- в Генеральный план города Белгорода вносятся коррективы, т.е. он нестатичен;- застраиваются новые улица, но также не завершены работы по старым проектам.- в 2022 г. в Белгородской области резко сократилось строительство новых объектов.В Белгородской области существует ряд проблем в сфере градостроительства: 1. Нехватка опытных высококвалифицированных специалистов в сфере строительства.2. Строительстволивнёвок.В курсовой работе предложены мероприятия по решению проблем в сфере градостроительства Белгородской области.Библиографический списокКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/948a459e69a32a13c1326a6dbd42e5d554e890ca/Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».О регулировании градостроительной деятельности в Белгородской области : закон Белгородской области от 10.07.2007 № 133 (в ред. от 18.06.2015) – Режим доступа: http://belduma.ru/pdf/293830-311883.pdfПриказ Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр «Об утверждении СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350256/Алексеев, Ю. В. Эволюция градостроительного планирования поселений. В 2 томах. Том 1. Общие представления о градостроительстве, промышленная революция, индустриальное производство. Учебник / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2019. - 368 c.Ананченко А. Ю. Правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности: Учебное пособие / А. Ю. Ананченко,– СПб., 2020. – 170 с. Байкова Т. К. Развитие механизмов стимулирования создания доступного жилья // Имущественные отношения в Российской Федерации. –2019. – 9 (216). – С. 7-23.Береговских А.Н. От градостроительства к градоустройству: монография / А.Н. Береговских. – Омск, 2019. – 424 с.Блохин Д. М. Цифровая система для работы с градостроительным кодексом // Актуальные исследования. –2023. –№9 (139). Ч.I. –С. 69-71.Градостроительство: теория, практика, образование : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, апрель/май 2020 г.). – Иркутск: ИРНИТУ, 2020. – 190 с.Матвеева Ю. В. Градостроительное творчество Кандилиса Жоржа // Актуальные исследования. – 2022. – №29 (108). – С. 24-26.Нелидов Г.А., Кравчук А.А. Отношение граждан к градостроительной политике в Москве // Экономика и социум. – 2020. – 5-2 (72). – С. 22-29.Оглоблин В.А.Современные принципы градостроительной политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – 6-1 (57). – С. 58-62.Пленов Я. В. Актуальность модульного строительства // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). –2023. –С. 36-39.РойО. М. Основы градостроительства и территориального планирования : учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт, 2019. – 249 с.Современные технологии управления проектами в строительстве: сб. науч. тр.; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора А. А. Петрова; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург, 2020. – 285 с. Спиридонов В.Ю., Шабиев С.Г. Проблемы внедрения технологий «умного градостроительства» в Челябинске // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2020. № 1 (23). С. 20-28.Яковлев М.В. Направления реализации градостроительной политики // Экономика и социум. – 2020. – 8 (75). – С. 36-39.
2.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/948a459e69a32a13c1326a6dbd42e5d554e890ca/
3.Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4.Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5.О регулировании градостроительной деятельности в Белгородской области : закон Белгородской области от 10.07.2007 № 133 (в ред. от 18.06.2015) – Режим доступа: http://belduma.ru/pdf/293830-311883.pdf
6.Приказ Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр «Об утверждении СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350256/
7.Алексеев, Ю. В. Эволюция градостроительного планирования поселений. В 2 томах. Том 1. Общие представления о градостроительстве, промышленная революция, индустриальное производство. Учебник / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2019. - 368 c.
8.Ананченко А. Ю. Правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности: Учебное пособие / А. Ю. Ананченко,– СПб., 2020. – 170 с.
9.Байкова Т. К. Развитие механизмов стимулирования создания доступного жилья // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2019. – 9 (216). – С. 7-23.
10.Береговских А.Н. От градостроительства к градоустройству: монография / А.Н. Береговских. – Омск, 2019. – 424 с.
11. Блохин Д. М. Цифровая система для работы с градостроительным кодексом // Актуальные исследования. – 2023. – №9 (139). Ч.I. – С. 69-71.
12.Градостроительство: теория, практика, образование : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, апрель/май 2020 г.). – Иркутск: ИРНИТУ, 2020. – 190 с.
13.Матвеева Ю. В. Градостроительное творчество Кандилиса Жоржа // Актуальные исследования. – 2022. – №29 (108). – С. 24-26.
14.Нелидов Г.А., Кравчук А.А. Отношение граждан к градостроительной политике в Москве // Экономика и социум. – 2020. – 5-2 (72). – С. 22-29.
15.Оглоблин В.А. Современные принципы градостроительной политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – 6-1 (57). – С. 58-62.
16.Пленов Я. В. Актуальность модульного строительства // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). – 2023. – С. 36-39.
17.Рой О. М. Основы градостроительства и территориального планирования : учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт, 2019. – 249 с.
18.Современные технологии управления проектами в строительстве: сб. науч. тр.; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора А. А. Петрова; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург, 2020. – 285 с.
19.Спиридонов В.Ю., Шабиев С.Г. Проблемы внедрения технологий «умного градостроительства» в Челябинске // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2020. № 1 (23). С. 20-28.
20.Яковлев М.В. Направления реализации градостроительной политики // Экономика и социум. – 2020. – 8 (75). – С. 36-39.