«Срочная социальная помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты государственной социальной помощи 6
1.1 Основные подходы к определению понятия социальной помощи 6
1.2 Правовые основы предоставления государственной социальной помощи 8
Глава 2. Особенности оказания социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию 11
2.1 Понятие и правовая регламентация трудной жизненной ситуации 11
2.2. Организация помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию 14
2.3. Дети как отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 19
3. Обзор судебной практики 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Прокурор в интересах ребенка-инвалида Ж. подал иск в суд против Министерства здравоохранения Алтайского края с требованием взыскания средств в пользу матери ребенка для возмещения расходов на генетическое обследование. Ребенок Ж. является инвалидом, и врачи рекомендовали провести генетическое обследование в лаборатории "Н." в Москве, за что матери пришлось заплатить.Прокурор основывал свои требования на том, что генетическое обследование было рекомендовано врачами по жизненным показаниям, оно было оплачено матерью, и его результаты послужили основой для назначения лечения, приведшего к улучшению состояния здоровья ребенка.Однако Министерство здравоохранения отказало в возмещении затрат, объясняя это тем, что данное обследование не входит в программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.Суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора, исходя из того, что генетическое обследование было необходимо по медицинским показаниям, а его результаты были положительными для здоровья ребенка. Суд счел, что матери не должны быть отказано в возможности получить бесплатную медицинскую помощь, включая генетическое обследование.Однако апелляционная инстанция отменила это решение, указав на то, что генетическое обследование не входит в утвержденные программы государственных гарантий, и, следовательно, матери не предоставляется правового основания для взыскания средств в пользу матери от Министерства здравоохранения Алтайского края.Верховный Суд Российской Федерации признал вывод суда апелляционной инстанции ошибочным из-за неправильного применения норм материального права. Согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья основывается на принципах соблюдения прав граждан и обеспечения соответствующих государственных гарантий.Закон признает охрану здоровья детей как важное условие их развития, подчеркивая приоритетные права детей на медицинскую помощь. Медицинская помощь включает мероприятия по поддержанию и восстановлению здоровья, предоставление медицинских услуг, и медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.Диагностика включает комплекс медицинских вмешательств для распознавания состояний и установления наличия или отсутствия заболеваний. Каждый гражданин имеет право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг по договору добровольного медицинского страхования.Верховный Суд Российской Федерации отменил апелляционное определение судебной коллегии краевого суда, подтверждив решение суда первой инстанции. Спор касался отказа в возмещении расходов на генетическое обследование ребенка-инвалида с болезнью нервной системы. Судебная коллегия Верховного Суда признала, что отсутствие данного обследования в перечне бесплатной медицинской помощи не лишает ребенка-инвалида, страдающего тяжелым заболеванием, права на гарантированную государством медицинскую помощь. Отказ в возмещении расходов на обследование был признан нарушением закона, нарушающим право ребенка на бесплатную медицинскую помощь.Невыполнение лечебным учреждением установленных процедур оформления медицинской документации для обеспечения гражданина, страдающего социально значимым заболеванием, бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с жизненными показаниями, а также недостаточный контроль со стороны уполномоченного органа исполнительной власти ни в коем случае не должны лишать гражданина его законного права на получение необходимого лекарственного препарата за счет государства. Начало формыМ. обратился в суд, требуя от Департамента здравоохранения Белгородской области обеспечить его бесплатным лекарственным препаратом "П.", рекомендованным медицинским центром из-за онкологического заболевания. Решением районного суда его требования были удовлетворены. Однако апелляционный суд отменил это решение, указывая на несоответствие медицинских документов требованиям закона. Суд второй инстанции не увидел нарушений прав М. на получение бесплатного лекарства, отказав в удовлетворении исковых требований.Верховный Суд Российской Федерации признал выводы суда апелляционной инстанции неправомерными, указав, что гражданин М. имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата "П." по медицинским показаниям. Суд отметил, что оформление документов о необходимости препарата лежит в компетенции врачебной комиссии, а Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области должен был принять меры по устранению недостатков в документах, а не возлагать обязанность на гражданина. Непринятие мер со стороны департамента, при наличии компетенции, нарушило право М. на медицинскую помощь, и поэтому решение суда первой инстанции было признано правильным, а апелляционное определение отменено.Реализация права детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, на получение социальной поддержки осуществляется в соответствии с местом жительства их законных представителей.Л. обратилась в суд с иском к МФЦ г. Москвы о признании недействительным решения об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальных карт. Л. утверждала, что ей и ее супругу, опекунам детей, отказано в услуге из-за отсутствия постоянной регистрации детей в г. Москве. Решением суда первой инстанции и апелляционной инстанции иск Л. был отклонен. Суды указали на отсутствие оснований считать местом жительства детей место жительства опекунов в г. Москве. Суды также отметили, что действующее законодательство г. Москвы связывает право граждан на социальные гарантии с наличием факта постоянного места жительства в г. Москве, а регистрация по месту пребывания не придает статуса москвича, поэтому отказ в услуге не является нарушением прав Л. и ее подопечных.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой и апелляционной инстанции ошибочными в интерпретации норм материального права, регулирующих спорные отношения. Вопрос касался права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение государственной услуги - оформление социальной карты для бесплатного проезда на транспорте в г. Москве.Суд отметил, что дети, принятые на учет в органе опеки и попечительства в г. Москве, считаются проживающими в городе. Отказ в предоставлении услуги, согласно законодательству г. Москвы, основанный на отсутствии регистрации в городе, был признан ошибочным. Суд направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Начало формыЗаключениеТаким образом, трудная жизненная ситуация представляет собой состояние, которое объективно нарушает обычный образ жизни гражданина, включая инвалидность, невозможность самообслуживания из-за возраста, болезни, сиротство, безнадзорность, низкий уровень благосостояния, безработицу, отсутствие постоянного места жительства, семейные конфликты, жестокое обращение в семье, одиночество и прочее.На основе проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: продвижение информационных технологий в сфере социальной защиты населения, разработка и внедрение программ комплексного развития социальной защиты населения на национальном уровне, создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания различных организационно-правовых форм, формирование эффективной системы предоставления социальных услуг с учетом их доступности и качества, устранение препятствий для интеграции лиц в трудной жизненной ситуации в общественную жизнь, обеспечение равных возможностей гражданам с особым социальным статусом и потребностями, повышение качества нахождения детей в семьях и предоставление семьям необходимой поддержки, упрощение процесса сбора документов для получения государственной социальной помощи, стимулирование развития программ социальной помощи, предоставляемых негосударственными фондами, внедрение эффективной системы правовой пропаганды среди граждан, осуществление поиска достойных будущих опекунов для детей, лишенных родительских прав, разработка четкого перечня оснований, по которым может быть отказано в социальной помощи, и его обеспечение общественной доступностью, минимизация требований к документам, необходимым для получения социальной помощи.Список использованной литературы Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗФедеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗФедеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗФедеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗУказ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами и инвалидами с детства 1 группы»Постановление Правления ПФ РФ от 19.08.2019 N 414п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 N 56895) ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013)Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России. - М, 2018. – 315 с. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М., 1991. –367 с.Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. - СПб, 1897. –227 с. Жичкина С. Е. Личность, общество, государство и право в политико-правовых воззрениях Лоренца фон Штейна: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Челябинск, 2011. –287 с. Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении» //Редакция: М. Щепкинъ. -- И. Вернеръ, М., 2014. –367 с. Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: «Типография А. Пороховщикова», 1898. – 510 с. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2019 г. N 51-КГ19-7 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 57-КГ18-13 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 5-КГ18-174

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
2. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ
4. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ
5. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
7. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ
8. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ
9. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами и инвалидами с детства 1 группы»
10. Постановление Правления ПФ РФ от 19.08.2019 N 414п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 N 56895)
11. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013)
12. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России. - М, 2018. – 315 с.
13. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М., 1991. – 367 с.
14. Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. - СПб, 1897. – 227 с.
15. Жичкина С. Е. Личность, общество, государство и право в политико-правовых воззрениях Лоренца фон Штейна: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Челябинск, 2011. – 287 с.
16. Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении» //Редакция: М. Щепкинъ. -- И. Вернеръ, М., 2014. – 367 с.
17. Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: «Типография А. Пороховщикова», 1898. – 510 с.
18. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1
19. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2019 г. N 51-КГ19-7
20. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 57-КГ18-13
21. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 5-КГ18-174