ШОС в современной политике России
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 05.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Характеристика ШОС 5
1.1 Общие сведения 5
1.2 Интересы России в ШОС 7
1.3 Перспективы участия России в ШОС 9
1.4 Потенциал 11
Глава 2 Роль ШОС в современной политике России 13
2.1 Особенности ШОС 13
2.2 ШОС и Россия 17
Глава 3 Проблемы и перспективы 24
3.1 Основные проблемы и перспективы развития ШОС 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
компонент безопасности в развивающейся Азии. Наконец, энергетический фактор играет позитивную и объединяющую роль (вспомним инициативу по созданию энергетического клуба в рамках ШОС), топливно-энергетические ресурсы (Россия, Канада). Мы не должны забывать о таком важном и потенциально конфликтующем факторе, как окружающая среда.Однако, похоже, что самым важным препятствием для ШОС является противоречие в определении приоритетов в работе организации между крупнейшими государствами - Россией и Китаем. В то время как вектор экономического сотрудничества имеет первостепенное значение для Китая, для Российской Федерации поддержание стабильности в регионе и борьба с терроризмом и экстремизмом по-прежнему будут оставаться приоритетной областью нелегальной иммиграции, торговли оружием и наркотрафиком. И если страны-участницы столкнутся с выбором между экономикой и безопасностью, вполне вероятно, что не все страны выберут один и тот же аспект из-за неоднородности и разных политических приоритетов. Это, безусловно, может завести в тупик. ШОС стремится к универсальности своих действий посредством реализации различных задач, но пока, за исключением направлений борьбы с терроризмом, для ее реализации, однако, без надлежащей подготовки эффективность всей организации может быть утрачена или привести к неоправданному искажению определенных сегментов и программ сотрудничества.В то же время военное сотрудничество в рамках ШОС имеет хорошие перспективы. Пока оно развивалось не очень быстро, но определенные достижения есть: встречаются министры обороны, регулярно проводятся совместные учения. Однако эксперты рекомендуют рассмотреть вопрос о создании сил быстрого реагирования ШОС, способных взять на себя всю полноту ответственности за региональную безопасность, чтобы присутствие войск за пределами региона не было необходимым для стабилизации ситуации в Центральной Азии. Миротворцы ШОС также имели бы большие перспективы. Дело в том, что присутствие как американской армии (хотя и под прикрытием "антитеррористической коалиции"), так и российской армии (в том числе под патронажем Организации Договора о коллективной безопасности) воспринимается некоторыми кругами центральноазиатских стран из опасения попыток крупных стран установить или восстановить влияние. Китайские войска в регионе также могут вызвать такую реакцию. В то же время те же российские и китайские войска в составе миротворческих сил новой динамичной организации, у которой нет единой доминирующей силы, будут восприниматься совершенно по-другому [4].Второй сферой, в которой государства-члены ШОС придерживаются собственного последовательного и единого подхода, является борьба с производством наркотиков и торговлей людьми. В этих государствах существует устойчивое мнение, что ситуация с производством наркотиков в Афганистане скорее ухудшается с приходом сил антитеррористической коалиции, поскольку новые афганские власти не в состоянии радикально изменить ситуацию, а поток наркотиков в соседние страны только увеличивается, создавая серьезную угрозу для их безопасности. В настоящее время ШОС завершает работу над проектом соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Еще одной перспективной областью сотрудничества, которая становится все более очевидной, является экономика. Общее направление сотрудничества в этой области сформулировано в долгосрочной программе многостороннего экономического сотрудничества до 2003 года, принятой на 1-м саммите 2020 года. На совещании экспертов, состоявшемся в Пекине в 2003 году, был внесен ряд предложений.При организации создан деловой совет, в который входят не только государственные учреждения, но и представители бизнеса. С его помощью планируется под эгидой ШОС реализовывать конкурентоспособные крупномасштабные проекты, которые очень важны для национальной экономики всех или некоторых государств-членов (по примеру проекта ООН). Это будет иметь большой практический и эмпирический эффект, который позволит широкой общественности ощутить реальные и весьма ощутимые преимущества организации. Крупные компании также проявляют интерес к SCO как к серьезному заказчику. В этом направлении наибольшую поддержку получают проекты в области инфраструктуры (например, транспортных коридоров) и охраны природы, особенно водопользования, что является наиболее серьезной проблемой в Центральной Азии. Однако у ШОС небольшой бюджет в размере 380 миллионов манатов для реализации таких проектов. Но у ШОС небольшой бюджет в размере 380 миллионов юаней для таких проектов. Очевидно, этого недостаточно. Для его увеличения или привлечения других источников финансирования особое значение может иметь создание инвестиционного фонда ШОС для финансирования совместных проектов.Конечно, не обошлось и без сверхоптимистичных прогнозов. Например, обозреватель Э.Виндиш считает, что в долгосрочной перспективе ШОС может стать противовесом как НАТО, так и ОПЕК по 2 причинам: 1) Из-за очевидной слабости Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и других антикризисных институтов она потерпела неудачу в своих попытках определить свою роль в мир изменился после окончания холодной войны и запоздало отреагировал на новые угрозы терроризма, контрабанды оружия и экологических катастроф.2) В связи с фундаментальным изменением парадигмы внешней политики России она вернулась в регион [4].Такие страны, как Индия, Иран, Пакистан и Монголия, проявили большой интерес к деятельности ШОС. Проблема расширения все еще "заморожена", но такую возможность нельзя исключать в будущем.Расширение государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.Расширение является одним из главных вызовов, стоящих перед ШОС. Сегодня этот вопрос становится актуальным, поскольку ШОС декларирует, во-первых, что она является организацией, открытой для других государств. Во-вторых, до определенного этапа своего развития ШОС может реализовать свой потенциал расширения. В будущем, если другие страны будут придерживаться ее принципов, ШОС долгое время не будет ограничивать их желание участвовать в этой организации. Если ШОС будет успешно развиваться, можно сделать вывод, что многие государства выражают желание разделять интересы этой организации в будущем.Таким образом, расширение ШОС приобрело важное значение, и приход новых государств не только изменит количество государств-членов, но и изменит некоторые аспекты деятельности ШОС. Можно сказать, что расширение ШОС еще больше укрепит, консолидирует и выведет организацию на новый уровень. Но это расширение может привести к ее ослаблению и стагнации. Поэтому расширение ШОС— это не технический вопрос, а политический, и нам нужно продемонстрировать все возможности расширения.Дальнейшее расширение ШОС могло бы несколько усилить аспекты политической географии, и с этой точки зрения важно расширять ШОС в направлении соседних стран Центральной Азии. Такие государства, как Монголия, Туркменистан, Иран, Афганистан, Кавказ, Пакистан и Индия. Это здесь. Теоретически, эти государства являются потенциальными участниками расширяющейся ШОС. Но по многим внутренним и внешним причинам возможности участия этих государств весьма разнообразны.Туркменистан, провинция, расположенная в Центральной Азии, является единственной провинцией в регионе, которая не участвует в ШОС. Во всех отношениях это государство, наиболее близкое к политике ШОС и обладающее наиболее толерантным характером. Однако Туркменистан проводит политику нейтралитета и не участвует в региональных организациях, противоречащих ШОС. На нем. Туркменистан не выразил своего желания участвовать в ШОС. У Туркменистана будут все возможности присоединиться к этой организации, если он изменит свою политику в отношении ШОС в будущем [4].Монголия - у ШОС нет особых разногласий по поводу этого государства. В 2004 году Монголия стала первой страной-наблюдателем при ШОС. С другой стороны, в Монголии отсутствуют факторы терроризма, сепаратизма и экстремизма, и эта страна не может оказать существенного влияния на антитеррористическую деятельность ШОС. С геополитической точки зрения Монголия считается провинцией Северо-Восточной Азии, и ее политические приоритеты сосредоточены на международном процессе в регионе.Что касается ШОС, то Монголия имеет уникальное геополитическое значение. Она граничит с Россией и Китаем в северном и южном направлениях. На западе и востоке она граничит со странами Северо-Восточной и Центральной Азии. Таким образом, она может примыкать ко всем вышеперечисленным направлениям. Вступление Монголии в ШОС будет способствовать установлению связей со всем регионом и создаст хорошую основу для сотрудничества государств-членов ШОС в Северо-Восточной Азии. Таким образом, Монголия обладает жизненно важным стратегическим потенциалом в отношениях с ШОС и является важнейшим фактором дальнейшего развития ШОС.Индия и Пакистан проявили интерес к ШОС. Эти два государства являются важными элементами международной и региональной антитеррористической структуры. Террористические организации действуют на территории обоих государств. Более того, в силу географической близости Южной и Центральной Азии, террористические организации здесь имеют тесные взаимосвязи, порой образующие единое целое. Поэтому в борьбе с терроризмом Индия и Пакистан легко найдут общий язык с ШОС.С точки зрения экономического сотрудничества Южная Азия имеет выход к Индийскому океану, в то время как Китай, Россия и страны Центральной Азии заинтересованы в экспорте своих товаров через Индийский океан. Индия и Россия уже создали коридор "Юг-Север", связывающий Россию с Индийским океаном, в то время как страны Центральной Азии рассматривают Индию и Пакистан как один из путей выхода к морю. Поэтому в сфере экономического сотрудничества Индия и Пакистан достаточно легко могут интегрироваться в ШОС [4].Эти две страны имеют определенный вес на мировой арене, поэтому их возможное вступление в ШОС расширит сферу деятельности организации в сферах политики, экономики, безопасности, приграничного сотрудничества, демографии, культуры и других.ЗаключениеВ целом, ШОС должна оставаться региональным объединением, нацеленным на постепенный переход к решению проблем региональной безопасности, а не на конфронтацию с кем бы то ни было (даже в ситуации, когда эта конфронтация сегодня активно навязывается Западом). В идеале должно наступить время, когда такие проблемы, как Афганистан, будут решаться в рамках ШОС и других региональных механизмов, без вмешательства извне. В области экономики необходимо активно развивать многосторонние проекты, используя потенциал таких великих держав, как Россия, Китай, Индия и Иран. Всему этому должно способствовать вовлечение новых влиятельных государств в работу организаций, которые помогают ШОС обрести новое лицо. Более того, противоречие между Россией и Китаем в Центральной Азии заключается в нежелании китайского лидера признавать Центральную Азию зоной особых интересов и особого влияния Российской Федерации и стремлении Китая усилить в ней свое экономическое влияние. Стратегия Китайской Народной Республики состоит в том, чтобы превратить Центральноазиатскую республику в своего рода "общее соседство" между Россией и Китаем, в котором доминирующее влияние России будет уменьшено и сбалансировано усилением китайского. Отказываясь признавать Центральную Азию доминирующей зоной влияния России, Китай скептически относится к попыткам превратить ОДКБ и ЕврАзЭС в основные интеграционные механизмы и институты безопасности региона. Как уже упоминалось, с точки зрения Китая, ШОС должна стать важной организацией безопасности и экономической интеграции в Центральной Азии и определить ее архитектуру. Другими словами, ШОС поможет принимать скоординированные решения в политической и экономической областях, сблизив позиции стран "Шанхайской шестерки". Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества занимает важное место среди инструментов российской внешней политики и выполняет функцию инструмента.Список использованной литературыАнаньева Л.Ю. Внешнеполитический потенциал ШОС // Автор. - 2021. - №5. - С. 22-31.Ананьева Л.Ю. Роль России в ШОС, стратегические интересы страны // Автор. - 2021. - №2. - С. 19-26.КаландаршоевГ. А. Роль и место Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 108-110.Сусол Л.С. Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №3. - С. 11-19.Шанхайская организация сотрудничества: в поисках новой роли // globalaffairs.ru URL: https://globalaffairs.ru/articles/shanhajskaya-organizacziya-sotrudnichestva-v-poiskah-novoj-roli/?ysclid=lpnxnhxz8e114698870 (дата обращения: 02.12.2023).ШОС во внешнеполитической стратегии России // russiancouncil.ru URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shos-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-rossii/?ysclid=lpnxu9mny9343543998 (дата обращения: 02.12.2023).
1.Ананьева Л.Ю. Внешнеполитический потенциал ШОС // Автор. - 2021. - №5. - С. 22-31.
2.Ананьева Л.Ю. Роль России в ШОС, стратегические интересы страны // Автор. - 2021. - №2. - С. 19-26.
3.Каландаршоев Г. А. Роль и место Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 108-110.
4.Сусол Л.С. Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №3. - С. 11-19.
5.Шанхайская организация сотрудничества: в поисках новой роли // globalaffairs.ru URL: https://globalaffairs.ru/articles/shanhajskaya-organizacziya-sotrudnichestva-v-poiskah-novoj-roli/?ysclid=lpnxnhxz8e114698870 (дата обращения: 02.12.2023).
6.ШОС во внешнеполитической стратегии России // russiancouncil.ru URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shos-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-rossii/?ysclid=lpnxu9mny9343543998 (дата обращения: 02.12.2023).