Планирование и организация физкультурно-спортивных занятий по футболу

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФУТБОЛУ 5
1.1 История возникновения и развития футбола как одного из самых популярных видов спорта 5
1.2 Сущность и принципы учебно-тренировочного процесса в футболе 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ 22
2.1 Особенности организации учебно-тренировочного процесса в футболе 22
2.2 Методы учебно-тренировочного процесса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Фрагмент для ознакомления

Комплексные занятия в основном используются при подготовке юных футболистов [2].Тематические занятия связаны с углубленным освоением одного из аспектов подготовки: физического, технического или тактического.Групповые и индивидуальные занятия являются организационной формой и методической основой проведения занятий.Групповые занятия проводятся с отдельной учебной группой или командой. Командный характер футбольной игры предъявляет повышенные требования к взаимодействию между игроками и необходимости решения коллективных задач. В связи с этим учебно-воспитательный процесс более эффективен на групповых занятиях. Этому способствует индивидуализация заданий с учетом особенностей и подготовленности учащихся [9].На групповых занятиях учащиеся выполняют задания при различных формах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном.При фронтальнойформе одну и ту же задачу предлагается выполнить всем одновременно. В подгруппах (например, защитников и нападающих) занимающиеся получают отдельные задания. При индивидуальнойформе отдельным футболистам даются отдельные задания (например, вратарю)[17].Организация занятий фронтальным способом используется преимущественно в процессе обучения, так как дает возможность более полного контроля и корректировки деятельности учащихся. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. При тренировке в подгруппах и самостоятельно ограничены возможности контроля, но более эффективна индивидуализация [3].На индивидуальных занятиях используются различные средства и методы тренировки с учетом индивидуальных особенностей футболиста. Цель тренировок – ускорить темпы совершенствования спортивной подготовленности. Цель и задачи тренировок конкретно выражаются в индивидуальных планах, которые разрабатываются совместно тренером и игроком. Индивидуальные занятия проводятся в самостоятельной и групповой формах [18].Таким образом, футбол, как командный вид спорта, требует системного и комплексного подхода к организации обучения и тренировок, включающего в себя тактические, технические, физические и психологические аспекты игры.2.2 Методы учебно-тренировочного процессаВ спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ использования основных средств тренировки и набора приемов и правил деятельности спортсмена и тренера[11].В учебно-тренировочном процессе используются две широкие группы методов[2]:1) общеобразовательные, в том числе словесные, наглядные методы;2) практические, в том числе методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные методы.К словесным методам, используемым в учебно-тренировочном процессе, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и т. д. Они чаще всего используются в сжатой форме, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с визуальными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования инструкций, команд, замечаний, устных оценок и объяснений[5].К наглядным приемам, применяемым в спортивной практике, относятся[10]:1) методически правильная демонстрация отдельных упражнений и их элементов, обычно выполняемых тренером;2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий учащихся, тактических схем, смоделированных на макетах площадок;3) использование простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, пройденное расстояние и т. д .;4) использование светового, звукового и механического оборудования управления, в том числе с программным управлением и обратной связью.К методам строго регламентированных упражнений относятся методы, направленные в первую очередь на овладение спортивной техникой, и методы, направленные в первую очередь на развитие физических качеств[8].Среди методов, в основном направленных на овладение спортивными приемами, есть методы обучения упражнениям в целом (целостно-конструктивное) и по частям (фрагментарно-конструктивное).Изучение движения в целом происходит с овладением относительно простых упражнений, а также сложных движений, которые нельзя разделить на части. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов последовательно фокусируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.При изучении более или менее сложных движений, которые можно разбить на относительно независимые части, развитие спортивных приемов происходит по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции ранее освоенных компонентов сложного упражнения в единое целое[9].При использовании целостно-конструктивных и фрагментарно-конструктивных методов основную роль играют вводные и имитационные упражнения. В случае имитационных упражнений сохраняется общая структура основных упражнений. Однако при их соблюдении создаются условия, обходящие развитие двигательных действий[18].Среди методов, направленных в первую очередь на улучшение физических качеств, можно выделить две основные группы методов - непрерывные и интервальные методы. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением учебной работы. Интервальные методы предполагают выполнение упражнений как с регламентированными перерывами, так и с непроизвольными перерывами на отдых.С помощью этих методов упражнения можно выполнять как в стандартизированном (стандартном), так и в переменном режиме. В стандартизированном режиме интенсивность работы постоянна, в переменном - переменная. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может увеличиваться (прогрессивная версия) или многократно изменяться (вариативная версия)[9].Методы непрерывных тренировок, применяемые в условиях постоянной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей и развития специальной выносливости [16].Возможности методов непрерывного обучения в условиях переменной работы намного разнообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, которые выполняются более или менее интенсивно, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм учащегося в направлении повышение скоростных навыков, развитие различных компонентов выносливости, совершенствование индивидуальных навыков, определяющих уровень спортивной результативности в различных видах спорта[7].При использовании переменного варианта части упражнения могут чередоваться с разной интенсивностью и разной продолжительностью. Такая тренировочная работа будет способствовать тренировке особой усидчивости и формированию соревновательной техники. Прогрессивный вариант нагрузки связан с увеличением интенсивности работы в процессе выполнения упражнения, а нисходящий - с ее уменьшением.Методы интервальных тренировок (в том числе повторяющиеся и комбинированные) также широко используются в спортивной практике. Типичным из этих методов является выполнение серии упражнений равной и различной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регулируемыми перерывами на отдых. Прогрессивный и нисходящий варианты также можно комбинировать в комплекс[15].Упражнения с интервальными методами можно выполнять в одной или нескольких сериях.В режимах непрерывной и интервальной работы в спорте, тренировках также используется круговой метод, направленный на выборочное или комплексное улучшение физических характеристик.Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для первоначального обучения движениям или выборочного воздействия на индивидуальные способности, но и для комплексного улучшения двигательной активности в сложных условиях[9]. Такие качества и способности, как ловкость, сообразительность, быстрая ориентация, независимость и инициативность, можно улучшить в максимально возможной степени. В руках опытного педагога он также служит очень эффективным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других моральных качеств в личности[3].Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае является оптимальным способом повышения эффективности тренировочного процесса. Использование этого метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и умственным способностям спортсмена, приводит к глубоким изменениям активности важнейших систем организма и тем самым стимулирует процессы адаптации, предлагает комплексное улучшение в различных аспектах. При применении соревновательного метода условия соревнований должны быть самыми разными, чтобы максимально приблизить их к требованиям, наиболее подходящим для решения поставленных задач[1].Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки используются в различных комбинациях. Каждый метод не используется стандартно, но постоянно адаптируется к конкретным требованиям в связи с особенностями спортивной практики. При выборе методов необходимо убедиться, что они точно соответствуют поставленным задачам, возрастным и гендерным характеристикам учащихся, их готовности, общим дидактическим принципам, а также конкретным принципам спортивной подготовки.Выводы по второй главеОсновной формой организации обучения и тренировкифутболистов является урок (тренировочное занятие). Он строится в соответствии с дидактическим принципом и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса.Планирование физкультурно-спортивных занятий по футболу требует учета нескольких ключевых аспектов: учет возрастных особенностей и уровня подготовки игроков, разнообразие тренировочных упражнений, учет последовательности и структуры обучения, учет количества и продолжительности тренировок, учет медицинских и психологических аспектов. Структура занятия включает три части: подготовительную, основную и заключительную.Основная часть ориентирована на решение учебных задач, связанных с обучением и совершенствованием техники и тактики, развитием специальных физических качеств и т. д. Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.В учебно-тренировочном процессе используются две широкие группы методов:общеобразовательные, в том числе словесные, наглядные методы, практические, в том числе методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные методы.При выборе методов и средств необходимо убедиться, что они точно соответствуют поставленным задачам, возрастным и гендерным характеристикам учащихся, их готовности, общим дидактическим принципам, а также конкретным принципам спортивной подготовки.ЗАКЛЮЧЕНИЕФутбол способствуют воспитанию у обучающихся игре чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями и совершенствованию основных физических качеств.На современном этапе развития теории и методики спортивной тренировки, особенно в футболе, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки.Планирование и организация физкультурно-спортивных занятий по футболу – ключевые элементы успешного тренировочного процесса. Каждый аспект подготовки требует внимания и тщательного планирования для обеспечения оптимальных условий развития участников.Эффективное планирование начинается с четкой цели и задач, которые должны быть согласованы с возможностями и потребностями спортсменов. Тщательный анализ физических, технических и тактических аспектов игры формирует основу для разработки тренировочных программ, учитывающих как индивидуальные способности игроков, так и коллективные цели команды.Организация занятий включает в себя оптимальное использование времени, материальных и человеческих ресурсов. Создание структурированных тренировок, учитывающих разнообразие упражнений, игровых ситуаций и индивидуальной работы с игроками, способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.Кроме того, важна последовательность и прогрессия в тренировочных программах. Постепенное усложнение задач и постоянное повышение уровня тренировочной нагрузки способствуют постоянному развитию игровых качеств каждого участника.Необходимо также помнить о здоровье и безопасности игроков. Организация занятий должна быть основана на принципах безопасности, учитывая физическую подготовленность игроков, адаптируя тренировки к индивидуальным особенностям каждого.Итак, планирование и организация физкультурно-спортивных занятий по футболу — это многогранный процесс, который требует глубоких знаний, понимания специфики игры, умения адаптироваться к изменениям и потребностям участников. Только при грамотном планировании и организации можно достичь максимальных результатов в развитии игроков и их командной игры в футбол.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамович, Д. В. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста / Д. В. Абрамович, Э. Г. Шпорин // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 4. — С. 36—37.Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. – М.: Советский спорт, 2018. – 152 с.Бурякин, Ф.Г. Выпускная работа в области физической культуры и спорта. Учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. - М.: КноРус, 2019. - 397 c.Воробьева, И. Н. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников / И. Н. Воробьева, Г. Т. Годжиев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 4 (25). — С. 65—67.Гиффорд, К. Все о футболе / К. Гиффорд. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2019. - 108 c. Голомазов, С. В. Футбол. Универсальная техника атаки / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Дивизион, 2019. - 680 c.Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - Л.: Просвещение, 2019. - 201 c.Коробейник, А. В. Футбол. Самоучитель игры / А.В. Коробейник. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2020. - 320 c.Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. Пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2021. - 128 c.Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.Михалевский, В. И. Футбол как социально-педагогическая система. Методология, методика, управление / В.И. Михалевский. - М.: Физическая культура, 2020. - 112 c.Овчинникова, Н. А. Аэробные нагрузки как фактор развития когнитивных способностей в подростковом возрасте / Н. А. Овчинникова, Л. В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 50—51.Паршикова, Н.В. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли. Документы и материалы (2008–2011 годы) / Н.В. Паршикова. - М.: Советский спорт, 2021. - 304 c.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2019. - 192 c.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2019.Чирва, Б. Г. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга: моногр. / Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 356 c.Чирва, Б. Г. Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов / Б.Г. Чирва. - Москва: Наука, 2018. - 336 c.Швыков, И. А. Подготовка вратарей в футбольной школе / И.А. Швыков. - М.: Терра-Спорт, 2021. - 435 c.

1.Абрамович, Д. В. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста / Д. В. Абрамович, Э. Г. Шпорин // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 4. — С. 36—37.
2.Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. – М.: Советский спорт, 2018. – 152 с.
3.Бурякин, Ф.Г. Выпускная работа в области физической культуры и спорта. Учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. - М.: КноРус, 2019. - 397 c.
4.Воробьева, И. Н. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников / И. Н. Воробьева, Г. Т. Годжиев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 4 (25). — С. 65—67.
5.Гиффорд, К. Все о футболе / К. Гиффорд. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2019. - 108 c.
6. Голомазов, С. В. Футбол. Универсальная техника атаки / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Дивизион, 2019. - 680 c.
7.Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.
8.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
9.Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - Л.: Просвещение, 2019. - 201 c.
10.Коробейник, А. В. Футбол. Самоучитель игры / А.В. Коробейник. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2020. - 320 c.
11.Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. Пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2021. - 128 c.
12.Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.
13.Михалевский, В. И. Футбол как социально-педагогическая система. Методология, методика, управление / В.И. Михалевский. - М.: Физическая культура, 2020. - 112 c.
14.Овчинникова, Н. А. Аэробные нагрузки как фактор развития когнитивных способностей в подростковом возрасте / Н. А. Овчинникова, Л. В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 50—51.
15.Паршикова, Н.В. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли. Документы и материалы (2008–2011 годы) / Н.В. Паршикова. - М.: Советский спорт, 2021. - 304 c.
16.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2019. - 192 c.
17.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2019.
18.Чирва, Б. Г. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга: моногр. / Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 356 c.
19.Чирва, Б. Г. Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов / Б.Г. Чирва. - Москва: Наука, 2018. - 336 c.
20.Швыков, И. А. Подготовка вратарей в футбольной школе / И.А. Швыков. - М.: Терра-Спорт, 2021. - 435 c.