Философия науки в постпозитивизме:Кун,Лакатос,Фейерабенд

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 12 12 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Традиция и проблема развития науки в концепциях Т. Куна и И. Лакатоса 4
2. Научная программа П. Фейерабенда: методологический анархизм 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Фрагмент для ознакомления

Под контрпродуктивными действиями П. Фейерабенд понимает следование «контрправилам», которые сводятся к определённым позициям. Так, первое «контрправило» или принцип пролиферации состоит в призыве развивать гипотезы, которые несовместимы с уже подтверждёнными и признанными теориями. Признавая влияние социологического фактора, ученый убежден, что каждый человек, невзирая на его мировоззренческие установки, вправе выдвигать свою версию. По П. Фейерабенду, пролиферация позволяет сохранить свободу научного творчества, что является необходимым свойством научного открытия. Также исследователь полагает, что плюралистическая методология детерминирует совпадение субъективного с объективным и произвольного с закономерным. Второе «контрправило» или же принцип несоизмеримости заключается в рекомендации разработки гипотез, несовместимых с результатами экспериментов и наблюдений. Предполагается, что каждая концепция создает собственные факты, которые несопоставимы с фактами, создаваемыми в других концепция, и в связи с этим, они не могут являться подтверждением или, наоборот, опровержением иной, по отношению к ним, версии. По П. Фейерабенду, это должно способствовать образованию новой концептуальной системы, которая сможет вытеснить наиболее обоснованные результаты наблюдения или нарушить наиболее правдоподобные теоретические принципы и ввести восприятия, не являющиеся возможными в существующем перцептивном (основанном на чувственном восприятии) мире. Соблюдение этих принципов позволяет авторам различных теорий сосуществовать одновременно и «легитимно», поскольку в рамках методологического анархизма всё допустимо. П. Фейерабенд полагает подобный анархизм возможным для развития не только науки, но и культуры в целом. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены проблемы философии науки.Одной из самых влиятельных концепций в философии науки является концепция научных революций, разработанная американским философом Томасом Куном. Он утверждал, что научное знание не развивается постепенно и непрерывно, а происходит через периоды революций.Согласно Куну, научные революции происходят, когда возникает кризис в текущей парадигме. Кризис возникает, когда накапливается достаточное количество аномалий, которые не могут быть объяснены с помощью существующей теории. В результате революции происходит замена старой парадигмы новой.Концепция ИмреЛакатоса, известного венгерского философа науки, предлагает новый взгляд на научную методологию и понимание прогресса в науке. Ключевым понятием в концепции Лакатоса является «исследовательская программа». Он определяет исследовательскую программу как совокупность научных теорий и гипотез, которые объединены общей целью исследования. Исследовательская программа может быть рассмотрена как научный подход или методология, которая определяет рамки исследования и направление развития науки.Когда старая программа сталкивается с проблемами и не может объяснить новые наблюдения, возникает кризис. В этот момент открывается возможность для разработки новых идей и гипотез, которые могут привести к созданию новой исследовательской программы. Этот процесс непрерывного прогресса и замены старых программ новыми способствует развитию науки и расширению нашего понимания мира. Методологический анархизм Фейерабенда основан на плюрализме – признание возможности одновременного существования ряда теория и гипотез, которые не подтверждают, или опровергают друг другу. Легитимность плюрализма – это ведущий принцип неклассической рациональности, в которой понятия объективности и субъективности, истинности и достоверности смещаются относительно классической интерпретации данных понятий.Список использованной литературыКалинина Г. В. Научное знание как сложная развивающаяся система / Г.В. Калинина, Н.А. Исмуков, Т.Я. Сильверстрова // Вестник Чувашского университета. – 2012. - № 1. – С. 90-97.Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Дата обращения 06.12.2023).Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.php (Дата обращения 06.12.2023).Лебедев С. А. Истинность чувственного и эмпирического знания в науке / С.А. Лебедев.// Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 117–125.Мамедов А. А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса/ А.А. Мамедов [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/nauka-kak-pole-borby-issledovatelskih-programm-k-kritike-kontseptsii-rosta-znaniya-i-lakatosa (Дата обращения 06.12.2023).Фейерабенд П. Против метода: очерк анархистской теории познания / П. Фейерабенд – Москва : АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 413 с.

1.Калинина Г. В. Научное знание как сложная развивающаяся система / Г.В. Калинина, Н.А. Исмуков, Т.Я. Сильверстрова // Вестник Чувашского университета. – 2012. - № 1. – С. 90-97.
2.Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Дата обращения 06.12.2023).
3.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Lakatos/index.php (Дата обращения 06.12.2023).
4.Лебедев С. А. Истинность чувственного и эмпирического знания в науке / С.А. Лебедев.// Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 117–125.
5.Мамедов А. А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса / А.А. Мамедов [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/nauka-kak-pole-borby-issledovatelskih-programm-k-kritike-kontseptsii-rosta-znaniya-i-lakatosa (Дата обращения 06.12.2023).
6.Фейерабенд П. Против метода: очерк анархистской теории познания / П. Фейерабенд – Москва : АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 413 с.