Мировоззренческое и методологическое значение философии как науки.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 7 + 7 источников
- Добавлена 06.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Философия как наука. 5
2. Мировоззренческое значение философии 8
3. Методологическое значение философии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Все уровни взаимосвязаны и образуют сложную систему, при этом философский уровень выступает как база, основание всякого методологического знания.Ф. Бэкон высоко оценивал индуктивный метод исследования как истинно научный. В своем труде "Новый Органон" он подробно описывал содержание и научное значение этого метода. Однако позже был выявлен существенный недостаток этого метода. Суть в том, что индуктивные обобщения являются полными и безупречными только в том случае, если были изучены все научные факты, на основе которых делались эти обобщения. Этот процесс называется полной индукцией, который часто является очень трудным, а порой и невозможным. Вместо этого часто используется метод неполной индукции, который заключается в изучении конкретной части явлений и сделанных выводов о всех явлениях данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, могут быть достоверными в некоторых случаях или иметь более вероятностный характер в других.Помимо этого, развивается и другой метод познания - дедуктивный (от лат. deductio – вывод). Суть его заключается в выводе определенных суждений и умозаключений по правилам логики на основе аксиом, которые являются научными истинами, не требующими доказательств. Эти суждения признаются истинными, если истинными являются исходные положения и все логические операции выполняются безупречно. Дедуктивный метод широко используется в математике и других науках. В его разработке большую роль сыграл Рене Декарт, французский математик и философ.К философским методам познания также относятся анализ и синтез. Анализ заключается в мысленном разделении явлений природы и общества на составляющие элементы для изучения каждого из них. Однако каждый элемент функционирует во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Поэтому анализ каждого элемента предполагает также понимание этих связей и взаимодействий, что составляет сущность синтеза. Таким образом, анализ и синтез являются взаимосвязанными методами исследования, которые позволяют познать явления реальности.Важное познавательное значение имеет философский метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он объединяет указанные выше методы исследования в определенной пропорции. Суть этого метода заключается в том, что в повседневной жизни человек сталкивается с совокупностью явлений, о которых у него складываются эмпирические представления на основе житейского опыта. Эти представления являются чувственно-конкретными знаниями о явлениях и их свойствах. Однако познание не останавливается на этом уровне, а развивается дальше - от конкретных знаний о явлениях к абстрактным знаниям о различных аспектах и свойствах явлений.Научные абстракции, выраженные через понятия, более глубоко отражают свойства изучаемых явлений, чем эмпирические представления о них. Они выражают необходимые и существенные характеристики, отличая их от случайных и несущественных. Абстрактные понятия, объединенные в систему, позволяют представить изучаемое явление на сущностном уровне и понять его законы развития.Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования. Это знание становится содержанием соответствующей философской теории.Рассмотренные выше методы – это своеобразные проявления диалектики как теории и метода познания человеком явлений действительности и его мыслительной деятельности. Диалектика есть наиболее общий метод познания и мышления человека. Многие другие методы – это лишь ее специфические проявления. Основные положения диалектики заключаются в том, чтобы, во-первых, рассматривать любое явление в той системе связей с другими явлениями, в которой оно реально существует; во-вторых, рассматривать его в процессе развития с учетом того, как это явление возникло, как оно развивалось и каким оно стало теперь. При этом будут выявлены его природа, сущность, содержание и особенности. С точки зрения диалектики, источником развития явлений выступают присущие им внутренние противоречие и противоречия с другими явлениями. Из этих противоречий постоянно возникают импульсы к развитию и адаптации к новым условиям существования.Диалектический характер имеют и такие методы познания явлений, как метод системного анализа, сравнительный метод, структурно-функциональный метод и ряд других. Ранее было сказано, что всесторонний и глубокий анализ диалектики совершил немецкий философ Г. В. Ф. Гегель. Он разработал систему диалектики на основе объективного идеализма как сложного пути развития абсолютной идеи (мирового духа). Его соотечественник К. Маркс разработал систему материалистической диалектики как теории и метода познания действительности. Она востребована по сей день философами-материалистами, многими учеными и другими деятелями в области духовной культуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕФилософия как наука играет важнейшую роль в формировании и развитии мировоззрения и методологии. Она помогает нам размышлять о глобальных проблемах человечества и осознавать свою роль в этом мире.Первое и самое важное значение философии заключается в том, что она помогает нам строить наше мировоззрение. Философия помогает нам задавать себе вопросы о смысле жизни, о природе человека и мира в целом. Она помогает нам осознать, что мы часть чего-то большего и что наши действия имеют значение. Философия помогает нам размышлять о ценностях, о том, что важно нам в жизни, и формулировать свои собственные убеждения.Второе значение философии заключается в разработке методологии научного познания. Философия помогает нам понять, какие методы мы можем использовать, чтобы достичь истины. Она помогает нам критически мыслить, анализировать и сравнивать различные точки зрения. Философия обучает нас логическому мышлению и развивает нашу способность к абстрактному мышлению. Она помогает нам формулировать гипотезы и проверять их на истинность.Таким образом, философия имеет огромное мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает нам строить свое собственное мировоззрение и понимать смысл нашего существования. Она также разрабатывает методологию научного познания, что помогает нам достигать истинности и развивать науку.Философия является одной из самых важных наук, которая помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512482Лавриненко, В. Н. Философия: учебник для бакалавров / В. Н. Лавриненко ; ответственный редактор В. Н. Лавриненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 575 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2188-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/368235Митрошенков, О. А. История и философия науки: учебник для вузов / О. А. Митрошенков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05569-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515563Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16020-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530259Ретюнских, Л. Т. Философия : учебник для вузов / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9073-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469288Спиркин, А. Г. Философия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02014-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434533Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. С. 41—45
1. Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512482
2. Лавриненко, В. Н. Философия: учебник для бакалавров / В. Н. Лавриненко ; ответственный редактор В. Н. Лавриненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 575 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2188-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/368235
3. Митрошенков, О. А. История и философия науки: учебник для вузов / О. А. Митрошенков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05569-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515563
4. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16020-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530259
5. Ретюнских, Л. Т. Философия : учебник для вузов / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9073-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469288
6. Спиркин, А. Г. Философия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02014-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434533
7. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. С. 41—45