Конституционный Суд РФ: порядок формирования, акты.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 07.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Основы правового статуса Конституционного Суда РФ 5
1.2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 9
1.3. Роль Конституционного Суда в системе сдержек и противовесов 13
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 17
2.1. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства 17
2.2. Акты и решения Конституционного Суда Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Не предусматривается также их официального обязательного опубликования.
В своем постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П Конституционный Суд обозначил позицию, которая определяет, что утрата законом юридической силы возможна лишь в результате признания его неконституционным. Данное решение, которое было вынесено в порядке конституционного судопроизводства, осуществляет свое действие непосредственно, и поэтому отмена несоответствующего Конституции России закона органом, который его принял, не требуется, поскольку данный закон признается отмененным, или недействительным, с момента оглашения постановления Конституционного Суда РФ.
Касаемо же решения судов общей юрисдикции, которым закон субъекта России признается противоречащим федеральному закону, то оно по собственной сущности не считается подтверждением недействительности закона, его отмены судом, и тем более его лишения юридической силы со времени издания.
Это означает только признание его недействующим и, таким образом, с момента вступления судебного решения в законную силу не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы может иметь место лишь согласно решению собственно законодательного учреждения, которое издало акт, или в предусматриваемом Конституцией России порядке конституционного судопроизводства.
Оценка сущностного содержания актов Конституционного Суда дает возможность выделить специфические признаки, которые не свойственны также правоприменительным актам вышеуказанных судов.
Большинство актов конституционного учреждения имеют нормативный характер в связи с собственным статусом. Они принимаются в строго определенном порядке, приближаясь к законодательным текстам, однако имеют собственные особенности в формулировании правовых положений. Они являются окончательными, действующими непосредственно, не подлежащими обжалованию.
Не допускается преодолевать их повторным принятием акта, который был признан неконституционным. Они приводят к утрате юридической силы нормативных правовых актов с момента провозглашения; подлежат опубликованию в официальных изданиях учреждений государственной власти, равно как и акты исполнительных и законодательных учреждений; обладают общенормативным значением; распространяются на неограниченный круг лиц, притом государство гарантирует обязательность выполнения их решений.
Собственно акты конституционного контроля являются самостоятельным источником права, который обладает существенной юридической силой, в той мере, что решения Конституционного Суда не могут отменяться или изменяться в порядке традиционной законодательной процедуры.
Стабильность судебной практики Конституционного Суда России считается одним из условий правосудия, которое отвечает требованиям правовой предсказуемости и стабильности решений самого Суда в части стабильности выражаемых в них правовых позиций, в главенстве права и эффективной защиты свобод и прав человека.
Оценка общей значимости института конституционного нормоконтроля, который осуществляет Конституционный суд в современном социуме, дает возможность говорить о том, что правовые позиции, излагаемые в решениях данного судебного органа, выступают одним из гибких инструментов адаптации правовых позиций к постоянно изменяющимся условиям реальности.
Притом необходимо в обязательном порядке принимать во внимание тот факт, что данные позиции могут меняться, уточняться и дополняться в конституционном процессе непосредственно судом. В собственных решениях рассматриваемый судебный орган развивает конституционно-правовые доктрины. Судебные доктрины этого суда состоят в выявлении однотипных правовых позиций, в их формировании, систематизации и обобщении. Это является крайне значимым как для законодателя и правоприменителей, так и собственно для доктрин Конституционного Суда.
Заключения и постановления должны быть немедленно опубликованы в официальных изданиях органов власти государства. Вместе с тем, они могут публиковаться в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а в случае необходимости и в других источниках. Определениям же отведена роль неких вспомогательных актов, которые принимаются в процессе реализации.
Наряду с этим определения рассматриваемого судебного органа имеют такие же юридические свойства, как заключения и постановления. Все они являются окончательными, не могут быть обжалованы, вступают в силу незамедлительно с момента их провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не предполагает подтверждения иными органами и должностными лицами, а акты, признаваемые противоречащими Основному Закону, теряют силу. Однако, если заключение или постановления должны быть обязательно опубликованы, то определения публикуются в официальных изданиях - «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Собрании законодательства РФ» только согласно особому решению при принятии непосредственно определения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют все основания сказать об особенной политико-правовой природе Конституционного Суда в качестве одного из высочайших учреждений власти государства.
Изначальной для характеристики Конституционного Суда как учреждения государственной власти выступает реализация им конституционного контроля и надзора как автономного направления государственно-властной деятельности.
Особенность конституционной юстиции в России, которая обусловлена федеративным характером нашей страны, налагает отпечаток, как на организацию, так и на юрисдикцию учреждений конституционного контроля и надзора. Важнейшей тенденцией нынешнего развития института конституционного судебного контроля в нашей стране выступает его федерализация.
Однако, как известно, основным вопросом федеративного устройства считается вопрос о разграничении полномочий и предметов ведения между учреждениями государственной власти непосредственно Федерации и учреждениями государственной власти ее субъектов.
Таким же важным видится и вопрос о взаимодействии центральных учреждений государственной власти с региональными учреждениями государственной власти. Особенной актуальностью отличаются проблемы взаимодействия учреждений государственной власти, которые принадлежат к одной ее ветви.
С созданием судебных учреждений уставного (конституционного) контроля и надзора в субъектах Федерации, признанием их на федеральном уровне конституционный судебный контроль в России вступил в новый этап своей деятельности. Уставные (конституционные) суды занимают на сегодняшний день собственную правовую нишу в системе учреждений государственной власти субъектов Федерации.
Одновременно с тем назрели и требуют самого скорого разрешения вопросы взаимодействия уставных (конституционных) судов субъектов Федерации и иных судебных учреждений в области осуществления уставного (конституционного) контроля и надзора.
В этой области видится возможным сделать следующие выводы:
1. Правовой статус Конституционного Суда РФ и уставных (конституционных) судов субъектов Федерации выступает основой определенных форм их взаимодействия. Вместе с тем Конституция РФ (ст. 118), Закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 2 ст. 4) считаются юридическим основанием для комплексного построения конституционной юстиции в нашей стране.
2. Системность конституционной юстиции в нашей стране не предусматривает институциональности и иерархичности ее организационного устройства, так как Конституционный Суд РФ не рассматривает окончательные решения уставных (конституционных) судов субъектов Федерации по поводу их соответствия Конституции РФ, а может только изучать нормы, на основании которых данные решения были сформулированы.
3. Федеральный Конституционный Суд и уставные (конституционные) суды субъектов Федерации заинтересованы в согласованной, взаимной деятельности, что способствовало бы утверждению и общей конституционной законности на всей территории России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447.
Указ Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 «О Скуратове Ю.И.» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1711.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.
Постановление от 11 апреля 2015 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации". СЗ РФ. 2015. №16. Ст.1774.
Брежнев О. В. Разрешение дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации: история, проблемы, тенденции / О. В. Брежнев // Администратор суда. 2021. № 2. С. 42-46.
Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебн. пособие для вузов. М., 2018. С. 54–55.
Даниелян А. А. История развития конституционного суда Российской Федерации / А. А. Даниелян // Новое слово в науке и образовании : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 22 апреля 2021 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. С. 183-190.
Зангиев М. А. С. Конституционный суд РФ: порядок формирования и компетенции / М. А. С. Зангиев // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 25-29.
Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. №9. С. 63-69.
Калмыков Д. А. Понятие и виды участников процесса в конституционном суде / Д. А. Калмыков, М. Б. Смоленский // Актуальные проблемы российского права. – Ростов-на-Дону, 2021. С. 29-32.
Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв.ред. О.Е.Кутафин. - М.: «Юристъ», 2020. Т. 2. С. 314-317.
Корнукова Е. В. Организация деятельности конституционного суда Российской Федерации в свете конституционных поправок 2020 года / Е. В. Корнукова // Стабильность и динамизм Российской Конституции. – Саратов, 2021. С. 128-132.
Маады, С. Э. История возникновения и роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите конституционных прав и свобод граждан / С. Э. Маады // Научные горизонты. 2019. № 11(27). С. 64-71
Митюков М.А., Барнашов A.M. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018.
Молокаева О. Х. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации / О. Х. Молокаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2019. № 1. С. 61-65.
Несмеянова С. Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: монография. Челябинск, 2018.
Никифоров М. В. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации как подзаконный нормативный правовой акт / М. В. Никифоров // Юрист. 2019. № 21. С. 22-25.
Пирметова М. Я. Конституционный суд РФ / М. Я. Пирметова // Проблемы совершенствования законодательства. – Махачкала, 2019. С. 326-329.
Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для бакалавров / В. Г. Стрекозов. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.
Токтоназарова Ч.М. Принципы конституционного судопроизводства // БГЖ. 2018. №4 (25). С. 111-117.
Ульянов А.Ю. Роль органов Прокуратуры в исполнении решений Конституционного суда России // 2019. № 4. С. 23-29.
Шаповалова М. И. Современный этап развития Российской науки конституционного права / М. И. Шаповалова // Новые направления научной мысли : Материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 декабря 2018 года. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2018. С. 110-112.
Шелегов Ю. В. Конституционный Суд Российской Федерации в механизме правового регулирования / Ю. В. Шелегов // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 5(8). С. 104-110.
Несмеянова С. Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: монография. Челябинск, 2018. С. 32.
Зангиев М. А. С. Конституционный суд РФ: порядок формирования и компетенции / М. А. С. Зангиев // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 27.
Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв.ред. О.Е.Кутафин. - М.: «Юристъ», 2020. Т. 2. С. 314.
Корнукова Е. В. Организация деятельности конституционного суда Российской Федерации в свете конституционных поправок 2020 года / Е. В. Корнукова // Стабильность и динамизм Российской Конституции. – Саратов, 2021. С. 129.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Пирметова М. Я. Конституционный суд РФ / М. Я. Пирметова // Проблемы совершенствования законодательства. – Махачкала, 2019. С. 326.
Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебн. пособие для вузов. М., 2018. С. 54–55.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
Указ Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 «О Скуратове Ю.И.» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1711.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.
Брежнев О. В. Разрешение дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации: история, проблемы, тенденции / О. В. Брежнев // Администратор суда. 2021. № 2. С. 43.
Митюков М.А., Барнашов A.M. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. С. 67.
Калмыков Д. А. Понятие и виды участников процесса в конституционном суде / Д. А. Калмыков, М. Б. Смоленский // Актуальные проблемы российского права. – Ростов-на-Дону, 2021. С. 29.
Никифоров М. В. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации как подзаконный нормативный правовой акт / М. В. Никифоров // Юрист. 2019. № 21. С. 24.
Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. №9. С. 63.
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447.
3. Указ Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 «О Скуратове Ю.И.» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1711.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.
6. Постановление от 11 апреля 2015 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации". СЗ РФ. 2015. №16. Ст.1774.
7. Брежнев О. В. Разрешение дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации: история, проблемы, тенденции / О. В. Брежнев // Администратор суда. 2021. № 2. С. 42-46.
8. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебн. пособие для вузов. М., 2018. С. 54–55.
9. Даниелян А. А. История развития конституционного суда Российской Федерации / А. А. Даниелян // Новое слово в науке и образовании : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 22 апреля 2021 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. С. 183-190.
10. Зангиев М. А. С. Конституционный суд РФ: порядок формирования и компетенции / М. А. С. Зангиев // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 25-29.
11. Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. №9. С. 63-69.
12. Калмыков Д. А. Понятие и виды участников процесса в конституционном суде / Д. А. Калмыков, М. Б. Смоленский // Актуальные проблемы российского права. – Ростов-на-Дону, 2021. С. 29-32.
13. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв.ред. О.Е.Кутафин. - М.: «Юристъ», 2020. Т. 2. С. 314-317.
14. Корнукова Е. В. Организация деятельности конституционного суда Российской Федерации в свете конституционных поправок 2020 года / Е. В. Корнукова // Стабильность и динамизм Российской Конституции. – Саратов, 2021. С. 128-132.
15. Маады, С. Э. История возникновения и роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите конституционных прав и свобод граждан / С. Э. Маады // Научные горизонты. 2019. № 11(27). С. 64-71
16. Митюков М.А., Барнашов A.M. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018.
17. Молокаева О. Х. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации / О. Х. Молокаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2019. № 1. С. 61-65.
18. Несмеянова С. Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: монография. Челябинск, 2018.
19. Никифоров М. В. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации как подзаконный нормативный правовой акт / М. В. Никифоров // Юрист. 2019. № 21. С. 22-25.
20. Пирметова М. Я. Конституционный суд РФ / М. Я. Пирметова // Проблемы совершенствования законодательства. – Махачкала, 2019. С. 326-329.
21. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для бакалавров / В. Г. Стрекозов. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.
22. Токтоназарова Ч.М. Принципы конституционного судопроизводства // БГЖ. 2018. №4 (25). С. 111-117.
23. Ульянов А.Ю. Роль органов Прокуратуры в исполнении решений Конституционного суда России // 2019. № 4. С. 23-29.
24. Шаповалова М. И. Современный этап развития Российской науки конституционного права / М. И. Шаповалова // Новые направления научной мысли : Материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 декабря 2018 года. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2018. С. 110-112.
25. Шелегов Ю. В. Конституционный Суд Российской Федерации в механизме правового регулирования / Ю. В. Шелегов // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 5(8). С. 104-110.