бюджетное регулирование экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 07.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного регулирования экономики 4
1.1 Общая характеристика бюджетного регулирования экономики 4
1.2 Формы и методы 13
Глава 2 Проблемы и пути решения в сфере бюджетного регулирования экономики 16
2.1 Проблемы 16
2.2 Пути решения 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
2.2 Пути решенияИспользуя российский пример, можно выделить следующие проблемы для применения механизмов государственного финансового регулирования:Состояние взаимоотношений между бюджетами. На муниципальном уровне органы власти ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по бюджетному контролю и экономической политике. Государство пытается стимулировать их с помощью механизмов бюджетного регулирования. С этой целью были разработаны целевые программы и оказана поддержка отдельным субъектам, но этих мер недостаточно,бюджетный федерализм лежит в основе финансового регулирования в России. В рамках этой модели существует противоречие между централизацией и децентрализацией фискальной власти. Кроме того, существует дисбаланс в уровне развития федеральных и муниципальных субъектов. Чтобы решить эту проблему, необходимо сгладить дисбаланс или скорректировать бюджет.Проблема развития малого и среднего предпринимательства. Крупные компании поглощают и замещают малые и средние предприятия, препятствуя прибыльному бизнесу. Государство стремится регулировать и стимулировать развитие малых и средних предприятий путем предоставления налоговых льгот и инвестиций[1]. Качество плана оставляет желать лучшего. Многие бюджеты не сбалансированы, и фактические показатели значительно отклоняются от запланированных.Итак, рассматривая основные цели государственного финансового регулирования, можно выделить следующие направления деятельности:Способствовать повышению операционной эффективности,снижению рисков,предотвращению кризисов,обеспечивать доступность и прозрачность информации о финансовых операциях.Существующая система применения механизма государственного финансового регулирования имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, благодаря этому можно предотвратить негативные последствия кризисов, такие как убытки и банкротство, ослабляя преимущество индивидуальных и корпоративных интересов над общественными. С другой стороны, именно государственное регулирование во многом ограничивает рынок и препятствует его саморегулированию. Это может привести к снижению мотивации и заинтересованности участников рынка, а также к разрушению рыночных механизмов.На текущем этапе развития политика бюджетного регулирования должна быть направлена на стимулирование региональных и местных органов власти к поиску дополнительных бюджетных источников доходов, максимизацию зависимости от финансовой поддержки бюджетов других уровней при сохранении сбалансированности и повышение эффективности местных механизмов управления бюджетными средствами.Для достижения этой цели необходимо внедрить систему планирования и управления, которая является показателем социально-экономического развития территориальных образований в конкретном регионе. Все это требует установления значимых значений показателей социально-экономического развития в различных областях в пределах территории конкретного региона, наличия соглашений о взаимных обязательствах между руководством региона и входящими в его состав муниципальными образованиями, постоянного мониторинга выполнения основных положений соглашения и реализации нормативные меры по улучшению социально-экономической ситуации. Региональный бюджет также должен активно участвовать в регулировании региональных инвестиционных процессов. Важнейшими системными приоритетами экономической политики являются формирование интегрированной региональной инновационной системы, создание механизмов стимулирования нормативного регулирования и инновационных процессов, а также обеспечение развития инновационной инфраструктуры.В то же время мировая практика фискального управления показывает, что бюджетный дефицит может быть решен путем принятия следующих мер:эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;налоговое покрытие бюджетного дефицита;секвестирование бюджета.Дефицит бюджета может быть полностью или частично покрыт за счет обращения (т.е. эмиссии) дополнительного большого объема средств. Благодаря этой мере внутренний долг государства обесценивается, а его обслуживание обходится дешевле. Это связано с ускорением инфляции, которое происходит из-за дисбаланса в денежной массе и объеме производства [1].Стоит отметить, что высокая инфляция очень вредна для экономики государства, поскольку приводит ко многим вредным последствиям (в частности, обесцениваются сбережения граждан). Кроме того, в условиях высокой инфляции государства вынуждены выпускать облигации по плавающим ставкам, что в значительной степени сводит на нет преимущества эмиссионного покрытия бюджетных дефицитов.В связи с этим правительство может пополнить бюджет за счет повышения налоговой ставки и установления новых налогов. В краткосрочной перспективе эта мера может быть эффективной, но со временем привлекательность страны как места для инвестиций и деловой активности начинает стремительно снижаться. Результатом этого является существенное сокращение производства, частичный переход в теневой сектор экономики, что снижает не только налоговые поступления в бюджет, но и доходы граждан. Происходит комплексное сокращение налоговой базы страны.Еще одним известным инструментом покрытия бюджетного дефицита является бюджетная изоляция. Это критерий, который применяется в течение бюджетного года для пропорционального сокращения всех статей бюджетных расходов на определенный процент. Такая практика регулирования бюджетного дефицита получила широкое распространение в России в 1990-х годах.Не все статьи бюджета подлежат карантину. Речь идет о так называемых защищенных статьях, перечень которых определяется правительством. Например, невозможно снизить стоимость таких услуг, как внешний долг (обусловленный межгосударственными соглашениями), социальное обеспечение граждан (обусловленное основным законом государства).И само собой разумеется, что государственные учреждения могут предотвратить бюджетный дефицит, если они должным образом подойдут к управлению бюджетными расходами. Поэтому рекомендуется постоянно ограничивать бюджетные расходы, совершенствовать систему межбюджетных отношений, контролировать деятельность бюджетных учреждений и т.д.ЗаключениеКаждый хозяйствующий субъект, разумно осуществляющий хозяйственную деятельность в течение длительного периода времени, должен иметь определенный финансовый план. Как правило, он называется бюджетом и представляет собой перечень доходов и расходов за соответствующий период (обычно 1 год).Обычно бюджетная категория применяется к государственному сектору экономики (в первую очередь, это относится к государственному бюджету/ statebudget).В идеальном состоянии бюджет выглядит сбалансированным. Доходы равны расходам. Однако из-за действия факторов различного характера (экономических, политических, природных и т.д.) доходов бюджета часто недостаточно для покрытия всех понесенных расходов. Принцип бюджетной сбалансированности, который помогает заложить фундамент для нормального функционирования государственного аппарата, перестает соблюдаться, и возникает ситуация с бюджетным дефицитом.Не будет преувеличением сказать, что бюджетное регулирование экономики страны зависит в первую очередь от действий государственной бюджетной политики. В сложившейся ситуации бюджетная политика должна быть направлена на создание важных условий для роста страны, ее регионального и субрегионального бюджетного потенциала.Государственная система Российской Федерации представляет собой многогранный механизм реализации различных функций государства. Важнейшим ее элементом является тематическая бюджетная система Российской Федерации, объединяющая десятки бюджетов различных форм федерального подчинения. В будущем это повлечет за собой вопрос об ограничениях на интеграцию бюджетной системы всех уровней в единый бюджетный процесс.Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо перестроить ее основные принципы:Реализм, то есть устранение ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;Ответственность государства за безусловное выполнение своих обязательств;Жесткость бюджета, превращение их в эффективный инструмент финансового оздоровления экономики;Усиление эффективности фискальной политики для достижения определенных параметров экономики.Без правильно разработанной бюджетной политики невозможно корректно реализовать большую функциональную нагрузку. Это должно стать главной задачей законодательных органов власти.Список использованной литературыГалицкая Т. Проблемы использования механизма государственного финансового регулирования экономики в современной России // Автор. - 2023. - №2. - С. 11-19.Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М:Юрайт, 2017. - 496 с.Соломко М.Н. Развитие теории и методологии бюджетного регулирования // Власть и управление на Востоке России. - 2020. - №1. - С. 6-15.Юшков А. О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 94-110.Ялмаев, Р. А. Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 705-709. Бюджетное регулирование // bankspravka.ru URL: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/byudzhetnoe-regulirovanie.html (дата обращения: 07.12.2023).
1. Галицкая Т. Проблемы использования механизма государственного финансового регулирования экономики в современной России // Автор. - 2023. - №2. - С. 11-19.
2. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М: Юрайт, 2017. - 496 с.
3. Соломко М.Н. Развитие теории и методологии бюджетного регулирования // Власть и управление на Востоке России. - 2020. - №1. - С. 6-15.
4. Юшков А. О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 94-110.
5. Ялмаев, Р. А. Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 705-709.
6. Бюджетное регулирование // bankspravka.ru URL: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/byudzhetnoe-regulirovanie.html (дата обращения: 07.12.2023).