Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Специфика психофизической проблемы и подходы к ее решению в философии 5
2. Междисциплинарный подход к решению психофизической проблемы 17
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Это, в свою очередь, подводит к проблеме места креативности в творческом мышлении.В самом общем смысле, понятие «креативность» интерпретируется, как «способность к творчеству». Однако это только описательный подход, поскольку в английском языке слово «creativity» и переводится как «творчество». «Креативность» как научный термин имеет множество, порой и взаимоисключающих, толкований. Ряд исследователей рассматривают креативность как один из аспектов интеллекта, не поддающийся измерению уже разработанными интеллектуальными тестами, другие, наоборот, обозначают данным термином всю совокупность этапов и операций аналитической деятельности. Неоднозначно оцениваются и мотивационные характеристики креативности. С наиболее распространенной точки зрения, креативный индивид стремится максимально реализовать себя, выполнять непривычные для него виды деятельности, использовать новые методы работы. Тенденция к изучению креативности как особого вида способностей появилась в 50-е гг. XX в. и связана с именами американских психологов Дж. Гилфорда и Л. Терстоуна. И. А. Савенков выделяет в исследованиях креативности два ключевых направлениях. Первое устанавливает взаимосвязь интеллекта и креативности и ориентируется на изучение когнитивных процессов, связанных с креативностью. Второе изучает вопрос, является ли индивид с его психологическими особенностями важным аспектом креативности. О. Н. Ярыгин, С. С. Рудаков указывают, что в трудах школы Дж. Гилфорда в качестве интеллектуальных способностей, выступающих характеристиками креативности, выделялись беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, иррелевантность, фантастичность. Совокупность этих черт Дж. Гилфорд объединил термином «дивергентное мышление», которое проявляется в случае, когда проблема находится на стадии выявления и когда не существует предписанного способа решения. В психологии поведения могут быть применены, по словам А. Е. Серикова «те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках... в каждой человеческой реакции имеются бихевиористическая, нейрофизиологическая и физикохимическая проблемы». По мысли сторонников бихевиоризма, отход от восприятия состояний сознания как отдельного объекта исследования позволяет преодолеть барьер, стоящий между психологией и другими науками, а данные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в нейрофизиологических терминах.Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон полагал, что базисом научной теории должен стать объективный фактологический материал, а не результат субъективного самонаблюдения пациента, научным может являться только то, что получает объективное подтверждение, поэтому акцентировать внимание необходимо не на исследовании неосязаемого сознания, а на четко фиксируемых поведенческих актах человека. Дж. Уотсон использовал и модифицировал модель выработки условных рефлексов, разработанную И. П. Павловым. Так, если И. П. Павлов работал с «минутными» реакциями, то Дж. Уотсон распространил этот подход на более протяженные во времени ситуации. Также Дж. Уотсон развил представление И. П. Павлова о «врожденных» рефлексах, выделив виды таких рефлексов, как, например, рефлексы «любви» и «страха», а также описал их наиболее значимые характеристики. В отличие от З. Фрейда, рефлексу «страха» Дж. Уотсон отводил такую же существенную роль в стимуляции поведения, как и рефлексу «любви» (в терминологии З. Фрейда – «сексуального влечения»). Также Дж. Уотсон расширил содержание павловских терминов «наказание» и «поощрение». Эти изменения, внесенные в понятийный аппарат и теоретическую модель И. П. Павлова, дали Дж Уотсон основание говорить о бихевиоризме как о принципиально новом подходе к изучению психологии поведения индивидов.В качестве единой схемы человеческого поведения бихевиористы предложили модель «стимул-реакция» (S – R), считалось, что стимул задает тип и характер реакции, побуждает организм к определенному поведению. Проводившиеся в течение нескольких десятилетий замеры выявили некоторые лакуны в данной модели. В частности, было отмечено, что один стимул может вызвать несколько вариантов реакций. Вариативность реакций стала объектом отдельного исследования оперантного бихевиоризма – направления, разрабатываемого Б. Скиннером. Исследователь усовершенствовал традиционную модель, введя в нее дополнительное звено (промежуточную переменную) – (О), и модель приобрела следующий вид: (S – O – R). В качестве основной промежуточной переменной Б. Скиннер видел подкрепление, наступающее за определенной реакцией человека. Различия в реакциях индивидов на один и тот же стимул ученый объяснял разницей в подкреплении реакции в прошлом. Эксперименты Б. Скиннера над животными и людьми демонстрировали, что реакция, за которой наступало негативное подкрепление, минимизировалась, в то время как реакция, за которой вызывалось позитивное подкрепление, повторялась. Другими словами, разница в поведении индивидов обуславливалась социализацией, предшествующим опытом взаимодействия со средой. Эти идеи выходили за границы чистой психологии, и вскоре были восприняты социологией, изучающей непосредственно взаимоотношения индивида и общества.Одно из основополагающих утверждений бихевиоризма состоит в том, что организм (человека или животного) можно научить любому поведению, изменяя обстоятельства. Аналогично тому, как среда в процессе эволюции отбирает генетические свойства, она производит отбор поведенческих актов, которые становятся наиболее типичными для данного вида организмов. Поведение обусловлено мышлением и является инструментом приспособления субъекта к социальной реальности, которое получает выражение в социальном «Я» индивида. Поведение человека детерминируется отношениями стимула и реакции, тогда как его деятельность обусловлена способностью осознанно планировать свою активность, анализировать предшествующий опыт и отражать деятельность других субъектов, действующих в той же или аналогичной социальной среде. При этом, по мысли Б. Скиннера, неправильно полагать, что бихевиоризм отвергает значение врожденных способностей человека. Тем не менее, именно в данном вопросе бихевиористы кардинально расходятся с этологами, которые фокусируют внимание не на обучении, а на врожденных предрасположенностях к одним и отсутствии способностей к иным типам поведения. Этологи стремятся выявить филогенетические адаптации, характерные для данного вида, и применяют методы наблюдения за поведением человека или животного в естественной среде. А бихевиористы стремились объяснить, каким образом изменяется поведение организма при трансформации факторов, влияющих на него в условиях эксперимента.Фундаментальным фактором в процессе генезиса полагается окружающая среда. Развитие психики происходит в процессе жизни индивида под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые представляет среда. Из всего множества комбинаций реакций отбираются и получают закрепление те, которые способствуют лучшей адаптации к среде.
2.Гаспарян Д. Э. В защиту феноменального сознания: аргументы против физикализма в современной аналитической философии (часть I) / Д.Э. Гаспарян // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2013. - № 2. – С. 43-55.
3.Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 352 с.
4.Дойдж Н. Пластичность мозга / Н. Дойдж. – Москва: Эксмо, 2011. – URL: https://www.nwk.su/assets/files/BOOKS/Норман%20Дойдж.%20Пластичность%20мозга.pdf (дата обращения: 08.12.2023).
5.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи – Москва: Совершенство, 1997. – 208 с.
6.Корнетов Г. Б. История западной педагогики в ХХ столетии (Часть 1. Первая половина ХХ века) / Г.Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. – 2012. - № 3. – С. 79-82.
7.Нагель Т. Каково быть летучей мышью? / Т. Нагель [Электронный ресурс].URL: https://royallib.com/read/nagel__tomas/kakovo_bit_letuchey_mishyu.html#0 (Дата обращения: 08.12.2023).
8.Патнэм X. Разум, истина и история / Х. Патнэм. – Москва: Праксис, 2002. – 296 с.
9.Патнэм Х. Философия сознания / Х. Патнэм – Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с.
10.Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Ч. 1: Понимание разума и новая физика / Р. Пенроуз. – Москва, Ижевск : Ин-т комп. исслед., 2003. – 687 с.
11.Сериков А. Е. Поведение человека и современные подходы к его пониманию / А.Е. Сериков // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2013. - № 2 (14). – С. 58-78.
12.Серль Дж. Р. Сознание, мозг и программы / Дж. Р. Серль // Аналитическая философия: Становление и развитие: Антология. – Москва: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. – С. 376-401.
13.Сеченов И. М. Элементы мысли / И.М. Сеченов // Избранные произведения. Т.1. Физиология и психология. – Москва: Изд-во АН СССР, 1952. – 774 с.
14.Скиннер Б. Поведение организмов / Б. Скиннер. – Москва: Оперант, 2016. – 368 с.
15.Скорюков О. Н. Методологическая проблема исследования сознания / О.Н. Скорюков // Социум и власть. – 2015. - № 6. – С. 52-56.
16.Смирнов Е. В. Роль философско-психологических идей XVII-XVIII веков в современной философии сознания / Е.В. Смирнов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. - № 18. – С. 114-117.
17.Тьюринг А. Может ли машина мыслить? / А. Тьюринг – Москва : Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. – 67 с.
18.Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста / Дж. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии – Москва: Изд. МГУ, 1980. – С. 17-34.
19.Уотсон Дж. Бихевиоризм / Дж. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии – Москва: Изд. МГУ, 1980. – С. 34-44.
20.Ярыгин О. Н., Рудаков С. С. Креативность в аналитической деятельности / О.Н. Ярыгин, С.С. Рудаков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. - № 2 (9). – С. 347-352.