участие медицинской сестры в обучении правила введения прикорма в корригирующих добавок детям первого дня жизни

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Сроки введения прикорма 5
1.3. Алгоритмы и правила введения прикорма 7
1.4. Альтернативные способы введения прикорма 11
1.5. Роль медицинской сестры в организации прикорма детей первого года жизни 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗНАЧИМОСТИ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ОСНОВАМ ПРИКОРМА 13
2.1 Организационно-методические основы исследования 13
2.2 Анализ результатов исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25

Фрагмент для ознакомления

В последние десятилетия не используется разделение дополнительного питания детей первого года жизни на прикорм и корригирующие пищевые добавки, поскольку смысл введения корригирующих добавок и собственно прикорма один и тот же – дополнить необходимыми пищевыми веществами рацион младенца. Именно поэтому в настоящее время применяется только понятие прикорма, который в свою очередь подразделяется на: 1. Продукты прикорма - соки, пюре, творог, яичный желток, мясо (т.е. продукты, которые ранее обозначались как «корригирующие пищевые добавки») и 2. Блюда прикорма - то, что постепенно заменяет кормления грудью или заменителями женского молока, т.е. овощные пюре, каши и т. д.В зависимости от особенностей введения различных продуктов в рацион ребенка прикорма классифицируют на педиатрический (классический) и педагогический. При педиатрическом прикорме новые продукты вводятся в рацион ребенка по определённой схеме в виде пюре без отдельных кусочков пищи, а при педиатрическом прикорме, наоборот, ребёнку дают пищу со стола родителей в микродозах, кусочками, без применения специальных схем введения новых продуктов. Цель педагогического прикорма не накормить ребёнка, а ознакомить его с разными продуктами.2) Введение в рацион ребенка первого года жизни дополнительных продуктов, отличных от грудного молока или адаптированной молочной смеси диктуется необходимостью восполнения растущего организма ребенка необходимыми питательными веществами (минералами, витаминами, белками, жирами, углеводами, пищевыми волокнами) и источниками энергии. Оптимальным считается введение прикорма в так называемое окно пищевой толерантности – в промежуток между 4,5–5,5 месяцами жизни ребенка. Введение прикорма раньше или позже данного срока может иметь определённые последствия для организма ребенка (например, развитие пищевой аллергии, задержка созревания пищеварительной системы и т.д.).3) При использовании педиатрической схемы введения прикорма следует руководствоваться принятыми правилами введения прикорма (например, давать новые продукты прикорма в первой половине дня, начинать введения новых продуктов прикорма с малых доз (с 1-2 чайных ложек) и т.д.), а также принятыми алгоритмами введения новых продуктов (например, в качестве первых продуктов прикорма, вводимых в промежутке между 4,5–5,5 месяцами жизни ребенка, следует использовать каши или овощное пюре, с 7 месяцев в питание добавляется желток, а с 8 месяцев - пюре из рыбы и т.д.).4) Медицинская сестра играет важную роль в организации прикорма детей первого года жизни. В зависимости от выявленных проблем медицинская сестра принимает меры по обеспечению матерей информацией об особенностях введения прикорма, оказывает матерям психологическую поддержку, дает теоретические и практические советы, проводитбеседы с родственниками матерей и т.д.В ходе практического анализа удалось установить высокую значимость роли медицинской сестры в обучении родителей детей первого года жизни правилам введения прикорма и корригирующих добавок.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Аверьянова Н.И. Сестринское дело в педиатрии / Н.И. Аверьянова, Н.И. Чиженок, Н.Ю. Зарницына, Л.И. Щербакова, Т.И. Рудавина, Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.2.Агиев Л. И. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./Росстат. – М., 2019. – 170 с.3.Аликулова М., Култаев Ш. Современные принципы введения первого прикорма детям до 1 года жизни при естественном, искусственном и смешанном вскармливании //Евразийский журнал медицинских и естественных наук. – 2023. – Т. 3. – №. 8. – С. 112-117.4.Баранов А. А. и др. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Союз педиатров России. – 2019. – 160 с.5.Григорьев К. И. Особенности оказания сестринской помощи детям : учебное пособие / К. И. Григорьев, Р. Р. Кильдиярова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 272 с. : ил. - 272 с.6.Калмыкова А. С. Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. С. Калмыковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 790 с. 7.Кильдиярова Р. Р. Детская диетология : руководство / Р. Р. Кильдиярова. - 2-е изд. ,перераб. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 256 с. 8.Кильдиярова Р. Р. Клинические нормы. Педиатрия. - 384 с. - ISBN 978-5-9704-7194-4.9.Конь И. Я. Современные представления об оптимальных сроках введения прикорма в питание детей первого года жизни //Вопросы детской диетологии. – 2006. – Т. 4. – №. 3. – С. 78-80. 10.Назаретян В.Г. и др. Питание детей с рождения до трех лет: учебное пособие / ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России; составители В.Г. Назаретян, В,А. Шашель., М.М.Трубилина/под ред. д.м.н., профессора В.А. Шашель - Краснодар ,изд.-во «Эдви», 2020. - 116 с.11.Терешкова Т. А. Учебно-методическое пособие по теме «вскармливание детей первого года жизни» по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» Раздел 2. Здоровье детей Специальность: 060101 «Лечебное дело (углубленный уровень подготовки). – 2015. – 51 с. 12.Питание детей грудного и раннего возраста. ВОЗ. 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding (проверено 07.12.23).13.Коррекция питания на первом году жизни при естественном вскармливании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/9305033/page:8/ (проверено 07.12.23).14.SolidStartsforBabies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solidstarts.com/ (проверено 07.12.23).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Суточная потребность детей 1-го года жизни в основных пищевых веществах и энергииПриложение 2.Примерная схема введения продуктов детям первого года жизниПриложение 3.Примерные рационы питания для детей в возрасте 4-12 месВозраст6:0010:0014:0018:0022:004-4,5 месГМ/АМС 150Гр.м. /АМС 150Каша 110 ГМ/АМС 50ГМ/АМС 150ГМ/АМС 1505 месГМ/АМС 160Гр.м. /АМС 160Каша 150 + слив. масло 1/2 ч.л.ГМ/АМС 160ГМ/АМС 1606 месГМ/АМС 170Каша 150 Фр. пюре 20 Желток 1/4Овощное пюре 130 + раст. масло 1/2 ч.л. Мясное пюре 20-30ГМ/КМС 150 Фр. пюре 20ГМ/АМС 1707 месГМ/АМС 180Каша 150 Желток 1/3 Фр. пюре 20Овощное пюре 140 + раст. масло 1 ч.л. Мясное пюре 40ГМ/КМС 150 Печенье 5 Фр. пюре 30ГМ/ АМС 1808 месГМ/АМС 200Каша 150 Желток 1/3 Фр. сок 30Овощное пюре 150 + раст. масло 1 ч.л. Мясное пюре 50 Хлеб 5 Фр. сок 20ГМ/КМС 130 Творог 10 Фр. пюре 40 Печенье 5ГМ/КМС 2009-10 месГМ/АМС 200Каша 180 Желток 1/2 Фр. сок 20Овощное пюре 140 + раст. масло 1 ч.л.Мясные фрикадельки 50 (рыбное пюре - 30) Хлеб 5 Фр. сок 30ГМ/КМС 100Творог 40 Фр. пюре 60 Печенье 5ГМ/КМС 20011-12 месГМ/АМС 200Каша 200 Желток 1/2 Фр. сок 30Овощное пюре 150 + раст. масло 1 ч.л.Мясная паровая котлета 50 (рыбное пюре 50) Хлеб 10 Фр. сок 30ГМ/КМС 100 Творог 50 Фр. пюре 70 Печенье 5ГМ/КМС 200*ГМ - грудное молоко, АМС - адаптированная молочная смесь, раст. – растительное масло, слив. – сливочное масло, фр. - фруктовый, КМС - кисломолочная смесиПриложение 4.ПамяткаПравила введения прикормаОптимальные сроки введения прикорма:4-6 месяцевПризнаки готовности ребенка к введению прикорма:1) ребенок сидит с поддержкой;2) поднимает голову вверх на короткие промежутки времени;3) исчезает рефлекс «выталкивания ложки»;4) появляется способность глотания более плотной пищи;5) происходят движения языка, формирующие пищевой комок;6) ребенок начинает открывать рот при приближении ложки;7) отворачивает голову от ложки, если не голоден;8) проявляет интерес при виде пищи.Правила введения прикорма:новые продукты питания следует вводить только здоровому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей; новые продукты не следует вводить во время острых инфекционных заболеваний, до и после проведения профилактических прививок (в течение 3-5 дней); введение каждого нового продукта следует начинать с небольшого количества и постепенного (за 5–7 дней) увеличивать до рекомендованного возрастного объема; при введении каждого нового продукта следует внимательно наблюдать за его переносимостью; новые продукты питания следует давать в первой половине дня для возможности отслеживания возможных аллергических реакций; каши и пюре следует вводить, начиная с монокомпонентных продуктов (например, ребенку сначала предлагается только кабачковое пюре), затем в последующим постепенно добавляются другие продукты (предлагаемое блюдо становится поликомпонентным – например, сочетание ранее введенного кабачкового пюре и ново вводимой рисовой каши); до 9-10 месяцев детям следует давать гомогенизированные и пюреобразные продукты, в последующем по достижению данного возраста постепенно вводятся кусочки: сначала используется мелкое измельчение, с последующим нарастанием до крупных мягких кусочков; прикорм следует давать с ложечки до кормления грудью или адаптированной молочной смесью; вводите прикорм на фоне продолжающегося грудного вскармливания или кормления адаптированной молочной смесью; для сохранения лактации в период введения прикорма прикладывайте ребенка к груди после каждого кормления. Примерная схема введения продуктов детям первого года жизниПриложение 4.Памятка(продолжение)Примерные рационы питания для детей в возрасте 4-12 месяцевВозраст6:0010:0014:0018:0022:004-4,5 месГМ/АМС 150Гр.м. /АМС 150Каша 110 ГМ/АМС 50ГМ/АМС 150ГМ/АМС 1505 месГМ/АМС 160Гр.м. /АМС 160Каша 150 + слив. масло 1/2 ч.л.ГМ/АМС 160ГМ/АМС 1606 месГМ/АМС 170Каша 150 Фр. пюре 20 Желток 1/4Овощное пюре 130 + раст. масло 1/2 ч.л. Мясное пюре 20-30ГМ/КМС 150 Фр. пюре 20ГМ/АМС 1707 месГМ/АМС 180Каша 150 Желток 1/3 Фр. пюре 20Овощное пюре 140 + раст. масло 1 ч.л. Мясное пюре 40ГМ/КМС 150 Печенье 5 Фр. пюре 30ГМ/ АМС 1808 месГМ/АМС 200Каша 150 Желток 1/3 Фр. сок 30Овощное пюре 150 + раст. масло 1 ч.л. Мясное пюре 50 Хлеб 5 Фр. сок 20ГМ/КМС 130 Творог 10 Фр. пюре 40 Печенье 5ГМ/КМС 2009-10 месГМ/АМС 200Каша 180 Желток 1/2 Фр. сок 20Овощное пюре 140 + раст. масло 1 ч.л.Мясные фрикадельки 50 (рыбное пюре - 30) Хлеб 5 Фр. сок 30ГМ/КМС 100Творог 40 Фр. пюре 60 Печенье 5ГМ/КМС 20011-12 месГМ/АМС 200Каша 200 Желток 1/2 Фр. сок 30Овощное пюре 150 + раст. масло 1 ч.л.Мясная паровая котлета 50 (рыбное пюре 50) Хлеб 10 Фр. сок 30ГМ/КМС 100 Творог 50 Фр. пюре 70 Печенье 5ГМ/КМС 200*ГМ - грудное молоко, АМС - адаптированная молочная смесь, раст. – растительное масло, слив. – сливочное масло, фр. - фруктовый, КМС - кисломолочная смесиОсновные аллергены:Малые дозы аллергенов должны быть в рационе питания, в материнском молоке, молочных смесях, продуктах питания.Поступление антигенов в ЖКТ - это наиболее физиологический способ формирования пищевой толерантности.При введении в прикорм аллергенных продуктов обязательно следует следить за реакция ребенка, поэтому:1. Предлагайте данные продукты только в первой половине дня2. Начинайте с малых порций с постепенным нарастанием3. Следите за реакцией ребенка на предложенные продукты Альтернативой классическому педиатрическому прикорму является педагогический прикорм - введение прикорма, когда ребёнок начинает интересоваться пищей, которую едят родители. Ребёнку дают ту пищу, которую он просит, в микродозах, кусочками, не вводят по схеме, не перетирают до пюре. Цель педагогического прикорма не накормить ребёнка, а ознакомить его с разными продуктами. При данном способе следует руководствоваться рекомендуемыми способами подачи отдельных продуктов (более подробно представлены на сайте https://solidstarts.com/). Ниже приведены примеры подачи яблока и персика.Приложение 5.АнкетаАнкетаУважаемые респонденты, просим Вас принять участие в опросеВаш возраст?18-25 лет26-30 лет31-36 летБолее 36 летВозраст вашего ребенка?0-4 месяцев4-6 месяцев6-8 месяцев8-12 месяцевКогда следует начинать вводить прикорм? До 4 месяцев4-6 месяцевПосле 6 месяцевПосле годаВ какое время дня рекомендуется вводить прикорм?В любое времяВ первой половине дляВо второй половине дняС каких продуктов следует начинать прикорм?Каши, овощное пюреМясоСоки и фруктовые пюреМолочное продукты (творог, коровье молоко)В каком количестве рекомендуется предлагать ребенку новый продукт прикорма?1-2 чайные ложки1-2 столовые ложкиМиску Стакан Можно ли вводить новые продукты прикорма в период выполнения профилактических прививок?ДаНетСледует ли предлагать ребенку грудь или адаптированную молочную смесь после прикорма?ДаНетС какого возраста следует вводить кусочки? с 6-7 месяцевс 9-10 месяцевс 1 годас 2 летСпасибо за Ваши ответы!

1. Аверьянова Н.И. Сестринское дело в педиатрии / Н.И. Аверьянова, Н.И. Чиженок, Н.Ю. Зарницына, Л.И. Щербакова, Т.И. Рудавина, Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.
2. Агиев Л. И. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./Росстат. – М., 2019. – 170 с.
3. Аликулова М., Култаев Ш. Современные принципы введения первого прикорма детям до 1 года жизни при естественном, искусственном и смешанном вскармливании //Евразийский журнал медицинских и естественных наук. – 2023. – Т. 3. – №. 8. – С. 112-117.
4. Баранов А. А. и др. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Союз педиатров России. – 2019. – 160 с.
5. Григорьев К. И. Особенности оказания сестринской помощи детям : учебное пособие / К. И. Григорьев, Р. Р. Кильдиярова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 272 с. : ил. - 272 с.
6. Калмыкова А. С. Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. С. Калмыковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 790 с.
7. Кильдиярова Р. Р. Детская диетология : руководство / Р. Р. Кильдиярова. - 2-е изд. , перераб. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 256 с.
8. Кильдиярова Р. Р. Клинические нормы. Педиатрия. - 384 с. - ISBN 978-5-9704-7194-4.
9. Конь И. Я. Современные представления об оптимальных сроках введения прикорма в питание детей первого года жизни //Вопросы детской диетологии. – 2006. – Т. 4. – №. 3. – С. 78-80.
10. Назаретян В.Г. и др. Питание детей с рождения до трех лет: учебное пособие / ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России; составители В.Г. Назаретян, В,А. Шашель., М.М.Трубилина/под ред. д.м.н., профессора В.А. Шашель - Краснодар ,изд.-во «Эдви», 2020. - 116 с.
11. Терешкова Т. А. Учебно-методическое пособие по теме «вскармливание детей первого года жизни» по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» Раздел 2. Здоровье детей Специальность: 060101 «Лечебное дело (углубленный уровень подготовки). – 2015. – 51 с.
12. Питание детей грудного и раннего возраста. ВОЗ. 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding (проверено 07.12.23).
13. Коррекция питания на первом году жизни при естественном вскармливании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/9305033/page:8/ (проверено 07.12.23).
14. Solid Starts for Babies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solidstarts.com/ (проверено 07.12.23).