Денежно-кредитная политика государства и особенности ее реализации в условиях инфляции.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства 4
1.1 Сущность денежно-кредитной политики 4
1.2 Механизм функционирования денежно-кредитной политики 9
1.3 Инфляция и его роль в денежно-кредитной политике государства 15
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики в РФ
в условиях инфляции 19
2.1 Роль Банка России в реализации денежно-кредитной политики в РФ в условиях инфляции 19
2.2 Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной
политики в РФ 25
Заключение 32
Список литературы 33
Приложения 35
Одной из важных направлений политики Банка России является поддержание стабильности национальной экономики для этого необходимы меры для всестороннего развития экономики страны. В связи с санкциями, введенными в отношении финансового рынка России в 2022 году, в условиях повышения рисков и существенногоповышения неопределенности,согласование мероприятий по разным направлениям функционирования Центрального Банка России усилилась.В ближайший период экономике России ожидается пройти путь изменений, опираясь на внутренние ресурсы, поскольку внешнее финансирование будет недоступно. Ключевую роль в этом этапе будет игратьполитика Банка России в сфере денежно-кредитного регулирования. К основным задачам развития российского финансового рынка, по мнению Банка России, следует отнестиследующие.Первый комплекс мер должен быть направлен на поддержание стабильностифункционирования кредитных организаций, а именно:введены послабления для институтов банковской системы введенные в условиях санкционного давления может оказать негативное воздействие на стабильность финансовых рынков. Выход из сложившейся ситуации необходимо осуществлять поэтапно, с регулированием рисков в финансовой сфере. Чтобы у кредитных организаций возросли финансовые ресурсы для кредитования возможно стоит сократить надбавки к капиталу. Одновременно необходимы меры по сокращению объемов рискованных кредитов при помощи макропруденциальных мер; Центробанк допустил возможность утверждения нового регламента учета активов и обязательстве российских компаний перед гражданами и юридическими лицами недружественных стран и посчитал допустимым формирование резервов под заблокированные средства в более длительном временном промежутке;предполагалось ввести корректировки в структуру и в формы публикуемой финансовыми и кредитными организациями отчетности для трансформации финансовой информации в более агрегированную и упрощённую форму с целью минимизации санкционных рисков, связанных с чрезмерно открытой и детализированной финансовой информацией.Следующий комплекс мер должен затрагивать банковского сектор в части его присутствия на валютном рынке и участия в финансировании экономического развития. Согласно немуодним из естественных последствий санкций является отказа использования валют стран, которые внесли санкции против экономики России. Центробанк намерен поддерживать естественное движение сокращения объема банковских операций в долларах и евро при помощи регулирующих мероприятий для уменьшения объема банковских сделок в «токсичных» валютах.для того, чтобы кредитные организации активно финансировали в развитие экономики страны Банк России, планирует новые механизмы минимизации рисков при помощи поддержания банковского сектора государственными гарантиями и поручительствами, а также за счет эмиссии обеспеченных ценных бумаг. Центральный банк РФ запланировал проведение мероприятий для расширения потенциала региональных банков и приумножения их ресурсной базы для расширения кредитования, возможно при помощи создания банковских групп.В рамках третьего комплекса мер должно осуществляться совершенствование инструментов дляобеспечения долгосрочных сбережений граждан, а именно:запланировано усовершенствовать систему негосударственного пенсионного обеспечения с целью создания механизмов для расширения объемов добровольных пенсионных накоплений, посредством системы софинансирования добровольных пенсионных накоплений, увеличения инвестиционных возможностей негосударственным пенсионных фондов (НПФ) посредством новых критериев определения состава их инвестиционных портфелей;также планировалось сформировать новые финансовые инструменты, расширяющие инвестиционные возможности НПФ.Еще один комплекс мер был нацелен на расширение состава инструментов рынка капитала для мобилизации ресурсов, стимулирующих экономическое развитие. Он предполагалрасширение перечня финансовых инструментов, улучшающих качество инвестиций и позволяющих работать в рамках льготных режимов эмиссии ценных бумаг для субъектов хозяйствования, участвующих в трансформации экономики России и действующих в передовых отраслях. Поддерживающими рычагами могут быть предоставление гарантий от государства и институтов развития, поддерживающие программы для выхода на рынок ценных бумаг;уведомление физических лиц о возможности участия в совершенствовании экономики России при помощи мобилизации финансовых ресурсов посредством вложения денежных средств в ценные бумаги, такие как акции и облигации российских организаций, а также в совершенствование системы социального софинансирования;реализацию возможности совершать прямые продажи финансовых инструментов с длительным сроком обращения физическим лицам непосредственно эмитентами с использованием финансовых платформ и паевых инвестиционных фондов. Соответствующие меры были направлены на защиту неквалифицированного розничного инвестора, что предполагало осуществление следующих мероприятий:поддержка интересов неквалифицированных инвесторов путем развития возможностей выхода на рынок капитала. Чтобы это осуществить следует законодательно определить критерии отнесения лиц к квалифицированным инвесторам и порядок регламентации финансовых инструментов, обращающихся доступных только для них. планировалось сократить максимально доступный размер кредитного плеча для неквалифицированных инвесторов, а в случаи раздельного учета средств розничного инвестора брокером – предусмотреть меры для повышениязащищенности активов неквалифицированного инвестора;также предполагалось повысить требования к финансовым посредникам за нарушение регламента.Особое внимание было уделено финансированию устойчивого развития российской экономики, что предполагало:усиление внимания Центрального банка Российской Федерации к совершенствованию системы устойчивого развития, в особенности касательно инфраструктурных проектов, а также развитие новых инструментов их финансирования,учет ESG-факторов при осуществлении корпоративного управления;в среднесрочной перспективе главным регулятором финансовых рынков предполагалось проработать вопросы регулирования и контроля источников интеграции ESG-рисков.Внимание было уделено совершенствованию национальной системы индикаторов для финансовых и товарных рынков, для чего Центробанкбудет должен сформировать инфраструктуру для развития национальных информационных и рейтинговых агентств, основным предназначением которых является формирование финансовых индикаторови совершенствование устойчивой национальной рейтинговой системы на финансовом рынке России. Особое внимание будет уделено используемой методологии, на основе которой формируются рейтинги и на качествореализации рейтингового процесса.Определенное внимание предполагалось уделить развитию рынка производных финансовых инструментов. Для его становленияБанк России планировал принять меры по стимулированию развития информационных сервисов, торговых площадоки др. В случаях заключения структурирования сделок или осуществления хеджирующих сделок на финансовом рынке с производными инструментами предлагается уточнить требования к банкам касательно достаточности капитала. Также планируется расширить перечень базисных активов для производных инструментов и внести поправки в налоговое законодательство касательноналогообложения операций с инструментами хеджирования.В части совершенствования рынка страховых услуг предполагалось создание условий для функционирования конкурентоспособного перестраховщика и секьюритизация перестрахования. Также указывалось, что на развитие страховой и перестраховочной деятельности окажут положительное влияние совершенствование системы национальных рейтингов, а также установление партнерских отношений с страховыми рынками дружественных стран.Определенные меры намечались в сфере регулирования экосистем и платформ, а именно:разработка мероприятий по разностороннему регламентированию деятельности экосистем как активно развивающегося нового направления развития бизнеса. Предполагалось, что функционирование экосистем должно осуществляться на основе пропорциональности их деятельности, больше требований будет предъявляться к крупным интернет–платформам;для создание конкурентоспособной сферы предусматривалась вероятность введения повышенных требований для крупных субъектов цифрового рынка;регламентация деятельности цифрового рынка увязывалась со сферой экономической деятельности и его социально-экономической ценностью.В области развитияи реализация цифровых платежных проектов главный регулятор финансового рынка в будущем планировал преобразование и развитие платежной системы «Мир» в рамках международной финансовой системы, совершенствование Системы быстрых платежей для физических и юридических лиц посредством расширенияи упрощения сервиса для пользователей и создание системы трансграничных переводов, в первую очередь на территории ЕАЭС. Кроме этого, в рамках активной цифровизации финансовых услуг предполагалась совершенствование системы регистрации биометрических данных, а также активизация деятельностипо созданию и внедрению цифрового рубля.Определенное внимание было уделено выстраиванию системы внешнеторговых и финансовых расчетов, для чего планировалось расширение территориальных масштабов использования национальной валюты, для чего должны были формироваться правила, позволяющиев трансграничных расчетах использовать российскийрубль. Подчеркивалась необходимость продолжения деятельности по совершенствованию платежно-расчетной инфраструктуры с важными торговыми партнерами из дружественных стран и рассмотрение путей двухстороннего и многостороннего межбанковского взаимодействия российских банков с банками таких стран.В части регламентации валютного регулирования и использования ограничений на движение капитал в качестве важнейшей задачи называлось стимулирование перехода на расчетные отношения в российских рублях и в валютах дружественных стран, а также сокращениев расчетах валют недружественных стран. В случаях валютных запретов и ограничений должен был применяться принцип взаимности и планировалось вводить смягчающие мерыв связи с административной ответственностью за нарушения правил валютного законодательства, связанных с антироссийскими санкциями.Таким образом, перспективы развития денежно-кредитной политики Банка Россиимногосторонние и зависят от развития всей экономики страны в целом. Основные направления совершенствования финансового рынка формируются под воздействием экономических ограничений в отношении российского финансового рынка, как ответная реакция на кризисные явления в финансовом рынке для его поддержания и включения механизмов стабилизации.ЗаключениеБанк России ключевой орган исполнительной власти, на которого в соответствии с законодательной базой страны возложена ответственность за регулирование денежно-кредитной системой страны. Центробанк России осуществляет это регулирование посредством механизма денежно-кредитной политики. Для этого Банк России использует определенные инструменты, такие как ключевая ставка, валютный курс, валютные интервенции.Естественно, основной целью денежно-кредитной политики является поддержание стабильности в экономике и соответственно денежно-кредитной системе страны, поддержание инфляции на целевом уровне, запуск механизмов регулирования макроэкономической нестабильности и высокого уровня инфляции посредством координирования инструментов денежно-кредитной политики. Целью работы было проведение анализа денежно - кредитной политики в России и выделение особенности ее реализации в условиях инфляции.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрена сущность денежно-кредитной политики государства;исследованы механизмы функционирования денежно-кредитной политики;определена роль инфляции и в денежно-кредитной политике государства;рассмотрена роль Банка России в реализации денежно-кредитной политики в РФ в условиях инфляции;выделены проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики в РФ. ЦБ РФ осуществляет регулирование уровня инфляции посредством трансмиссионного механизма через ключевую ставку Центробанка, но это сложный процесс и инфляция зависит от множества различных элементов.Список литературыФедеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов - https://www.cbr.ru/Content/Document/File/150582/on_2024(2025-2026).pdfДенежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики №1 июль 2022 года - https://www.cbr.ru/collection/collection/file/42232/dku_2206-01.pdfГаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович ИНФЛЯЦИОННО-ЦЕНОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inflyatsionno-tsenovaya-bezopasnost-v-usloviyah-primeneniya-denezhno-kreditnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 08.12.2023).Грызунова Наталья Владимировна, Захарова Джамиля Сафуатовна, Чулуундорж Х. Теоретические основы формирования денежно-кредитной политики и ее роль в условиях современной России // ИТпортал. 2017. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-denezhno-kreditnoy-politiki-i-ee-rol-v-usloviyah-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.12.2023).Зотович Ирина Георгиевна Методы и инструменты денежно-кредитной политики // E-Scio. 2020. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-denezhno-kreditnoy-politiki (дата обращения: 09.12.2023).Козельская Ирина Николаевна Развитие механизма денежно-кредитной политики государства // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2020. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mehanizma-denezhno-kreditnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 09.12.2023).Милькина И.В., Лебедева Ю.А. Институциональные аспекты формирования денежно-кредитнойполитики: российская и зарубежная практика//Вестник университета. 2022. № 8. С. 154–162.Молодежный научный форум: сборник статей по материалам LI студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 13 июня 2019 года. Том 21 (51). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2019. – 149с.Официальный сайт Банка России - https://www.cbr.ru/ПриложенияПриложение 1 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Банка России
1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов - https://www.cbr.ru/Content/Document/File/150582/on_2024(2025-2026).pdf
3. Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики №1 июль 2022 года - https://www.cbr.ru/collection/collection/file/42232/dku_2206-01.pdf
4. Гаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович ИНФЛЯЦИОННО-ЦЕНОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inflyatsionno-tsenovaya-bezopasnost-v-usloviyah-primeneniya-denezhno-kreditnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 08.12.2023).
5. Грызунова Наталья Владимировна, Захарова Джамиля Сафуатовна, Чулуундорж Х. Теоретические основы формирования денежно-кредитной политики и ее роль в условиях современной России // ИТпортал. 2017. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-denezhno-kreditnoy-politiki-i-ee-rol-v-usloviyah-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.12.2023).
6. Зотович Ирина Георгиевна Методы и инструменты денежно-кредитной политики // E-Scio. 2020. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-denezhno-kreditnoy-politiki (дата обращения: 09.12.2023).
7. Козельская Ирина Николаевна Развитие механизма денежно-кредитной политики государства // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2020. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mehanizma-denezhno-kreditnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 09.12.2023).
8. Милькина И.В., Лебедева Ю.А. Институциональные аспекты формирования денежно-кредитной политики: российская и зарубежная практика//Вестник университета. 2022. № 8. С. 154–162.
9. Молодежный научный форум: сборник статей по материалам LI студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 13 июня 2019 года. Том 21 (51). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2019. – 149с.
10. Официальный сайт Банка России - https://www.cbr.ru/