Философия Древней Индии
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 09.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Специфика космологии Древней Индии по материалам «Махабхараты» 4
2. Особенности учения буддизма 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Человек, сознательно управляющий своей мыслью (то есть, проявляющий к ним внимание), правит всеми своими действиями. Вместе с тем, внимание к мысли не означает принуждение или насилии над мыслью, в рамках буддизма, внимание человека к собственным мыслям предстает, как путь к обретению внутренней гармонии. Буддизм утверждает неразрывную связь мысли и поступка, где поступок представляет собой начало материального воплощения мысли. Таким образом, каждая мысль уже несет в себе зерно будущего действия и содержит в себе все его будущие характеристики.Невыразимая природа Абсолюта в системе ценностей буддизма олицетворяет мировую гармонию и равновесие. Способом постижения Абсолюта являлось осознание закона всеобщего соответствия; идеалом жизни – адаптация к окружающему миру с помощью слияния с естественностью. Любое существо, стремящееся освободиться от власти довлеющего над ним страдания и достичь высшего счастья, не может осуществить это, не пройдя через внутреннюю философскую трансформацию мировосприятия и образа жизни. Поэтому вера в буддизме – это последовательный многоуровневый процесс культивирования сознания, начиная с устранения самых грубых его искажений и заканчивая устранением тончайших завес к Всеведению. Вместе с тем, буддийская философия – это не просто любовь к мудрствованию и познанию высших тайн бытия, как это было присуще большей части западноевропейских философских систем на всех стадиях истории философской мысли. Специфика постановки сотериологической цели в буддизме заключается в практическом самоосвобождении.Под таким самоосвобождением понимается достижение состояния сознательности, при котором может быть интуитивно открыта абсолютная истина. При этом важно уточнить, что речь идет именно об интуитивном познании, поскольку в рамках буддийской философской системы координат истина не может быть постигнута и выражена средствами философского дискурса.Не познание само по себе и не познание абсолютной истины в европейском понимании образует стрежень буддийской философии, а цель освобождения бытия от тюрьмы, обозначаемой буддистами сансарой.Буддизм, зародившись, как оппозиционное по отношению к официальной идеологии учение, сформировал принципиально новый взгляд на человека и его жизнь. В противовес концепции мировой души Брахмана –атмана брахманизма, сущности мира, являющейся основой всего и в индивидуальной душе атмана как частности, Будда предложил концепцию анатмана– отсутствие души вообще. Данная концепция в какой-то степени обосновала положение о различии сущности и природы человека, что стало значимым достижением буддийской философии. Будда обозначил две стороны существования человека. С одной стороны, это устойчивая и постоянная сторона его существования, основа его сущности. С другой стороны, это то, как человек выражается в своих поступках и деятельности – его изменчивая, непостоянная сторона.Буддийская философия, хотя и дифференцировала данные стороны существования человека, но не сформулировала для них специальных обозначений, однако они близки таким понятиям, как «сущность человека» и «природа человека».Данное соотношение воплощение в мировоззренческом принципе раннего буддизма не-вечное-не-душа – страдание (анитья–анатма–духкха), который имеет вид трех печатей Дхармы: все явления не имеют сущности, все действия непостоянны, нирвана есть полное успокоение. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основные философские положения древнеиндийской философии.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Эпос представляет собой специфическое произведение, созданное на стыке мифологии, устного литературного творчества и философии, что делает материалы эпосы важным источником для изучения мировоззрения и картины мира того или иного народа.«Махабхарата» – древнеиндийский эпос, созданный в традиционной для данного вида произведений форме диалога, содержащий представления древних индийцев о сотворении и организации миропорядка, времени, истории и месте человека во Вселенной.Ключевой характеристикой древнеиндийской картины мира являлась интегративность, предполагающая синтез традиционных теистических и философско-материалистическихверсий мироздания. Абсолютную реальность и постоянную основу мира определял безличный Абсолют, воплощенный в образе бога Кришны, из которого возникла Вселенная. Весь существующий мир понимался как конгломерат пяти элементов – эфира, огня, ветра, земли, воды, каждый из которых содержал в себе потенциал к видоизменению. Космос структурировался тремя онтологическими уровнями – небом, воздушным пространством и землей. Космологическая модель координировалась фундаментальной космической силой – ритой (правда). Время в картине мира древних индийцев представляло собой целостность трех временных пластов: прошлого, настоящего и будущего.Учение буддизма представляет собой квинтэссенцию восточного типа мышления, ориентированного на созерцательное познание окружающего мира. Буддийская вера основывается на феномене принятия Прибежища в Трех Драгоценностях: в Будде, в Дхарме Будды, а также в Сангхе. Дхарма, как просветленное сознание, постигается путем духовной практики. Список использованной литературыВасильков Я. В. Земледельческий миф в древнеиндийской эпосе (Сказание о Рашьяшринге) / Я.В. Васильков // Литература и культура Древней Средневековой Индии. –Москва : Восточная литература, 1979. – С. 99-133.Генон Р. Очерки об индуизме / Р. Генон. –Москва :Беловодье, 2003. – 320 с.Гхош С. Легенды и предания Древней Индии / С. Гхош. –Москва :Центрполиграф, 2009. – 250 с.Дхаммапада / под ред. Ю.Н. Рериха. – Москва : Издательство восточной литературы, 1960. – 159 с.Жабон Ю. Ж. Концепция жизни и смерти в буддизме / Ю. Ж. Жабон // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - № 6. – С. 13-16.Классическая буддийская философия / В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова – Санкт-Петербург : Лань, 1999. – 544 с.Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон) / С.Л. Невелева. –Москва : Наука, 1975. – 118 с.Невелева С. Л. Мудрец-сказитель в Махабхарате (к проблеме эпического текстосложения)/ С.Л. Невлева // ActaLinguisticaPetropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2008. - № 3. – С. 277-295.ПодосиновА. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии / А.В. Подосинов. –Москва : Языки славянской культуры, 1999. – С. 65.Поликарпов С. С. Пространственные ориентиры картины мира древних индийцев: парадигма уникального/ С.С. Поликарпов // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 6 (105). – С. 337-343.Поликарпов С. С. Специфика временных ориентиров картины мира древних индийцев / С.С. Поликарпов // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. - № 1 (16). – С. 155-161.Тимощук А. С. Древнеиндийский эпос: сущность и существование / А.С. Тимощук // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. – 2018. - № 3 (11). – С. 5-20.Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. – СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. – 384 с.Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии / И.С. Урбанаева // Вестник Бурятского университета. – 2009. - № 8. – С. 61-70.Чебунин А. В. Учение раннего буддизма о сущности и природе человека / Чебунин // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - № 6. – С. 8-14..Эррикер К. Буддизм / К. Эррикер – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304 с.
1. Васильков Я. В. Земледельческий миф в древнеиндийской эпосе (Сказание о Рашьяшринге) / Я.В. Васильков // Литература и культура Древней Средневековой Индии. – Москва : Восточная литература, 1979. – С. 99-133.
2. Генон Р. Очерки об индуизме / Р. Генон. – Москва : Беловодье, 2003. – 320 с.
3. Гхош С. Легенды и предания Древней Индии / С. Гхош. – Москва : Центрполиграф, 2009. – 250 с.
4. Дхаммапада / под ред. Ю.Н. Рериха. – Москва : Издательство восточной литературы, 1960. – 159 с.
5. Жабон Ю. Ж. Концепция жизни и смерти в буддизме / Ю. Ж. Жабон // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - № 6. – С. 13-16.
6. Классическая буддийская философия / В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова – Санкт-Петербург : Лань, 1999. – 544 с.
7. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон) / С.Л. Невелева. – Москва : Наука, 1975. – 118 с.
8. Невелева С. Л. Мудрец-сказитель в Махабхарате (к проблеме эпического текстосложения) / С.Л. Невлева // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2008. - № 3. – С. 277-295.
9. Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии / А.В. Подосинов. – Москва : Языки славянской культуры, 1999. – С. 65.
10. Поликарпов С. С. Пространственные ориентиры картины мира древних индийцев: парадигма уникального / С.С. Поликарпов // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 6 (105). – С. 337-343.
11. Поликарпов С. С. Специфика временных ориентиров картины мира древних индийцев / С.С. Поликарпов // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. - № 1 (16). – С. 155-161.
12. Тимощук А. С. Древнеиндийский эпос: сущность и существование / А.С. Тимощук // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. – 2018. - № 3 (11). – С. 5-20.
13. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. – СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. – 384 с.
14. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии / И.С. Урбанаева // Вестник Бурятского университета. – 2009. - № 8. – С. 61-70.
15. Чебунин А. В. Учение раннего буддизма о сущности и природе человека / Чебунин // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - № 6. – С. 8-14..
16. Эррикер К. Буддизм / К. Эррикер – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304 с.