Государственное управление в области культуры и идеологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 09.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………...……………………………………………...………….. 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ.……………………………… ……..6
1.1. Концептуальные основы государственного управления в области культуры и идеологии ……………………..…………………… ……………….6
1.2. Оценка состояния государственного управления в области культуры и идеологии...............................................................................................................10
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ ………………..21
2.1. Правовое обеспечение государственного управления в области культуры и идеологии............................................................................................................21
2.2. Проблемы государственного управления в области культуры и идеологии.............................................................................................................. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….........................36
Фрагмент для ознакомления

Важнейшей же причиной пристального внимания политической сферы к культуре (и основной причиной существования феномена культурной политики вообще) является то, что культура выступает в качестве основного механизма социализации личности, а, следовательно, - как механизм воспроизводства существующей системы социальных (в том числе и политических) отношений.
Этим объясняется необходимость политического управления сферой культуры - влияя на процессы, происходящие в культурной жизни, политическая сфера воспроизводит сложившуюся в данном обществе систему социально-политических отношений, а значит - и саму себя. Какие-либо характерные черты культурной политики того или иного государства определяются именно тем, какого гражданина пытается сформировать субъект культурной политики, и тем, какой тип социальных отношений при этом воспроизводится.
Обратная зависимость культуры от политики проявляется в том, что культура, являясь убыточной в финансовом отношении сферой, нуждается в существенных денежных вливаниях извне (в первую очередь, как показывает сложившаяся практика, со стороны государства), а также в том, что политическая сфера призвана регламентировать, вносить некоторую упорядоченность в изначально стихийный, спонтанный процесс творчества.
- Влияние политики на культуру. Важнейшим принципом реализации культурной политики является то, что субъект политического процесса всегда прямо или косвенно влияет на сферу культуры, причем характер этого влияния непосредственно зависит от тех политических целей, которые ставит перед собой данный субъект.
Специфика осуществления культурной политики определяется рядом социально-политических факторов: формой государственного устройства, типом политического режима, уровнем политической и общей культуры субъектов культурной политики, национальными и культурными традициями данного государства, культурными потребностями и интересами общества и отдельных составляющих его элементов.
Реальная культурная политика всегда в определенной степени является отчасти политизированной и отчасти коммерциализированной и в то же время, в зависимости от целей осуществляющего ее субъекта, может смешаться то к одному, то к другому полюсу.
В общем виде существует три возможных варианта дальнейшего развития российской культуры:
- победа традиционно-консервативных установок и развитие культуры на основе тезиса о самобытности пути эволюции России;
- превращение страны в своеобразное мировое культурное захолустье, при условии дальнейшего усвоения ею посредственных образцов западной массовой культуры; интеграция России в мировое сообщество в качестве великой культурной державы и равноправного участника глобальных социокультурных процессов. Можно выделить несколько типов организации политики в сфере культуры, используемых в практике западных государств. Из них, на наш взгляд, наиболее приемлемой для России, адекватной ее специфике, является модель, основанная на передачи большинства функций государственного управления и регулирования культурными процессами в ведение органов власти субъектов федерации и местного самоуправления.
Существование этой модели предполагает децентрализацию системы государственного управления культурой, когда на федеральном уровне решаются общенациональные культурные проблемы, происходит выработка общей стратегии развития культуры в стране, финансируются крупные культурные мероприятия, а на локальном уровне разрешается весь комплекс конкретных вопросов данного региона. Привлекательной выглядит также идея формирования в России в структуре органов управления сферой культуры негосударственных организации, обладающих полномочиями, которые позволили бы им оказывать влияние на происходящие в стране культурные процессы. Этим обеспечивается необходимые для нормального развития культуры гласность и демократизм процесса управления.
Главной задачей в области правового обеспечения культурной деятельности представляется создание юридической основы, обеспечивающей приспособление культуры к развивающимся рыночным отношениям и формирование необходимых условий для сохранения и развития культуры. Безусловно, важнейшей проблемой, определяющей ход большинства процессов, происходящих культурной жизни, является хроническое недофинансирование отрасли. Для решения этой проблемы необходимо создание в сфере культуры сети финансовых учреждений с целью организации единой общегосударственной системы финансирования всей творческой деятельности.
Кроме того, необходимо активнее привлекать к процессу финансирования сферы культуры негосударственные источники и определить фиксированный процент отчислений на нужды культуры из бюджетов разных уровней. Целесообразной представляется и частичная замена финансирования учреждений культуры адресными дотациями непосредственным потребителям их услуг.
Еще одним предлагаемым способом расширения источников финансирования организаций культуры является их разгосударствление, то есть преобразование в негосударственные учреждения, соучредителями которых могут выступать органы государственной власти различных уровней, органы местного самоуправления, любые физические и юридические лица.
Весьма важной является задача разработки в рамках культурной политики государства комплексной системы ценностных ориентиров, норм и установок (идеологии). В качестве составляющих ее духовных элементов можно назвать демократические права и свободы личности, вечные, непреходящие ценности межчеловеческих взаимоотношений. Целью создания подобной идеологии должно стать достижение общего консенсуса на базе разделяемых большинством членов общества взглядов, что может послужить действенным механизмом социальной стабилизации и нормального развития российского социума.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стоит отметить, что в рамках данной работы были подняты вопросы, указанные в целях и задачах, которые заключались в исследовании подхода к государственному управления в области культуры и идеологии, а также в раскрытии подходов к проблеме изучения государственного управления в области культуры и идеологии, а также перспектив его развития в Российской Федерации. Данные вопросы были изучены и отражаются в работе.
Таким образом, значение государственного управления в сфере культуры через правовые, экономические и административные рычаги исследует социально значимые процессы, влияющие на условия жизни людей.
Государственное управление в этой культурно-идеологической сфере включает в себя установление образа жизни, способствующего всестороннему развитию личности, поддержанию общественно полезной деятельности и мотивации людей на определенном уровне, соответствующем и способствующему развитию различных групп населения. Оно должно быть направлено на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей каждого человека, особенно на формирование морально и психологически устойчивой, компетентной и социально ответственной личности, как основы здорового и процветающего общества. К основным функциям Государственного министерства культуры относятся сохранение и укрепление культурного наследия, организация развлечений для населения, создание благоприятных условий для науки, туризма, спорта и т.д.
Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое обязано вносить наибольший вклад в регулирование сферы культуры в связи с отсутствием подготовленных рыночных отношений ее полного потенциала, потенциала ее обладает и своей традиционной ролью выступать в обществе.
Большинство культур, в которых творчество играет особую роль, развиваются стихийно. Поэтому ведется много споров о том, следует ли контролировать культуру и должно ли это делать государство. Действительно, государственное управление часто сталкивается с зависимостью культурной деятельности от правительства - ведь в истории страны было время, когда культура была «колесом и винтиком» идеологического механизма».
Однако в условиях кризиса в России государство явно будет оставаться главным актором культурной политики в течение длительного времени, что может способствовать формированию новых источников доходов и реинтеграции национального вхождения России как многоэтнической нации. Страны всегда должны так или иначе уточнять свои интересы в культурной сфере.
Степень культурной политики, реализуемой государством, варьируется в зависимости от страны и периода времени.
Регулирование обществом культурной среды через корпорации и государственные учреждения ограничивает национальную культурную политику. Эта сфера деятельности умеренная и обычно связана с развитием творчества, защитой национальной культуры, предотвращением негативных последствий коммерциализации в сфере культуры, децентрализацией управления и защитой культуры.
Содействие культурному обновлению и инновациям способствует обмену и взаимопониманию между различными культурными группами как на национальном уровне, так и за пределами государственных границ.
Для достижения устойчивого развития важно бережно сохранять и передавать историю и культурные достижения общества будущим поколениям. Культурная самобытность и духовная жизнь являются основой нравственного и творческого духа, сформированного опытом поколений. Это считается самым важным элементом в этой консервации.

Изучая результаты, мы можем установить некоторые фундаментальные принципы механизмов управления в контексте культуры и идеологии:
- Деполитизация и демократизация системы управления культурой.
- Изменения в преимущественно целенаправленной финансовой помощи организациям культурного обслуживания.
- Необходимость разнообразных культурно-организационных и экономических подходов с учетом местных особенностей.
- Дифференциация бизнес-моделей (коммерческих и некоммерческих организаций, специализированных моделей для разных видов деятельности) очевидна.
- Создание возможностей для диалога и сотрудничества между культурной деятельностью и сферами разработки политики для решения общих интересов.
- Осуществление управленческих действий на основе договорных отношений и привлечение различных субъектов к формированию целевых программ и проектов посредством партнерства.
Современный этап развития государственного управления в сфере культуры и идеологии требует перехода от жесткого контроля к более гибкому регулированию, создания децентрализованных систем управления в демократических целях, активного участия населения в решении важных общественных проблем. сохранение культурных ценностей и экономических механизмов, позволяющих эффективно развиваться культуре в современных социально-экономических (рыночных) условиях.
Это касается методов управления сферой культуры, а также ее перехода от дотационных бюджетных средств к экономическим методам и конкуренции за бюджетников, также дополнительно необходимо привлечь дополнительные внебюджетные средства.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 в ред. от 10.07.2023.
3. Авнесова, Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов/ Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Панорама культ. жизни РФ: Информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2021. - №2. с.2-31.
4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега – Л, 2022. – 361 с.
5. Бирюкова, Т.С., Кох И.А. Управление сферой культуры в регионе/ Т.С. Бирюкова // Вопросы управления: М.- 2020.- № 2 (63).- с. 214–228.
6. Булкина, Ю. С. Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне / Ю. С. Булкина // Молодой ученый: М. - 2018. - № 50 (236). - с. 217-219.
7. Востряков, Л.Е. Культурная политика в современном мире/ Л.Е. Востряков // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2020. - Вып.1. - с.40 - 72.
8. Голышев, А.В. Региональная культурная политика: история, опыт, перспективы/ А.В. Голышев // Экология культуры. - Архангельск, 2018. - №4. - с. 5-24.
9. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т.М. Гудима // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №3. - с.4 - 11.
10. Жидков, В.С. Государственная культурная политика/ В.С. Жидков// Ориентиры культурной политики. - 2019. - №6. - с.49 - 86.
11. Карпухин, О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии / О.И. Карпухин // Гуманитарий Юга России.- 2018. - Т. 7.- № 5.- с. 118–142.
12. Маевский, Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции/Г.С. Маевский// Вестник Московского университета: Научный журнал. - 2022. - №2. - с.77 - 87.
13. Мамедова, Е.В Культурная политика/ Мамедова Е.В // Философ. науки. - 2021. -№ 1.- с.163 - 171.
14. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
15. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 510 с.
16. Рождественская, Е.А. Место народной культуры в общественном прогрессе/ Е.А. Рождественская, С.Б. Рождественская // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №6. - с.92 - 103.
17. Сарпов, С.Г. Принцип нищеты в культуре./ С.Г. Сарпов// «Известия» .-2022.-№7.-с.15-19.
18. Скульмовская, Л.Г. Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях / Л.Г. Скульмовская //Россия: тенденции и перспективы развития.-2018.- Вып. 13.- с. 562–567.
19. Фирсов, В.Р. Культурная политика: выбор стратегии и ориентир. -М.: Либерея, 2018. -237 с.
20. Флигер, А.Я. О новой культурной политике России / А.Я. Флигер // Обществ. науки и современность. - 2022.- №5.- с.4-9.
21. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) - М.: КноРус, 2018. - 352 c. 22. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации/ Министерство экономики РФ; Институт микроэкономики. [Электронный ресурс] -М., 2019. - 77 с. Режим доступа: https://pm.center/bazaznaniy/document/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-i-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-subektov-rossii-sk/
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 в ред. от 10.07.2023
Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега – Л, 2022. – 361 с.
Бирюкова, Т.С., Кох И.А. Управление сферой культуры в регионе/ Т.С. Бирюкова // Вопросы управления: М.- 2020.- № 2 (63).- с. 214–228.
Востряков, Л.Е. Культурная политика в современном мире/ Л.Е. Востряков // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2020. - Вып.1. - с.40 - 72.
Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т.М. Гудима // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №3. - с.4 - 11.
Голышев, А.В. Региональная культурная политика: история, опыт, перспективы/ А.В. Голышев // Экология культуры. - Архангельск, 2018. - №4. - с. 5-24.
Авнесова, Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов/ Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Панорама культ. жизни РФ: Информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2021. - №2. с.2-31.
Карпухин, О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии / О.И. Карпухин // Гуманитарий Юга России.- 2018. - Т. 7.- № 5.- с. 118–142.
Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 510 с.

Жидков, В.С. Государственная культурная политика/ В.С. Жидков// Ориентиры культурной политики. - 2019. - №6. - с.49 - 86.
Мамедова, Е.В Культурная политика/ Мамедова Е.В // Философ. науки. - 2021. -№ 1.- с.163 - 171.
Маевский, Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции/Г.С. Маевский// Вестник Московского университета: Научный журнал. - 2022. - №2. - с.77 - 87.
Скульмовская, Л.Г. Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях / Л.Г. Скульмовская //Россия: тенденции и перспективы развития.-2018.- Вып. 13.- с. 562–567.
Рождественская, Е.А. Место народной культуры в общественном прогрессе/ Е.А. Рождественская, С.Б. Рождественская // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №6. - с.92 - 103.
Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.

Булкина, Ю. С. Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне / Ю. С. Булкина // Молодой ученый: М. - 2018. - № 50 (236). - с. 217-219.
Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) - М.: КноРус, 2018. - 352 c.

Сарпов, С.Г. Принцип нищеты в культуре./ С.Г. Сарпов// «Известия» .-2022.-№7.-с.15-19.
Фирсов, В.Р. Культурная политика: выбор стратегии и ориентир. -М.: Либерея, 2018. -237 с.
Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации/ Министерство экономики РФ; Институт микроэкономики. [Электронный ресурс] -М., 2019. - 77 с. Режим доступа: https://gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-kulturyi-i-ideologii/
Флигер, А.Я. О новой культурной политике России / А.Я. Флигер // Обществ. науки и современность. - 2022.- №5.- с.4-9.









2


5

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 в ред. от 10.07.2023.
3. Авнесова, Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов/ Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Панорама культ. жизни РФ: Информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2021. - №2. с.2-31.
4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега – Л, 2022. – 361 с.
5. Бирюкова, Т.С., Кох И.А. Управление сферой культуры в регионе/ Т.С. Бирюкова // Вопросы управления: М.- 2020.- № 2 (63).- с. 214–228.
6. Булкина, Ю. С. Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне / Ю. С. Булкина // Молодой ученый: М. - 2018. - № 50 (236). - с. 217-219.
7. Востряков, Л.Е. Культурная политика в современном мире/ Л.Е. Востряков // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2020. - Вып.1. - с.40 - 72.
8. Голышев, А.В. Региональная культурная политика: история, опыт, перспективы/ А.В. Голышев // Экология культуры. - Архангельск, 2018. - №4. - с. 5-24.
9. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т.М. Гудима // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №3. - с.4 - 11.
10. Жидков, В.С. Государственная культурная политика/ В.С. Жидков// Ориентиры культурной политики. - 2019. - №6. - с.49 - 86.
11. Карпухин, О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии / О.И. Карпухин // Гуманитарий Юга России.- 2018. - Т. 7.- № 5.- с. 118–142.
12. Маевский, Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции/Г.С. Маевский// Вестник Московского университета: Научный журнал. - 2022. - №2. - с.77 - 87.
13. Мамедова, Е.В Культурная политика/ Мамедова Е.В // Философ. науки. - 2021. -№ 1.- с.163 - 171.
14. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
15. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 510 с.
16. Рождественская, Е.А. Место народной культуры в общественном прогрессе/ Е.А. Рождественская, С.Б. Рождественская // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №6. - с.92 - 103.
17. Сарпов, С.Г. Принцип нищеты в культуре./ С.Г. Сарпов// «Известия» .-2022.-№7.-с.15-19.
18. Скульмовская, Л.Г. Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях / Л.Г. Скульмовская //Россия: тенденции и перспективы развития.-2018.- Вып. 13.- с. 562–567.
19. Фирсов, В.Р. Культурная политика: выбор стратегии и ориентир. -М.: Либерея, 2018. -237 с.
20. Флигер, А.Я. О новой культурной политике России / А.Я. Флигер // Обществ. науки и современность. - 2022.- №5.- с.4-9.
21. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
22. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации/ Министерство экономики РФ; Институт микроэкономики. [Электронный ресурс] -М., 2019. - 77 с. Режим доступа: https://pm.center/bazaznaniy/document/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-i-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-subektov-rossii-sk/