Обучение устной иноязычной речи с использованием групповых форм работы (средняя ступень обучения немецкому языку)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятия «коммуникативная компетенция» и «речевая деятельность» и современные технологии их формирования 6
1.2 Цели, содержание и психологически-возрастные особенности обучения иностранным языкам на средней ступени школы 9
1.3 Групповая форма обучения как важнейший мотивационный фактор в изучении иностранного языка на средней ступени 12
Выводы по главе 1 16
2 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ 17
2.1 Место групповой формы обучения в современных УМК «Немецкий язык» для средних классов общеобразовательных школ 17
2.2 Отбор педагогических технологий для развития навыков говорения при групповой форме обучения 20
2.3 Эффективные методики развития навыков и умений говорения в групповой работе 24
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В зависимости от выделяемого времени на данное задание и степени подготовки обучающихся возможно применение упрощенной формы по методу «четырех углов», когда углы учебного класса отмечены разными цветами и содержат разные задания. После его выполнения группы представляют результаты работы другим группам. Данная технология может стать ключевой при работе с художественными текстами для развития устной коммуникации. Рассмотрим возможные этапы организации групповой работы.1. Ассоциации. Мозговой штурм brainstorming–спонтанное высказывание идей по определенной теме, допустимы совершенно любые подходы и взгляды,их фиксация, выстраивание в логическую цепочку. Mindmapping – сбор и распределение в иерархической последовательности мыслей и ключевых слов к одному понятию. Имеет вид дерева с ветвями разного цвета. Тренируют выявление и выстраивание логических и семантических зависимостей и дают наглядное представление об исследуемом ключевом понятии.2.Описание предметов из рассказа, ситуации с ними, отрывки из текста о них, раскрашивание картинок, выделение предметов в тексте. 3. Страноведение, поиск объектов на карте, ассоциации к географическим названиями, вопросы по тексту. 4. Реалии Германии, реконструкция текста по отрывкам. 5. Фантазии, предположение о дальнейшем развитии сюжета. 6 Подбор фраз из текста для иллюстраций, инсценировки по иллюстрациям.7. Запасные этапы (релаксация) – пазлы, работа со словами. Рефлексия – обсуждения ассоциограммы или реалий Германии. Ролевые игры (с элементами обучения по станциям)Более простым и менее продолжительным вариантом использования метода четырех углов может стать инсценировка подготовки к реальному празднику, например, Новому году или Рождеству. Группа делится на четыре команды. Каждая команда выбирает ситуацию, которая им нравится больше всего: покупки подарков, украшение дома, приготовление к праздничному столу, приглашение на праздник. Группы располагаются по четырем углам. Преподаватель объясняет каждой группе ситуацию, дает соответствующий реквизит и дидактический материал. После подготовки группа представляет для других данную ситуацию. Другие команды наблюдают, комментируют, координируют и корректируют свои действия для проведения единого праздника. Цель задания: помочь учащимся обрести речевую уверенность в реальных жизненных ситуациях. Технология сотрудничества «Пила» (с использованием компьютерных технологий) на материале страноведческих тем.Класс выбирает одну из предлагаемых известных личностей Германии, Австрии, Швейцарии и разбивается на несколько групп. Тема разделяется на отдельные компоненты: детство, учеба, первые достижения, средние и поздние годы жизни, значение в науке или в искусстве,открытия/изобретения/произведения. Члены группы распределяют задания между собой и собирают материал в аутентичных интернет-источниках.«Эксперты» по одному и тому же вопросу образуют новые «рабочие» группы и обмениваются информацией, возвращаются в прежние группы и обучают других тому, что теперь знают (принцип зубьев одной пилы). Учебные цели будут достигнуты только в случае, если коммуникация ведется на немецком языке. Все заинтересованы, чтобы другие выполнили свою часть работы, потому что в конце группы рассказывают о том, что узнали, и любой из другой группы может задать любому вопрос по теме. Можно дополнять ответ товарища по команде, за это группа получает дополнительные баллы. Учитель оглашает общую оценку для всей группы.Технология игровых методов.Игровые технологии остаются актуальными для любой возрастной группы, просто меняются их формы. Если в 5 классе еще можно вернуться к инсценировке сказки или кукольному театру, в последующие годы – это уже ток-шоу, дискуссии на актуальные темы, виртуальные экскурсии. Довольно часто тема дискуссии – одно слово, где структура служит ключом к пониманию всей темы, как-то Schuluniform, GesundeLebensweise. Кроме традиционных дискуссий предлагаем разнообразить уроки другими групповыми играми, направленными на развитие навыков говорения и повышения мотивации к процессу устного оформления своих мыслей.Игра «Эксперты»Класс выбирает 2-3 экспертов, они сидят лицом к классу. Класс задает вопросы, например, о немецких радио-и телепередачах таким образом, чтобы можно было ответить одним словом. Давший большее число правильных ответов признается супер-экспертом.Игра «Интервью» (на основании текстов из жизни молодежи, биографий спортсменов, музыкантов и др.): «корреспондент» задает вопросы, например, о жизни молодых людей в Германии на основании проработанных текстов. «Респондент» отвечает от первого лица. Слушатели «стенографируют» диалог и в заключении составляют краткое сообщение от третьего лица.Вариант интервью – со спортсменом, музыкантом о его жизни и творчестве.«Детектор лжи». Группы готовят пересказ отрывка заранее прочитанного текста со смысловыми ошибками и по очереди представляют текст (в зависимости от структуры оригинала в виде монолога или диалога), другие группы должны найти ложные высказывания. Побеждает та команда, которая обнаружит больше всего ошибок.Метод проектов как технология сотрудничества (в течение года по изучаемым темам).Метод проектов, являясь обязательным компонентом общеобразовательной программы средней школы, уже хорошо знакомобучающимся 7-9 классов. Им не представится сложным перенести известную технологию на иностранный язык и инокультуру. Программа средних классов содержит разнообразные темы и основной исходный материал. В начале года все темы(по главам) распределяются между группами в зависимости от их личностных возможностей и в начале изучения темы они по очереди представляют результаты своей проектной работы, что является введением в новую тему (по принципу взаимного обучения). Работа над проектом требует поиска необходимой интересной информации, умения анализировать и выбирать, обрабатывать данные. Сейчас это практически не осуществимо без использования компьютерных технологий. Они позволяют повысить индивидуализацию образования, творческий подход, наглядность, что, в свою очередь, обеспечивает глубину понимания и освоения материала. Аутентичный материал является незаменимым источником современного живого языка, эффективным средством мотивации учебной деятельности. Знакомство с иноязычным материалом, отражающим разные стороны жизни другого народа, позволяет учащимся расширить свою картину мира, узнать о жизни сверстников за рубежом, мотивирует изучать иностранный язык и культуру и сопоставлять с родным языком и культурой. Диалог культур также может быть представлен в форме проектной деятельности (при дифференцированном подходе это задание получают те, кому сложно представить проект в начале новой темы). На занятиях по закреплению материала по теме возможно проведение устного сопоставления, напр.архитектура, национальная еда, подработка, проведение досуга, читательские предпочтения и т.д.Выводы по главе 2Для развития навыков говорения с использованием групповой формы работы были отобраны личностно-ориентированные технологии по критериям: деятельностный подход, учет возрастных потребностей и особенностей, личностная полезность. Это позволило выделить интерактивные технологии для развития говорения: обучение на станциях, технология сотрудничества, проектное обучение, технология игровых методов и диалог культур. Данные технологии мотивируют обучающихся и помогают преодолевать языковые и психологические трудности в формировании устной речевой деятельности. При этом важно симулировать достоверность языковой среды, что обеспечивается использованием актуальных учебных материалов. Они должны отличаться аутентичностью, содержательностью и доступностью для понимания конкретной группой обучающихся. При этом представленные в учебных пособиях задания по развитию навыков говорениявозможно разнообразить за счет новых видов групповой работы, включая внеклассные мероприятия, а также предложить для развития устной речи художественные тексты. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной исследовательской работе предпринята попытка систематизировать концепции методического обеспечения эффективного формирования коммуникативной компетенции и развития говорения у обучающихся средней школы на уроках немецкого языка.В соответствии с поставленными задачами мы провели исследование, которое позволяет нам сделать следующие выводы:1. Иноязычная коммуникативная компетенциякак готовностьк реализации коммуникативного взаимодействияс соблюдением социальных норм речевого поведения основывается на сформированности умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Умение говорения играет решающую роль в развитии коммуникативной компетенции. 2. Обучение устной речевой деятельности (монологической и диалогической речи)связано с решением ряда языковыхи психологических вопросов преодоления языкового барьера, для достижения эффективности оно должно быть целенаправленным,регулярным и структурированным.3. Для обучения говорению возможно применение разнообразных педагогических технологий, методов и приемов, но в реальном учебном процессе они редко используются в чистом виде, опытные педагоги успешно объединяют несколько, учитывая положительные стороны каждой, используя эффект синергии. 4. СовременныеУМКсерии «Вундеркинды» О.А. Радченко и «Немецкий язык» И.Л. Бим разработаны в соответствии с ФГОС и направлены наразвитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе и говорения. При этом групповая форма работы используется редко и с разной интенсивностью в зависимости от класса.5. Для наиболее продуктивного процесса формированияговорениярекомендуется использование личностно-ориентированного подхода иинтерактивных технологий, которые эффективны в данной возрастной группе.Нами предложены варианты использования следующих технологий с различным набором методов и приемов для развития навыков и умения говорения: обучение на станциях, технология сотрудничества, проектное обучение, технология игровых методов и диалог культур. Обучение иноязычному говорению на уроках гармонично дополняет внеурочная деятельность.Таким образом, поставленные в начале нашего исследования задачи помогли в достижении цели работы, результатом чего стал вывод об эффективности использования различныхгрупповых форм работы при формировании устной речевой деятельности в процессе освоения немецкого языка на средней ступени.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВСписок нормативно-правовых документовФедеральная образовательная программа основного общего образования. Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370[Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru (дата обращения 04.12.2023).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобразования и науки РФот 31 мая 2021 г. № 287[Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ruСписок литературыАзимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н.Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 446 с.Балакина К.Д. Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды / К.Д. Балакина // Русистика. –2020. – №4. – С. 439--451.Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов. – 2007. – М.: ИНЭК. – С.156-163.ВерисоцкаяЕ.А. Особенности учебной мотивации в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е.А. Верисоцкая // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 10. – URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26341 (дата обращения: 04.12.2023).Воронина Л.А., Практикум по технологиям обучения иностранным языкам: учеб.-метод. пособие / Л.А. Воронина, Г.А. Баева – СПб: Изд-во СПБ.ун-та, 2017. –119 с.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов / И.А. Зимняя. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.ИрисхановаК.М.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / К.М. Ирисханова пер. и общ.ред. – Страсбург: Департамент по языковой политике; М.: МГЛУ, 2001–2003. – 256 с.Кепке К. Развитие коммуникативной компетенции при обучении говорению на уроках иностранного языка / К. Кепке // Евразийский гуманитарный журнал. – 2020. – №3. – C. 116-125.Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим; под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 463 с.МонаховаГ.Н. Экскурс в историю методик преподавания немецкого языка как иностранного / Г.Н. Монахова, Е.П. Зуева //Традиционные и инновационные технологии развития профессиональной языковой личности студентов. – Екатеринбург, 2019. – С.76-85.НоеваЛ.Н. Педагогические условия развития положительной мотивации учения у школьников: На материале уроков математики: дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Ноева. – Якутск, 2001. – 138 с.Патрушева И.В. Психология и педагогика игры : учебное пособие для вузов / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2022 – 130 с.Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт. – Хроника бытия; 22.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 04.12.2023).Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика» / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2015. – 288 с.Funk H. Methodische Konzepte für den Deutsch als Fremdsprache – Unterricht / H. Funk// Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Ein internationales Handbuch / KRUMM. H.-J. (orgs.).– V. 1. – Berlin/New York: de Gruyter, 2010. – S. 940-952. Funk H. Prinzipien und Standards des DaF-Unterrichts und einige Überlegungen zum Stellenwert der Grammatik Tel Aviv, 28.4.2011 [Электронныйресурс]. –URL: http:// www.dafdaz.uni-jena.de (датаобращения: 04.12.2023).Prensky, M. Digital Game-Based Learning / M. Prensky. – McGraw Hill, 2001 [Электронныйресурс]. – URL: https://marcprensky.com/writing/ Prensky%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (датаобращения: 04.12.2023).Исследуемый и иллюстративный материалБим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с. Бим И.Л. Немецкий язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2023. – 245 с. Немецкий язык: 7-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / О.А. Радченко, И.Ф. Конго, Г. Хебелер [и др.]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 207 с. – (Вундеркинды Плюс).Немецкий язык: 9-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х.Билер [и др.]. – 5-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2023. – 208с. – (Вундеркинды Плюс).GIMoskauvirtuellesRessourcenzentrumfürDeutschlehrende [Электронный ресурс]. – URL: https://lernen.goethe.de/moodle/course/view.php?id=189836 (дата обращения 04.12.2023).
Список нормативно-правовых документов
1. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru (дата обращения 04.12.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru
Список литературы
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 446 с.
4. Балакина К.Д. Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды / К.Д. Балакина // Русистика. –2020. – №4. – С. 439-- 451.
5. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов. – 2007. – М.: ИНЭК. – С. 156-163.
6. Верисоцкая Е.А. Особенности учебной мотивации в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е.А. Верисоцкая // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 10. – URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26341 (дата обращения: 04.12.2023).
7. Воронина Л.А., Практикум по технологиям обучения иностранным языкам: учеб.-метод. пособие / Л.А. Воронина, Г.А. Баева – СПб: Изд-во СПБ. ун-та, 2017. – 119 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов / И.А. Зимняя. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
12. Ирисханова К.М. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / К.М. Ирисханова пер. и общ. ред. – Страсбург: Департамент по языковой политике; М.: МГЛУ, 2001–2003. – 256 с.
13. Кепке К. Развитие коммуникативной компетенции при обучении говорению на уроках иностранного языка / К. Кепке // Евразийский гуманитарный журнал. – 2020. – №3. – C. 116-125.
14. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим ; под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 463 с.
15. Монахова Г.Н. Экскурс в историю методик преподавания немецкого языка как иностранного / Г.Н. Монахова, Е.П. Зуева //Традиционные и инновационные технологии развития профессиональной языковой личности студентов. – Екатеринбург, 2019. – С.76-85.
16. Ноева Л.Н. Педагогические условия развития положительной мотивации учения у школьников: На материале уроков математики: дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Ноева. – Якутск, 2001. – 138 с.
17. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры : учебное пособие для вузов / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2022 – 130 с.
18. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
19. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
21. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт. – Хроника бытия; 22.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 04.12.2023).
22. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика» / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2015. – 288 с.
23. Funk H. Methodische Konzepte für den Deutsch als Fremdsprache – Unterricht / H. Funk // Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Ein internationales Handbuch / KRUMM. H.-J. (orgs.). – V. 1. – Berlin/New York: de Gruyter, 2010. – S. 940-952.
24. Funk H. Prinzipien und Standards des DaF-Unterrichts und einige Überlegungen zum Stellenwert der Grammatik Tel Aviv, 28.4.2011 [Электронный ресурс]. –URL: http:// www.dafdaz.uni-jena.de (дата обращения: 04.12.2023).
25. Prensky, M. Digital Game-Based Learning / M. Prensky. – McGraw Hill, 2001 [Электронный ресурс]. – URL: https://marcprensky.com/writing/ Prensky%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (дата обращения: 04.12.2023).
Исследуемый и иллюстративный материал
26. Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
27. Бим И.Л. Немецкий язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2023. – 245 с.
28. Немецкий язык: 7-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / О.А. Радченко, И.Ф. Конго, Г. Хебелер [и др.]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 207 с. – (Вундеркинды Плюс).
29. Немецкий язык: 9-й класс: базовый и углубленный уровни: учебник / О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер [и др.]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с. – (Вундеркинды Плюс).
30. GI Moskau virtuelles Ressourcenzentrum für Deutschlehrende [Электронный ресурс]. – URL: https://lernen.goethe.de/moodle/course/ view.php?id=189836 (дата обращения 04.12.2023).