Брехт. Жизнь Галилея
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 10.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Понятие «эпического театра» Б. Брехта 5
2.Две редакции пьесы. Тема нравственной ответственности и общественной позиции ученого в пьесе «Жизнь Галилея» 8
3.Образ Галилея 10
4.Смысл отречения Галилея – предательство Галилеем науки. Принципы художественного воплощения брехтовской идеи 15
Заключение 18
Список литературы 20
Галилей Брехта увлечен работой, но как личность он раскрывается не однозначно. Онбесплатно обучает сына своей служанки. Однако его истинный мотив – это желание получить слушателя, с которым можно делиться идеями при работе. Галилей идет на обман, представляя подзорную трубу венецианским дожам как свое изобретение, хотя он узнает о ней от ученика, вернувшегося из Голландии. При этом деньги за изобретение позволили ему отказаться от частных уроков и сосредоточиться на исследованиях. В одном из эпизодов произведенияГалилей решает остаться в городе, где бушует чума, чтобы продолжить работу, что являетсягероическим поступком. Однако вынуждена остаться и его служанка. Ученый ради своегоисследования готов рисковать и своей, и чужими жизнями. Также для Брехта важныполитические взгляды Галилея. Он окружен «людьми из народа»: сын служанки, монах истекольщик. Новая гелиоцентрическая система символизирует для него новую системупостроения общества, более справедливую, так как от народа не скрывается правда.Исторических доказательств подобных идей у Галилея не сохранилось, но писательвкладывает в уста ученого-новатора идеи настоящего политического революционера.В этой пьесе Б.Брехт через жизнь и образ Галилея как бы заново открывает вечную истину — нераздельность научного и общественного долга. Рисуя путь и образ великого ученого, который отказывается от своих открытий, Брехт склонен вынести ему действительно суровый приговор. И этот приговор тем более суров, что звучит он из уст самого Галилея. 4.Смысл отречения Галилея – предательство Галилеем науки. Принципы художественного воплощения брехтовской идеиОтречение Галилея является кульминацией пьесы. Смысл этого эпохального для развития науки события – это предательство ученым науки. Тот факт, что Галилей предает науку, означает, что ученый предает самого себя и смысл собственной жизни.Есть ли оправдание герою? Брехт считает, что нет, даже то, что Галилей продолжает с вои исследования, не может быть оправданием, так как отречение Галилея символично – оно означало, что Галилей предал всех, кто ему верил – простых людей, которые им восхищались, своего ученика, в порыве гнева проклинающего своего учителя. Итак, отречение Галилея, состоявшееся 22 июня 1633 года, было одним из наиболее известных и трагических событий в истории науки. Галилео Галилей, известный итальянский ученый и астроном, был обвинен римско-католической церковью в поддержке гелиоцентрической теории Николая Коперника, которая противоречила принятой на тот момент церковью геоцентрической системе.Смысл отречения состоял в том, чтобы заставить Галилея публично отказаться от своих научных взглядов и признать их ошибочность. Это было сделано для того, чтобы сохранить авторитет церкви и поддержать геоцентрическую систему, которую церковь считала более соответствующей христианской вере.Однако, несмотря на отречение, Галилей продолжал верить в правильность гелиоцентрической системы и тайно поддерживал ее. Этот случай стал символом борьбы между научным прогрессом и религиозными догмами, а также важности свободы слова и научного исследования.С точки зрения формы сам Брехт называл «Жизнь Галилея» пьесой «оппортунистической»: по сравнению с «Кавказским меловым кругом», который специалисты считают наиболее последовательным воплощением теории «эпического театра», «Жизнь Галилея» кажется вполне традиционной, в ней практически отсутствуют те приёмы, с помощью которых Брехт добивался «эффекта очуждения»; в ней нет даже обычных для Брехта зонгов, которые направлена на расширение временных и пространственных рамок пьесы, включающих в неё самого автора, — в «Жизни Галилея» присутствие автора наблюдается лишь в небольших стихотворных эпиграфах к картинам. По внешней форме «Жизнь Галилея» является биографической драмой, это не парабола, как иные пьесы Брехта. Как уже отмечалось ранее, Брехт точно следует исторической канве, в ремарках точно датируя главные события жизни Галилея; но при этом, сам Брехт предостерегал от буквального толкования сюжета, в частности, в одном из комментариев к пьесе писал: «Театрам очень важно знать, что, если постановка этой пьесы будет направлена главным образом против католической церкви, сила её воздействия будет в значительной мере утрачена. …Именно в наши дни было бы в высшей степени рискованно ставить на борьбу Галилея за свободу науки печать борьбы против религии. Это самым нежелательным образом отвлекло бы внимание от нынешней отнюдь не церковной реакционной власти». ЗаключениеГлавной задачей театра Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания. По мысли драматурга, традиционный театр, заставляя человека сопереживать, порабощал его иллюзией правдоподобия, не давал возможности увидеть происходящее как бы со стороны. Такой театр Б. Брехт называл «драматическим» или «аристотелевским». Аристотелевский театр - это действие, которое каждый раз происходит словно впервые, и публика становится его невольным свидетелем, эмоционально целиком погружается в события. Эпический театр - рассказ о событиях, уже когда-то происходивших. Такой театр обращается не к эмоциям, а к разуму людей, позволяет спокойно анализировать пьесу; анализ же влечёт за собой поиски выхода из ситуации, в которой находятся герои. Знакомое, предстающее не знакомым, стимулирует, как считал драматург, критическую позицию и побуждает зрителя к действию - это и есть проявление эффекта очуждения. В результате воспитывается активная жизненная позиция, ведь только размышляющий и находящийся в поиске человек может, по Б. Брехту, «включиться в работу по изменению мира». И пьеса «Жизнь Галилея», несмотря на то, что по форме она нетипична для Брехта, являясь биографической драмой, все же следует принципу эпического театра. Однако необходимо заметить, что пьеса «Жизнь Галилея» чрезвычайно сложна для сценического решения: в ней отсутствует интрига, нет и крупных событий, которые могут приковать внимание зрителей. Пьеса включает в себя в полной мере самодостаточные сцены, объединённые, в согласно принципам «эпического театра», не сюжетом в привычном смысле этого слова, а авторской мыслью, при этом это мысль «ищущая», — именно за ней, по замыслу Брехта, должны следить зрители. Данная особенность «Жизнь Галилея» предъявляет особенно высокие требования к актёрам, в первую очередь к исполнителю главной роли: у брехтовского Галилея слишком мало «переживаний», чтобы он мог захватить публику средствами психологического театра. Здесь Брехт, как ни в какой другой пьесе, нуждается в актере мыслящем, который способен заинтересовать зрителей развитием авторской мысли. Раскрывая образ Галилея, Брехт доказывает, что ученый обязан нести моральную ответственность за свои открытия и изобретения, оставаться им верным до конца. К сожалению, Галилей совершил отречение – тот поступок, который, по мысли Брехта, не имеет оправданий, так как отречение Галилей есть трагический момент, разделяющий историю науки на до и после. Список литературыБрехт Б. Театр. // Т. 5 // полутом 1. - М. - Искусство. – 1965.Брехт Б. Жизнь Галилея. – Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2_5.txtКлюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта [Текст] :Опыт эстетики Брехта / [АН СССР.Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. - Москва : Наука, 1966.Оррит, Роджер Корхо. Природа описывается формулами. Галилей. Научный метод // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 9.Рымарь Н. Трагическая театральность Брехта - Шапиро. // Performance. -2002.-№ 2 -С. 36.Скорочкина О. Зеркало нашей души. // Невское время - 1998. - № 23.Скорочкина О. Достроим вертикаль. // Петербургский театральный журнал. - 2002. - № 28. - С. 48-50.Стрелер Дж. Театр для людей. // Мысли записанные, высказанные и осуществленные. – М., 1984.Фрадкин И.М. Бертольт Брехт : путь и метод. - Москва : Наука, 1965.
2. Брехт Б. Жизнь Галилея. – Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2_5.txt
3. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта [Текст] : Опыт эстетики Брехта / [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. - Москва : Наука, 1966.
4. Оррит, Роджер Корхо. Природа описывается формулами. Галилей. Научный метод // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 9.
5. Рымарь Н. Трагическая театральность Брехта - Шапиро. // Performance. -2002.-№ 2 -С. 36.
6. Скорочкина О. Зеркало нашей души. // Невское время - 1998. - № 23.
7. Скорочкина О. Достроим вертикаль. // Петербургский театральный журнал. - 2002. - № 28. - С. 48-50.
8. Стрелер Дж. Театр для людей. // Мысли записанные, высказанные и осуществленные. – М., 1984.
9. Фрадкин И.М. Бертольт Брехт : путь и метод. - Москва : Наука, 1965.