"Портрет" Н.В. Гоголя в школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования повести «Портрет» Н. В. Гоголя 7
1.1. История создания повести 7
1.2. Литературоведческие исследования повести 10
Глава 2. Сюжетная линия и композиция повести «Портрет» Н. В. Гоголя 13
2.1. Проблема искушения в повести 13
2.2. Особенности композиции повести 15
Глава 3. Основные направления работы и проблемы в изучении творчества Н. В. Гоголя 18
3.1. Особенности изучения повести «Портрет» в школе 18
3.2. Цикл уроков литературы по теме «Изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» 23
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Исследование мотивов и характеров помогает учащимся понять, как неконтролируемые желания и чрезмерное внимание к внешнему могут привести к душевным страданиям и потере собственной личности.Наконец, изучение «Портрета» в школе подразумевает не только чтение и анализ текста, но и исследование исторического контекста. В произведении обнаруживается критика социальных и политических недостатков общества в то время. Это позволяет студентам представить себе обстановку в России XIX века и лучше понять Гоголя как общественного деятеля.Итак, изучение повести «Портрет» в школе является многогранным процессом, который позволяет учащимся развивать различные навыки и раскрывает перед ними уникальный мир литературы. Знакомство с произведением Гоголя стимулирует аналитическое мышление, расширяет кругозор и помогает ученикам проникнуться вечными темами человеческой природы.Повесть Н. В. Гоголя "Портрет" становится источником изучения для учащихся, которые стремятся уточнить значения литературоведческих терминов, таких как "литературный характер", "система характеров", "предметный мир в художественном произведении", "функции пейзажа, интерьера и художественной детали в тексте". Через анализ композиции и сюжета повести в целом, его частей и эпизодов, учащиеся пытаются разработать план развернутого ответа и исследуют образы главных героев, их взаимосвязи и взаимоотношения. В результате такого анализа они приходят к осмыслению идеи повести и эстетических взглядов самого Гоголя. Школьники подкрепляют свои суждения цитатами из текста и слушают внимательно доводы своих одноклассников, передавая их сущность. Они также умеют аргументированно возражать или соглашаться с чужими мнениями.3.2. Цикл уроков литературы по теме «Изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет»Урок 1. История создания повести Н.В.Гоголя "Портрет".Композиция повести.Петербургская повесть "Портрет" является одним из интересных произведений литературы, которое заслуживает внимания учащихсяЦели и задачи:1. Ознакомить учеников с автором и с историей написанияповести «Портрет».2. Проанализировать основы композиции и сюжет произведения.3. Выявить главную идею и проблематику произведения. 4. Рассмотреть главных героев и их образы. 5. Научиться комментировать и анализировать текст, высказывать свое мнение.6. Прививать ученикам любовь к литературе.Тип урока: урок изучения художественного произведения.Вид: урок углубленной работы над текстом.Оборудование:1. Портрет Н.В.Гоголя.2. Иллюстрации к повести "Портрет".3. Наглядная презентация.4. Раздаточный материал.На доске выписываются важные термины - повесть, сюжет, композиция, элементы сюжета, контраст, антитеза, образ героя.Эпиграф: обсуждается главная задача произведения.Ход урока.Слово учителя:Идет краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. С включением презентации, так же на доске выставляется портрет писателя, при необходимости выдается раздаточный материал. После слова учителя выступает один или несколько учеников с подготовленными дома докладами на изучаемую тему.I. Эвристическая беседа о композиции повести.-Что вы можете сказать о композиции данного произведения?( В состав повести входит две части, каждая из которых несет в себе свой собственный сюжет)- Что представляет собой каждая часть повести?Первая часть - жизнь художника Чарткова. Размышления об искусстве в обществе, о меркантильности общества. О соблазне художника. Вторая часть – история страшного портрета, ростовщика и художника, который искупает свои грехи.- Какие литературные приемы используются?Антитеза, художественный повтор, усиление. При создании образов художников – принцип контраста, зеркальности, уподобления.-Что объединяет обе части в одно произведение?Общая тема – творчество художника, композиционный центр – портрет ростовщика.- Почему Гоголь меняет части местами: не соблюдает хронологию событий, помещая в начале повести часть, повествующую о судьбе Чарткова, а не о создании портрета?Задача писателя – заинтриговать читателя.III. Составление опорного конспекта по теме, эвристическая беседа по вопросам.Образы художников в повести «Портрет».1 часть                                                                                 2 частьХронологическая композиция                                      Рамочная композиция                                               Образы художниковЧартков                              противопоставляются                   Художник Б.                          принцип контраста, зеркальности, уподобленияЭкспозиция(покупка портрета ростовщика)                                                (аукцион)1.Портрет художника Ч.                                          1. Портрет художника Б.2.Интерьер (нищета).                            ДО             2. Интерьер (благополучие).3. Творчество, талант, одиночество.                       3. Творчество, талант, семья.Завязкапокупка портрета, создание портретаденьги, выпавшие из рамы ростовщикаПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ1.Портрет художника Ч.                                          1.Портрет художника Б.2.Интерьер (богатство, популярность).    ПОСЛЕ      2.Интерьер (нищета).3.Растрата таланта, гибель.                                     3.Расцвет таланта, душевная                                                                                   свобода.1.Происходят ли изменения до и после переломного момента в обеих частях?2.Когда каждый из художников это осознает?Кульминация(чужая картина)                                                   (очищение души в монастыре)3.В ком или в чем ищет причину случившегося главный герой части?причину в других                                                          причину в себеРазвязка действияСжигание творений.                                                    Создание шедевра (наказ сыну).4. Как каждый из художников из них пытается изменить ситуацию?Разрушает произведения,                                            Изменяет, очищает себя,созданные другими художниками.                                свою душу, свой взгляд на мир.5.Что символизирует собой портрет ростовщика?(Олицетворение зла)IV.Выводы.Приводятся выводы по прочитанному произведению. Защищаются свои идеи и мнения.V. Домашнее задание.Задание к уроку - семинару.1.Выбрать творческую группу (разные вопросы по уровню сложности).2.Подготовить ответы на вопросы.1 группа. Трагедия художника Чарткова.1.В чем трагедия художника Чарткова?2.Когда Чартков ее осознает?2.В чем ее причины?4.Существуют ли подобные проблемы сегодня?2 группа. «Эстетическая программа" Гоголя в повести.1.Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды автора на искусство и художника.2.Кто из героев повести является истинным художником? Почему?3.Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией?3 группа. Смысл финала повести1.В 1-ой ред. повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика исчезает у всех на глазах с полотнаВо 2-ой ред. портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?Урок 2 (3-ий резервный).Второй урок подразумевает под собой семинар. Ученики делятся на группы и работают над общим проектом, который в дальнейшем защищает лидер команды. Педагог, если это необходимо, консультирует.Урок-семинар«Тема ответственности художника за свой труд»( по повести Н. В. Гоголя "Портрет").Цели и задачи:1. Провести анализ знаний учеников о композиции, сюжете и содержании повести.2. Систематизировать и обобщить знания о героях повести.3. Осмыслить и обсудить главный конфликт повести и его идею.4. Внимательно вчитываться в текст и развивать навык его анализирования. 5. Прививать учащимся любовь к литературе.Оборудование урока:1. Портрет Н.В.Гоголя.2. Иллюстрации к повести «Портрет».3. Карточки-плакаты с названием темы, над которой работала группа: "Трагедия художника Чарткова", "Эстетическая программа" Н.В.Гоголя", "Смысл финала повести", "Аналитическая группа".4. "Листки контроля" (для каждого учащегося).На доске:Эпиграф: Другие дела наступают для поэзии. Как во времена младенчества народов служила она к тому, чтобы вызывать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так придется ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека - на битву уже не за временную нашу свободу, права и привилегии наши, но за нашу душу, которую сам небесный творец наш считает перлом своих созданий".Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями", т.8,с.408Основные вопросы.1. Точное изображение жизни является ли главной целью искусства? 2. Любая ли творческая картина, портрет и изображаемое/изображаемые могут быть удостоены чести быть запечатлены навсегда на холсте мастера?3.Какой ценой заслуживает себе прощение создатель портрета?4.В чем подлинная задача искусства, по мнению Н.В.Гоголя?Ход урока.I. Вступительное слово учителя:повторение пройденного на предыдущем уроке и подготовка к проверке домашнего задания. Разделение на группы и начало работы над проектом.В процессе работы на уроке мы должны дать в итоге ответы на следующие основные вопросы (Учитель зачитывает вопросы, данные на доске.)Учащиеся оценивают свою готовность к уроку на "Листках контроля".II. Слово учителя:Н.В.Гоголь пишет в "Портрете": " Наш 19 век давно уже приобрел скучную физиономию банкира, наслаждающегося своими миллионами "только в виде цифр, выставляемых на бумаге". Эту губительную силу денег, золота писатель показывает нам на примере судьбы Чарткова.Звучат вопросы к семинару 1-ой группы, ответы и вопросы оппонентов.Лидер 1-ой гр. проходит к столу с табличкой "Аналитическая группа" и работает над выводами своей группы.II. Слово учителя.Звучат вопросы 2-ой группы, ответы и вопросы оппонентов.III. Слово учителя:Звучат вопросы к семинару 3-ей группы,ответы и вопросы оппонентов. IV. Эвристическая беседа по основным вопросам.IV. Выводы аналитической группы.VI. Итоговое слово учителя:VII. Комментирование и выставление оценок.VIII. Домашнее здание.Письменно ответить на вопрос « В чем подлинная задача искусства, по мнению Н.В.Гоголя?». Листок контроля.ЗаключениеГоголь, великий русский писатель, своим творчеством неизменно удивлял и привлекал внимание читателей. Его произведения оплетают нас необычными историями, богато развитыми персонажами и глубоким содержанием. Однако, чтобы полностью понять основы его творчества, необходимо проникнуть в его эстетическое и художественное мировоззрение. В своем творчестве он стремился к пониманию роли искусства и его эстетической функции. В основе его идей лежит платоническое понимание творчества, которое заключается в отображении идеала ожившей и вдохновляющей человеческой природы. Он не просто описывает действительность, но создает образы, которые воплощают высшие духовные и нравственные идеалы.Писатель отказывается от простого изображения природы на уровне реальности. Его целью является создание идеального мира, который пронизан философией и магией. Он внедряет в произведения свои мечты и стремления, чтобы подняться над реальностью и задать глубокий вопрос о природе человека и смысле его существования.Тем не менее, Гоголь также испытывает сильное желание быть писателем реалистом. Реализм, в отличие от его идеального мира, предлагает описывать действительность без фантазии и искажений. Гоголь стремится сочетать эти два подхода и создавать произведения, которые будут реалистичными, но в то же время проникнутыми его эстетическими идеями.Повесть Гоголя «Портрет» затрагивает вечные, до сих порнеразрешенные вопросы об отношениях искусства и действительности,возможности творческого изображения реалий и тесно переплетенные с нимивопросы о неисчерпаемой человеческой душе.Произведения Гоголя не только имеют чрезвычайно высокую художественную ценность, но несли и несут глубокую социальную значимость, как в его время, так и сейчас. Мировая литература, безусловно, ориентируется на поэтику и проблематику произведений этого писателя.Изучение повести "Портрет " является неотъемлемой частью учебной программы во многих школах. Этот произведение несет в себе особую смысловую нагрузку и даёт возможность погрузиться в мир искусства и литературы.Автор по-особенному, со своим талантом и художественным видением, описывает события, персонажей и суть произведения. Повесть является уникальным образцом литературы XIX века, и ее изучение позволяет учащимся глубже понять и оценить творчество Гоголя, его мастерство и вклад в мировую литературу.С помощью этой повести учащиеся погружаются в сложность отношений между искусством и реальностью, саморазвитием и амбициями. Повесть позволяет понять, что искусство может иметь свои негативные стороны, и что иногда оно может поглотить человека, заставляя его потерять свою истинную сущность и забыть о своих принципах.Изучение этого произведения помогает учащимся расширить свой кругозор, анализировать произведение и строить свои собственные выводы. Оно развивает языковые и литературные навыки, способствует формированию критического мышления и пониманию глубоких моральных и этических вопросов, затронутых Гоголем. Изучение повести "Портрет " дает учащимся возможность окунуться в мир литературы, художественной истории и внутреннего мира человека, позволяя им более глубоко понять и ценить произведение и его социальный и культурный контекст.Список литературыБелинский В. Г., Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988.Браже Т.Г. Изучение биографии и личности писателя// Пособие для учителя: К учебнику и хрестоматии «Русская литература ХIХ века» 10 кл. / Под ред. Г.Н. Ионина. – М., 2001. – С. 31-41.Вазари, Джорджо.Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [Текст] / Перевод и коммент. А. И. Венедиктова; Ред. перевода [и вступ. статья] А. Г. Габриневского. - Москва: Искусство, 1956-1971. - 23 см.Виноградов, В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. Москва «Наука», 2003. с. 5 – 97.Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852).Портрет: [повесть] / Н. В. Гоголь; гравюры на дереве А. И. Кравченко; вступительные статьи П. С. Когана и А. В. Бакушинского. - Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1928. - 93, [2] с.: ил; 24 см.Зеньковский, Василий Васильевич (1881-1962).Н. В. Гоголь / Прот. В. Зеньковский. - Париж: YMCA-press, [196-?]. - 261, [1] с.; 19 см.Искусство анализа художественного произведения / сост.Т.Г. Браже, М, 1971.Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет" // Н.В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского - М., 1915. - С. 225-228.Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб.,1999.Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. - М.: Искусство, 1955.

Список литературы

1. Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988.
2. Браже Т.Г. Изучение биографии и личности писателя// Пособие для учителя: К учебнику и хрестоматии «Русская литература ХIХ века» 10 кл. / Под ред. Г.Н. Ионина. – М., 2001. – С. 31-41.
3. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [Текст] / Перевод и коммент. А. И. Венедиктова; Ред. перевода [и вступ. статья] А. Г. Габриневского. - Москва: Искусство, 1956-1971. - 23 см.
4. Виноградов, В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. Москва «Наука», 2003. с. 5 – 97.
5. Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852).Портрет: [повесть] / Н. В. Гоголь; гравюры на дереве А. И. Кравченко; вступительные статьи П. С. Когана и А. В. Бакушинского. - Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1928. - 93, [2] с.: ил; 24 см.
6. Зеньковский, Василий Васильевич (1881-1962).Н. В. Гоголь / Прот. В. Зеньковский. - Париж: YMCA-press, [196-?]. - 261, [1] с.; 19 см.
7. Искусство анализа художественного произведения / сост. Т. Г. Браже, М, 1971.
8. Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет" // Н.В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского - М., 1915. - С. 225-228.
9. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.
10. Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб.,1999.
11. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. - М.: Искусство, 1955.