Правовой статус безработного в России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика правового статуса безработного в РФ 5
1.1. Безработный как субъект социального обеспечения в РФ 5
1.2. Понятие, принципы, формы и виды социального обеспечения безработных в РФ 11
Глава 2. Социальное обеспечение безработных в РФ 18
2.1. Организация общественных работ и профессиональное обучение безработных в РФ. Трудоустройство и содействие самозанятости безработных в РФ 18
2.2. Выплата пособия по безработице и оказание безработным материальной помощи в РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности осуществляется центром занятости населения при условии:1) гражданин в установленном порядке признан безработным до регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход;2) гражданин, признанный в установленном порядке безработным, или гражданин, признанный в установленном порядке безработным, прошедший профессиональное обучение или получивший дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, достиг 18-летнего возраста на дату подачи заявления о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности;3) оценка экспертной комиссии, созданной при центре занятости населения, технико-экономического обоснования по выбранному виду деятельности, разработанного безработным гражданином, оформленная в виде протокола, - положительная;4) отсутствие в отношении безработного гражданина возбужденного исполнительного производства органами Федеральной службы судебных приставов;5) неполучение безработным гражданином государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с реализацией мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности на осуществление расходов, указанных в представленном для получения единовременной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности бизнес-плане [10, c. 103].2.2. Выплата пособия по безработице и оказание безработным материальной помощи в РФПособие по безработице – установленная и гарантированная государством поддержка безработного населения материального характера при помощи денежных выплат. Пособие выплачивается при помощи средств, находящихся в федеральном бюджете.Государство предоставляет безработным гражданам некоторый перечень гарантий и компенсаций:а) производит выплату в определенном порядке пособия по безработице;б) оказывает в отдельных случаях помощь материального характера безработному, а также некоторым членам его семьи;в) выплачивает стипендию во время подготовки и переподготовки по профессии;г) возмещает некоторые расходы, связанные с переездом в другое место на постоянное жительство и работу;д) предоставляет возможность принимать участие в общественных работах, являющихся оплачиваемыми;е) оплачивает во время безработицы пособие по нетрудоспособности временного характера.Решение по поводу назначения пособия по безработице принимается службой занятости наравне с решением о признании гражданина безработным при помощи направления его заявления. Порядок установления размеров пособия по безработице определяется ст. 30 Закона о занятости населения. Пособие безработным гражданам, которые были уволены по любым основаниями, определяется в процентном соотношении к среднему уровню заработной платы, которая исчислялась за последние три месяца на последнем месте работы. Также необходимым условием является срок в 12 месяцев, который предшествовал началу безработного периода, они имели работу в количестве 26 недель в условиях полного рабочего дня (недели) либо в условиях неполного рабочего дня (недели), но уже с фактическим пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (неделей).Проценты к среднему уровню заработка устанавливаются согласно нормам, определенным в ст. 33 Закона о занятости населения, и составляют:а) первые три месяца безработицы – 75 % от размера среднемесячной заработной платы, которые исчисляется за последние три месяца;б) следующие четыре месяца – в размере 60 %;в) последующие месяцы – 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.г) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.Служба занятости в установленных законом случаях может остановить либо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также сократить его размер в следующих случаях:Выплата пособия по безработице подлежит прекращению с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях:- признание гражданина занятым;- прохождение профессионального обучения либо получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости населения с выплатой соответствующей стипендии;- продолжительной (больше месяца) неявки безработного в службу занятости населения без уважительных на то причин;- переселения либо переезда безработного в другую местность; - попытки получения или получения пособия с помощью обмана;- осуждение лица, которое получает пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы или исправительных работ;- назначение пенсии;- отказа от посреднических услуг службы занятости населения (при поступлении личного заявления гражданина в письменной форме);- смерти безработного [6, c. 119].Пособие по безработице могут приостановить в выплате на период до 3 месяцев в следующих случаях:а) если безработный гражданин отказался от двух предложенных службой занятости вариантах работы;б) если он был уволен за нарушения дисциплина в труде и иные действия с наличием вины;в) если гражданин самовольно прекратил учебу по направлению, которое было дано службой занятости населения;г) если безработный гражданин нарушил условия и сроки перерегистрации;д) если гражданин после истечения периода в 3 месяца отказывается участвовать в общественных работах оплачиваемого характера либо отказывается проходить обучение и при всем при этом не имеет профессии.е) нарушения без уважительных на то причин срок и условий перерегистрации в качестве безработного;ж) явки безработного на процедуру перерегистрации в состоянии опьянения, которое вызвано употреблением наркотических средств, алкоголя либо иных одурманивающих веществ.Процедура определения факта состояния опьянения безработного устанавливается Правительством РФ; самовольного прекращения гражданином обучения по направления службы занятости населения. Время приостановления выплаты пособия должно быть засчитано в общий период выплаты пособия по безработице. Решение по поводу приостановления, прекращения или сокращения размера выплаты пособия по безработице служба занятости населения принимается при обязательном уведомлении об этом безработного. Выплата пособия по безработице не осуществляется в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в заочных и вечерних учреждениях профессионального образования; призыва на военные сборы; привлечения к выполнению государственных обязанностей. Данные периоды продлевают период выплаты пособия, т.к. они не засчитываются в него [22, c. 153].ЗаключениеПолитика занятости как самый важный компонент социальной политики государства должен быть сфокусирован на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного применения трудового потенциала и деловой активности граждан, вступающих в противодействие с массовой безработицей и обеднением населения, стимулируют поведение личности при конкуренции в рыночных отношениях.Принимая во внимание вышеизложенное, самым важным приоритетом государственной социальной политики должно выступить активное содействие обеспечению занятости населения, преодолению сниженной оплаты труда. В государственной политике занятости населения необходимо также учитывать расширение занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и последующей аккумуляции средств.Социальная помощь безработным – это определенный комплекс материальных мер, принимаемых государством для обеспечения безработных средствами для существования, а также возмещения расходов, связанных с их переездом в другую местность, переселению в другую местность на новое место жительства безработного и членов его семьи для трудоустройства или переезда безработного в другую местность на профессиональную подготовку, переподготовку, а также повышение квалификации по направлению службы занятости населения.Пособие по безработице является социальной выплатой за счет федеральных бюджетных средств, назначаемая с момента принятия решения о признании лица безработным, она выплачивается в течение всего периода безработицы, предусмотренной законом, в том числе периоды временной нетрудоспособности безработного, в размерах и процентном соотношении по последнему месту работы, но не более максимального размера пособия по безработице или в размере минимальной величины пособия по безработице, для того, чтобы материально поддержать безработного. Следовательно, проблема разработки эффективной политики занятости населения крайне остро стоит перед Правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости населения далеко от собственного совершенства и не в состоянии предоставить желаемых результатов. Разностороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих развитых мировых странах будет способствовать эффективному созданию оптимальной отечественной системы занятости населения. Содействие занятости может проходить путем проведения реструктуризации и возрождения предприятий, улучшения информационного и материально-технического обеспечения в области трудовых и социальных отношений. В общем и целом, сегодня можно заметить тенденцию по активизации мер и выходу из сложившейся ситуации. Подводя итог, следует отметить, что институт пособия по безработице нуждается в существенных изменениях. В нашем государстве из-за низких размеров пособия по безработице, лишь 1/3 безработных граждан обращается в службу занятости населения и встает на учет, все остальные решают вопросы трудоустройства своими силами, желая избежать неприятные бюрократические процессы.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 2913. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.19954. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Российская газета, N 234, 02.12.19955. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) О занятости населения в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)// Российская газета, N 84, 06.05.1996Научная и учебная литература:6. Бобкова С.С. Пособие по безработице: проблемы правового регулирования // Журнал «Научный лидер». -2022. - № 51 (96). –453c.7. Бобровникова А.В. Правовой статус безработных // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 2. - № 5 (44).- 782c.8. Гарина И.С. Проблемы занятости и безработицы в российской экономике // Современный этап мирового научного развития. Сборник научных статей. - 2019. –313c.9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 722c.10. Копалкина Е.Г., Илтакова Н.В. Региональный опыт содействия самозанятости и развития малого предпринимательства безработных граждан // Журнал «Социальная компетентность». - 2020. - Т. 5. - № 1 (15). –440c.11. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 449 с.12. Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е., Антонова Г.В. К вопросу о страховых принципах защиты от безработицы на российском рынке труда // Журнал «Экономика труда». -2021. - Т. 8. - № 9. –1431c.13. Панова Е.А. Современная система обучения и переобучения безработных: точки роста // Государственное управление РФ: повестка дня власти и общества. Сборник научных статей. - 2019. –1321c.14. Паньшин В.Е., Муратова А.И. Правовой аспект организации общественных работ в РФ // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2022. - Т. 1. - № 5 (25). –352c.15. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 582c.16. Радонова А. В. Правовое регулирование занятости в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – 347c.17. Скороходова А.А. О признании лица безработным: анализ судебной практики // Журнал «Аллея науки». -2021. - Т. 3. - № 10 (26). –914c.18. Тарасова Е.С. Проблема занятости и безработицы в современной России // Концепция национальной экономической безопасности РФ и ее реализация на современном этапе. Сборник научных статей. - 2020. –418c.19. Токолова А.Ю., Наумочкина О.А. Эффективность профессионального переобучения безработных граждан – как фактор трудоустройства // Журнал «Научно-практические исследования». -2020. -№ 11-7 (34). –334c.20. Токсанбаева М.С. Социальная защита трудоспособного населения в условиях современной нестабильности // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – 485c.21. Трудовое право : учебник / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с.22. Филиппов И.А., Рузаева Е.М. Актуальные проблемы пособия по безработице в РФ // Студенческий научный журнал. – 2019. - № 1 (45). – 372c.23. Царенко И.В. Квотирование рабочих мест как одна из основных форм трудоустройства работников с ограниченными возможностями // Журнал «Право и наука в современном мире». - 2020. –419c.24. Шин Е.В. Теоретико-концептуальные основы изучения профессионального обучения безработных граждан // Журнал «Студенческий». - 2019. - № 19-3 (63). –632c.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995
4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Российская газета, N 234, 02.12.1995
5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) О занятости населения в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)// Российская газета, N 84, 06.05.1996
Научная и учебная литература:
6. Бобкова С.С. Пособие по безработице: проблемы правового регулирования // Журнал «Научный лидер». -2022. - № 51 (96). –453c.
7. Бобровникова А.В. Правовой статус безработных // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 2. - № 5 (44).- 782c.
8. Гарина И.С. Проблемы занятости и безработицы в российской экономике // Современный этап мирового научного развития. Сборник научных статей. - 2019. –313c.
9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 722c.
10. Копалкина Е.Г., Илтакова Н.В. Региональный опыт содействия самозанятости и развития малого предпринимательства безработных граждан // Журнал «Социальная компетентность». - 2020. - Т. 5. - № 1 (15). –440c.
11. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 449 с.
12. Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е., Антонова Г.В. К вопросу о страховых принципах защиты от безработицы на российском рынке труда // Журнал «Экономика труда». -2021. - Т. 8. - № 9. –1431c.
13. Панова Е.А. Современная система обучения и переобучения безработных: точки роста // Государственное управление РФ: повестка дня власти и общества. Сборник научных статей. - 2019. –1321c.
14. Паньшин В.Е., Муратова А.И. Правовой аспект организации общественных работ в РФ // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2022. - Т. 1. - № 5 (25). –352c.
15. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 582c.
16. Радонова А. В. Правовое регулирование занятости в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – 347c.
17. Скороходова А.А. О признании лица безработным: анализ судебной практики // Журнал «Аллея науки». -2021. - Т. 3. - № 10 (26). –914c.
18. Тарасова Е.С. Проблема занятости и безработицы в современной России // Концепция национальной экономической безопасности РФ и ее реализация на современном этапе. Сборник научных статей. - 2020. –418c.
19. Токолова А.Ю., Наумочкина О.А. Эффективность профессионального переобучения безработных граждан – как фактор трудоустройства // Журнал «Научно-практические исследования». -2020. -№ 11-7 (34). –334c.
20. Токсанбаева М.С. Социальная защита трудоспособного населения в условиях современной нестабильности // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – 485c.
21. Трудовое право : учебник / В. Л. Гейхман [и др.] ; под редакцией В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с.
22. Филиппов И.А., Рузаева Е.М. Актуальные проблемы пособия по безработице в РФ // Студенческий научный журнал. – 2019. - № 1 (45). – 372c.
23. Царенко И.В. Квотирование рабочих мест как одна из основных форм трудоустройства работников с ограниченными возможностями // Журнал «Право и наука в современном мире». - 2020. –419c.
24. Шин Е.В. Теоретико-концептуальные основы изучения профессионального обучения безработных граждан // Журнал «Студенческий». - 2019. - № 19-3 (63). –632c.