Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 54 54 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 13.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА 7
1.1 Женские образы в ранних работах Рубенса 7
1.2 Женская красота и сила: образы героинь и мифических персонажей в работах Рубенса 12
ГЛАВА 2 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РЕМБРАНДТА В СВЕТЕ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ВЗГЛЯДОВ 21
2.1. Рембрандт и его музы: отражение семейных отношений в живописи 21
2.2 Рембрандт и женские образы в контексте эпохи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Фрагмент для ознакомления

Этот эффект осветлит яркие участки и расширит декабря цветовых оттенков на картинке. Благодаря искусно и тщательно обработанному импасто можно окрасить морщинистую текстуру кожи и замысловатые поверхности украшений и тканей. Этот эффект делает ткань очень реалистичной.Женщины на картинах Рембрандта выглядят великолепно и эффектно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Наиболее ярким примером эстетического взгляда художника стала картина "Даная" (1636-1647) (см. Приложение Н), вступившая в полемику с мастерами эпохи Возрождения.Он ярко изобразил обнаженную фигуру Данаи, совершенно далекую от общепринятого идеала, с реалистической непосредственностью, контрастирующей с идеальной, чувственной и физической красотой образа знаменитого итальянского мастера.Красота человеческих эмоций и теплота духовности. Обнаженная Даная, страдающая в своей постели, готова принять Зевса и рожает от него Персея. Саския была моделью Данаи, но после смерти своей любимой жены Рембрандт переписал свое лицо, как показали рентгеновские снимки [18]. Возможно, это лицо Гертье Диркс. Он также сначала нарисовал золотой дождь. Даная смотрела вверх, а не в сторону, и Купидон смеялся. Но плачущий Купидон, у которого связаны руки, является четкой отсылкой к истории главного героя и символизирует определенное препятствие на пути к его счастью. Связанный Купидон - символ целомудрия со времен средневековья и метафора тюремного заключения, в котором Даная была осуждена своим отцом, царем Аргоса Акрисием. Акрисий, предупрежденный дельфийскими оракулами, что он умрет от рук своего внука, заключил Данаю в тюрьму в медном зале, построенном под землей."Девушка в картинной рамке" (см. Приложение О) также известна как еврейская невеста. Другие картины Рембрандта 17 века с изображением женщин с длинными распущенными волосами носили то же название. Согласно еврейской традиции, девушка распустила волосы перед свадьбой, подписывая брачный контракт с женихом. У девушки руки на перекладине под "фальшивой" рамкой, окружающей ее изображение. На ней темно-красное платье с меховой подкладкой, золотистые кружева на шее и широкий роскошный пояс. Костюмы старинные и не соответствуют моде того времени. Однако Рембрандт часто изображал фигуры в таких одеждах как в живописи, так и в скульптуре. Ее молодое лицо покрыто черным беретом, под которым свисают длинные рыжие волосы. Фон зеленоватый, с нечеткими столбцами в правом углу, заполняющими пространство вверху. В этой картине Рембрандт избегал типичной техники "тромпей" и достиг высшей степени иллюзионизма [9]. Он позволяет частям нарисованной сцены выходить за пределы плоскости изображения и включает в себя очень тонкие движения. Он исходит от рук девушки и выражается в их неравных уровнях и текстуре рук. Девушка кладет правую руку на раму, и большой палец уже отражается в темном дереве, касаясь рамы, в то время как другие пальцы приближаются к раме."Сусанна и старцы" - молодая женщина в своем саду, стоящая на одной ноге в воде, смотрит на публику с выражением беспокойства, страха и отчаяния. Ее обнаженное тело наклонено вперед, а бледная кожа сияет золотыми лучами, освещая правую сторону картины. Сусанна, вероятно, сняла свой великолепный плащ и надела тапочки. Они окрашены в теплый красный цвет, и вы почти можете почувствовать тепло ее ног, только что вылезших из тапочек, и ее взгляд превращает зрителя в свидетеля, когда бородатый старик, который сопровождает ее, левой рукой стягивает ткань, обернутую вокруг ее талии. Его действия ясно показывают, что он делает. За ним стоит еще один жадный старик с освещенным лицом. Они оба поднялись по каменной лестнице в воду, преследуя беспомощную жертву. В 1936 году он создал первую версию картины Рембрандта [14]. Мастер застенчиво сосредоточился на фигуре обнаженной девушки, прикрывающей свое чрево. На его лице нет страха, скорее удивление. Слева вы можете увидеть городскую стену, а справа - сочный зеленый цвет. Только одна деталь, видимая на фоне куста, указывает на то, что это не просто выражение лица молодой девушки в туалете. Рембрандт нарисовал лицо одного из старцев. Пастель на картине почти осязаема, и каждый штрих о чем-то говорит. Легкая текстура также кажется типичной на первый взгляд. Рембрандт использовал светотень, чтобы выделить отдельные части. Он "осветил" их, чтобы создать драматический эффект. Это освещение не всегда фокусировалось на правильном физическом представлении.По библейскому сюжету картина "Купание в Вирсавии" (см. Приложение П) отличается от распространенной на предыдущих картинах. Если предыдущий художник подчеркивал вуайеристский элемент ванны Давида и, следовательно, купальни Вирсавии, которую видит зритель, то картины Рембрандта имеют интимный характер. Рембрандт изображает Вирсавию с опущенной головой в момент созерцания, незадолго до того, как она хочет искупаться (служанка моет ноги). Она только что получила письмо от Давида, и столкнулся с моральным выбором между послушанием царю и верностью своему отсутствующему мужу. Сосредоточившись на моральных дилеммах, Рембрандт подчеркивает психологический момент, почти беспрецедентный для своего времени [11]. Колонны на заднем плане указывают на великолепное сооружение, возможно, дворец Давида. Тело ванны обработано до мельчайших контуров и нигде не идеализировано. Похоже, он потемнел. Темный фон мягкого света еще больше подчеркивает обнаженное тело.Еще одной женщиной, которой художник посвятил свои картины, была "Андромеда". Прикованная к скале и приговоренная чудовищами к наказанию за то, что она решила судьбу своей матери, дочь эфиопского императора Андромеды была спасена Персеем, а будучи его женой, стала королевой Греции. Женщина на картине Рембрандта довольно уродлива, особенно в плане фигуры."Портрет пожилой женщины" был написан около 1650 года. Картина была создана не на заказ, и неизвестная пожилая женщина - одна из многих моделей Рембрандта, о которых ничего не известно. Они необъяснимым образом очаровали мастера, который стремился раскрыть глубину внутреннего мира человека в портретах. Художника волновал нравственный смысл человеческой жизни, этические ценности личности. Женщина средних лет, изображенная на портрете, скромно сидит, сложив руки на коленях. Его осанка устала, а лицо задумчивое. Как будто он отступает в свою жизнь. Чтобы придать важность своей позе, Рембрандт использует особую композиционную технику: он дает перспективу снизу. Это возвышает женщину, здесь это немного монументально. А фон картины переливается золотом. Мастер тщательно пишет руками и мелкими штрихами дает одежду. И чтобы осветлить ее лицо, он пишет белый платок, а затем накидывает на голову темную накидку. Это биография портрета - жизнь человека. “Портрет старушки" (см. Приложение Р). Долгое время считалось, что эта женщина была женой брата художника, но позже выяснилось, что это не так. Эта картина - образец глубочайшего психологического портрета. Женщина сидит одна, прижав руки к руке, и этот жест делает фигуру еще более замкнутой. Шарф окрашен так, чтобы он слегка открывал лицо и выступал из глубины вуали. Как будто она вышла из темноты. У нее даже нет этой узкой белой полоски на голове, как на первом портрете. Женщина глубоко задумчива, ей нужна какая-то память - брови слегка приподняты. Взгляд глаз размыт, а уголки губ печально опущены. Сначала воспоминания, затем удивление, а затем горькое суждение об этих воспоминаниях. На ее лице происходят изменения в настроении и эмоциях, и эти мысли, кажется, текут в определенном порядке. Рембрандт достигает этого, создавая беспокойные движения светотени. Свет мигает и гаснет, как если бы он был наложен друг на друга. Нерегулярный свет становится таким, как будто он исходит от души человека. У этой женщины больше ничего нет, остались только воспоминания. Картина передает чувство тепла и доброжелательности по отношению к этой женщине, и зритель становится молчаливым соучастником ее переживаний. Но, как и у других великих мастеров, этот художественный контрапункт достигает своего апогея у Рембрандта. Это связано с тем, что выражения лица, отражающие мысли, развиваются благодаря движению светотени. Не менее важным в живописи является движение цветов. Рембрандт использует черно-коричневую краску, осветляя коричневатый оттенок, переходя к красному оттенку платка и мазку складок платка. Если присмотреться, движения этих кистей напоминают тлеющие угли[3]. Все вместе - цвет, свет, смысл, жизнь складывается, и суровые выражения, которые приносит эта женщина. Поэтому портрет Рембрандта называют биографическим портретом.Рисуя женщин, Рембрандт отдавал дань уважения своему изображению в естественных формах графической гравюры с использованием классических методов рисования, он рисовал женщин на холсте из библейских историй и более глубоко и часто рисовал повторяющиеся портреты своих близких и людей, которые вошли в его жизнь и искусство.Необычайно талантливый художник, Рембрандт всю свою жизнь искал новые идеи и возможности. Он был настоящим исследователем и новатором в живописи, скульптуре и рисовании. В первые годы 1624-1634 годов Рембрандт заложил основу для своих более поздних шедевров. Это принесло ему всемирную известность. За столетие он внес беспрецедентный вклад в формирование характера голландской живописи. С 1650-х годов Рембрандт стал одним из самых известных художников, уделяя исключительное внимание своему совершенно уникальному фристайлу, исключительным техникам и текстурам.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение не будет преувеличением сказать, что произведения Рубенса и Рембрандта отличались не только высоким мастерством, но и умением изобразить в произведении образ женщины.Рубенсаи Рембрандта можно назвать одними из самых влиятельных художников в истории мировой живописи. Работая в первой половине XVII века, они сформировали в основном академические традиции, собранные многими мастерами и по сей день [17]. В то же время техника письма и манера, которые гении вложили в свою работу, принципиально отличаются.Изучение теоретических аспектов женского образа показывает, что женщины часто изображаются в искусстве как объекты поклонения или символы красоты. Однако работы Рубенса и Рембрандта отражают жизнь и реальность того времени. Они стремились изобразить женщин такими, какие они есть на самом деле, с их индивидуальностью и характером.Практические примеры работ обоих мастеров, изображающих образ женщины, разнообразны. Рубенс рисовал различные женские красоты, подчеркивая их великолепие и элегантность. Его называли волшебником, и он открыл людям волшебный мир радости бытия. Рембрандт, с другой стороны, стремился изобразить женщин настоящими людьми с человеческими пороками и добродетелями.В результате исследования темы о женских образах в творчестве Рубенса и Рембрандта были даны ответы на поставленные задачи:1. Анализируя известные работы Рубенса и Рембрандта, можно было увидеть различные методы и приемы каждого художника при рисовании образа женщины. Рубенс создавал великолепные и изящные женские портреты, подчеркивающие красоту и изящество, в то время как Рембрандт предпочитал создавать более реалистичные и естественные образы, передавая глубокие чувства и эмоции.2. Изучая теоретические аспекты изображения женского образа в работах этих художников, можно понять их культурные и эстетические ценности, а также их взгляды на женственность и красоту.3. Выявление практических примеров произведений Рубенса и Рембрандта позволило не только увидеть в их произведениях разнообразные образы женщин, но и оценить влияние социокультурного контекста на формирование и развитие их стилей и приемов.Также были сделаны следующие выводы: - работы Рубенса и Рембрандта принесли важный урок красоты, чуткости и чувственности картин того времени, и каждая из них была создана множеством интересных и красивых изображений женщин.;- оба были представителями искусства барокко, но на первый взгляд на ум приходят впечатляющие различия. Рубенс начал свою работу с сдержанных красок Тициана, а затем начал смело выражать свои мысли в истинной роскоши красок. Он изучал уроки венецианской школы, влияние южного света и красочную архитектуру зданий, создавая искусство, основанное на изысканном сочетании сочных тонов [10]. Рембрандт, с другой стороны, начал свое путешествие с яркого сочетания ярких цветов и закончил серыми и желтоватыми тонами;- оба художника по мастерству легко сопоставимы с великими фигурами эпохи Возрождения.В целом изучение произведений Рубенса и Рембрандта дает возможность оценить богатство и разнообразие женской красоты в искусстве XVI - второй половины XVII века. Сегодня, в эпоху феминистского движения, мы видим, что образ женщины в искусстве больше не актуален и требует нового взгляда. Задача современных художников - изобразить женщин в реальной жизни, обладающих индивидуальными особенностями, умением держаться до конца и нравиться больше, чем мужчинам.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамов, Р. Женский образ в искусстве Фландрии в эпоху Рембрандта и Рубенса / Р. Абрамов // Культура и искусство. – 2019. – № 2. – С. 31-38.Аринин, А. А. Искусство Рубенса и Рембрандта: контекст великолепия / А. А. Аринин. – М: Издательство Арт-Эксперт, 2020. – 284 с. – ISBN 978-5-98243-978-0.Берман, Н. Женский портрет в творчестве Питера Пауля Рубенса и Рембрандта / Н. Берман // Неприкосновенный запас. – 2019. – № 12. – С. 81-91.Вайнская, Д. А. Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта: противопоставление и объединение / Д. А. Вайнская // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2018. – № 2. – С. 34-47.Гайбулина, Н. М. Женский образ в рембрандтовском портрете: эмоциональный диалог и трактовка / Н. М. Гайбулина // Вестник Томского государственного университета. Искусствоведение и археология. – 2018. – № 4. – С. 76-85.Григорьев Р. Г. Рембрандт - гравер / Гос. Эрмитаж; [авт. текста Р.Г. Григорьев]. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – 47 с.Губина, Е. П. Кобальтовый мятеж. Женская эмансипация в произведениях Петера Пауля Рубенса и Рембрандта / Е. П. Губина. – СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 201 с. – ISBN 978-5-94380-455-1.Дубченко, Е. В. Исторические особенности образа женщины в произведениях Рубенса и Рембрандта / Е. В. Дубченко // Вестник Белгородского государственного университета. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2018. – № 8. – С. 234-238.Кошева, Л. Рембрандт и Рубенс: штрихи женской красоты / Л. Кошева // В мире искусства. – 2018. – № 3. – С. 57-63.Кузьмина, Ю. Женский образ в фламандском искусстве XVII века: Рубенс и Рембрандт / Ю. Кузьмина // Искусствоведческие записки. – 2018. – № 4. – С. 87-92.Лавров, А. В. Рубенс и Рембрандт: сопоставление мастеров и стилей / А. В. Лавров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. – 2018. – № 2. – С. 56-64.Лебедева, Ж. В. Рембрандт и Рубенс: творчество двух гениев / Ж. В. Лебедева. – М: Издательство МарГИ, 2020. – 409 с. – ISBN 978-5-95302-798-6.Мартынов, Д. В. Рубенс и Рембрандт: иконы эпохи / Д. В. Мартынов. – М: Искусство, 2020. – 213 с. – ISBN 978-5-98055-193-5.Михайлова, Е. И. Венера и Селянка: образы женщин в творчестве Рубенса и Рембрандта / Е. И. Михайлова // Художественные тексты и процессы. – 2020. – № 1. – С. 45-57.Осыковская, М. А. Проблема телесности в произведениях Рубенса и Рембрандта / М. А. Осыковская // Труды Института истории, архитектуры и искусства. – 2018. – Вып. 12. – С. 91-102.Петров, В. И. Искусство Рубенса и Рембрандта в контексте женской эмансипации / В. И. Петров // Россия и современность. – 2018. – № 1. – С. 79-90.Пустовалова, Л. В. Женский образ в произведениях Рубенса и Рембрандта / Л. В. Пустовалова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 12: Политология. Социология. – 2019. – № 1. – С. 208-215.Рашевская, М. В. Женская красота в искусстве Рубенса и Рембрандта / М. В. Рашевская // Таврический вестник. – 2019. – № 4. – С. 122-135.Роден О. Беседы об искусстве / Огюст Роден; [пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой]. - СПб: Азбука-классика, 2006. – С.112.Самойленко, Ю. В. Женщина в искусстве Петра Пауля Рубенса и Рембрандта / Ю. В. Самойленко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: История и философия науки. – 2020. – Т. 21, вып. 6. – С.123-135.Уоллэйс Р. Мир Рембрандта: 1606-1669 / Роберт Уоллэйс; [пер. с англ. Л. Каневского]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. - 189с.Федичкин, Н. А. Проблемы осуществления женской эмансипации в творчестве Рубенса и Рембрандта / Н. А. Федичкин // Скандинавский журнал искусствознания. – 2019. – № 2. – С. 78-91.Федотова Е. Д. Рембрандт: [жизнь и творчество / авт. текста Елена Федотова]. - М: Белый город, 2005. - 47 с.Чернова, Е. Женщина в обруче: исследование женских образов в произведениях Рубенса и Рембрандта / Е. Чернова // Вестник Саратовского государственного университета. Серия: История. – 2018. – Т. 18, вып. 1. – С. 87-94.Электронные ресурсыИнтернет-портал по искусству «Искусствовед» [Электронный ресурс]. – URL: https://iskusstvoed.ru/ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 1 - Рубенс “Автопортрет с Изабеллой Брандт” (1609).ПРИЛОЖЕНИЕ БРисунок 2 – Рубенс“Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (1624).ПРИЛОЖЕНИЕ ВРисунок 3 - Рубенс “Венера перед зеркалом” (1615)ПРИЛОЖЕНИЕ ГРисунок 4 – Рубенс “Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье” (1631)ПРИЛОЖЕНИЕ ДРисунок 5 - Рубенс “Шубка”(1638)ПРИЛОЖЕНИЕ ЕРисунок 6 - Рубенс “Портрет королевы Франции Марии Медичи” (1622)ПРИЛОЖЕНИЕ ЖРисунок 7 - Рубенс “Битва греков с амазонками” (1618)ПРИЛОЖЕНИЕ ЗРисунок 8 - Рекламная кампания Dolce & GabbanaПРИЛОЖЕНИЕ ИРисунок 9 - Рембрандт “Улыбающаяся Саския” (1633)ПРИЛОЖЕНИЕ КРисунок 10 - Рембрандт “Блудный сын в таверне” (1635)ПРИЛОЖЕНИЕ ЛРисунок 11 - Рембрандт “Портрет Саскии в соломенной шляпе” (1633)ПРИЛОЖЕНИЕ МРисунок 12 - Рембрандт “Монах в кукурузном поле” (1646)ПРИЛОЖЕНИЕ НРисунок 13 - Рембрандт “Даная” (1636)ПРИЛОЖЕНИЕ ОРисунок 14 - Рембрандт “Девушка в картинной рамке” (1641)ПРИЛОЖЕНИЕ ПРисунок 15 - Рембрандт “Вирсавия в купальне” (1654)ПРИЛОЖЕНИЕ РРисунок 16 - Рембрандт “Портрет старушки”(1654)

1. Абрамов, Р. Женский образ в искусстве Фландрии в эпоху Рембрандта и Рубенса / Р. Абрамов // Культура и искусство. – 2019. – № 2. – С. 31-38.
2. Аринин, А. А. Искусство Рубенса и Рембрандта: контекст великолепия / А. А. Аринин. – М: Издательство Арт-Эксперт, 2020. – 284 с. – ISBN 978-5-98243-978-0.
3. Берман, Н. Женский портрет в творчестве Питера Пауля Рубенса и Рембрандта / Н. Берман // Неприкосновенный запас. – 2019. – № 12. – С. 81-91.
4. Вайнская, Д. А. Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта: противопоставление и объединение / Д. А. Вайнская // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2018. – № 2. – С. 34-47.
5. Гайбулина, Н. М. Женский образ в рембрандтовском портрете: эмоциональный диалог и трактовка / Н. М. Гайбулина // Вестник Томского государственного университета. Искусствоведение и археология. – 2018. – № 4. – С. 76-85.
6. Григорьев Р. Г. Рембрандт - гравер / Гос. Эрмитаж; [авт. текста Р.Г. Григорьев]. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – 47 с.
7. Губина, Е. П. Кобальтовый мятеж. Женская эмансипация в произведениях Петера Пауля Рубенса и Рембрандта / Е. П. Губина. – СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 201 с. – ISBN 978-5-94380-455-1.
8. Дубченко, Е. В. Исторические особенности образа женщины в произведениях Рубенса и Рембрандта / Е. В. Дубченко // Вестник Белгородского государственного университета. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2018. – № 8. – С. 234-238.
9. Кошева, Л. Рембрандт и Рубенс: штрихи женской красоты / Л. Кошева // В мире искусства. – 2018. – № 3. – С. 57-63.
10. Кузьмина, Ю. Женский образ в фламандском искусстве XVII века: Рубенс и Рембрандт / Ю. Кузьмина // Искусствоведческие записки. – 2018. – № 4. – С. 87-92.
11. Лавров, А. В. Рубенс и Рембрандт: сопоставление мастеров и стилей / А. В. Лавров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. – 2018. – № 2. – С. 56-64.
12. Лебедева, Ж. В. Рембрандт и Рубенс: творчество двух гениев / Ж. В. Лебедева. – М: Издательство МарГИ, 2020. – 409 с. – ISBN 978-5-95302-798-6.
13. Мартынов, Д. В. Рубенс и Рембрандт: иконы эпохи / Д. В. Мартынов. – М: Искусство, 2020. – 213 с. – ISBN 978-5-98055-193-5.
14. Михайлова, Е. И. Венера и Селянка: образы женщин в творчестве Рубенса и Рембрандта / Е. И. Михайлова // Художественные тексты и процессы. – 2020. – № 1. – С. 45-57.
15. Осыковская, М. А. Проблема телесности в произведениях Рубенса и Рембрандта / М. А. Осыковская // Труды Института истории, архитектуры и искусства. – 2018. – Вып. 12. – С. 91-102.
16. Петров, В. И. Искусство Рубенса и Рембрандта в контексте женской эмансипации / В. И. Петров // Россия и современность. – 2018. – № 1. – С. 79-90.
17. Пустовалова, Л. В. Женский образ в произведениях Рубенса и Рембрандта / Л. В. Пустовалова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 12: Политология. Социология. – 2019. – № 1. – С. 208-215.
18. Рашевская, М. В. Женская красота в искусстве Рубенса и Рембрандта / М. В. Рашевская // Таврический вестник. – 2019. – № 4. – С. 122-135.
19. Роден О. Беседы об искусстве / Огюст Роден; [пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой]. - СПб: Азбука-классика, 2006. – С.112.
20. Самойленко, Ю. В. Женщина в искусстве Петра Пауля Рубенса и Рембрандта / Ю. В. Самойленко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: История и философия науки. – 2020. – Т. 21, вып. 6. – С.123-135.
21. Уоллэйс Р. Мир Рембрандта: 1606-1669 / Роберт Уоллэйс; [пер. с англ. Л. Каневского]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. - 189с.
22. Федичкин, Н. А. Проблемы осуществления женской эмансипации в творчестве Рубенса и Рембрандта / Н. А. Федичкин // Скандинавский журнал искусствознания. – 2019. – № 2. – С. 78-91.
23. Федотова Е. Д. Рембрандт: [жизнь и творчество / авт. текста Елена Федотова]. - М: Белый город, 2005. - 47 с.
24. Чернова, Е. Женщина в обруче: исследование женских образов в произведениях Рубенса и Рембрандта / Е. Чернова // Вестник Саратовского государственного университета. Серия: История. – 2018. – Т. 18, вып. 1. – С. 87-94.
Электронные ресурсы
25. Интернет-портал по искусству «Искусствовед» [Электронный ресурс]. – URL: https://iskusstvoed.ru/