СВЕТСКОЕ, КЛЕРИКАЛЬНОЕ, ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ И АТЕИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 13.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 1
Основная часть 2
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Атеистическое государство - это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов и ведется систематическое преследование духовенства и верующих. В отличие от светских государств, которые признают деятельность религиозных организаций, здесь отрицаются религиозные убеждения и ритуалы, насаждается безбожие.А.Б. Венгеров выделяет два типа политических систем в атеистических государствах – тоталитарно-распределительную и воинствующе-атеистическую [2, c. 340]. В тоталитарно-распределительных политических системах формальный лозунг невмешательства скрывал фактическое участие государства в делах церкви, попытки контролировать духовенство и репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь в своих целях. Воинствующие атеистические системы, в свою очередь, пытались и использовали открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, повседневной, обрядовой жизни общества и разрушения культовых сооружений.В атеистических государствах религиозные организации подвергаются преследованиям со стороны властей. Это выражается, в частности, в том, что:1. Церковь лишается своей экономической основы — собственности;2. Религиозные организации либо запрещены, либо находятся под жестким контролем государства;3. Религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимые действия;4. Священнослужители и верующие подвергаются репрессиям;5. Запрещено проведение религиозных обрядов, ритуальных услуг, публикация и распространение религиозной литературы в общественных местах;6. Свобода совести, по сути, сводится к свободе пропаганды атеизма.Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Таким образом, Конституция Албании 1976 года запрещала любую религию в этой стране.ЗаключениеСовременный мир характеризуется переосмыслением устоявшегося и интенсивным поиском новых духовных ценностей, отвечающих реалиям постиндустриального общества, поскольку без культурной и моральной поддержки дальнейшее развитие невозможно ни в экономической, ни в политической сферах. Наглядным доказательством этого тезиса является очевидная диалектическая взаимосвязь между политическим и религиозным сознанием.Это проявляется в существовании различных моделей социально-политического взаимодействия государства и церкви, верующих и атеистов в мире. С одной стороны, эта проблема неизбежно затрагивает вопросы, которые являются сугубо внутренними для каждого человека, вытекающими из его личных убеждений, взглядов и совести. С другой стороны, она включает в себя качественные характеристики общества, государства, его организации и политического курса, в частности, его способность обеспечивать демократические права своих граждан, исключать любое политическое и правовое насилие в отношении их убеждений или использование религиозных убеждений и верований в ущерб их носителям и социальный прогресс.В настоящее время правящие силы стран Востока и Запада широко используют различные конфессии в своих политических целях. Поэтому, не принимая во внимание специфику взаимоотношений политики и религии, трудно понять подоплеку ряда социально-политических конфликтов, наблюдаемых сегодня и в прошлом как за рубежом, так и в нашей стране. Можно утверждать, что объективные потребности социального прогресса требуют тщательного рассмотрения этих вопросов, поскольку каждое общество, государство и его правящие круги понимают и интерпретируют их по-своему, а главное, реализуют политику в этой области.Сегодня влияние религиозного фактора на политику значительно расширилось. В мировой практике на первый план вышел ряд вопросов, созвучных религиозно-нравственным проблемам, что стало одной из причин активизации церковных организаций и клерикальных структур, их заинтересованного обращения к широким социальным слоям с целью включения их в зону своего идеологического и политического влияния.Список использованной литературы1. Арановский К.В. Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. М.: Проспект, 2020. - 216 с.2. Венгеров А.Б. Теория государства и права:Учебник для юридических вузов. 6-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 528 с.3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. М: Юрист, 2006. – 456 с.4. Салыгин Е.В. Теократическое государство. - М., 1999. - 128 с.5. Тощенко, Ж. Т. Государство как субъект теократии / Социологические исследования. — 2007. № 2. с. 3-14 6. Экземплярский, В. И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. — Краснодар: Текст, 2013. — 272 с.
Список использованной литературы
1. Арановский К.В. Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. М.: Проспект, 2020. - 216 с.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 6-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 528 с.
3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. М: Юрист, 2006. – 456 с.
4. Салыгин Е.В. Теократическое государство. - М., 1999. - 128 с.
5. Тощенко, Ж. Т. Государство как субъект теократии / Социологические исследования. — 2007. № 2. с. 3-14
6. Экземплярский, В. И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. — Краснодар: Текст, 2013. — 272 с.