Проблемы развития современной районной прессы (на примере газеты)
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 10.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Проблемы развития районной прессы: теоретические основы исследования 9
1.1 Типологические особенности районной прессы: обзор научных подходов 9
1.2 Основные проблемы развития районной прессы на современном этапе 13
2 Проблемы развития районной газеты "Гатчинская правда" 18
2.1 Газета "Гатчинская правда" в системе районных СМИ: история и современное состояние. 18
2.2 Жанровая палитра газеты «Гатчинская правда» 20
2.3 Анализ проблем и перспектив развития современной печати 42
Заключение 48
Список литературы и источников 54
Но роль прессы в жизни современного человечества, в формировании общественного сознания было никак невозможно преуменьшить.Примерно с середины XIX века в эпоху индустриальной революции зависимость издателей от правительства стала ослабевать. Впоследствии эта тенденция частного владения прессой продолжилась и сейчас практически во всех индустриально развитых странах пресса развивается и полностью находится в частном владении коммерческих корпораций.По данным исследования ВЦИОМ (октябрь 2022 года), индекс доверия к СМИ в 2022 году вывел новостные сайты и прессу всех уровней на лидирующие позиции, оттеснив социальные сети и мессенджеры. Центральная и региональная пресса занимает 4 и 5 место по уровню доверия российских граждан после телевидения, новостных, аналитических и официальных сайтов.Появление Интернета и потребность в многоцелевом контенте, вероятно, внесли самые большие изменения в трудовую жизнь большинства журналистов. Эта тенденция только зародилась десять лет назад, но за последние четыре-пять лет она набрала обороты, в частности, благодаря новостным изданиям в интернете.Руководство печатных изданий отмечает, что модель конвергентного отдела новостей заключается не только в объединении сетевой и печатной журналистики, но и в повышении уровня взаимодействия с читателями. В свою очередь, это может предоставить редакторам более качественную информацию о том, какие вопросы читатели хотят видеть освещенными, и позволит им более четко сфокусировать содержание газеты.Таким образом, главной функцией СМИ является социализация личности как результат ее социального развития, достижения оптимальной формы социальной активности и компетентности, которая предоставляет возможность активно превращать окружающую среду, реализовывать право свободного выбора в позиции субъекта жизнедеятельности. Стоит отметить основные отличия современного рынка печатных СМИ от рынка десятилетней давности.Во-первых, c произошедшими кардинальными изменениями в потреблении медиа аудиторией все чаще предпочитаются цифровые печатные издания. Соответственно, изменилась модель дистрибуции контента. Во-вторых, большинство традиционных издательских домов эволюционировали в медиахолдинги, которые стали являться своего рода фабриками контента, активно начал производиться аудио- и видеоконтент. С развитием интернета изменилось потребление медиаконтента через интернет.Отмечается увеличение роли сайтов-агрегаторов, социальных сетей, мессенджеров и сервисов видеохостинга. В-третьих, с развитием цифровых медиа отметился бурный рост источников контента – помимо традиционных СМИ появилась огромная армия блогеров, которая поставляет свой контент потребителям.К заметному явлению на рынке печатных СМИ в России и мире в последнее время стало то, что к наиболее успешным в плане модернизации деятельности периодическим печатным изданиям в последнее время приходит второе дыхание. Их редакциями улучшается контент, расширяются способы его доставки аудитории, совершенствуется стиль, вид форматов, дизайна и подходы к ведению бизнеса .В итоге объем совокупной аудитории таких изданий если и сокращается, то незначительно, а сумма их рекламных доходов, объем подписки и розничных продаж остаются на прежнем уровне. Как уже упоминалось выше, цифровые технологии могут оказать благотворное влияние на качественную прессу. В свете подобных процессов журналисты должны будут сосредотачивать внимание на достоверной информации .. По данным Роскомнадзора, существует тенденция к тому, что число действующих печатных СМИ в России с каждым годом уменьшается. Кроме того, издатели считают, что действующие в Российской Федерации ограничения на рекламу отдельных товаров и услуг в печатных СМИ относятся к необоснованным при полном отсутствии механизмов компенсации потерь от реализации таких законодательных запретовПо мнению издателей для поддержания печатных СМИ, пострадавших в результате введенных карантинных мер для борьбы с коронавирусом, было бы более правильно принять меры по сокращению ограничений на размещение отдельных видов рекламы, а редакции и издательские дома, которые выпускают прессу, включить в список наиболее пострадавших социально значимых организаций, нуждающихся в государственной поддержке.К причинам сокращения рабочих мест в печатных СМИ отраслевые аналитики относят распространение мобильного интернета, с кризисом системы розничной дистрибуции прессы и резким снижением популярности подписки на фоне распространения бесплатного, хотя и менее качественного онлайн-контента. Одним словом, с учетом практики объединения возможностей печатных и интернет-ресурсов газет в мировых уменьшение количества рекламы может привести к закрытию большинства газет.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность исследования обусловлена необходимостью анализа современного состояния местной региональной районной газеты «Гатчинская правда» Гатчинского района Ленинградской области.Целью исследования в данной дипломной работе является исследование проблем развития современной районной прессы (на примере газеты "Гатчинская правда".Типологическую структуру СМИ России определяют следующие факторы: политический, экономический, техногенный, профессиональный. Длительное время в российском государстве преобладала политизация прессы, развивающейся под влиянием политико-экономических группировок. Сегодня наблюдается тенденция к усилению роли государства в формировании информационной политики СМИ.Типологическими характерными признаками печатной прессы являются: периодичность выхода газет и журналов, время выхода, область распространения, принадлежность печатного издания к определенной информационной группе или издательскому концерну.Газета «Гатчинская правда» характеризуется: ‒ в виде качественной прессы, выражающей мнения для интеллектуальной части общества, а также массовой, направленной на любые слои населения; ‒газета «Гатчинская правда» относится к государственной, получающей дотации из казны; ‒ относится к официозной, отражающую точку зрения правительства ; ‒ содержит развлекательную часть, направленную на досуг читателей; ‒ относится к легитимной, официально зарегистрированной в министерстве печати; ‒ является национальной, издающейся в пределах республики.В газете еженедельно публикуются материалы ведущих журналистов, политологов, историков, искусствоведов, критиков по большому количеству разнообразных тематик. Анализ издания показал, что политические темы превалируют над прочими. Следовательно, концептуально издание по-прежнему остается общественно-политическим, каким оно было в начале своего существование.Все это свидетельствует о том, что издание претендует на самый широкий охват аудитории: от пенсионеров до молодежи, от бизнесменов до учителей, от обывателей, которых интересует только хлеб насущный, до интеллектуалов, готовых рассуждать о научных открытиях или судьбах России. Так, например, как показывает анализ рубрикатора на сайте издания, целых три рубрики можно отнести к просветительским в культурных вопросах - «Культура», «Общество», «Туризм». Достаточно высокий показатель для газеты, которая заявляет себя как общественно-политическое издание.Районная газета является одновременно официальным источником местных новостей и оперативным информационным каналом, который позволяет читателю хорошо ориентироваться в местных делах, поэтому она еще долго не потеряет своей актуальности среди местных сообществ. Кроме того, местная пресса является эффективным средства осуществления социальной активности людей. Сегодня местная пресса, выполняя журналистские функции, способствует формированию единого свободного медиапространства, обеспечивает гражданам доступ к электронным ресурсам.Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются региональные газеты, заключается в том, что в условиях растущей сегментации медиа-мира местные газеты по-прежнему должны в некоторой степени быть «всем для всех». Национальные газеты способны гораздо точнее ориентироваться на определенную демографическую группу. Аналитики говорят, что задача местных газет заключается «не в том, чтобы выйти на какой-то один сегмент рынка, а в борьбе за его сообщество».Хотя он признает, что газете по-прежнему необходимо знать свою демографию – чтобы публиковать статьи, которые будут актуальны для основной массы читателей, – он считает, что местная газета, которая слишком узко сегментирует свою читательскую аудиторию, не сможет выполнить свою самую важную задачу.Существует общая тенденция к уменьшению количества изданий. Местная газета больше не является для читателей основным источником последних новостей – радио, телепередачи или Интернет заполняют это пространство – поэтому нет причин печатать «позднее» издание, включающее самые последние новости. Одной из тенденций конечно же является то, что региональным газетам приходится сокращать расходы, причем в некоторых случаях весьма существенно. В то время как многие инвестируют в онлайн-деятельность и видеожурналистику, печатная журналистика часто несет на себе основную тяжесть сокращения расходов, что приводит к обвинениям в том, что местным газетам не хватает ресурсов, необходимых для журналистских расследований, и в результате они теряют своих подписчиков.Остановка выхода газеты не происходила даже в период фашисткой оккупации, не прекращался выпуск газеты, менялись лишь названия, учредители да менялся тираж. В 1931 его объем составлял 3 тысячи экземпляров, сейчас порядка 6 тысяч (причем, реальных, подписных). А период самых больших тиражей приходился на начало 90-х г.г. и составлял около 32 тысяч. В 30-х годах выпуск газеты происходил на двух языках: русском и финском, так как присутствовало преимущественное количество граждан финской национальности. Пятьдесят лет произошло спустя финская страница стала выходить снова. Самые большие тиражи газеты впускались в период перестройки, когда ее тираж составлял свыше 25 тысяч экземпляров. Сегодня «Гатчинская правда» относится к главному печатному изданию Гатчинского района, и представлена и в новых форматах. Во главе редакции находится главный редактор Елена Суралева. Для многих журналистов работа в «Гатчинской правде» явилась хорошей школой профессионального мастерства, а для кого-то и ступенькой в служебной карьере. К авторам газеты в нынешние, как и прежние годы относятся работники учреждений культуры, науки, образования и других общественных организаций.Анализ издания показал большое разнообразие рубрик и жанров материалов.Тематикой издания«Гатчинская правда» освещение основных тенденций развития в общественной, экономической и политической жизни. В каждом номере-самые свежие новости и наиболее актуальная информация.Газета «Гатчинская правда» предоставляют читателю возможность получить информацию по самым актуальным вопросам. Производится освещение событий по стране и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни.В издании «Гатчинская правда» сочетаются два качества главных составляющих серьезного респектабельного издания – общий высокопрофессиональный уровень редакционных текстов и привлечение публикаций известных журналистов.Специфика подачи материалов обуславливается способом работы, необходимым в будущем для конвергентных СМИ:–Необходимо прислушиваться к мнению конвергентной аудитории;–Необходимо производить замену продуктов и услуг отдельных СМИ на интегрированные комплекты контента; –В целях правильного управления переменами следует внести изменения в инфраструктуру редакций: Редакциям рекомендуются ввести новые графики производств и принятия редакционных решений. Обеспечение принятия редакционных решений, в свою очередь предлагается строить не только на актуальных новостных событиях, но и на выборе сайтов, которые будут использоваться для доставки новостей потребителям К задачам издания «Гатчинская правда» относится освещение основных тенденций развития в общественной, экономической и культурной жизни. Производится освещение событий в Ленинградской и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни.Сегодня, при плохом распространении национальной прессы в российских регионах, журналисты региональных газет возьмут на себя важную роль в освещении законодательных и президентских выборов, запланированных на март этого года. Для журналистов, которые работают в этих региональных газетах, то, как они действуют под этим давлением и во время этих выборов, станет проверкой того, сможет ли местная журналистика в России выступать в качестве независимой прессы. Несмотря на это, казалось бы, очевидное преимущество наполнения издания материалами устоявшихся жанров (в частности, сокращение цикла выпуска материалов за счет ускорения их написания и согласования), в газете «Гатчинская правда» было отмечено большое количество смешанных жанров, когда одна форма содержит черты другой или плавно перетекает в нее. Смешение жанров или отход от классических форм допустимы, но это всегда риск, на который могут идти журналисты высокой квалификации, способные к творчеству и игре с материалом.Таким образом, мы видим, что редакция газеты ставит перед собой задачу быть незаменимым навигатором по федеральным и региональным новостям общественной, политической, культурной и экономической сфер, а также содержит полезную и интересную информацию, которую читатель захочет прочитать и с ней ознакомиться.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. / Л. Г. Свитич [и др.]. // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2014. — № 5. — С. 3–25 ; № 6. — С. 52–732. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) / Л. Г. Свитич [и др.]. // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2014. — № 5 (97). — С. 149–156.3. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. (результаты опроса редакторов и журналистов) / Л. Г. Свитич [и др.]. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2015. — 237 с.4. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2013. — № 6. —С. 26–38.5. Свитич Л. Г. Исследование крупных городов России: ресурсы медиасистемы / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Материалы Международной научно-практической конференции. — М. : МедиаМир, 2016. — С. 221–222.6. Свитич Л. Г. Газеты и журналы в медиасистеме городов-миллионников: социологическое исследование / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10. — 2017. — № 5. — С. 3–29.7. Повестка дня городских газет / Л. Г. Свитич [и др.]. // Журналистика в 2017 году: Творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. — М. :МедиаМир, 2018. — С. 297–298.8. Визгалов Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов. — М. : Институт экономики города, 2011. — 160 с.9. Аношкина Е. Л. Перспективные проблемы крупнейших российских городов. / Е. Л. Аношкина. — Режим доступа: http://www.investmentrussia.ru/svoi-biznes/gorodaregioni/perspektivi-razvitija-krupneishih-gorodov.html10. Битюкова В. Р. Социально-экологические проблемы развития городов России / В. Р. Битюкова. — М. : Книжный дом, 2012. — 448 с.11. Сазонов Э. В. Экология городской среды / Э. В. Сазонов. — М. : Юрайт, 2017. —308 с.12. Царик М. И. Проблемы многомиллионных городов: причины возникновения проблемы, динамика развития, прогнозы развития / М. И. Царик — Волгоград, 2015. — Режим доступа: studFiles.net.13. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013. — 278 с.14. Вартанова Е. Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов / Е. Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2015. — № 6. — С. 5–26.15. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2012. — 324 с.16. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / С. Маккуайр. — М. : StrelkaPress, 2014. — 527 с.17. Чичерина М. В. Типология медиатекста как основа формирования медиаграмотности / Чичерина М. В. // Известия Российского государственного университета имени А. И. Герцена. — 2007. — Т. 9, № 47. — С. 159–166. 18. Рогозина И. В. Функции и структура медиакартины мира. Теория формирования медиасистем / И. В. Рогозина. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/417871/.19. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики / М. А. Бережная. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2009. — 330 с.20. Смирнова О. В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности / О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. —№ 4. — С. 72–88.21. Шкондин М. В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177—186. 22. Шкондин М. В. Региональная печать: структурные характеристики (На примере изданий Красноярска) / М. В. Шкондин, Н. Н. Замотина // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 181–190.23. Голошейкин Е. В. Крупные города как фактор регионального развития / Е. В. Голошейкин, А. В. Мотовилов // Вестник Челябинского государственного университета. —2009. — № 26. — С. 87–90.24. Зацепилин Ю. В. Город как социум в эпоху всеобщей информатизации / Ю. В. Зацепилин. — Челябинск : Институт развития города, 2006. — 132 с.25. Пашаева Я. Ф. Модель содержания газеты мегаполиса в условиях прямой конкуренции (на примере города Чикаго) / Я. Ф. Пашаева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2016. — № 4. — С. 81–104.26. Свитич Л. Г. Печать городов-миллионников и их присутствие в Интернете / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Расширение медиаграниц в ХХ1 веке: влияние дигитализации на медиасреду. Тезисы Международных научных чтений в Москве 17-18 ноября 2016. — М. : МедиаМир, 2016. — С. 166–167.27. Свитич Л. Г. Газета «Челябинский обзор» как тип делового издания (контент-аналитическое исследование) / Л. Г. Свитич // Судьба печатной прессы в эпоху Интернета. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. — C. 28–49.28. Вырковский А. В. Тенденции развития рынка еженедельных журналов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 170–177.29. Вырковский А. В., Макеенко М. И. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2012. — № 5. — С. 36–49.30. Сабирова Л. М. Роль городов-миллионников в региональной социально-экономической системе / Сабирова Л. М. // Ученые записки Казанского университета. —2012. — Т. 154, кн. 6. — С. 26–31.31. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка дня российских СМИ: журналистика, человек, общество / Т. И. Фролова. — М. : МедиаМир, 2014. — 352 с. 32. Свитич Л. Г. Функционально-тематическая структура печати городов-миллионников / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 7–8 февраля 2017 г. — М. : МедиаМир, 2017. — С. 302–303.33. Шкондин М. В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2016. — Т. 26, № 2.— С. 175–182. 34. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец. — М. : НИПКЦ Восход-А, 2014. — 328 с.35. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения / Т. Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2005. — № 2. —С. 28–34. 36. Семенова А. Л. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А. Л. Семенова, М. В.Корсунская. — М. : Институт социологии РАН, 2010. — 324 с.37. Современный медиатекст. / отв. ред. Н. А. Кузьмина. — Омск, 2011. — 414 с.38. АрендтХ. Vita active, илиодеятельностижизни / Х. Арендт. — СПб. : Алетейя, 2000. — 437 с.Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. — Cambridge : MIT Press, 1962. —301 p.39. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. -—Cambridge : MIT Press, 1962. — 301 p.40. Luhmann N. Die Realitat der Massenmtdien / Niklas Luhmann. — Wiesbaden : Westdeutscher Verlag, 2004. — 256 s.
2. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) / Л. Г. Свитич [и др.]. // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2014. — № 5 (97). — С. 149–156.
3. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. (результаты опроса редакторов и журналистов) / Л. Г. Свитич [и др.]. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2015. — 237 с.
4. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2013. — № 6. —С. 26–38.
5. Свитич Л. Г. Исследование крупных городов России: ресурсы медиасистемы / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Материалы Международной научно-практической конференции. — М. : МедиаМир, 2016. — С. 221–222.
6. Свитич Л. Г. Газеты и журналы в медиасистеме городов-миллионников: социологическое исследование / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10. — 2017. — № 5. — С. 3–29.
7. Повестка дня городских газет / Л. Г. Свитич [и др.]. // Журналистика в 2017 году: Творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. — М. :МедиаМир, 2018. — С. 297–298.
8. Визгалов Д. В. Брендинг города / Д. В. Визгалов. — М. : Институт экономики города, 2011. — 160 с.
9. Аношкина Е. Л. Перспективные проблемы крупнейших российских городов. / Е. Л. Аношкина. — Режим доступа: http://www.investmentrussia.ru/svoi-biznes/gorodaregioni/perspektivi-razvitija-krupneishih-gorodov.html
10. Битюкова В. Р. Социально-экологические проблемы развития городов России / В. Р. Битюкова. — М. : Книжный дом, 2012. — 448 с.
11. Сазонов Э. В. Экология городской среды / Э. В. Сазонов. — М. : Юрайт, 2017. —308 с.
12. Царик М. И. Проблемы многомиллионных городов: причины возникновения проблемы, динамика развития, прогнозы развития / М. И. Царик — Волгоград, 2015. — Режим доступа: studFiles.net.
13. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013. — 278 с.
14. Вартанова Е. Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов / Е. Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2015. — № 6. — С. 5–26.
15. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2012. — 324 с.
16. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / С. Маккуайр. — М. : Strelka Press, 2014. — 527 с.
17. Чичерина М. В. Типология медиатекста как основа формирования медиаграмотности / Чичерина М. В. // Известия Российского государственного университета имени А. И. Герцена. — 2007. — Т. 9, № 47. — С. 159–166.
18. Рогозина И. В. Функции и структура медиакартины мира. Теория формирования медиасистем / И. В. Рогозина. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/417871/.
19. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики / М. А. Бережная. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2009. — 330 с.
20. Смирнова О. В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности / О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. —№ 4. — С. 72–88.
21. Шкондин М. В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177—186.
22. Шкондин М. В. Региональная печать: структурные характеристики (На примере изданий Красноярска) / М. В. Шкондин, Н. Н. Замотина // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 181–190.
23. Голошейкин Е. В. Крупные города как фактор регионального развития / Е. В. Голошейкин, А. В. Мотовилов // Вестник Челябинского государственного университета. —2009. — № 26. — С. 87–90.
24. Зацепилин Ю. В. Город как социум в эпоху всеобщей информатизации / Ю. В. Зацепилин. — Челябинск : Институт развития города, 2006. — 132 с.
25. Пашаева Я. Ф. Модель содержания газеты мегаполиса в условиях прямой конкуренции (на примере города Чикаго) / Я. Ф. Пашаева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2016. — № 4. — С. 81–104.
26. Свитич Л. Г. Печать городов-миллионников и их присутствие в Интернете / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Расширение медиаграниц в ХХ1 веке: влияние дигитализации на медиасреду. Тезисы Международных научных чтений в Москве 17-18 ноября 2016. — М. : МедиаМир, 2016. — С. 166–167.
27. Свитич Л. Г. Газета «Челябинский обзор» как тип делового издания (контент-аналитическое исследование) / Л. Г. Свитич // Судьба печатной прессы в эпоху Интернета. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. — C. 28–49.
28. Вырковский А. В. Тенденции развития рынка еженедельных журналов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 170–177.
29. Вырковский А. В., Макеенко М. И. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2012. — № 5. — С. 36–49.
30. Сабирова Л. М. Роль городов-миллионников в региональной социально-экономической системе / Сабирова Л. М. // Ученые записки Казанского университета. —2012. — Т. 154, кн. 6. — С. 26–31.
31. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка дня российских СМИ: журналистика, человек, общество / Т. И. Фролова. — М. : МедиаМир, 2014. — 352 с.
32. Свитич Л. Г. Функционально-тематическая структура печати городов-миллионников / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 7–8 февраля 2017 г. — М. : МедиаМир, 2017. — С. 302–303.
33. Шкондин М. В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2016. — Т. 26, № 2.— С. 175–182.
34. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец. — М. : НИПКЦ Восход-А, 2014. — 328 с.
35. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения / Т. Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2005. — № 2. —С. 28–34.
36. Семенова А. Л. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А. Л. Семенова, М. В.Корсунская. — М. : Институт социологии РАН, 2010. — 324 с.
37. Современный медиатекст. / отв. ред. Н. А. Кузьмина. — Омск, 2011. — 414 с.
38. Арендт Х. Vita active, или о деятельности жизни / Х. Арендт. — СПб. : Алетейя, 2000. — 437 с.Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. — Cambridge : MIT Press, 1962. —301 p.
39. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. -—Cambridge : MIT Press, 1962. — 301 p.
40. Luhmann N. Die Realitat der Massenmtdien / Niklas Luhmann. — Wiesbaden : Westdeutscher Verlag, 2004. — 256 s.