Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных ситуаций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 42 42 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 13.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1.Феномен конфликтного поведения младших школьников 6
1.2. Образовательная среда как фактор возникновения конфликтного поведения в начальной школе 11
1.3. Современные подходы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Организация и методы исследования психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения младших школьников 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования конфликтного поведения младших школьников в условиях образовательной организации 26
2.3. Экспериментальное изучение эффективности условий предупреждения конфликтного поведения младших школьников в условиях образовательной организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Фрагмент для ознакомления

Большинство детей, участвующих в экспериментальных группах, ощущают удовлетворение от общения и признания со стороны своих сверстников. Взаимосвязи между мальчиками и девочками в этих группах можно описать как "взаимная симпатия". В основном, мотивацией для выборов является желание общаться и иметь общие дела.Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой применялась для определения эмоционального состояния обучающихся, оценки уровня агрессии, ее направленности и интенсивности.Результаты представлены на рисунке 3.Рис. 3Диаграмма состояния эмоциональной сферы обучающихсяИз рисунка 3 видно, что у 4 (10 %) учащихся выражена агрессия, у 9 (22 %) проявляется защитная агрессия, у 27 (68 %) агрессия не выявлена.Конструктивная форма 82,5 %Деструктивная форма17,5 %Благоприятное отношение в классе60 %Неблагоприятное отношение в классе40 %Наличие агрессии 10 %Таблица 1 Сводная таблица результатов диагностик конфликтности, взаимоотношений, агрессииУровень социометрического статуса младших школьников оказывает влияние на выбор типа поведения в ситуации конфликта, что можно увидеть, изучив протокол «Приложение А». Дети с высокими социометрическими показателями обнаруживают способность к конструктивному поведению, когда возникают конфликтные ситуации. В то же время младшие школьники с низким социометрическим статусом проявляют деструктивные формы поведения в таких ситуациях. Таким образом, было выяснено, что выбор типа поведения в конфликтной ситуации зависит от уровня социометрического статуса и агрессивности младших школьников.Повышение социометрического статуса младших школьников и обучение им коммуникативным умениям предполагаются нами в качестве условий, которые могут способствовать предупреждению конфликтного поведения в образовательной организации.2.3. Экспериментальное изучение эффективности условий предупреждения конфликтного поведения младших школьников в условиях образовательной организацииС целью проверки выявленных психолого-педагогических условий, способствующих, на наш взгляд, предупреждению конфликтного поведения младших школьников в образовательной организации была разработана система работы по повышению социометрического статуса и обучению коммуникативным умениям школьников, занимающих неблагоприятное положение среди сверстников, демонстрирующих деструктивные формы поведения в конфликтных ситуациях и агрессию.Занятие 1.Цели:Взаимодействие;отреагирование чувств; осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.План проведения:Разминка; упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие.Основная часть: упражнение на осознание своей агрессивности и неконструктивности поведения (психодраматическая реконструкция недавних реальных конфликтов).Заключительное обсуждение.Упражнение 1. «Приветствие» — на взаимодействие и сплоченность в группе. Учитель задает вопрос о том, какое настроение в данный момент у каждого ребёнка. Затем просит тех ребят, которые оценивают свое настроение как положительное, поделиться им с теми, у кого оно недостаточно хорошее. Для этого учащийся свое настроение перекидывает другому человеку вместе с резиновым мячиком. И вновь учитель интересуется настроением каждого участника группы.Упражнение 2. «Слепой и поводырь» — на доверие. Учитель предлагает ученикам разбиться на пары и встать один за другим. Тот, кто стоит впереди, — слепой, сзади — поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь должен быстро, но очень аккуратно водить слепого по комнате. Задача поводыря — вести своего слепого так, чтобы он не наткнулся на другие пары, стены, стулья. Когда музыка замолчит, ребята меняются ролями.Это упражнение дает наглядную информацию о том, насколько ребята доверяют друг другу, как работается в паре. Затем учащиеся обмениваются ощущениями.Обсуждение. Что чувствовали ребята? В какой роли было легче? Следует поднять вопрос о доверии поводырю, жизни, окружающим. Может ли быть общение без доверия?Упражнение 3. Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии, направленная на обучение подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.Упражнение проводится в несколько этапов: Сначала следует расспросить каждого ученика, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т. п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Пусть ребята составят перечень таких ситуаций (письменно), а затем проиграют их между собой, после чего выскажутся. Учащиеся с помощью учителя выбирают из перечня наименее конфликтную и проблемную (для каждого свою) ситуацию, в которой, с их точки зрения, им будет проще справиться с собственными негативными поведенческими реакциями. Затем вместе обсуждают возможные варианты поведения в конкретной ситуации, записывая их в перечне напротив данной ситуации. Далее следует обсудить и проанализировать последствия каждого выбранного варианта поведения и записать дальнейшее развитие ситуации.Например:Ситуация: Коля без спроса берет мои тетради.Варианты поведения: а) толкнуть его и отнять свои тетради; б) ударить его и отнять свои тетради; в) отнять свои и взять его тетради или спрятать его рюкзак в отместку; г) сказать учительнице; д) попросить вернуть тетради, если он не вернет, сказать учительнице.Последствия: Коля толкнет меня в ответ. Я его ударю. Он ударит меня. Мы подеремся.5. Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации, причем право выбора остается за учеником, и закрепить его в ролевой игре. Для того чтобы процесс формирования навыка был более успешным, можно попросить ребят перед началом ролевой игры вообразить ситуацию, где им удается применить позитивный вариант поведения, а затем уже переходить непосредственно к ролевой игре. 6. Когда учащемуся удастся закрепить позитивную поведенческую реакцию в данной проблемной ситуации через ролевую игру и успешно применить ее в реальной жизни, нужно перейти к следующей, более проблемной и конфликтной для него ситуации.Упражнение 4. «Хочу сказать приятное другому человеку» — на формирование эмпатических реакций у подростка. Задание состоит в том, чтобы участники, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом себя. По ходу выполнения задания учитель обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали ребята, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.В заключение учитель дает участникам задание похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.Затем нами былиразработаныметодические рекомендации для педагогов по предупреждению конфликтного поведения младших школьников. 1. Ребенку следует давать поручения, которые соответствуют его возможностям. Если вы предлагаете ему выполнить слишком сложные и непосильные задания, то вы предопределяете его неудачу и, как следствие, снижение самооценки и неудовлетворенность собой.2. Для поддержания самооценки тревожного ребенка необходимо убедиться, что перед любой деятельностью, которую ему предлагают, звучат слова, выражающие веру в его способности (например, "Ты справишься", "Тебе это под силу"). Важно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время выполнения задач.3. Сравнивать ребенка с кем-либо весьма недопустимо, особенно, если такое сравнение не является в пользу ребенка. Вместо этого следует ориентироваться на собственные успехи и неудачи ребенка. Например, можно сказать: «Сегодня ты постарался меньше, поэтому результат получился хуже, чем в прошлый раз. Но я уверен, что завтра у тебя будет лучше». Такие оптимистические прогнозы на будущее помогут ребенку не считать себя безнадежным и способствуют повышению его уверенности в себе.4. Важно избегать ситуаций соревнования и публичного выступления для детей, которые испытывают тревогу. Не рекомендуется давать им задания, требующие быстрого ответа. Также не стоит настаивать на том, чтобы ребенок выступал перед всей группой: его ответы можно получить индивидуально. Ситуация публичного выступления является стрессовой и требует особого внимания.5. Неизвестность часто вызывает тревожность у детей. Поэтому, чтобы ребенок стал более спокоен, нужно давать ему задания с подробным описанием того, как их выполнить. Нужно составить план, где будет указано, что делать сейчас, а что делать потом и так далее.6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.Итак, как помочь тревожному ребенку развить самостоятельность и уверенность? Во-первых, необходимо создать для него безопасную и поддерживающую среду. Это может включать в себя установление четких границ и правил, а также поощрение и поддержку его маленьких достижений.Во-вторых, важно помочь ребенку понять и управлять своими эмоциями. Тревога может привести к чувству беспомощности и неуверенности, поэтому необходимо научить его техникам релаксации и стратегиям управления стрессом. Это может включать в себя дыхательные упражнения, медитацию или занятия спортом.В-третьих, поощряйте ребенка брать на себя ответственность за свои действия и принимать решения. Дайте ему возможность совершать маленькие самостоятельные шаги, например, позвольте ему выбирать, что надеть на себя или что приготовить на завтрак. Помните, что даже маленькие победы могут укрепить его уверенность в себе.Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка - это сложный процесс, требующий терпения и поддержки. Однако, с правильным подходом и поддержкой со стороны взрослых, ребенок может преодолеть свои тревоги и стать более самостоятельным и уверенным в себе.Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.Разработанные методические рекомендации были подвергнуты экспертной оценке. В экспертной оценке методических рекомендаций приняли участие 5 специалистов в области начального образования: председатель методического объединения начальных классов, педагоги высшей квалификации и психолог. ЗАКЛЮЧЕНИЕВозможность проведения конкретного исследования, направленного на изучение поведения младших школьников в конфликтных ситуациях и выявление психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения в образовательной организации, стала возможной благодаря современным представлениям о проблеме конфликтного поведения в младшем школьном возрасте. Проведение такого исследования дает возможность точного определения предмета исследования и выбора адекватных экспериментальных методов.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:1. В настоящее время вопрос предотвращения конфликтного поведения у младших школьников становится все более актуальным. Анализ различных теорий и исследований позволяет выявить определенные условия, которые способствуют предотвращению конфликтов в образовательных учреждениях. Одним из таких условий является использование комплекса игр, которые направлены на развитие сплоченности и сотрудничества среди детей. Также важно обучать младших школьников эффективным навыкам общения, а также развивать их активность, инициативность, взвешенность и организаторские способности.2. Негативные черты характера могут формироваться у младших школьников из-за низкого уровня развития их волевых качеств, что в свою очередь провоцирует появление деструктивных форм поведения. Возникновение различных конфликтных ситуаций может быть обусловлено недостаточным опытом социальных отношений у младших школьников.3. Повышение социометрического статуса и обучение коммуникативным умениям младших школьников в образовательной организации являются психолого-педагогическими условиями, которые способствуют предупреждению конфликтного поведения.4. Экспертная оценка подтверждает эффективность методических рекомендаций, разработанных нами для педагогов, в предупреждении конфликтного поведения младших школьников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - СПб.: «Питер», 2010. - 19 с.2. Анастази Г. М. Психологическоетестирование / Г. М. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 688 с.3. Андреева, Г.М. Социальнаяпсихология/ Г.М. Андреева. – М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2010. – 32 с. Анцупов, А.Я. 4. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, Шипилов А.И.. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 551 с.5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. − М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.6. Батаршев А. В.Диагностикачертличности и акцентуаций: Практическоеруководство / А. В. Батаршев. – М. : Психотерапия, 2006. – 288 с.7. Беспальчая Р.Ф. Технологияпредупрежденияконфликтов [Текст]: учеб. пособие. / Р.Ф. Беспальчая. - К.: Главник, 2007. - 128 с. - (Серия «Библиотекасоциальногоработника»).8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: научноеиздание/ Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.– (Мастерапсихологии).9. Бойко, В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В. Бойко. – М.: Издательство «Мысль»,2008. – 35 с. 10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изд. 2-е испр. и доп. − М.: АльмаМатер, 2006. – 384 с.11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.: Издательство « Эксмо», 2006.– 94 с.12. Гордеева Ж. В. Развитиерегулятивнойфункциисамооценки у детейдошкольного и младшегошкольноговозраста [Текст]: автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ж. В. Гордеева; Ин-т психологииим. Г. С. Костюка АПН Украины. - К., 2007. - 21 с.13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПБ: Питер, 2008. 544 с. 14. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция. М.: Генезис, 2009. 213 с.15. Ерина А. М. Методологиянаучныхисследований [Текст]: учеб. пособие. А. Н. Ерина, В. Б. Захожай, Д. Л. Ерин. - М.: Центр учебнойлитературы, 2004. - 212 с.16. Ермолаева, Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально- психологический климат в коллективе как условие эффективной работы /Е.В. Ермолаева, Л.А. Павлова. М.: Издательство «Новая наука: Теоретический и практический взгляд», 2015. – 50-52 с.17. Качанова О. А. Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. № 1 (8). С. 13-15.18. Каширская И. К., Слободская И.Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации //Профессиональные представления. 2015. № 1 (7). С. 77-83.19. Кириленко Т. С. Психология: эмоциональная сфера личности [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. зав. / Т. С. Кириленко. - К.: Просвещение, 2007. - 256 с.20. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 240 с.21. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2011. 432 с.22. Кульчитская Э. И. Эмоциональное и интелектуальноеповедение / Э. И. Кульчитская // Практическаяпсихология и социальнаяработа. - 2003. - № 1. - С. 1-3.29. 23. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическаяконфликтология: учебноепособие. − Екатеринбург: РГППУ, 2013. – 229 с.24. Левин К. Разрешениесоциальныхконфликтов / К. Левин ; Пер. с англ. И. Ю. Авидон ; Ред. Н. В. Гришина. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с. – (Классикисовременнойлитературы).25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учебноепособие для вузов / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл : Академия, 2004. – 346 с. – (Высшееобразование).26. Литвиненко С. А. Игротерапия / С. А. Литвиненко. - К.: Шк. мир, 2010. - 126 с. - (Библиотека «Школьного мира». Психология).27. Лурия А. Р. Лекции по общейпсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с. –(Мастерапсихологии).28. Лямина Л. В. Психологическаяподдержкамладшихшкольников в преодоленииконфликтныхвзаимоотношений: автореф. дис. на соискание науч. степениканд. психол. наук: спец. 19.00.07 – педагогическаяпсихология / Л. В. Лямина. – Самара, 2009. – 19 с.29. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Лямина // Педагогика и психология. 2009. № 4 - 943 с.30. Максимова Н. Ю. Как найти общийязыксосвоимидетьми (конфликтология для родителей): метод. разработки / Н. Ю. Максимова, К. Л. Милютина.- К.: Випол, 2004. - 217 с.31. Манина К. Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков //Акмеология. 2014. – 197 с.32. Метелкина Е.Р. Профилактикамежличностныхконфликтов в подростково-юношескойсреде в условияхсредне-специальногообразовательногоучреждения // Молодойученый. 2015. №3. − С. 813-815.33. Мустафаева С.А. Педагогическиеконфликты: причины и путиихразрешения // Экспресс-опыт.(Приложение к журналу «Директор школы»). 2000. №1. − С.34. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.35. Панферова Е. В. Значение конфликтов в развитии младших школьников // Психология и социология // Электронный ресурс.36. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 336 с.37. Поминова А.М. Мамедова Л. В. Диагностика межличностных отношений в коллективе младших школьников // Электронный научный журнал № 7 с. 58-61.38. Психологическая энциклопедия [Текст]: А-Я / авт.-сост. О. М. Степанов. - К.: Академизд, 2006. - 424 с. - (Серия «Энциклопедия эрудита»).39. Психологический толковый словарь современных терминов [Текст]: около 3000 слов / ред. В. Б. Шапарь. - Х.: 2009. - 670 с.40. Стариков И. М. Психологиявзаимопонимания в конкретныхситуациях[Текст] : учеб. пособ. / И. М. Стариков. – К. : ЦУЛ, 2010. – 288 с.41. Трифонов А.Л. Психология агрессивности. М.: Лаборатория книги, 2012. - 151 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АПротоколИмяПреобладающая форма поведения в конфликтных ситуацияхПоложение в классеНаличие агрессииконстуктивнаядеструктивнаяблагоприятноенеблагоприятноеЛилия++Максим++Максим++Елизавета++Микаел++Алексей++Алексей+++Ирина++Тимофей++Моника++Тихон++Фидаил++Гияс++Полина++Таисия++Камилла++Даниел++Данияр++Полина ++Давид +++Роман+++Алан++Полина++Малика++Камиль++Эрнест++Дамир++Александр+++Дмитрий++Рузанна++Александр++Лиана++Мадина++Даниэль++София++Варвара++Никита++Кристина++Ясмина++Елизавета++

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - СПб.: «Питер», 2010. - 19 с.
2. Анастази Г. М. Психологическоетестирование / Г. М. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 688 с.
3. Андреева, Г.М. Социальнаяпсихология/ Г.М. Андреева. – М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2010. – 32 с. Анцупов, А.Я.
4. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, Шипилов А.И.. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 551 с.
5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. − М.:
ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
6. Батаршев А. В.Диагностикачертличности и акцентуаций: Практическоеруководство / А. В. Батаршев. – М. : Психотерапия, 2006. – 288 с.
7. Беспальчая Р.Ф. Технологияпредупрежденияконфликтов [Текст]: учеб. пособие. / Р.Ф. Беспальчая. - К.: Главник, 2007. - 128 с. - (Серия «Библиотекасоциальногоработника»).
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: научноеиздание/ Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.– (Мастерапсихологии).
9. Бойко, В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический
климат коллектива и личность/ В.В. Бойко. – М.: Издательство «Мысль»,2008. – 35 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изд. 2-е испр. и доп. − М.: АльмаМатер, 2006. – 384 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.:
Издательство « Эксмо», 2006.– 94 с.
12. Гордеева Ж. В. Развитиерегулятивнойфункциисамооценки у детей
дошкольного и младшегошкольноговозраста [Текст]: автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ж. В. Гордеева; Ин-т психологииим. Г. С. Костюка АПН Украины. - К., 2007. - 21 с.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПБ: Питер, 2008. 544 с.
14. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика,
диагностика, коррекция. М.: Генезис, 2009. 213 с.
15. Ерина А. М. Методологиянаучныхисследований [Текст]: учеб. пособие.
А. Н. Ерина, В. Б. Захожай, Д. Л. Ерин. - М.: Центр учебнойлитературы, 2004. - 212 с.
16. Ермолаева, Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально-
психологический климат в коллективе как условие эффективной работы /Е.В. Ермолаева, Л.А. Павлова. М.: Издательство «Новая наука: Теоретический и практический взгляд», 2015. – 50-52 с.
17. Качанова О. А. Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. № 1 (8). С. 13-15.
18. Каширская И. К., Слободская И.Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации //Профессиональные представления. 2015. № 1 (7). С. 77-83.
19. Кириленко Т. С. Психология: эмоциональная сфера личности [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. зав. / Т. С. Кириленко. - К.: Просвещение, 2007. - 256 с.
20. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 240 с.
21. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2011. 432 с.
22. Кульчитская Э. И. Эмоциональное и интелектуальноеповедение / Э. И. Кульчитская // Практическаяпсихология и социальнаяработа. - 2003. - № 1. - С. 1-3.29.
23. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическаяконфликтология:
учебноепособие. − Екатеринбург: РГППУ, 2013. – 229 с.
24. Левин К. Разрешениесоциальныхконфликтов / К. Левин ; Пер. с англ. И. Ю. Авидон ; Ред. Н. В. Гришина. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с. – (Классикисовременнойлитературы).
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учебноепособие для вузов / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл : Академия, 2004. – 346 с. – (Высшееобразование).
26. Литвиненко С. А. Игротерапия / С. А. Литвиненко. - К.: Шк. мир, 2010. - 126 с. - (Библиотека «Школьного мира». Психология).
27. Лурия А. Р. Лекции по общейпсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с. –(Мастерапсихологии).
28. Лямина Л. В. Психологическаяподдержкамладшихшкольников в преодоленииконфликтныхвзаимоотношений: автореф. дис. на соискание науч. степениканд. психол. наук: спец. 19.00.07 – педагогическаяпсихология / Л. В. Лямина. – Самара, 2009. – 19 с.
29. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Лямина // Педагогика и психология. 2009. № 4 - 943 с.
30. Максимова Н. Ю. Как найти общийязыксосвоимидетьми (конфликтология для родителей): метод. разработки / Н. Ю. Максимова, К. Л. Милютина.- К.: Випол, 2004. - 217 с.
31. Манина К. Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков //Акмеология. 2014. – 197 с.
32. Метелкина Е.Р. Профилактикамежличностныхконфликтов в подростково-юношескойсреде в условияхсредне-специальногообразовательногоучреждения // Молодойученый. 2015. №3. − С. 813-815.
33. Мустафаева С.А. Педагогическиеконфликты: причины и путиих
разрешения // Экспресс-опыт.(Приложение к журналу «Директор школы»). 2000. №1. − С.
34. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
35. Панферова Е. В. Значение конфликтов в развитии младших школьников // Психология и социология // Электронный ресурс.
36. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 336 с.
37. Поминова А.М. Мамедова Л. В. Диагностика межличностных отношений в коллективе младших школьников // Электронный научный журнал № 7 с. 58-61.
38. Психологическая энциклопедия [Текст]: А-Я / авт.-сост. О. М. Степанов. - К.: Академизд, 2006. - 424 с. - (Серия «Энциклопедия эрудита»).
39. Психологический толковый словарь современных терминов [Текст]: около 3000 слов / ред. В. Б. Шапарь. - Х.: 2009. - 670 с.
40. Стариков И. М. Психологиявзаимопонимания в конкретныхситуациях[Текст] : учеб. пособ. / И. М. Стариков. – К. : ЦУЛ, 2010. – 288 с.
41. Трифонов А.Л. Психология агрессивности. М.: Лаборатория книги, 2012. - 151 с.