Формирование лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку с помощью мультимедийной наглядности
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 14.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков посредством мультимедийной наглядности на среднем этапе изучения английского языка 5
1.1. Значимость формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку 5
1.2. Структура и содержание лексических навыков 10
1.3. Дидактический потенциал мультимедийной наглядности при формировании иноязычных лексических навыков 14
Глава 2. Использование мультимедийной наглядности для формирования лексических навыков на уроке английского языка в 7 классе 20
2.1. Анализ УМК «Spotlight» для 7 класса на предмет использования мультимедийной наглядности при формировании лексических навыков учащихся 20
2.2. Критерии отбора средств мультимедийной наглядности для урока английского языка в 7 классе 25
2.3. Комплекс заданий по формированию лексических навыков учащихся 7 класса с использованием мультимедийной наглядности 28
Заключение 36
Список литературы 39
Комплекс заданий основывается на 1 модуле УМК «Spotlight» – уроке 1b, в котором изучаются лексические единицы на тему «Safetyrules». Предложенный комплекс является дополнением к заданиям учебника, посредством которого учащиеся 7 класса получают возможность освоить новую лексику более эффективным способом за счет отобранных средств мультимедийной наглядности. 1. Задания на изучение лексическихединиц и фраз на тему «Safetyrules». Перваягруппазаданийнаправленанасемантизациюиотработкуследующихлексическихединиц: a peephole, to lead healthy lifestyle, heavy traffic, to run after, crowded streets, convenient public transport, a door chain, an alarm system, fresh air, a burglar. В качестве средств мультимедийной наглядности для семантизации данных лексических единиц используется ресурс «Wordwall». На данном ресурсе предлагается упражнение на изучение лексических единиц за счет соотнесения слов и изображений[Wordwall, 2023]:Match the pictures with the words and phrases. In pairs discuss their meaning. Рисунок 6 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «Wordwall» В процессе выполнения этого задания учащиеся не только видятнаглядное изображение понятия, выраженного английским словом или словосочетанием, но также получают задание в парах обсудить значение слова, что позволяет перейти к следующему этапу формирования лексических навыков –употреблению лексическихединиц в речевой деятельности, в данном случае, в рамках говорения на английском языке. Для интенсификации процесса формирования лексических навыков учащихся 7 классов также предлагается работа с ресурсом «LearningApps» [LearningApps, 2023], в котором приводятся дополнительные лексические единицы на тему «Safetyrules»: Divide into pairs. Combine the pictures and the words faster, than your classmates. Рисунок 7 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «LearningApps»В данном упражнении учащимся предлагается в парах найти соответствия изображений и лексических единиц английского языка, при этом для повышения мотивации в урок добавляется соревновательный компонент: каждой паре учащихся нужно попытаться опередить другие пары. Следующее упражнение позволяет усвоить значение изученных лексических единиц. Для этого используется тестовое задание ресурса «Quizlet»[Quizlet, 2023], в котором предлагается слово или фраза на русском языке, а учащиеся должны подобрать ему правильный английский эквивалент из четырех предложенных: Choose the correct English equivalent of the Russian words and phrases. Then check yourself. Рисунок 8 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «Quizlet»За счет выполнения этого задания школьникиучатся использовать изученные лексическиеединицы в связанных высказываниях. 2. Задания на изучение фразовых глаголов с основой run. В УМК «Spotlight» в рамках урока 1b учащиеся также изучают распространенные фразовые глаголы с основой run: runinto, runoutof, runafter.Для изучения этих и других фразовых глаголов с основой run (runafter, runinto, runaway, runoutof, runover) в качестве мультимедийной наглядности используется увлекательныйвидеоурок[Фразовые глаголы, 2023]: Watch the video lesson. Remember the meaning of the phrasal verbs run after, run into, run away, run out of, run over.Рисунок 9 – Иллюстрация видеоурокаКаждому фразовому глаголу предлагается значение глагола на английском языке, иллюстрация использования глагола в предложении, а также видео-иллюстрация, которые выступают в качестве эффективного средства мультимедийной наглядности. Например, при изучениизначения глагола runafter учащиеся видят на экране: - егозначениенаанглийскомязыке: «to chase or pursue someone or something»;- видео-иллюстрацию: бегущиедети;- примериспользования в предложении: He really looks up to his older brther and always runs after him wherever he goes.Особенно интересна для учащихся вторая часть видеоурока, в которой предлагаются упражнения на закрепление новой лексики. Учащимся предлагается фрагменты из кинофильмов, в которых используются изучаемые фразовые глаголы. В видеоуроке данные фрагменты идут непрерывно и без каких-либо заданий. Однако для школьников нами предлагается использовать технологию стоп-кадр после каждого фрагмента, чтобы они успели записать услышанныйфразовый глагол. Для добавления эффективности также вводится соревновательный компонент, поскольку после выполнения задания учащиеся проверяют свои ответы и подсчитывают количество правильных ответов. Победителю необходимо приготовить символический приз. Дляактивизациилексическихнавыков изученные фразовые глаголы используются учащимися в предложениях при выполнении упражнения на заполнение пропусков. Для повышения мотивации к данному упражнению, оно выполняется в онлайн-формате на ресурсе «Wizer» [Wizer, 2023]:Рисунок 10 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «Wizer»3. Изучение наречий с суффиксом -ly. Данная лексическая особенность английского языка входит в лексический навык, формируемый в рамках урока 1b УМК «Spotlight». В качестве ресурса мультимедийной модальности для изучения наречий в комплексе разработанных заданий предлагается «Wordwall»[Wordwall, 2023]. Во-первых, происходит тренировка лексем в процессе выполнения мультимедийного тестового задания, основанного на принципе заполнения пропусков: Enter “Wordwall”. Divide into two teams. One by one read the sentences and fill in the gap. Choose an adjective or an adverb:Рисунок 11 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «Wordwall»Главную сложность при выполнении этого упражненияпредставляет необходимость понять смысл предложения, на основе чего можно определить, является ли слово прилагательным или наречием в этом контексте. Командная работа позволяет сделать задание более интересным для учащихся. В заключение учащимся предлагается также задание на группировку на ресурсе «Wordwall»:Рисунок 12 – Иллюстрация мультимедийной наглядности «Wordwall»Учащимся необходимо распределить слова в две группы, отнеся их либо к именам прилагательным, либо к наречиям. При выполнении этого задания учащиеся формируют навыки образования наречий от прилагательных посредством суффикса -ly. Итак, разработанный комплекс заданий, с нашей точки зрения, позволяет добиться эффективности процесса формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку за счет использования разнообразных ресурсов, предлагающих вариативные виды мультимедийной наглядности. ЗаключениеВ ходе проведения исследования достигнута его цель, которая заключалась в рассмотрении особенностей формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку с помощьюмультимедийной наглядности и разработать комплекс упражнений по использованию мультимедийнойнаглядности для повышения эффективности обучения лексике учащихся 7 класса. Данная цель была достигнута, благодаря решению следующих задач. Во-первых, в данной работе охарактеризованазначимость формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку. Обучение лексике важно в связи со сложностью ее изучения, по сравнению с другими навыками, ее значимостью в области логики и тематическойсвязанности в процессе общения, влиянием на успешность коммуникации, главенствующимположением при развитии всех видов речевых умений, а также разнородностью по содержанию и лингвистическимхарактеристикам. Более того, формирование лексического навыка зафиксировано в ФГОС. Во-вторых, в исследовании изученаструктура и содержание лексических навыков. В структуру лексических навыков входят продуктивный и рецептивный лексический навык, а также социокультурные и лингвистические знания в области лексики. Содержание лексического навыка различается, согласно этапу обучения иностранному языку. Для среднего этапа характерно изучение от 650 до 1350 слов, словосочетаний и клише для продуктивного и рецептивногоиспользования (в зависимости от этапа изучения английского языка), включая ихсловообразовательные особенности. В-третьих, нами рассмотрен дидактический потенциал мультимедийной наглядности при формировании иноязычных лексических навыков. В техническом плане мультимедийнаянаглядность эффективна в связи с разными уровнями сложностями, наличием разных каналов информации, наличием встроенного контроля знаний, возможностью исправлений, повышенной наглядностью, удобной навигацией. В области изучения иностранного языка наибольший потенциалпоказывают такие черты мультимедийнойнаглядности, как поликультурность, многоуровневость, мультимедийность, а также повышенная наглядность.В области изучения лексики мультимедийные наглядные средства позволяют индивидуализировать обучение и в то же время усилить коллективную работу, обеспечить обратную связь, создать большой выбор лексических единиц, повысить мотивацию учащихся, создать языковую среду, упростить процесс обучения. В-четвертых, в данном исследовании проведен анализ УМК «Spotlight» для 7 класса на предмет использования мультимедийной наглядности при формировании лексических навыков учащихся. В результате сделан вывод, что в УМК активно используются различные ИКТ (преимущественно аудиозаписи), однако средства мультимедийной наглядности минимальны. С другой стороны, в современные УМК вводятся такие компоненты, как сайт и электронное приложение, которые включают в себя средства мультимедийной наглядности. Тем не менее, анализ УМК показал необходимость включения дополнительных заданий с использованием мультимедийной наглядности для более эффективного формирования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку. В-пятых, в рамках данного исследования выделены критерии отбора средств мультимедийной наглядности для урока английского языка в 7 классе.Среди них указаны включение нескольких способов репрезентации информации (изображение, текст, видео, аудио), возможности формирования лексических навыков, соответствие возрасту учащихся и их интересам, их большее разнообразие, а также соответствие программе УМК. В-шестых, в данном исследовании разработан и описан комплекс заданий по формированию лексических навыков учащихся 7 класса с использованием мультимедийной наглядности. Среди средств мультимедийной наглядности в комплексе заданий использованы наиболее популярные сегодня «Wordwall», «LearningApps», «Quizlet», «Wizer», а также видеоурок, размещенный на хостинге«YouTube».Предложенные задания, максимальноразнообразные и мотивирующие для учащихся 7 классов, позволяют сформировать лексические навыки быстрее и легче, чем при помощи только заданий УМК, Главными преимуществами разработанных заданий являются чередование парной, индивидуальной икомандной работы, включение соревновательного компонента и игровой деятельности в урок, высокая наглядность за счет использования большого количества иллюстраций и видеофайлов (фрагментов из фильмов, видеоурока), выполнение уже известных учащимсяупражнений (на заполнение пропусков, группировку, тестовых упражнений) в онлайн-формате.В заключение можно подтвердить, что в процессе использования мультимедийной наглядности есть возможность быстрее, проще и интереснее для учащихся сформировать лексические навыки. Список литературыАзимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Английский язык. Книга для учителя. 7 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2021. – 187 с.Английский язык. 7-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 15-е изд., перераб. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2023. – 152 с.Баранова Н.А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. – 2013. – № S3. – С. 16-20.Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Academy. – 2019. – № 3 (42). – С. 60-63.Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. – М.: Тезаурус, 2013. – С. 25-34.Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.Девтерова З.Р. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в вузе // Новые технологии. – 2009. – № 3. – С. 89-91.Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 25. – С. 126-127.Дубаков А.В., Орлова А.А. Возможности информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычных лексических навыков обучающихся школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 75-80.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М. : Наука, 1982. – 159 с.Исмаилова Г.К., Смагулова Ж.С. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранному языку // «Мультимедийное образовательное пространство как инструмент формирования коммуникативных компетенций в сфере трехъязычного высшего образования». – Республиканская научно-практическая конференция (Семей, 25 ноября 2021 года): Сборник докладов / гл. редактор Б.А. Ердембеков. – Семей: Университет имени Шакарима города Семей, 2021. – С. 81-83.Корякина А.В. Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе // Инновационная наука. – 2018. – № 4. – С. 124-127.Медведева И.Д. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. – Тверь, 1999. – 112 с.Омарова С.К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1 (190). – С. 52-56.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М. : Рус. яз., 1989. – 276 с.Пересыпкина М.Ю. Иноязычная коммуникативная компетенция и информационные технологии // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – № 4. – С. 71-76.Полякова Н.Е. К вопросу об использовании ИКТ для формирования межкультурной компетенции // Евразийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 4. – С. 152-155.Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 10.12.2023).Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций). – М., 2021. [Электронный ресурс] – URL: 108 с. https://fgosreestr.ru/uploads/files/6897ed6441a220ff20a73833d4395afa.pdf (дата обращения 10.12.2023).Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс). – Алматы: Эверо, 2015. – 373 с.Стародубцева О.Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. – 2014. – № 3 (5). – С. 38-42.Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Humanitiesvector. – 2015. – №1 (41). – С. 83-87.Усольцева Д.А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения // Молодой ученый. – 2017. – № 23. – С. 256-258.Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения: учебное пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 52 с.Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.Фразовыеглаголы 29/38: Run after, Run away, Run into, Run out of, Run over, Scare away // YouTube. [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=GKfKnSiicMw (дата обращения 12.12.2023).Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н. Лингводидактический потенциал электронного учебника как инновационного средства обучения иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. – 2021. – Т. 10. – № 3. – С. 303-306.Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 784 с.LearningApps [Электронный ресурс] – URL: https://learningapps.org/ (дата обращения 12.12.2023).Quizlet [Электронный ресурс] – URL: https://quizlet.com/latest (дата обращения 12.12.2023).Wizer [Электронный ресурс] – URL: https://app.wizer.me/ (дата обращения 12.12.2023).Wordwall. [Электронный ресурс] – URL: https://wordwall.net/ (дата обращения 12.12.2023).
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык. Книга для учителя. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. – 187 с.
3. Английский язык. 7-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 15-е изд., перераб. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2023. – 152 с.
4. Баранова Н.А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. – 2013. – № S3. – С. 16-20.
5. Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Academy. – 2019. – № 3 (42). – С. 60-63.
6. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. – М.: Тезаурус, 2013. – С. 25-34.
7. Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
8. Девтерова З.Р. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в вузе // Новые технологии. – 2009. – № 3. – С. 89-91.
9. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 25. – С. 126-127.
10. Дубаков А.В., Орлова А.А. Возможности информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычных лексических навыков обучающихся школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 75-80.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М. : Наука, 1982. – 159 с.
12. Исмаилова Г.К., Смагулова Ж.С. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранному языку // «Мультимедийное образовательное пространство как инструмент формирования коммуникативных компетенций в сфере трехъязычного высшего образования». – Республиканская научно-практическая конференция (Семей, 25 ноября 2021 года): Сборник докладов / гл. редактор Б.А. Ердембеков. – Семей: Университет имени Шакарима города Семей, 2021. – С. 81-83.
13. Корякина А.В. Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе // Инновационная наука. – 2018. – № 4. – С. 124-127.
14. Медведева И.Д. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. – Тверь, 1999. – 112 с.
15. Омарова С.К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1 (190). – С. 52-56.
16. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М. : Рус. яз., 1989. – 276 с.
17. Пересыпкина М.Ю. Иноязычная коммуникативная компетенция и информационные технологии // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – № 4. – С. 71-76.
18. Полякова Н.Е. К вопросу об использовании ИКТ для формирования межкультурной компетенции // Евразийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 4. – С. 152-155.
19. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 10.12.2023).
20. Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций). – М., 2021. [Электронный ресурс] – URL: 108 с. https://fgosreestr.ru/uploads/files/6897ed6441a220ff20a73833d4395afa.pdf (дата обращения 10.12.2023).
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
22. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс). – Алматы: Эверо, 2015. – 373 с.
23. Стародубцева О.Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2014. – № 3 (5). – С. 38-42.
24. Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Humanities vector. – 2015. – №1 (41). – С. 83-87.
25. Усольцева Д.А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения // Молодой ученый. – 2017. – № 23. – С. 256-258.
26. Фабрикантова Е.В., Полянская Е.Е., Ильясова Т.В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения: учебное пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 52 с.
27. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
28. Фразовые глаголы 29/38: Run after, Run away, Run into, Run out of, Run over, Scare away // YouTube. [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=GKfKnSiicMw (дата обращения 12.12.2023).
29. Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н. Лингводидактический потенциал электронного учебника как инновационного средства обучения иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. – 2021. – Т. 10. – № 3. – С. 303-306.
30. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 784 с.
31. LearningApps [Электронный ресурс] – URL: https://learningapps.org/ (дата обращения 12.12.2023).
32. Quizlet [Электронный ресурс] – URL: https://quizlet.com/latest (дата обращения 12.12.2023).
33. Wizer [Электронный ресурс] – URL: https://app.wizer.me/ (дата обращения 12.12.2023).
34. Wordwall. [Электронный ресурс] – URL: https://wordwall.net/ (дата обращения 12.12.2023).