Современные модели развития государственных организаций в России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты государственных организаций 4
1.1 Взаимоотношения между организацией и государством 4
1.2 Сущность и виды государственных организаций 8
Глава 2 Модели развития государственных организаций в России 16
2.1 Общая характеристика 16
2.2 Корпоративная модель 23
Глава 3 Преимущества и недостатки корпоративной модели. Перспективы 26
3.1 Преимущества и недостатки 26
3.2 Перспективы 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Также очевидно, что для достижения поставленной цели государственные предприятия, такие как "Олимпстрой2014" и Фонд поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства, рано или поздно прекратят свою деятельность из-за исчерпания поставленной задачи. В последние месяцы деятельность государственных предприятий подверглась известной критике. Следует признать, что их создание было необходимо, например, в деградирующих отраслях, таких как авиастроение и судостроение. Но в некоторых случаях деятельность государственных предприятий искусственно ограждается от рыночной конкуренции. Начали выдвигаться требования о корпоратизации государственных предприятий, работающих в конкурентной среде. Таким образом, в настоящее время в российской экономике государственное предприятие прошло стадию создания и становления и находится в процессе своего развития. Функциональным назначением вновь созданных государственных предприятий является реализация определенных проектов и программ, поддержка определенных видов деятельности, управление определенными отраслями и группами компаний. Однако для всех государственных предприятий так называемый жизненный цикл необязателен. Это существенно. Все государственные предприятия с разными временными интервалами, использующие разные функциональные модели, проходят одну и ту же стадию развития, логическим результатом эволюции этих государственных предприятий является приватизация или полное прекращение их деятельности. А высвободившиеся финансовые и управленческие ресурсы позволяют государству решать новые социальные и экономические проблемы путем создания новых государственных предприятий.2.2 Корпоративная модельРазвитие корпоративных отношений оказало значительное влияние на закономерности формирования структур государственного сектора. Общая динамика развития государственного сектора с количественной точки зрения характеризуется несколькими тенденциями. Количество отдельных государственных предприятий официально сократилось, и интеграция государственных активов в крупные холдинговые компании и государственные предприятия продолжается. Компании реструктурируются таким образом, что создаются крупные корпоративные объединения, большинство из которых принадлежат государству, включая вертикально интегрированные структуры [8].Увеличение доли государства в частных предприятиях, создание крупных предпринимательских структур с государственным участием позволяет говорить о формировании новой модели государственного сектора российской экономики. Успешные государственные предприятия работают в основных сферах государственной промышленности и вносят значительный вклад в развитие международных экономических отношений в России. В текущей ситуации особенно актуален вопрос: какова оптимальная модель государственного сектора российской экономики? В ситуации, когда глобализация продолжается, необходимо повышать конкурентоспособность национальной экономики, поскольку деятельность иностранных транснациональных корпораций подавляет российскую экономику. Необходимо разработать корпоративную модель государственного сектора российской экономики с участием крупных государственных предприятий, способных создать конкуренцию иностранным транснациональным корпорациям.По нашему мнению, основу корпоративной модели должны составить следующие принципы:активное экономическое взаимодействие и сотрудничество государственных корпораций с крупными зарубежными компаниями и корпорациями; ряд российских корпораций имеет свои представительства и филиалы за рубежом;значительный, иногда полный контроль над отдельными отраслями экономики, имеющими стратегическое значение (атомная, энергетика, оборонно-промышленный комплекс и др.);тесная взаимосвязь стратегических приоритетов развития государственных корпораций с общими целями и задачами развития государства в целом, реализация финансовой, инвестиционной, социально-экономической, внешнеэкономической государственной политики;разработка долгосрочных стратегий государственных корпораций, в которой отражены миссия, цели, задачи, а также приоритетные направления их развития [8].Рисунок 1 - Основные признаки корпоративной модели государственного сектораГлава 3 Преимущества и недостатки корпоративной модели. Перспективы3.1 Преимущества и недостаткиОсновным преимуществом корпоративной модели государственного сектора российской экономики является достижение интеграционного эффекта. Увеличивается возможность интеграции ключевых элементов самого государственного сектора, в основном на отдельных предприятиях, в научных и образовательных учреждениях и т.д. Границы взаимодействия с частным сектором расширяются за счет возможности совместного владения долями в реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства, диверсификации портфеля государственных заказов и расширения новых коммерческих функций государственного сектора. Возможности для относительного роста размеров государственного сектора и фактического расширения его границ открываются благодаря усилению переходных элементов, развитию корпоративных и ассоциативных форм интеграции с предприятиями частного сектора. Для сравнения, классическая или единая модель государственного сектора способствует изоляционизму и дезинтеграции как внутренних элементов, составляющих его, так и внешних элементов, включая частные компании[14].Данная модель предполагает увеличение размеров государственного сектора, то есть количества отдельных предприятий в государстве, что в современных условиях весьма проблематично. В связи с этим потенциал роста размеров государственного сектора в рамках классической унитарной модели весьма ограничен.Государственные корпорации функционируют в приоритетных отраслях и выполняют в структуре государственного сектора ряд важных функций. Среди последних основными являются:воспроизводственная функция: производство, распределение и потребление общественных благ с акцентом на создание условий для производства полезных благ населению не только в рамках государственного сектора, но и для предприятий и организаций частного сектора;обеспечение национальной безопасности: в государственном секторе сконцентрированы предприятия, образующие ядро ОПК и удерживающие научно-технологический приоритет в области создания нового вооружения и техники;инновационная функция: концентрация большого научного потенциала в рамках государственного сектора, ориентация вновь созданных государственных корпораций на высокотехнологичное производство и выпуск инновационной продукции;стабилизационная функция: стабилизация финансового и реального секторов российской экономики в условиях кризиса, преодоление последствий политики экономической изоляции России со стороны экономически развитых стран [14].3.2 ПерспективыСегодня процесс реформирования и развития администрирования в России связан с внедрением механизмов управления со стороны частного сектора. Среди основных тенденций развития администрирования в современной России следует назвать формирование высокоэффективных, но малозатратных административных механизмов.Использование современных инструментов менеджмента и маркетинга в администрации позволяет организовать управление следующим образом:Возможность внедрения процедур эффективного правового контроля за осуществлением полномочий органами власти;Возможность внедрения инструментов финансового управления расходованием бюджетных средств всеми элементами административной системы;Возможность эффективного государственного управления, включая вовлечение институтов гражданского общества в процесс управления;Внедрение управленческих процедур по этическим аспектам поведения государственных и административных служащих;Административные улучшения осуществляются в следующих областях:Финансовый сектор становится приоритетной областью современного управления, растет понимание важности государственных финансовых ресурсов и необходимости особого внимания к процессу их расходования. Другими словами, современное управление должно быть эффективным не только с точки зрения обеспечения прав отдельных лиц, но и с точки зрения эффективного расходования финансовых ресурсов населения;Акцент на механизмах управления и входящих в его состав органах и должностных лицах, а также на функциях государственных служащих, обеспечивающих их работу, не связан с эффективностью решения административных задач, то есть с благосостоянием населения, реализацией прав личности и т.д;Подчеркиваются официальные функции администрации: механизмы, созданные для реализации целей и задач государства, управления, обеспечения максимальных прав личности и благополучия общества в целом[2];Принцип конкуренции широко распространен. Это относится к деятельности и оценке эффективности государственных служащих, а также к участию государства в экономической деятельности (на национальном и международном рынках), в которой государство и создаваемые им предприятия имеют равные права и равный статус с другими субъектами таких правоотношений.ЗаключениеПреимущества корпоративной модели государственного сектора обусловлены преимуществами крупных компаний, связанными с развитием и диверсификацией производства, получением высокой прибыли и бесконечными возможностями для внедрения новых технологий. Деятельность государственных предприятий осуществляется в перспективных отраслях народного хозяйства, от основы их эффективного развития зависит успешное развитие всей экономики страны. Обеспечивая устойчивое развитие национальной экономической системы, государственные предприятия способствуют сглаживанию "провалов" рынка и формированию необходимых предпосылок для устранения последствий кризисных явлений. В государственном секторе государственные предприятия в основном выполняют множество важных функций по возрождению, внедрению инноваций, стабилизации и обеспечению национальной безопасности. Интеграция государственного капитала в крупные государственные предприятия позволяет всесторонне и эффективно развивать стратегические секторы экономики.Успешное формирование и развитие корпоративной модели государственного сектора российской экономики напрямую зависит от эффективности функций государственного предприятия, которое формирует основу для формирования этой модели. Развитие государственного сектора способствует интеграции государственного капитала в стратегически важные секторы экономики путем интеграции хозяйствующих субъектов в крупные государственные предприятия, что обеспечивает высокую диверсификацию производства, значительный масштаб деятельности и эффективную реализацию определенных видов государственной политики.Список использованной литературыБрагин Д.А. Государственные корпорации в России и их эволюция // Экономика и управление. - 2010. - №11. - С. 195-198.Еварович С.А., Готовщикова Н.Э., Лаврова Т.Б. Новая модель организации профессионального развития государственных гражданских служащих как фактор трансформации государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. - №4. - С. 11-16.Зудин А.Ю. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений // Неприкосновенный запас. - 2006. - №6Карасик Л. В. Понятие и принципы реализации функций государственного управления // Академическая публицистика. 2019. № 10. – С. 126-129.Карпов Д. М. Качество государственного и муниципального управления: новый подход к определению понятия // Державинский форум. 2020. Т:4, № 14. – С. 40-45.Костюченко Н. И. Проблемы государственного управления, связанные с соотношением понятий «муниципальное» и «государственное» управление // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 3. – С. 36-42.Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. - 368 с.Макаренко О.С. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2017. - №1. - С. 68-74.Мирошников С. Н. Сущность и содержание понятий «государственное управление» и «управление развитием» в современных условиях // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). – С. 40-44.Мхитарян Ю.И. Стратегия перехода к новой модели экономического развития // Век качества. - 2021. - №2. - С. 10-28.Смирнова И. Основные тенденции развития государственного управления в современной России // Автор. - 2023. - №2. - С. 11-19.Смирнова И. Целевая направленность государственной организации // Автор. - 2023. - №4. - С. 20-25.Уралбаев Н.К. Методы и модели государственной организации и стимулирования инновационной деятельности // Инновации и инвестиции. - 2019. - №4. - С. 22-25.Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России // jsdrm.ru URL: https://www.jsdrm.ru/jour/article/view/766 .Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг // fb.ru URL: https://fb.ru/article/254016/chto-takoe-gosudarstvennaya-kompaniya-osobennosti-preimuschestva-krupneyshie-gosudarstvennyie-kompanii-rossii-spisok-reyting?ysclid13=lq6cx0elrg601187408 .
1. Брагин Д.А. Государственные корпорации в России и их эволюция // Экономика и управление. - 2010. - №11. - С. 195-198.
2. Еварович С.А., Готовщикова Н.Э., Лаврова Т.Б. Новая модель организации профессионального развития государственных гражданских служащих как фактор трансформации государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. - №4. - С. 11-16.
3. Зудин А.Ю. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений // Неприкосновенный запас. - 2006. - №6
4. Карасик Л. В. Понятие и принципы реализации функций государственного управления // Академическая публицистика. 2019. № 10. – С. 126-129.
5. Карпов Д. М. Качество государственного и муниципального управления: новый подход к определению понятия // Державинский форум. 2020. Т:4, № 14. – С. 40-45.
6. Костюченко Н. И. Проблемы государственного управления, связанные с соотношением понятий «муниципальное» и «государственное» управление // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 3. – С. 36-42.
7. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. - 368 с.
8. Макаренко О.С. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2017. - №1. - С. 68-74.
9. Мирошников С. Н. Сущность и содержание понятий «государственное управление» и «управление развитием» в современных условиях // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). – С. 40-44.
10. Мхитарян Ю.И. Стратегия перехода к новой модели экономического развития // Век качества. - 2021. - №2. - С. 10-28.
11. Смирнова И. Основные тенденции развития государственного управления в современной России // Автор. - 2023. - №2. - С. 11-19.
12. Смирнова И. Целевая направленность государственной организации // Автор. - 2023. - №4. - С. 20-25.
13. Уралбаев Н.К. Методы и модели государственной организации и стимулирования инновационной деятельности // Инновации и инвестиции. - 2019. - №4. - С. 22-25.
14. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России // jsdrm.ru URL: https://www.jsdrm.ru/jour/article/view/766 .
15. Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг // fb.ru URL: https://fb.ru/article/254016/chto-takoe-gosudarstvennaya-kompaniya-osobennosti-preimuschestva-krupneyshie-gosudarstvennyie-kompanii-rossii-spisok-reyting?ysclid13=lq6cx0elrg601187408 .