Социально-психологическая помощь детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей в образовательной организации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 52 52 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 25.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 8
1.1. Сиротство как социальное явление. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2. Понятие, цели, задачи, особенности реализации социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательной организации в Российской Федерации 14
1.3. Проблемы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательной организации на современном этапе 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО– ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «БУТОВСКАЯСОШ 1» 28
2.1. Методологические основы исследования 28
2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31
2.3. Особенности взаимодействия специалистов, отвечают за психолого-педагогическое сопровожедние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35
2.4. Предложения по совершенствованию системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МБОУ «БутовскаяСОШ 1» 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51

Фрагмент для ознакомления

Проблемы и страхи в отношениях с учителями были оценены на 5,4±0,29 баллов из 8. У 20% детей был низкий уровень, у 70% – средний уровень, у 10% – высокий уровень.Как следствие, в целом дети были на среднем уровне тревожности, высокие показатели тревожности были выявлены потаким параметрам как «Фрустрация потребности в достижении успеха», «Переживание социального стресса» и «Страх ситуации проверки знаний».Таким образом, в целом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются сниженным уровнем социальных навыков. В ряде случае у детей отмечается повышенная тревожность.2.3. Особенностивзаимодействия специалистов, отвечают за психолого-педагогическоесопровожедниедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейРезультаты опроса педагогов показали, что система взаимодействия в рамках ведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейне выстроена полноценно.Так, при определении особенностей взаимодействия в школе 83,3% специалистов высказались, что такое взаимодействие есть (10 человек), отчасти такое взаимодействие есть по мнению 16,7% специалистов (2 человека) (рисунок 8).Рисунок 8 – Мнение специалистов о наличии взаимодействия между специалистами школы по ведению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейХарактеризуя характер такого взаимодействия опрошенные определили обязанности специалистов в данной системе. Они отражены в таблице 3Итак, как можно видеть из таблицы, специалисты в целом понимают, что работа с детьми изучаемой группы должна быть комплексной. При этом каждый специалист имеет свои обязанности, часть из которых требует взаимодействия. Таблица 3Мнение опрошенных по обязанностям специалистов в системесопровождения детейСпециалистОбязанностьЧисло специалистовАбс. числоДоля, %ПсихологОценка особенностей психического развития ребенка541,7Оценка устойчивости психического состояния ребенка758,3Оценка наличия отклонений758,3Оценка уровня развития познавательных процессов у ребенка866,7Работа по профилактике и коррекции нарушений975,0Социальный педагогОценка социального статуса ребенка650,0Оценка условий пребывания ребенка в приемной семье541,7Оценка уровня сформированности социальных навыков у ребенка12100,0Работа по профилактике и коррекции нарушений12100,0Медицинский работникОценка уровня здоровья ребенка433,3Пропаганда ЗОЖ541,7Профилактика заболеваний866,7Контроль условий обучения детей с ОВЗ975,0УчительВыявление трудностей в обучении12100,0Определение статуса ребенка в коллективе12100,0Выявление интересов, увлечение ребенка1191,7Выявление и устранение пробелов в знаниях1083,3Воспитательная работа1191,7При этом внешнее взаимодействие имеет ряд трудностей. Так, лишь 16,% опрошенных указали, что оно существует (2 человека), отчасти есть такое взаимодействие по мнению 66,7% опрошенных (8 человек). Не видят такого взаимодействия 16,7% опрошенных (2 человека) (рисунок 9).Рисунок 9– Мнение специалистов о наличии взаимодействия с внешними специалистами При указании того, с какими специалистами было взаимодействие, опрошенные отметили взаимодействие со специалистами детского дома (83,3%, 10 человек), членами замещающих семей (25,0%, 3 человека), медицинскими работниками (16,7%, 2 человека), сотрудников органов внутренних дел (41,7%, 5 человек), специалистов музейных организаций (50,0%, 6 человек), учреждений культуры (41,7%, 5 человек) (рисунок 5).Указывая на то, какие меры следует принять, чтобы система ведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стала более эффективной, опрошенные указали, что:необходимо создавать официальную систему взаимодействия – 83,3 опрошенных, 10 человек;необходимо вводить электронную базу данных для такого взаимодействия – 41,7%, 5 человек;необходимо обеспечивать финансовую, материально-техническую сторону такого взаимодействия – 83,3%, 10 человек (рисунок 10).Рисунок 10– Мнение опрошенных о том, с какими специалистами вне школы они взаимодействию в рамках ведения детейИными словами, в целом опрошенные говорят, что часть системы взаимодействия существует, однако она не сформирована.2.4. Предложения по совершенствованию системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МБОУ «БутовскаяСОШ №1»На основании полученных данных мы можем говорить об исключительной важности построения адекватной системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе. Данное направление социально-психологической работы должно стать неотъемлемой частью деятельности как общеобразовательного учреждений, детского дома, семьи, в которой проживает ребенок, так и общественных организаций.При этом мы видим, что эта работа на сегодняшний день не до конца организована. В частности, если в конкретной школе уровень взаимодействия в целом можно оценить как удовлетворительный, то взаимодействие с внешними организациями организовано недостаточно хорошо.Работа по взаимодействию специалистов в школе обеспечивается за счет деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк). Психолого-педагогический консилиум – это подразделение психолого-педагогической службы школы, он позволяет:объединить всех специалистов (педагогов, психологов и др.), которые заинтересованы в успешности процессов обучения и воспитания, в полноценности развития детей;сформировать программуиндивидуального развития каждого ребенка;распределить между специалистами обязанностии ответственность свыработкеобъединенной стратегии помощи ребенку.Задачи ППк можно видеть на рисунке 11.Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.Как следствие, следует принимать меры по совершенствованию системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого мы предлагаем следующее:Сегодня нет нормативного регулирования по поводу взаимодействия разных составляющих системы сопровождения детей. Как следствие, важно принимать меры по развитию нормативного законодательства. Рисунок 11 – Задачи ППкНа сегодняшний день нет единого центра, в рамках которого объединялись бы все институты, которые принимают или должны принимать участие в сопровождении детей. Как следствие, одной из основных составляющих системы социально-психологической поддержки должны статьспециализированные центрыи учреждения, которые были бы ориентированы на работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. По нашему мнению целью этих учреждений должно быть предоставление широкого спектра услуг, направленных на психологическую помощь, социализацию, развитие и поддержку детей. Эти учреждения должны стать центрами сопровождения детей, на базе которых будут обеспечиваться все варианты взаимодействия специалистов школы, детских домов, других институтов.Необходимым элементом совершенствования системы социально-психологического сопровождения изучаемой категории детей должно стать профессиональное обучение и повышение квалификации социальных работников, психологов, педагогов и других специалистов. Это дожжена быть работа по созданию специализированных курсов и тренингов, которая позволяла быповышать уровень подготовки специалистов. Эти курсы в обязательном порядке должно включать тренинги по обучению взаимодействия специалистов.Неотъемлемым элементом совершенствования системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе должно стать взаимодействие с органами здравоохранения, правопорядка, общественными организациями. Это взаимодействие должно проводится в рамках внеурочной деятельности, например в виде классных часов по здоровому образу жизни с участием медицинских работников, по профилактике правонарушений с представителями органов правопорядка. Также важно использовать различные выездные занятия, например, по посещению музеев, приютов для домашних животных и т.д.Нельзя не принимать во внимание сотрудничество с общественностью. Активные инициативы гражданского общества, благотворительных организаций и добровольческих центров позволяют предоставить дополнительную помощь и поддержку детям в форме внеклассных мероприятий, лагерей, кружков и других образовательных программ.Таким образом, совершенствование системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе, отражает важность создания условий для полноценного развития и успешной адаптации указанных категорий детей. Формирование специализированных учреждений, повышение профессиональной квалификации специалистов, внедрение программы интегрированного образования и сотрудничество с общественностью – все эти меры способствуют созданию благоприятной среды для роста и развития детей, которые оказались без заботы родителей.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕТаким образом, мы можем говорить о том, что сегодня система взаимодействия в рамках ведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выстроена не в полной мере. В данном контексте, социально-психологическая поддержка означает комплекс мер и программ, направленных на создание условий для социализации и адаптации таких детей в образовательной среде. Прежде всего, необходимо разработать и внедрить специализированные программы, которые включат в себя психологическую, социальную и педагогическую помощь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе. Эти программы должны быть адаптированы к конкретным потребностям и особенностям каждого ребенка, учитывая возраст, опыт потери родителей, их социальные и психологические потребности. Таким образом, совершенствование системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе, является важной задачей современного общества. Необходимо направить все усилия на создание специализированных программ и центров, которые будут способствовать успешной адаптации и полноценному развитию этих детей, а также поддержке их окружения. Только таким образом мы сможем обеспечить равные возможности всем членам общества и создать условия для их полноценной социализации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ связи с нынешней социально-экономической и политической обстановкой в России, количество детей, ставших сиротами или оставшихся без попечения родителей, продолжает увеличиваться. В настоящее время все больше встречаются случаи бедности, аморального поведения родителей и жестокого обращения с детьми. Особенно остро стоит проблема социальных сирот, т.е. детей, которые вырастают в неблагополучных семьях. Сироты, как правило, находятся в неблагоприятном положении по сравнению с теми, кто не является сиротами. У сирот заметно увеличилось количество проблем с интернализацией и более высокий уровень тревоги, депрессии, гнева и депрессивных расстройств по сравнению с их сверстниками. Как следствие, они нуждаются в более пристальном внимании, в т.ч. и в рамках общеобразовательного учреждения. Совершенствование системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе, является одним из ключевых задач в современном обществе. Эти дети, находясь в сложной жизненной ситуации, испытывают огромные трудности в адаптации и формировании своей личности. К сожалению, нередко им не хватает не только материальной поддержки, но и внимания и заботы, которые так необходимы для их полноценного развития.Для того чтобы эффективно поддерживать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе, необходимо наладить тесное взаимодействие между школой, социальными службами и педагогическими работниками, различными институтами, которые могут повлиять на формирование ребенка как личности. Эта система должна быть органично вплетена в учебно-воспитательный процесс, обеспечивать уникальную возможность для детей-сирот получать не только необходимые знания и навыки, но и социальную поддержку.Одним из ключевых элементов улучшения системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обучение персонала, который работает с этой категорией обучающихся. Необходимо разрабатывать специальные программы, направленные на повышение их педагогической компетентности, эмоциональной грамотности и готовности к пониманию и помощи детям-сиротам. Важно обеспечить им поддержку и наставничество со стороны опытных специалистов, чтобы они могли эффективно реагировать на индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка.В конечном итоге, совершенствование системы социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе, является сложным и многогранным процессом. Однако только сотрудничество может создать условия, которые позволят этим детям полноценно расти и развиваться, дать им шанс на счастливое детство и успешное будущее.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенов, А.М. Социально-педагогические возможности взаимодействия различных ведомств в целях поддержки сирот / А.М. Аксенов, Н.А. Шайденко, С.Н. Кипурова // Современный учены, 2018. – № 1. – С. 32-36.Аймешева, З.М. Сущностные характеристики делинквентного поведения детей-сирот / З.М. Аймешева // Педагогические исследования (сетевое издание), 2020. – № 1. – С. 38-43.Астоянц, М.С. Неблагополучная семья как причина безнадзорности и социального сиротства (на материале Ростовской области) / М.С. Атоянц // Социальная политика и социология, 2014. – Т. 2. – № 1 (102). – С. 213-222.Африкантов К.П. Основные проблемы организации взаимодействия властей и общества в сфере социальной защиты детей-сирот в современной России / К.П. Африкантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. – № 11. – С. 345-348.БахваловаЕ.В. Модель социально-психологического сопровождения интеграции воспитанников детского дома в образовательное пространство школы / Е.В. Бахвалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 3 (32).БахваловаЕ.В. Социально-психологические факторы успешной интеграции подростков-воспитанников детских домов в общеобразовательной школе: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Е.В. Бахвалова. – СПБ., 2022. – 25 с.Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: монография / И.А. Бобылева. – М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. – 288 с.Гарданова, Ж.Р. Исследование склонности к девиации и особенностей уровня жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в детских домах / Ж.Р. Гарданова, К.А. Воробьева, В.И. Есаулов и др. // Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 49-62.Жихарева, Л.В. Психологические особенности формирования психики сирот на этапах ценностного, смыслового и предметного сознания / Л.В. Жихарева, О.С. Рачек // Форум молодых ученых, 2019. – № 4 (32). – С. 344-349.Журавлева О.В. Сопровождение социально-профессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства / О.В. Журавлева // Мир науки, культуры, образования, 2013. – № 6 (43). – С. 255-257.Крамчанинова, Н.В. Социальное сиротство в ракурсе социального изучения / Н.В. Крамчанинова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2020. – Т. 12. – № 4-5. – С. 103-109.Курочкина,А.И. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.И. Курочкина // Трибуна ученого, 2021. – № 2. – С. 53-57.Магомедова, А.Н. Психологические особенности детей-сирот / А.Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования, 2014. – №3 (46). – С. 27-29Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука, 2010. – № 6. – С. 4-10.Осипова, Н.В. Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот / Н.В. Осипова // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2016. – № 3 (23). – С. 40-43.Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2022. – 667 с.Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 708 с.Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 691 с.Саркисян, А.Г. К проблеме социально-педагогической поддержки детей-сирот с отклонениями в развитии / А.Г. Саркисян, Э.А. Аветисян // Актуальные научные исследования в современном мире, 2020. – № 8-4 (64). – С. 79-82.Станибула,С.А. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 405-410.Султанова, И.В. Проблемы развития личности детей, воспитывающихся в детских домах / И.В. Султанова // Гуманитарные науки, 2022. – № 4 (60). – С. 149-157.Тришина О.В. Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания / О.В. Тришина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/648445.Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/Хабиева, З.Д. Социальная сирота: сущность понятия, причины возникновения / З.Д. Хабиева // Colloquium-journal, 2019. – № 24 (48). – С. 215-216.Черняева М.Г. Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия / М.Г. Черняева // Ярославский педагогический вестник, 2011. – Т. 2. – № 4. – С. 52-56.Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/61254.Щербина, О.В. К проблеме взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Шербина, В.Е. Халина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2011. – Т. 4. – № 1. – С. 53-58.Ярычев, Н.У. Понятие и сущность социальной защиты населения / Н.У. Ярычев, М.У. Ярычев // Право и практика, 2017. – № 4. – С. 155-159.ПРИЛОЖЕНИЕ ААнкета для специалистовВаши Фамилия, Имя Отчество:Ваша должность:Укажите, какой, по Вашему мнению, вклад должны вносить следующие специалисты в ведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?психолог:социальный педагог:медицинский работник:учитель:Выстроено ли в Вашей школе взаимодействие между этими специалистами при ведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?ДаОтчасти даСкорее нет, чем даНетВзаимодействуете ли Вы со специалистами вне учебной организации (специалистами детского дома, социальными службами, органами правопорядке и т.д.)?ДаОтчасти даСкорее нет, чем даНетЕсли да, то с какими и каким образом?Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы система ведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стала более эффективной?

1. Аксенов, А.М. Социально-педагогические возможности взаимодействия различных ведомств в целях поддержки сирот / А.М. Аксенов, Н.А. Шайденко, С.Н. Кипурова // Современный учены, 2018. – № 1. – С. 32-36.
2. Аймешева, З.М. Сущностные характеристики делинквентного поведения детей-сирот / З.М. Аймешева // Педагогические исследования (сетевое издание), 2020. – № 1. – С. 38-43.
3. Астоянц, М.С. Неблагополучная семья как причина безнадзорности и социального сиротства (на материале Ростовской области) / М.С. Атоянц // Социальная политика и социология, 2014. – Т. 2. – № 1 (102). – С. 213-222.
4. Африкантов К.П. Основные проблемы организации взаимодействия властей и общества в сфере социальной защиты детей-сирот в современной России / К.П. Африкантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. – № 11. – С. 345-348.
5. БахваловаЕ.В. Модель социально-психологического сопровождения интеграции воспитанников детского дома в образовательное пространство школы / Е.В. Бахвалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. – Т. 9. – № 3 (32).
6. БахваловаЕ.В. Социально-психологические факторы успешной интеграции подростков-воспитанников детских домов в общеобразовательной школе: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Е.В. Бахвалова. – СПБ., 2022. – 25 с.
7. Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: монография / И.А. Бобылева. – М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. – 288 с.
8. Гарданова, Ж.Р. Исследование склонности к девиации и особенностей уровня жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в детских домах / Ж.Р. Гарданова, К.А. Воробьева, В.И. Есаулов и др. // Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 49-62.
9. Жихарева, Л.В. Психологические особенности формирования психики сирот на этапах ценностного, смыслового и предметного сознания / Л.В. Жихарева, О.С. Рачек // Форум молодых ученых, 2019. – № 4 (32). – С. 344-349.
10. Журавлева О.В. Сопровождение социально-профессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства / О.В. Журавлева // Мир науки, культуры, образования, 2013. – № 6 (43). – С. 255-257.
11. Крамчанинова, Н.В. Социальное сиротство в ракурсе социального изучения / Н.В. Крамчанинова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2020. – Т. 12. – № 4-5. – С. 103-109.
12. Курочкина, А.И. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.И. Курочкина // Трибуна ученого, 2021. – № 2. – С. 53-57.
13. Магомедова, А.Н. Психологические особенности детей-сирот / А.Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования, 2014. – №3 (46). – С. 27-29
14. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука, 2010. – № 6. – С. 4-10.
15. Осипова, Н.В. Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот / Н.В. Осипова // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2016. – № 3 (23). – С. 40-43.
16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2022. – 667 с.
17. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2016. – 708 с.
18. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 691 с.
19. Саркисян, А.Г. К проблеме социально-педагогической поддержки детей-сирот с отклонениями в развитии / А.Г. Саркисян, Э.А. Аветисян // Актуальные научные исследования в современном мире, 2020. – № 8-4 (64). – С. 79-82.
20. Станибула, С.А. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 405-410.
21. Султанова, И.В. Проблемы развития личности детей, воспитывающихся в детских домах / И.В. Султанова // Гуманитарные науки, 2022. – № 4 (60). – С. 149-157.
22. Тришина О.В. Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания / О.В. Тришина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/648445.
23. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
24. Хабиева, З.Д. Социальная сирота: сущность понятия, причины возникновения / З.Д. Хабиева // Colloquium-journal, 2019. – № 24 (48). – С. 215-216.
25. Черняева М.Г. Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия / М.Г. Черняева // Ярославский педагогический вестник, 2011. – Т. 2. – № 4. – С. 52-56.
26. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/61254.
27. Щербина, О.В. К проблеме взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Шербина, В.Е. Халина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2011. – Т. 4. – № 1. – С. 53-58.
28. Ярычев, Н.У. Понятие и сущность социальной защиты населения / Н.У. Ярычев, М.У. Ярычев // Право и практика, 2017. – № 4. – С. 155-159.