Философия Древнего Китая
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Специфика древнекитайской философии 5
1.1. Истоки формирования восточного типа рациональности 5
1.2. Отличие восточного и западного типов рациональностей 7
2. Конфуцианство и даосизм как философские системы 12
2.1. Жизнь и взгляды Конфуция 12
2.2. Философия даосизма 16
Заключение 19
Список использованной литературы 19
Вместе с тем, благородный муж, будучи самостоятельной, гармоничной личностью, не должен выполнять безнравственный приказ правителя, а должен сопротивляться ему.Таким образом, существенное значение в конфуцианской концепции совершенного человека – «благородного» имеют идеи гуманности, которые выражают общий характер китайской культуры и ее ключевую особенность: общество представляет собой не просто одну семью во главе с отцом –императором. § 2.2. Философия даосизмаСогласно преданию, Лао-цзы был родом из царства Чу, которое отличалось самобытностью и имело культуру с элементами оккультизма и мистики. Потому закономерно предположить, что именно под влиянием этой культуры и сформировалось учение даосизма.Лао-цзы отрицал общественные законы, полагая их ненужными: «Дэ появляется только после утраты дао; человеколюбие – после утраты дэ; справедливость – после утраты человеколюбия; ритуал – после утраты справедливости. Ритуал – это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] – начало смуты».Лао-цзы также отвергал социальные правила и нормы, человеческие знания, просвещение, науку. По его мысли, людей нужно предоставить естественному течению жизни, и тогда сама природа приведет их к блаженству.Мудрость необходимо искать не в церемониях, и не у древних, а у самого Дао, у человека, слившегося с ним.Лао-цзы предлагал людям оставить их суетную жизнь и вернуться к естественности. Даосизм предполагал интуитивное постижение мира, который сам, в свою очередь, является примером гармони. Поэтому человек, постигший Дао – это гармоничный человек, стремящийся к покою. Покой – это следование по пути естественности, а естественность – это гармония, которая не нуждается в законах для своего поддержания – то есть в социальном устройстве общества. Обозначая Дао как универсальный, всеобщий закон, Лао-цзы полагал, что Дао выполняет свои функции абсолютно естественно и не существует ни одного явления или предмета, появившегося без его участия: Дао не принуждает появляться ни одно существо, не направляет его жизнь, позволяет всему развиваться естественно; Дао постоянно пребывает в движении к противоположности, оно вечно, независимо существует и проявляется во всем. Хотя Дао приносит пользу всему сущему, оно никогда не вступает ни с кем в борьбу, не стремится никого подчинить, не считает свою деятельность некой заслугой перед окружающими и не стремиться установить господство над кем бы то ни было. Согласно Лао-цзы, такое поведение трактуется как высший универсальный закон в природе и имеет название «таинственной добродетели».Единственным критерием и признаком совершенного поведения людей является все та же субстанция мира Дао, которая олицетворяет собой естественный образ жизни человека и выражает идею бескомпромиссного следования естественному ходу явлений и вещей окружающего мира.Вместе с тем, внимание к мысли не означает принуждение или насилии над мыслью, в рамках даосизма, внимание человека к собственным мыслям предстает, как путь к обретению внутренней гармонии. Даосизм утверждает неразрывную связь мысли и поступка, где поступок представляет собой начало материального воплощения мысли. Таким образом, каждая мысль уже несет в себе зерно будущего действия и содержит в себе все его будущие характеристики.В представлении даосизма слияние с природой есть естественная и настоятельная необходимость. Призывая к единению с природой, даосизм постулировал абсолютное растворение в ней. В учении Лао-цзы подлинный покой достигается одновременно с прекращением борьбы и устроением жизни согласно субстанции мира Дао. Возможны различные пути достижения Дао: этические, моральные нормы жизни, путь отшельничества, овладение конкретными навыками медитации. Даосизм утверждал, что мироздание само по себе не является источником каких-либо этических идей и конечная причина существующего порядка вещей – в Дао, которое следует только самому себе, а потому по своей сути находится за пределами морали. Сама же природа человека, согласно даосизму, является совместным порождением Земли и Неба, поскольку все на свете – порождение Земли и Неба.В соответствии с этими принципами даосизм понимает Небо – Природу, как источник всего сущего, но не вмешивающееся в сам процесс жизни «великое единое»; последователи даосизма признавали за Природой нейтральность по отношению к человеку, отрицали наличие у Природы устремлений, воли, пристрастий. Невыразимая природа Дао в системе ценностей даосизма олицетворяет мировую гармонию и равновесие. Способом постижения Дао являлось осознание закона всеобщего соответствия; идеалом жизни – адаптация к окружающему миру с помощью слияния с естественностью.Даосизм, основываясь на своих принципах, подчеркивал взаимозависимость и целостность всех вещей. Ценностные отношения человека и окружающего мира, отраженные в даосизме, позволяли преодолеть отчуждение человека от природы.Путь совершенного человека, согласно даосизму, заключается в адаптации к природе таким образом, чтобы все его действия были в своей основе такими же «естественными», как и сама «природа». Эта адаптация к «естественности» является образцом гармонического сосуществования человека со средой, что позволяет ему полноценное и гармоничное существование в окружающем его мире.Поскольку природа представляет собой идеал гармонии и совершенства, задача человека состоит лишь в том, чтобы не мешать совершенству проявить себя, и воспринять его. Осуществить это можно лишь следуя естественному пути. Идеальное состояние в даосизме – это состояние полного покоя, постоянства, эмоциональной стабильности, основанной на принципе «недеяния», на абсолютном слиянии с природой: «Живя в гармонии с беспредельной жизненной силой, даосский мудрец не движется вместе с вещами, вершит судьбы всего сущего и оберегает их исток». Идеал совершенного человека нашел отражение к концепции идеального правителя, заботами которого государство может достичь высочайшего расцвета, но также может и погибнуть, если государь недостаточно мудр. ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена философия конфуцианства и даосизма. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Социокультурная и политическая ситуация в Древнем Китае в VI-V вв. до н. э. отличалась сложностью и неоднозначностью. Страна находилась в состоянии смуты и раздробленности. Китай представлял собой большое количество отдельных, враждующих между собой княжеств. Развитие философии было непосредственно связано с сложностью политической и социальной ситуации, что стимулировало появление множества учений, которые представлявших разные модели идеального политического и социального устройства. В контексте Древнего Китая конфуцианство и даосизм стали наиболее значимыми философскими учениями. Учение Конфуция охватывает все аспекты человеческой жизни и основано на принципах рациональности, последовательности и строгости.Основоположник даосизма Лао-Цзы отвергал общественные законы, социальные правила и нормы, а также человеческие знания, просвещение и науку. Он считал их бесполезными, поскольку природа сама ведет человека к блаженству, и ему нужно только следовать естественному течению жизни. Конфуций, напротив, сосредоточился на социальных проблемах своего времени и видел путь их решения в возвращении к старому, традиционному укладу жизни. Даосизм разработал идеал правителя, который объединяет черты совершенного человека и идеального политического лидера. Конфуцианство, в свою очередь, ставило своей целью создание и развитие порядка в обществе, основанного на культуре, нравственном развитии и гармонии.Список использованной литературыВаракина М.И. Идея единства природы и человека в даосизме // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 75-80.Древнекитайская философия. Собрание текстов : в 2 т., т. 1 / сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко; АН СССР, Институт философии. – М.: Мысль, 1972. – 363 с.Лао-Цзы. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия : в 2-х т. : т. 1. – М.: Мысль, 1972. – С. 114-138.Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в трудах китайских философов // Концепт – 2014. – № 10. – С. 136-140.Мархель Е.Ю. Дао и Логос: взаимосвязь понятий // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 367. – С. 42-44.Маслов А.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». – М.: Логос, 2003. – 358 с.Панчулидзе О.Т. Жизнь и творческий путь Конфуция // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – № 72. – С. 142-145.Переломов Л.С. Конфуций «Лунь юй». – М.: Восточная литература, 2000. – 588 с.Петров В.В. Сила дракона. – Минск: Современный литератор, 1999. – 368 с.Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. – М.: Наука, 1983. – С. 36-56.
1. Варакина М.И. Идея единства природы и человека в даосизме // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 75-80.
2. Древнекитайская философия. Собрание текстов : в 2 т., т. 1 / сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко; АН СССР, Институт философии. – М.: Мысль, 1972. – 363 с.
3. Лао-Цзы. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия : в 2-х т. : т. 1. – М.: Мысль, 1972. – С. 114-138.
4. Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в трудах китайских философов // Концепт – 2014. – № 10. – С. 136-140.
5. Мархель Е.Ю. Дао и Логос: взаимосвязь понятий // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 367. – С. 42-44.
6. Маслов А.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». – М.: Логос, 2003. – 358 с.
7. Панчулидзе О.Т. Жизнь и творческий путь Конфуция // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – № 72. – С. 142-145.
8. Переломов Л.С. Конфуций «Лунь юй». – М.: Восточная литература, 2000. – 588 с.
9. Петров В.В. Сила дракона. – Минск: Современный литератор, 1999. – 368 с.
10. Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. – М.: Наука, 1983. – С. 36-56.