Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 16.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника 8
1.1. Характеристика психического развития ребенка-дошкольника 8
1.2. Особенности формирования детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. 16
1.3. Причины и последствия негативного влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника 20
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Содержание работы по гармонизации детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника 44
Выводы по второй главе…………………………………………………………...41
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Приложения …………………………………………………………………...……57
В таблице 5 приведены для сравнения данные, касающиеся детско- родительских отношений и уровня психического развития детей в одних и тех же семьях.
Таблица 5
Результаты сравнительной оценки детско-родительских отношений и уровня психического развития детей
Испытуемый Итоговые данные по уровню развития детей, ОРО А.Я. Варга, В.В. Столин Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарный контроль Отношение к неудачам ребенка Исп. 1 12 8 4 3 6 7 Исп. 2 13 30 7 6 0 1 Исп. 3 8 28 7 6 2 2 Исп. 4 11 21 6 5 3 3 Исп. 5 18 18 5 5 4 4 Исп. 6 16 17 5 5 4 5 Исп. 7 9 24 6 6 2 3 Исп. 8 11 27 7 7 2 2 Исп. 9 13 18 5 6 4 5 Исп. 10 9 4 2 1 6 7 Исп. 11 19 28 7 7 2 1 Исп. 12 8 14 5 5 6 5 Исп. 13 12 27 7 6 2 3 Исп. 14 10 24 6 6 2 3 Исп. 15 13 29 7 6 2 3 Исп. 16 11 24 6 5 2 3 Исп. 17 12 21 7 7 1 3 Исп. 18 9 14 5 5 4 7 Исп. 19 11 22 6 6 2 3 Исп. 20 11 23 6 7 2 3 Исп. 21 12 30 7 7 1 3
Рассмотрим наличие или отсутствие связей (зависимостей) между уровнем психического развития детей и результатами изучения родительских отношений в соответствующих семьях. Для этого проведем корреляционный анализ по формуле Пирсона. Коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:
где:
r – коэффициент корреляции; n – число элементов выборки;
x – первый числовой ряд (в нашем случае данные уровня развития);
y – второй числовой ряд (мы будем брать каждую шкалу опросника родительских отношений).
Затем полученные результаты сравнивались для условного определения их статистической значимости (достоверности) со шкалой Чеддока:
от 0 до 0,3 – очень слабая связь от 0,3 до 0,5 – слабая связь
от 0,5 до 0,7 – средняя связь от 0,7 до 0,9 – высокая связь
от 0,9 до 1 – очень высокая связь
Исследование выявило, что между уровнем развития детей и шкалой «Принятие/отвержение» существует прямая и значимая корреляционная связь, коэффициент которой равен 0,77. Это означает, что чем выше показатель на шкале «Принятие/отвержение», тем выше уровень психологического развития ребенка, что свидетельствует о положительном принятии его родителем.
Также было обнаружено, что между уровнем развития детей и шкалой «Кооперация» существует прямая и средняя связь, коэффициент которой равен 0,62. Это говорит о том, что уровень психологического развития ребенка влияет на его способность к сотрудничеству и кооперации с другими.
Таким образом, исследование подтверждает важность положительного принятия ребенка родителем и его способности к сотрудничеству в формировании его психологического развития.
Чем активнее родители проявляют интерес к увлечениям своих детей, тем больше достижений они способны получить. Это можно объяснить с помощью коэффициента корреляции, равного 0,56, который показывает прямую связь между уровнем кооперации, симбиоза и развития детей. Это свидетельствует о том, что отсутствует ярко выраженная связь между этими показателями.
Кроме того, также можно наблюдать обратную связь между уровнем развития детей и уровнем авторитарного контроля родителей. Коэффициент корреляции для этой связи равен -0,48. Это означает, что чем сильнее контроль родителей, тем меньше стремления ребенка к достижениям.
Отсутствие успехов у ребенка приводит к низкому уровню его развития, так как родители отрицательно высказываются о нем из-за неудач и проявляют негативное отношение. Мотивация ребенка также снижается в таких случаях. Коэффициент корреляции между уровнем развития детей и шкалой «Отношение к неудачам ребенка» демонстрирует обратную среднюю связь и равен -0,56.
Для проверки достоверности ранее полученных результатов и проверки правильности наших предположений, мы решили использовать вычисление коэффициента корреляции по формуле Спирмена. Для этого сначала создадим матрицу. Затем мы присвоим ранги данным в столбце "ОРО, Принятие-отвержение" (признак Y) и данным в столбце "Итоговые данные по уровню развития детей" (фактор X). Учитывая, что в таблице есть ранги с одинаковыми номерами (ранги 1-го ряда), мы проведем их переформирование, сохраняя соотношения между ранговыми номерами (>, < или =). Однако стоит учесть, что ранг не может быть выше 1 или ниже 31 (значение количества параметров).
Так как в таблице имеются связанные ранги 2-го ряда, также произведем их переформирование. Получим следующую матрицу (таблица 6):
Таблица 6
Матрица данных для проведения корреляционного анализа по Спирмену
Итоговые данные по уровню развития детей, в %%, X ОРО, Принятие- отвержение, Y ранг X, dx ранг Y, dy ранг X, dx ранг Y, dy (dx – dy)2 12 11 2 2 2.5 2 0.25 13 30 26 29 27 29.5 6.25 8 28 23 25 24 26 4 11 21 15 12 16.5 12.5 16 18 18 23 9 24 9.5 210.25 16 17 9 7 11.5 7.5 16 9 24 15 16 16.5 18 2.25 11 27 19 22 20.5 23 6.25 13 18 19 9 20.5 9.5 121 9 4 1 1 1 1 0 19 28 23 25 24 26 4 8 14 7 4 7.5 4.5 9 12 27 9 22 11.5 23 132.25 10 24 9 16 11.5 18 42.25 13 29 26 28 27 28 1 11 24 15 16 16.5 18 2.25 12 21 4 12 5 12.5 56.25 9 14 4 4 5 4.5 0.25 11 22 4 14 5 14 81 11 23 7 15 7.5 15 56.25 12 30 29 29 29.5 29.5 0
Проверим правильность составления матрицы, основываясь на исчислении контрольной суммы по формуле:
Так как суммы по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммой, следовательно, матрица составлена правильно.
Поскольку среди значений в столбцах «ОРО, Принятие-отвержение» и «Итоговые данные по уровню развития детей» встречается несколько одинаковых (образуются связанные ранги), то коэффициент Спирмена необходимо вычислять по формуле:
где
(4)
(5)
j – номера связок по порядку для признака х; Аj – число одинаковых рангов в j-й связке по х; k – номера связок по порядку для признака у;
Вk – число одинаковых рангов в k-й связке по у.
A = [(23-2) + (33-3) + (33-3) + (43-4) + (63-6) + (43-4) + (23-2) + (33-3) + (23-2)]/12 = 35
B = [(23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (53-5) + (33-3) + (23-2)]/12 = 16.5
D = A + B = 35 + 16.5 = 51.5
Оценивая значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена, мы сравниваем полученное значение (р=0,728) с шкалой Чеддока. Такое значение указывает на сильную прямую связь между детско-родительскими отношениями и уровнем психического развития детей. Заметим, что коэффициент корреляции Пирсона между уровнем развития детей и шкалой «Принятие/отвержение» составил 0,77. Это означает, что наши результаты расчетов коэффициента корреляции Пирсона являются достаточно точными.
Чтобы оценить значимость коэффициента ранговой корреляции по формуле Спирмена, необходимо вычислить критическую точку. Для этого при заданном уровне значимости α мы проверяем нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi (p ≠ 0).
(7)
где n – объем выборки;
p – выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
t(α, к) – критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n-2.
Если |p| < Тkp – нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp – нулевую гипотезу отвергают.
Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.
По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.05/2;29) = 2.045
Проведенный статистический анализ корреляционных связей между психическим развитием дошкольников и детско-родительскими отношениями приводит к отклонению гипотезы о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена Ткр > р. То есть, ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам является статистически значимой. Эти результаты подчеркивают необходимость разработки программы, целью которой будет создание гармоничных детско-родительских отношений.
2.3. Содержание работы по гармонизации детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника
Для гармонизации детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника нами была предложена программа «Мы вместе».
Актуальность программы связана с тем, что на современном этапе развития общества родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Детско-родительские отношения выстроены таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
Важным условием успеха программы является мотивация членов семьи на совместный труд родителей, детей и специалистов, результат которого можно будет ощутить спустя несколько месяцев после окончания работы детско-родительских групп. Решающая роль в эффективности групповых занятий принадлежит родителям, которые должны закреплять полученные знания и умения в реальной жизни семьи.
Родители, занимающиеся со своими детьми, приобретают большую чувствительность к ним, проявляют безоценочное и понимающее отношение, создавая обстановку принятия, в которой ребенок может ощущать достаточную безопасность.
Совместное решение, поисковая программа для родителей и детей, призванная сблизить два мира, которые столь близки и взаимозависимы, но не всегда мирно сосуществуют.
Программа направлена на сплочение семьи и гармонизацию внутрисемейных отношений.
В этом направлении при работе с детско-родительской парой реализуются следующие задачи:
Родители и дети обучаются навыкам сотрудничества и партнерства в игре и совместной деятельности.
Обучение детей навыкам коммуникации в коллективе также среди сверстников
Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми
Организация занятий включает цикл из 12 встреч, проводимых с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу 30 минут. С первого по восьмое занятие являются совместными для родителей и детей, занятиями. Девятое и одиннадцатое занятие осуществляются только с участием родителей, а двенадцатое и завершающее занятие проводится совместно.
Таблица 7
План тематических занятий
№ Тема занятий Кол-во часов 1. Знакомство, сплочение группы 3 часа 2. Учимся сотрудничать 9 часов 3. Общаться с ребенком –как? (для родителей) 3 часа 4. Поощрения и наказания (для родителей) 1,5 часа 5. Завершение группы 1,5 часа Итого 18 часов
На предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на последнем занятии проводится диагностический этап. Его целью является определение стиля семейного воспитания, анализ межличностных отношений в семье и оценка коммуникативных навыков детей. В программе используются различные методические средства, такие как коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование) и ролевое моделирование. Игровое содержание программы создано с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.
Задачей первого этапа является знакомство участников и формирование доверительной атмосферы в группе, с последующей безопасностью.
На втором этапе осуществляется коррекционно-развивающая работа, которая включает обучение родителей и детей навыкам сотрудничества, снятие барьеров в общении с взрослыми, развитие у детей навыков рефлексии, а также обучение родителей эффективному общению с детьми.
Завершающий этап направлен на апробацию и освоение новых способов общения и взаимодействия, а также на рефлексию полученного опыта.
Конспекты занятий представлены в Приложении 3.
В результате прохождения программы было отмечено укрепление отношений между родителями и детьми.
В процессе занятий родители стали проявлять больше сочувствия, эмпатии и понимания по отношению к своим детям. Многим удалось безоценочно относится к ребенку, создавая атмосферу принятия. И дети, и родители чувствовали комфорт и безопасность.
Родители показали готовность продолжать начатую работу по гармонизации детско-родительских отношений в реальной жизни семьи.
По окончании работы с родителями в рамках программы «Мы вместе», было снова проведено диагностирование по методикам, описанным выше.
Результаты повторной диагностики детско-родительских отношений по тест-опроснику А.Я. Варга, В.В. Столина изложены в Таблице 8. Как видим, есть некоторые изменения в показателях «кооперация», «симбиоз», свидетельствующие о наметившихся позитивных изменениях в отношениях родителей и детей, что, безусловно, сказывается на развитии дошкольников.
Таблица 8
Результаты исследования детско-родительских отношений по тест-опроснику
А.Я. Варга, В.В. Столина
№ исп. Возраст ОРО А.Я. Варга, В.В. Столин Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарный контроль Отношение
к неудачам ребенка Исп. 1 7 л 8 6 4 6 7 Исп. 2 6 л. 2 мес. 30 7 6 0 1 Исп. 3 6 л. 1 мес. 28 7 7 2 2 Исп. 4 6 л. 2 мес. 21 6 6 3 3 Исп. 5 7 л 18 7 5 4 4 Исп. 6 7 л. 2 мес. 17 5 7 4 5 Исп. 7 6 л. 4 мес. 24 6 6 2 3 Исп. 8 7 л 27 7 7 2 2 Исп. 9 6 л. 3 мес. 18 5 6 4 5 Исп. 10 6 л. 3 мес. 4 3 2 6 7 Исп. 11 6 л. 1 мес. 28 7 7 2 1 Исп. 12 6 л. 1 мес. 14 5 5 6 5 Исп. 13 6 л. 3 мес. 27 7 6 2 3 Исп. 14 7 л 24 6 6 2 3 Исп. 15 7 л 29 7 6 2 3 Исп. 16 6 л 24 6 5 2 3 Исп. 17 6 л. 6 мес. 21 7 8 1 3 Исп. 18 6 л. 2 мес. 14 4 5 4 7 Исп. 19 6 л. 9 мес. 22 6 6 2 3 Исп. 20 6 л. 23 7 7 2 3 Исп. 21 6 л. 11 мес. 30 7 7 1 3
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты дают нам основание утверждать, что гипотеза доказана, что цель достигнута, задачи решены.
Выводы по второй главе
Для проведения экспериментального исследования была определена группа детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Для диагностики уровня развития детей выбранной возрастной категории 6-7 лет использовалась методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) для детей 6-7 лет. Для изучения детско-родительских отношений – «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга и В.В. Столина.
Полученные в результате проведения вышеперечисленных методик данные исследовались с помощью корреляционного анализа по Пирсону. Коэффициент корреляции Пирсона дает достаточно точный результат о взаимосвязях изучаемых показателей, но одновременно с этим он чувствителен к случайным показателям. Чтобы удостовериться в полученных результатах и исключить влияние случайных показателей, мы в нашем исследовании дополнительно использовали корреляционный анализ по Спирмену. Данный коэффициент показывает достаточно точный результат при малой выборке.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что: существует высокая обратная связь между уровнем психического развития детей и детско-родительскими отношениями.
Данные результаты послужили основанием для создания программы, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень психического развития ребенка-дошкольника зависит от характера и стиля детско-родительских отношений экспериментально подтверждена. Следовательно, задачи исследования решены, цель достигнута.
Заключение
Теоретико-методологический анализ проблемы влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка-дошкольника позволил сделать следующие выводы:
Психическое развитие ребенка-дошкольника – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
В данной работе мы анализируем взаимоотношения между детьми и родителями как сложный комплекс эмоциональных связей, включающий в себя эмоциональное отношение к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы взаимодействия, сильно влияющие на эмоциональное состояние и родителя, и ребенка. Важной чертой таких отношений является наличие противоречивых чувств в родительской и детской сторонах, когда родитель должен одновременно защищать ребенка от опасностей и позволять ему самостоятельно исследовать окружающий мир, создавая при этом благоприятную обстановку в семье.
Развитие сенсорной и эмоциональной сферы, а также активное обучение ребенка установлению целей в общении, анализу задачи и ориентации в различных ситуациях общения – вот что действительно важно для семьи. Сформированная мотивация и благоприятные межличностные отношения между родителями и другими членами семьи положительно сказываются на психическом и физическом развитии, а также на активности в познавательной деятельности.
Для определения влияния отношений между родителями и детьми на психическое развитие дошкольника можно использовать следующие показатели:
- родительская позиция, которая определяется способом эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, представлением о ребенке и о себе как родителе, образцами родительского поведения и уровнем удовлетворенности родительством.
- тип семейного воспитания, который определяется параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, уровнем удовлетворения потребностей ребенка, степенью родительского контроля и уровнем последовательности в его осуществлении.
- образ родителя в качестве воспитателя и образ системы семейного воспитания.
Для проведения экспериментального исследования была определена группа детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Для диагностики уровня развития детей выбранной возрастной категории 6-7 лет использовалась методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) для детей 6-7 лет. Для изучения детско-родительских отношений – «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга и В.В. Столина.
Полученные в результате проведения вышеперечисленных методик данные исследовались с помощью корреляционного анализа по формуле Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона дает достаточно точный результат о взаимосвязях изучаемых показателей, но одновременно с этим он чувствителен к случайным показателям. Чтобы удостовериться в полученных результатах и исключить влияние случайных показателей, мы в нашем исследовании дополнительно использовали корреляционный анализ по формуле Спирмена. Данный коэффициент показывает достаточно точный результат при малой выборке.
Данные результаты послужили основанием для создания программы, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений.
Таким образом, экспериментально подтверждена наша гипотеза о том, что уровень психического развития ребенка-дошкольника зависит от характера и стиля детско-родительских отношений.
Анализ литературы и проведенное исследование указывают на то, что влияние родителей на формирование личности ребенка является крайне значительным. Однако, необходимо подробнее разобраться в том, какие конкретно аспекты отношения родителя к ребенку оказывают такое влияние.
Один из таких аспектов - стиль воспитания. Неправильный стиль воспитания, характеризующийся доминированием родителя над ребенком, может иметь серьезные последствия. Такое отношение может привести к игнорированию реальных потребностей ребенка, эмоциональному отвержению и занижению его возможностей. Ребенок, которому не уделяется достаточного внимания и не чувствует поддержки со стороны родителей, может столкнуться со снижением уровня психического развития и проблемами в обучении.
Особенно важно обратить внимание на отношение родителей к ребенку в раннем детстве. Именно в этот период формируются основы личности и взаимоотношений. Если родители не создают благоприятную и эмоционально поддерживающую среду, ребенок может испытывать проблемы с самооценкой, эмоциональным развитием и социальной адаптацией.
Итак, важно понимать, что роль родителей в формировании личности ребенка не ограничивается только материальной поддержкой. Это также включает в себя эмоциональное отношение, стиль воспитания и участие в жизни ребенка. Правильное и заботливое отношение родителей может способствовать успешному развитию ребенка и его обучаемости.
Например, при взаимодействии с ребенком наиболее эффективным подходом будет тот, когда родитель полностью принимает его индивидуальность, уважает его мнения и стремится поддержать его интересы и планы. Он не только сочувствует ребенку, но и одобряет его поступки и решения. Родитель старается построить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи, помогая ребенку в реализации его целей и задумок. Важно также высоко оценивать и поддерживать интеллектуальные и творческие способности ребенка, поощрять его инициативу и стремление к самостоятельности. Взрослый старается быть на одном уровне с ребенком, ведь только так можно добиться полноценного взаимопонимания и гармоничной совместной работы.
Список использованных источников и литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 400 с.
Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьного психолога / Сост. Е.А. Бугременко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. М., 2002. – 127 с.
Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. – 2010. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-kanalizu-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 09.12.2023).
Быковская Т.Е. Формирование педагогической культуры семьи и ее значение в формировании личности ребенка / Т.Е. Быковская, О.А. Бадер // Гуманитарное пространство. – 2018. – Т.7. – № 3. – С.375-384.
Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: Учебное пособие / Т.Е. Быковская. – М.: Экон – Информ, 2011. – 262 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 195 с.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна. – Москва, 1986. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16131378 (дата обращения: 09.12.2023).
Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6-ти томах. – М.: Педагогика. – 2004. – Т.4. – С.243-403.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Пед. об-во России, 2015. – 532 с.
Гребников И.В Воспитательный климат семьи / И.В. Гребников. – Мю: Знание, 2006. – 40 с.
Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Е.В. Голубева // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – С. 25-34.
Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т.В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3. – С. 3-8.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 432 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 232 с.
Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.
Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. – М.: Физкультура и спорт, 1951-1956. Т. 1.
Логинов Ю.А. Психическое развитие детей и подростков. Биологические возрастные кризы / Ю.А. Логинов // Вестник Ивановской медицинской академии. – Т. 10. – № 1-2. – 2005. – С.76-80.
Максимова Н.Л. сти родительского отношения, в семьях с единственным ребенком / Н.Л. Максимова // В мире научных открытий. – 2009. – №3-1. – С. 130-132.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка-пресс, 2007. – 176 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Акад., 2003. – 454 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 460 с.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт 2006. – 495 с.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. петровскийю – М.: Знание, 2001. – 95 с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
Сатир В.М. Психотерапия семьи / В.М. Сатир. – СПб.: «Речь», 2000. – 283 с.
Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М.: Владос, 2009. – 358 с.
Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с.
Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 272 с.
Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1994. – №6.
Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.Р. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С. 57-67.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 1987. – 351 с.
Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С.68- 76.
Эйдемиллер Э.Г. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы // Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Просвещение, 1993. – 528 с.
Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей / Т.Г. Яничева. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 144 с
5
Sheet1
Диаграмма1
Высокий
Средний
Низкий
0.14
0.58
0.28
[]
Высокий
Высокий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Низкий
Низкий
Низкий
0.14
0.58
0.28
Список использованных источников и литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 400 с.
2. Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьного психолога / Сост. Е.А. Бугременко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. М., 2002. – 127 с.
3. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. – 2010. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-kanalizu-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 09.12.2023).
4. Быковская Т.Е. Формирование педагогической культуры семьи и ее значение в формировании личности ребенка / Т.Е. Быковская, О.А. Бадер // Гуманитарное пространство. – 2018. – Т.7. – № 3. – С.375-384.
5. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: Учебное пособие / Т.Е. Быковская. – М.: Экон – Информ, 2011. – 262 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 195 с.
7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна. – Москва, 1986. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16131378 (дата обращения: 09.12.2023).
8. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6-ти томах. – М.: Педагогика. – 2004. – Т.4. – С.243-403.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Пед. об-во России, 2015. – 532 с.
11. Гребников И.В Воспитательный климат семьи / И.В. Гребников. – Мю: Знание, 2006. – 40 с.
12. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Е.В. Голубева // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – С. 25-34.
13. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
14. Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т.В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3. – С. 3-8.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 432 с.
16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 232 с.
17. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.
18. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. – М.: Физкультура и спорт, 1951-1956. Т. 1.
19. Логинов Ю.А. Психическое развитие детей и подростков. Биологические возрастные кризы / Ю.А. Логинов // Вестник Ивановской медицинской академии. – Т. 10. – № 1-2. – 2005. – С.76-80.
20. Максимова Н.Л. сти родительского отношения, в семьях с единственным ребенком / Н.Л. Максимова // В мире научных открытий. – 2009. – №3-1. – С. 130-132.
21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка-пресс, 2007. – 176 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М. : Акад., 2003. – 454 с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 460 с.
24. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт 2006. – 495 с.
25. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. петровскийю – М.: Знание, 2001. – 95 с.
26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
27. Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
28. Сатир В.М. Психотерапия семьи / В.М. Сатир. – СПб.: «Речь», 2000. – 283 с.
29. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М.: Владос, 2009. – 358 с.
30. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с.
31. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 272 с.
32. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1994. – №6.
33. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.Р. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С. 57-67.
34. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 1987. – 351 с.
35. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
36. Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С.68- 76.
37. Эйдемиллер Э.Г. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы // Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Просвещение, 1993. – 528 с.
38. Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей / Т.Г. Яничева. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 144 с