Методическая разработка занятия по дисциплине "Экология и охрана окружающей среды"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 40 40 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 19.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Методология разработки лекционных занятий 5
1.1 Методы преподавания лекции 5
1.2 Конспект лекции 9
Глава 2 Методическая разработка по дисциплине 27
«Экология и охрана окружающей среды» 27
2.1 Понятийный аппарат 27
2.2 Содержание и структура методической разработки 29
Заключение 35
Список использованных источников 37

Фрагмент для ознакомления

В промышленности и транспортных средствах настолько сильна зависимость от ископаемого топлива, что в ближайшее время неизбежно возрастет попадание в атмосферу углекислых газов и иных парниковых газов. Впрочем, существуют способы его уменьшения, и можно со временем достичь равновесия в атмосфере.Вы считаете перспективным внедрение таких способов как:- повышение КПД горючего в транспорте, а также другие виды экономии энергоресурсов, поскольку производство горючего практически полностью основывается на сжигании ископаемых видов топлива?- Разработка и реализация солнечной и другого бестопливного энергетического источника?- Прекратить уничтожение тропических и таежных лесов?ЗаключениеГлобальное изменение климата стало реальностью. Оно влияет на всех - людей, животных и растения. Из-за осадков кислоты тысячи озер стали безжизненными, над остальными нависла угроза, леса гибнут. В мире ожидается небывалая засуха. По словам специалистов, ожидаются самые сильные катаклизмы земной коры, которые наверняка изменят облик Земли. Увеличение ультрафиолетового излучения угрожает всей жизни на планете из-за уменьшения, а кое-где полного исчезновения озонового слоя. Эти процессы связаны с антропогенными изменениями, различными формами загрязнения, достигающими глобального масштаба и влияющими на биосферу. Человек должен осознать ущербность своейжизни, которая, сохраняя современные темпы негативного влияния на окружающую среду, никакого будущего не имеет. В локальном, региональном или глобальном масштабах экологический кризис может достаточно быстро расширяться до уровня глобального термодинамического кризиса тепла. Всё ещё исправимо! Надо всем осознать ответственность перед природой и будущими поколениями.Глава 2 Методическая разработка по дисциплине«Экология и охрана окружающей среды»2.1 Понятийный аппаратЭкология –«экология воспринимается как теоретическая (биологическая) основа взаимодействия в системе «организм(ы) – среда»; рациональное природопользование – как система эксплуатации природных ресурсов и условий в наиболее эффективном режиме, без резких изменений природно-ресурсного потенциала и при сохранении здоровья людей (прикладная экология); социальные аспекты проявляются в диапазоне от элементарной экологической безграмотности как управляющего звена, так и населения в целом, до восприятия глобальных процессов с точки зрения ноосферы и устойчивого развития (социоэкология)» [18, с.331].Глобальный экологический кризис – «Глобальный экологический кризис – это направление, состояние во взаимоотношениях между человеческим обществом и природой, характеризующееся несоответствием производственных сил и производственных отношений человеческого общества и ресурсно-биологическим возможностям биосферы (по Реймерсу).Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимают потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами» [14]Окружающая среда – «окружающая среда представляет собой совокупность объектов естественной и искусственной сред, а также общественные отношения социальной среды» [8, с.4].Охрана окружающей среды – «Охра́наокружа́ющей среды́ - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. О. о. с. предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей» [19].Биоразнообразие – «своеобразная биологическая матрица, определяющая вектор социального развития» [4, с.21].Обезлесение – «Обезлесение — процесс превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья без древесного покрова, такие как поля и пастбища, города, пустоши и другие. Основная причина обезлесения — передача территорий, занятых лесом, под другие цели, в особенности вырубка и выжигание леса под сельхозугодья. Другая заметная причина обезлесения — вырубка леса без лесовосстановления. Кроме того, леса могут быть уничтожены вследствие естественных причин, таких как ураганы, болезни леса, изменение климата, однако основной причиной обезлесения является антропогенный фактор, включая, кроме вырубки и выжигания, например, кислотные дожди. Основная причина возникновения лесных пожаров — также деятельность человека» [9].Опустынивание – «Опусты́нивание, процесс расширения площади пустынь за счёт сопредельных территорий, чему могут способствовать естественные причины, такие как циклические изменения климата и стока, приводящие к периодическим засухам. Однако главную роль в опустынивании играют негативные последствия антропогенных воздействий на природу, прежде всего, сведение древесной растительности в сопредельных с пустынями регионах и уничтожение травостоя, что приводит к расширению площадей развеваемых песков» [2].Проблема чистой воды – «20% населения Земли испытывает нехватку чистой питьевой воды. Нехватка воды возникает тогда, когда нет возможности удовлетворить все существующие потребности и эксплуатация ограниченных водных ресурсов приобретает конкурентный характер» [17].Демография – «наука о народонаселении, его численности, географическом распределении и составе, о закономерностях воспроизводства населения в зависимости от социальных и культурных факторов. Учет различных демографических данных очень важен при изучении социолингвистических проблем» [1, с.1]Демографический кризис – «резкое изменение численности населения в мире. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение территорий. В первом случае это ситуация, которая складывается в государстве (стране) или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. Такая ситуация в данный момент складывается во многих странах мира, в том числе в Европе, Азии, и, в частности, в России. В случае перенаселения, демографический кризис — это неспособность территории обеспечить её жителей жизненно необходимыми ресурсами» [7]2.2 Содержание и структура методической разработкиДанная лекция разработана с учетом требования ФГОС ВО, в соответствии с учебным планом и программой предмета в рамках дисциплины «Экология и охрана окружающей среды». Продолжительность лекции – 2 часа (две пары по 45 минут)Место проведения занятия – аудиторияК моменту проведения лекционного занятия студенты имеют общее представление об экологии. Тема лекционного занятия будет интересна студентам, так как затрагивает изучение и обсуждение проблем, касающихся каждого человека.Подготовка к лекции ведется в течение одной недели с использованием разнообразных источников, статистических данных, методической и научной литературы.При подготовке занятия использован следующий комплект методического обеспечения:- календарно-тематический план;- план учебного занятия;- комплект материалов для контроля понимания изученного (карточки с вопросами, вопросы приведены в конце текста лекционного занятия);- методическая разработка лекционного материала.Задание на дом не предусмотрено, на следующем занятии будет проведен опрос по основным моментам сегодняшней лекции.План лекционного занятияВступление Вводная часть, которая включает в себя предисловие (введение в тему занятия), объявление темы, цели и задач занятия, озвучивание основных вопросов для изучения и списка рекомендуемой литературыОсновная часть. Выдача учебного материала в соответствии с заявленными основными вопросами. Вопросы для контроля понимания полученных знаний (обсуждение)Заключение Технологическая карта занятияФИО преподавателя _________________________Группа _____ Дата _____ Предмет Экология и охрана окружающей средыТема занятия - Глобальный экологический кризисМесто и роль занятия в изучаемой теме - Первая лекция в темеЦель занятия: понять сущность и причины глобального изменения климатаТаблица 2Этап занятияВремя, минутыЦельМетоды и приемы работыФОУДДеятельность преподавателяДеятельность студентовОрганизационный 2Проверка присутствующих на занятии.Проверка готовности к занятиюКонтроль ФПриветствует студентов, сверяет присутствующих со списком в журналеПриветствуют преподавателя, готовятся к занятиюВведение 10Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы.Наблюдение, работа по плану занятияФОрганизует диалог, в ходе которого конкретизируетЗадание: составить кластер понятия глобальный экологический кризис, дополняя его в течение занятия новыми фактами, статистическими даннымиСоставляют простой кластер для ключевого понятияглобальный экологический кризис в виде графического представления содержательных характеристик понятияИзложение 70Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.Чтение лекции, побуждение к высказыванию собственного мнения в конце лекцииФПонятно выдать студентам материал лекцииСлушают, ведут записи, дополняют кластер, созданный в начале занятияЗаключение8Формулирование основного вывода. Методические советы. Ответы на вопросы. Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатомРефлексия. Контроль. ИГПроверяет полученные от студентов кластеры, анализирует, выслушивает мнения и доказательства студентов. Интересуется впечатлением студентов от занятияОтдают преподавателю, получившиеся кластеры, отстаивают собственное мнение, аргументируют его, высказывают собственное впечатление от занятияРабота студентов на занятии: 100% конспектировали лекцию, составляли кластеры, 70% доказывали правоту своего мнения в конце занятияДифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовалаХарактер самостоятельной работы учащихся: продуктивный/репродуктивныйОценка достижения целей лекционного занятия: отличноХод лекционного занятия «Глобальный экологический кризис»(текст лекции приведен в разделе 1.2 настоящей работы)Организационный момент: проведение переклички пришедших студентов, подготовка к занятию. 2 минутыВведение:Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы (дан в тексте лекции, раздел 1.2). Задание: по имеющимся на данный момент данным составить кластер и дополнять его по ходу занятия. 10 минутИзложение:Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения. Вопросы под заголовком Каково ваше мнение (смотри текст лекции в разделе 1.2 страница 26) 70 минутЗаключение:Формулирование основного вывода. Методические советы. Ответы на вопросы, краткая беседа по кластерам. Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом. Впечатление от занятия (мнения студентов). 8 минутЗаключениеСовременный уровень преподавания требует от преподавателя не только совершенствования своих знаний, но и обновления методов подачи учебного материала, повышения уровня педагогического мастерства. В высшей школе основной формой проведения учебных занятий является лекция. В работе рассмотрены критерии, виды, функции и структура лекционных занятий.Для объективного рассмотрения противоречивых понятий необходима лекция, а также для тех случаев, когда особое значение имеет личная эмоциональная реакция преподавателя на студентов для того, чтобы иметь возможность повлиять на формирование их взглядов.Эмоциональное звучание лекции в сочетании с глубокими научными знаниями создает гармонию мыслей, слов и ощущений слушателей. Эмоциональное воздействие лекции является важной частью преподавания гуманитарных дисциплин.Лекционный материал должен быть изложен понятным языком, в логической последовательности. Лекция должна обеспечивать эмоциональное воздействие лектора на слушателей, сподвигнуть к сотворчеству. Это экономный способ получения основ знаний в общем виде, она активизирует мыслительную деятельность, если студенты внимательно слушали, поняли выданный лектором материал.Для подготовки лекционного занятия были использованы научные, методические, педагогические источники. Тема разработанного лекционного занятия понятна и волнует каждого человека.В ходе выполнения курсовой работы цель достигнута: был разработан материал к лекционному занятию«Глобальное изменение климата», данная лекция проведена и выдана студентам., на занятии был составлен кластер, который по существу является опорным конспектом.После проведения занятия и проверки усвоения выданных знаний было выяснено, что студенты конспектировали лекцию и две трети участвовали в обсуждении созданных кластеров.Материал лекции был изложен понятным языком, в строгом соответствии с планом. Цели и задачи лекционного занятия достигнуты.Список использованных источниковN. Achildieva ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ // SAI. 2022. №B8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-o-demografii-i-demograficheskoy-leksike (дата обращения: 20.12.2023).Большая Российская Энциклопедияhttps://bigenc.ru/c/opustynivanie-0b8992#:~:text=Опусты́нивание%2C%20процесс%20расширения%20площади%20пустынь,к%20расширению%20площадей%20развеваемых%20песковБондаренко Лидия Вениаминовна, Маслова Ольга Вениаминовна, Белкина Анастасия Владимировна, Сухарева Ксения Валерьевна Глобальное изменение климата и его последствия // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. №2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnoe-izmenenie-klimata-i-ego-posledstviya (дата обращения: 19.12.2023).Бродский А.К., Сафронова Д.В. Глобальный экологический кризис: взгляд на проблему через призму биоразнообразия // Биосфера. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-ekologicheskiy-krizis-vzglyad-na-problemu-cherez-prizmu-bioraznoobraziya (дата обращения: 20.12.2023).Вузовская лекция. –Учебно-методическое пособие. / Сост. В.С.Зайцев. –Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018 – 43 с.Глобальные экологические проблемы. Лекция №4 https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1702975932&tld=ru&lang=ru&name=pluginfile.php%3Ffile%3D%2F156639%2Fmod_resource%2Fcontent%2F2%2FЛекция%204.pdf&text=Глобальное%20изменение%20климата%20лекция%Демографическийкризис https://ru.wikipedia.org/wiki/Демографические_проблемыЖукова Наталья Владимировна ПОНЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЪЕКТА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ // Общество и право. 2021. №3 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-okruzhayuschey-sredy-kak-obekta-konstitutsionno-pravovoy-ohrany (дата обращения: 20.12.2023).КАРТАСЛОВ электронный сайт https://kartaslov.ru/значение-слова/обезлесениеКашкарёва, А. А. Методы преподавания лекции в университете / А. А. Кашкарёва, Е. В. Машкова, В. А. Бережная, Е. О. Реховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 18.12.2023).Лагушкин В.П., Морозов С.Ю. Методические рекомендации по подготовке и чтению лекций– Ульяновск: УлГУ, 2017Лихачева Анастасия Борисовна Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики // Экономический журнал ВШЭ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-presnoy-vody-kak-strukturnyy-faktor-mirovoy-ekonomiki (дата обращения: 20.12.2023).Ловцова Наталия Игоревна Демографическая проблема: кто виноват и что делать? // Мир России. Социология. Этнология. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskaya-problema-kto-vinovat-i-chto-delat (дата обращения: 20.12.2023).

Медведев И.П. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007120 (дата обращения: 20.12.2023 ).

Османов Мухаммед Мартинович К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodike-provedeniya-lektsionnyh-zanyatiy-v-vysshey-shkole (дата обращения: 18.12.2023).Погорельский, И. П. Экология : учебно-методическое пособие / И. П. Погорельский, И. В. Маракулин. - Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014 - 74 с.Проблема «чистой воды» https://studfile.net/preview/9895090/page:38/Розенберг Г. С. Еще раз к вопросу о том, что такое «Экология»? // Биосфера. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-k-voprosu-o-tom-chto-takoe-ekologiya (дата обращения: 20.12.2023).Электронный академический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/21737/Охрана.

Список использованных источников

1. N. Achildieva ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ // SAI. 2022. №B8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-o-demografii-i-demograficheskoy-leksike (дата обращения: 20.12.2023).
2. Большая Российская Энциклопедия https://bigenc.ru/c/opustynivanie-0b8992#:~:text=Опусты́нивание%2C%20процесс%20расширения%20площади%20пустынь,к%20расширению%20площадей%20развеваемых%20песков
3. Бондаренко Лидия Вениаминовна, Маслова Ольга Вениаминовна, Белкина Анастасия Владимировна, Сухарева Ксения Валерьевна Глобальное изменение климата и его последствия // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. №2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnoe-izmenenie-klimata-i-ego-posledstviya (дата обращения: 19.12.2023).
4. Бродский А.К., Сафронова Д.В. Глобальный экологический кризис: взгляд на проблему через призму биоразнообразия // Биосфера. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-ekologicheskiy-krizis-vzglyad-na-problemu-cherez-prizmu-bioraznoobraziya (дата обращения: 20.12.2023).
5. Вузовская лекция. –Учебно-методическое пособие. / Сост. В.С.Зайцев. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018 – 43 с.
6. Глобальные экологические проблемы. Лекция №4 https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1702975932&tld=ru&lang=ru&name=pluginfile.php%3Ffile%3D%2F156639%2Fmod_resource%2Fcontent%2F2%2FЛекция%204.pdf&text=Глобальное%20изменение%20климата%20лекция%
7. Демографический кризис https://ru.wikipedia.org/wiki/Демографические_проблемы
8. Жукова Наталья Владимировна ПОНЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЪЕКТА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ // Общество и право. 2021. №3 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-okruzhayuschey-sredy-kak-obekta-konstitutsionno-pravovoy-ohrany (дата обращения: 20.12.2023).
9. КАРТАСЛОВ электронный сайт https://kartaslov.ru/значение-слова/обезлесение
10. Кашкарёва, А. А. Методы преподавания лекции в университете / А. А. Кашкарёва, Е. В. Машкова, В. А. Бережная, Е. О. Реховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 18.12.2023).
11. Лагушкин В.П., Морозов С.Ю. Методические рекомендации по подготовке и чтению лекций– Ульяновск: УлГУ, 2017
12. Лихачева Анастасия Борисовна Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики // Экономический журнал ВШЭ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-presnoy-vody-kak-strukturnyy-faktor-mirovoy-ekonomiki (дата обращения: 20.12.2023).
13. Ловцова Наталия Игоревна Демографическая проблема: кто виноват и что делать? // Мир России. Социология. Этнология. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskaya-problema-kto-vinovat-i-chto-delat (дата обращения: 20.12.2023).
14.

Медведев И.П. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007120 (дата обращения: 20.12.2023 ).


15. Османов Мухаммед Мартинович К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodike-provedeniya-lektsionnyh-zanyatiy-v-vysshey-shkole (дата обращения: 18.12.2023).
16. Погорельский, И. П. Экология : учебно-методическое пособие / И. П. Погорельский, И. В. Маракулин. - Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014 - 74 с.
17. Проблема «чистой воды» https://studfile.net/preview/9895090/page:38/
18. Розенберг Г. С. Еще раз к вопросу о том, что такое «Экология»? // Биосфера. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-k-voprosu-o-tom-chto-takoe-ekologiya (дата обращения: 20.12.2023).
19. Электронный академический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/21737/Охрана