Тарифные преференции в отношении товаров,происходящих из развивающихся стран-пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС.
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 20.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты тарифных преференций 4
1.1. Определение термина «тарифные преференции» 4
1.2 Порядок применения тарифных преференций 9
1.3 Важность тарифных преференций для развивающихся стран 12
2. Практические аспекты применения тарифных преференций для товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей ЕСТП ЕАЭС 17
2.1 Динамика тарифных преференций 17
2.3. Проблемы применения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран 31
Заключение 40
Список используемых источников 42
Ранее такой перечень включал 103 страны (в редакции Решения Совета ЕЭК № 50), на текущий момент их осталось 29, причем одна из стран (Республика Вануату) перешла из перечня наименее развитых стран в развивающиеся. В таблице 1 представлены объемы импорта развивающихся стран– пользователей ЕСТП ЕАЭС в порядке убывания товарооборота. В таблице не представлены две страны: Республика Вануату и Федеративные штаты Микронезии, поскольку эти страны в периоде исследования имели нулевой объем импорта.Таблица 1 - Объемы импорта стран из обновленного перечня развивающихся стран–пользователей Единой системы тарифных преференций с 2018 по 2021 гг.Государство-бенефициарИмпорт, млн. долл. США2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.Иран540,37391,32796,791099,71Египет527,16481,47515,72511,71Филиппины417,48427,41403,39396,86Марокко548,73512,95393334,24Пакистан313,7372,61292,93289,11Кот Д’Ивуар190,85195,78230,04253,14Шри-Ланка294,4289,42258,76242,87Тунисская респ.136,38141,2124,92119,93Кения124,9494,0387,7774Гана93,2488,7374,2566,39Зимбабве36,1629,8945,7553,93Нигерия33,1944,3737,841,37Монголия43,433,6138,3436,71Куба15,2715,515,8516,15Гондурас18,220,3215,4714,53Никарагуа18,6815,9312,6210,37Алжир10,58,949,168,59Папуа Новая Гвинея3,084,013,373,61Боливия8,259,64,253,41Эль-Сальвадор3,612,922,381,93Венесуэла1,220,871,551,93Эсватини1,711,931,621,59Камерун3,292,971,491,05КНДР1,963,040,70,62Импорт, всего3385,743188,83367,913583,74Импорт стран, исключенных из перечня развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций, составляет около 96–97 % от объема всех стран, находившихся в перечне до его обновления [3, с. 504]. В рамках рассмотрения данной проблематики внимание обращено на последствия введения этой меры, а именно на объемы доходов бюджета Российской Федерации, связанных с импортом. На первом этапе исследования рассмотрены статистические данные федерального бюджета в рамках анализа и изучения структуры и динамики ввозной таможенной пошлины и ввозного НДС в период с 2018 по 2021 гг.Таблица 2 - Показатели динамики связанных с импортом доходных статей федерального бюджетаДоходыАбсолютный прирост, млрд. руб.Темп роста, %2019-20182020-20192021-20202021-20182019-20182020-20192021-20202021-2018Связанные с импортом:433,07104,27975,681513,02113,49102,86126,03147,11НДС на ввозимые товары395,396,16799,441290,9116,19103,39125,25152,86Ввозные пошлины43,84-3,71145,71185,85106,5199,48120,43127,61Акцизы на ввозимые товары-6,0711,8230,5336,2893,7113,09129,9137,66Доходы, всего734,43-1469,716567,445832,16103,7892,72135,08129,98Выявлено, что в исследуемом периоде динамика общей суммы доходов, связанных с импортом, исключительно положительна. За четыре года объемы этих доходов возросли на 1513,02 млрд. руб. (на 47,11%). Этот факт подкреплен драйвером роста — НДС на ввозимые товары — поскольку в течение рассматриваемого периода он имеет наибольшую положительную динамику как в стоимостном объеме, так и в процентном эквиваленте: рост на 1290,90 млрд. руб. (на 52,86 %). Второе место в ранжировании объемов доходов, связанных с импортом, заняли ввозные пошлины, они так же в исследуемом периоде возросли на 185,85 млрд. руб. (на 27,61 %), однако тенденция неустойчива, поскольку 2020 год был неудачен относительно 2019 года: объемы сократились на 3,71 млрд. руб. (на 0,52 %). Акцизы заняли наименьшую долю в формировании совокупных доходов, связанных с импортом, с 2018 по 2022 гг. они в целом имели положительную динамику: рост на 36,28 млрд. руб. (на 37,66 %), но объемы 2019 года были наименьшими. Таким образом, НДС на ввозимые товары и ввозные пошлины явились движущей силой в формировании совокупных доходов, связанных с ввозом товаров (рисунок 7).Рисунок 7 - Динамика (а) — доходов, всего, млрд. руб., (б) — ввозных пошлин и НДС ввозного, млрд. руб.Из рисунка 7 четко прослеживается зависимость динамики общего объема доходов и ввозных пошлин: нестабильное увеличение (с 2018 по 2019 гг. и с 2020 по 2021 гг.) и снижение (с 2019 по 2020 гг.), однако НДС на ввозимые товары имеет устойчивую тенденцию к росту. Более того, представляет интерес скачок объемов отчислений в федеральный бюджет, как ввозных пошлин, так и ввозного НДС в рамках рассмотрения 2020 и 2021 гг., причем они также повлияли на увеличение совокупных доходов, хотя доли ввозных пошлин и ввозного НДС составили 3,81 % и 15,67 % в 2020 г. и 3,39 % и 14,76 % в 2021 г. соответственно (снижение долей ввозных пошлин и ввозного НДС в общем объеме доходов).В результате анализа с 2020 по 2021 гг. объемов ввозных пошлин и НДС на ввозимые товары, динамику и структуру доходов, связанных импортом, выявлено, что кардинальный пересмотр перечня развивающихся, подписанный в марте и вступивший в силу в октябре 2021 года, стал толчком для увеличения объемов доходов, связанных с импортом товаров на территорию Российской Федерации. Таким образом, страны, ранее ввозившие товары с предоставлением тарифной преференции, последние 2,5 месяца 2021 г. импортировали товары с полной уплатой таможенных платежей с точки зрения уплаты ввозной таможенной пошлины и как следствие ввозного НДС (так как база уплаты НДС включает ввозную пошлину). На втором этапе исследования выявлено, что решение о пересмотре стран–бенефициаров ЕСТП ЕАЭС сопряжено с некоторыми проблемами, среди которых наиболее значимыми являются:1) сложность в отслеживании соблюдения правил определения страны происхождения товаров и подлинности сертификатов, подтверждающих такую страну происхождения, что приводит к отказам в предоставлении тарифных преференций и принятии решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров; 2) после пересмотра перечня развивающихся стран–пользователей ЕСТП возможен незаконный ввоз товаров из стран, исключенных из перечня, через территории тех стран, которые остались в таком перечне. В рамках исследования первой проблемы была рассмотрена динамика объемов применения и отказов тарифных преференций ЕАЭС с 2018 по 2021 гг. (рисунок 8).Рисунок 8 - Динамика применения и отказов в предоставлении тарифных преференций с 2018 по 2022 гг., где:(а) — Сумма тарифных преференций, млрд. руб., (б) — Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, кол-во деклараций на товарную единицу, ед., (в) — Общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе, млрд. руб., (г) — Количество решений о корректировке сведений о стране происхождения товара, ед.С 2018 по 2022 гг. сумма тарифных преференций имеет неустойчивую, но тенденцию к увеличению с максимальным значением в 2020 г. (31,8 млрд. руб.), за прошедшие 4 года увеличение объема предоставленных тарифных преференций составило 3,4 млрд. руб. (на 12,06 %), что нельзя сказать об общем количестве решений об отказе в предоставлении тарифных преференций, которое в течение этих рассматриваемых лет неуклонно сократилось на 1320 ед. (на 22,97 %). Если рассматривать стоимостной объем товаров, в отношении которых было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций, то динамика имеет тенденцию в виде параболы, с минимальным значением в 2020 г. (516,64 млрд. руб.). В общей динамике за четыре года общая сумма непредоставленных тарифных преференций сократилась на 256,51 млрд. руб. (на 32,87 %). Совершенно иную динамику показало количество решений о корректировке сведений о стране происхождения товара — исключительно положительную. За рассматриваемый период количество таких решений возросло на 11044 ед. (на 380,04 %).Интересна зависимость динамики количества решений об отказе в предоставлении тарифных преференций и о корректировке сведений о стране происхождения: в то время как количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций сокращается, количество решений о корректировке сведений о стране происхождения увеличивается. Это может говорить о некотором улучшении теоретических знаний декларантов в рамках документации, связанной с вопросами стран происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций.Основными причинами отказа таможенных органов в предоставлении тарифных преференций стали: — отсутствие оригиналов сертификатов о происхождении товаров; — неправильное оформление таких сертификатов; — несоответствие подписей и печатей, проставленных в сертификате образцам, имеющимся в таможенном органе; — несоответствие данных, указанных в сертификате, данным, указанным в декларации на товары и в других коммерческих и товаросопроводительных документах; — превышение количества ввозимого товара данных, указанных в сертификате о происхождении товара более чем на 5 % [6, с. 4007–4009].Основным вариантом решения данной проблемы является своевременное и удобное информирование участников внешнеэкономической деятельности посредством ведения вебинаров, лекций, семинаров на наиболее используемых площадках в сети Интернет, а также вынесение важнейшей информации на стартовую страницу сайта ФТС России. Более того, после подписания или вступления в силу какого-либо ключевого нормативно-правового акта, связанного с ЕСТП ЕАЭС, провести рассылку в системе «Личный кабинет участника ВЭД», администрируемого ФТС России.ВнастоящеевремявРоссиисуществуетрядпроблем,связанныхспредоставлениемтарифныхпреференций.Первойпроблемойназываютнизкийуровеньтарифнойзащитыиограниченныевозможностиэлементовтаможенно-тарифногорегулирования.Причинатому–вступлениеРоссиивВТО,атакжепостепенноеизменениеставокввозныхтаможенныхпошлин.Второйпроблемойможноназватьжесткуюсвязьмеждупреференциальнойсистемойимеждународнымиоценкамистранприопределенииперечняразвивающихсяинаименееразвитыхстран,которымпредоставляютсятарифныепреференции.ПереченьразвивающихсяинаименееразвитыхстранвпреференциальнойсистемеЕАЭСзаконодательносвязансперечнемстран,неклассифицируемыхВсемирнымбанкомкакстранысвысокимуровнемдоходов[5].Третьейпроблемойназываютпроблемусзачислением(илиперечислением)вбюджетввозныхтаможенныхпошлин,поступившихвиностраннойвалюте.Ведьиспользованиеиностраннойвалютысопряженосопределеннымирисками.Длясовершенствованиясистемыпредоставлениятарифныхпреференцийнеобходимопостояннопроводитьмониторингповнесениюизмененийвпереченьпреференциальныхтоваров,атакжеразвивающихсяинаименееразвитыхстран.Такженеобходимконтрользаразрешительнымидокументамиисертификатами,подтверждающимипроисхождениетоваров.Усовершенствованиенормативно-правовойбазыпредоставлениятарифныхпреференций,унификациянормпредоставленияблагоприятноповлияютнадинамикупресечениянарушенийтаможенно-тарифногозаконодательства.Такимобразом,можносделатьвывод,чтоединаясистематарифныхпреференцийЕАЭСвпоследниегодыприобретаетвсёболееважноезначение.Втожевремяэтасистемаимеетнекоторыепроблемы,такиекакпроблемыопределениястраныпроисхождениятовара.ИмеетместоопределенныйдисбалансвподдержанииСоюзомуровняэкономическогоразвитияопределённогочисларазвивающихсястран.Тарифныепреференциивыступаютважнымэлементомвсистеметаможенно-тарифногорегулированияипредставляютопределённуюважностьвыходанамировойрынокдлянаименееразвитыхиразвивающихсястран.ЗаключениеСистематарифныхпреференцийРоссиинасегодняшнийденьнаправленанаобеспечениепартнерскихотношенийсрядомстран,атакжеподдержаниеобъемовиценовогоуровнярядаважныхгрупптоваров(сельскоехозяйствоипродовольствие,промышленностьит.д.).СегоднятарифныепреференциипредоставляютсястранамСНГ,РеспубликамВьетнам,СербияиИран,былподписанпервыйпакетдокументовсСингапуром.ПриэтомдляполучениятарифныхпреференцийвРоссиидолжныбытьсоблюденыопределенныеусловия–непосредственнаязакупка,прямаяпоставка,наличиесертификатапроисхожденияит.д.В2023годувРоссийскойФедерациипродолжалидействоватьразличныетарифныепреференции,направленныенаподдержкуотдельныхотраслейэкономикиикомпаний.Однако,всвязиспостояннымизменениемполитическойиэкономическойситуациинатерриториистраны,былипринятынекоторыемерыпоуточнениюиизменениюдействующихтарифныхпреференций.Так,например,всвязиссанкционнойполитикой,введеннойнекоторымизарубежнымистранамивотношенииРоссии,былиизмененытарифынаимпортнекоторыхвидовтоваров.Вчастности,былиувеличеныставкитаможенныхпошлиннаимпортавтомобилей,техникииоборудованиядлянефтегазовойотрасли,атакженаотдельныевидыпродукциисельскогохозяйства.Одновременносэтим,ПравительствоРоссийскойФедерациипродолжалоподдерживатьотдельныеотраслиэкономикичерезиспользованиетарифныхпреференций.Однако,несмотрянавсепредпринятыемеры,экономическаяситуациявРоссииостаетсянапряженной,чтооказываетвлияниенаприменениетарифныхпреференций.Втакихусловиях,необходимопродолжатьработупоулучшениюналоговойитаможеннойполитики,атакжестимулироватьместноепроизводствоиэкспорт,чтобыобеспечитьстабильностьэкономическогоразвитиястраны.Такимобразом,применениетарифныхпреференцийвусловияхполитическойиэкономическойситуациинатерриторииРоссийскойФедерациив2023годупродолжаетбытьважныминструментомрегулированияэкономическихпроцессоввстране.Стоитотметить,чтоиспользованиеинструментовтарифногорегулированиявнешнеэкономическойдеятельностиможетизменятьсявзависимостиотполитическойиэкономическойситуациивРоссийскойФедерации.ИхприменениенатерриторииРФнеразрывносвязанособщейэкономическойиполитическойситуациейиможетпотребоватьболеегибкогоиадаптивногоподхода,учитывающегоизменениявнутреннейивнешнейсреды.Например,вусловияхсанкцийсостороныдругихстран,Россияможетввестисвоисобственныемерыпозащитенациональныхпроизводителейиснижениюзависимостиотимпортатоваров.Однако,необходимопостоянноанализироватьдействующиемеханизмытарифныхпреференцийикорректироватьихвсоответствиисизменяющимисяусловиями.СписокиспользуемыхисточниковТаможенныйкодексЕвразийскогоэкономическогосоюза(ред.от29.05.2019)(приложение№1кДоговоруоТаможенномкодексеЕвразийскогоэкономическогосоюза)[Электронныйресурс]//ОфициальныйсайтЕвразийскогоэкономическогосоюза.URL:http://www.eaeunion.orgРешениеСоветаЕвразийскойэкономическойкомиссииот20.12.2017№107(ред.от30.03.2023)«Оботдельныхвопросах,связанныхстоварамидляличногопользования»(Приложение№1.Стоимостные,весовыеи(или)количественныенормы,впределахкоторыхтоварыдляличногопользованияввозятсянатаможеннуютерриториюЕвразийскогоэкономическогосоюзабезуплатытаможенныхпошлин,налогов)[Электронныйресурс]//Официальныйинтернет-порталправовойинформацииЕАЭС.URL:https://docs.eaeunion.orgРешениеСоветаЕвразийскойэкономическойкомиссииот17.03.2022№37(ред.от17.10.2022)«ОвнесенииизмененийвнекоторыерешенияКомиссииТаможенногосоюзаиобутвержденииперечнейтоваров,ввозимыхнатаможеннуютерриториюЕвразийскогоэкономическогосоюзавцеляхреализациимер,направленныхнаповышениеустойчивостиэкономикгосударств-членовЕвразийскогоэкономическогосоюза»[Электронныйресурс]//Официальныйинтернет-порталправовойинформацииЕАЭС.URL:https://docs.eaeunion.orgПисьмоФедеральнойТаможеннойСлужбыот2ноября2022г.«ОспособахинициированияиреализацииучастникамиВЭДфинансово-экономическихмерподдержкибизнеса»[Электронныйресурс]//ОфициальныйсайтФТСРоссии.URL:https://customs.gov.ruАбрамоваА.А.УсловияпредоставлениятарифныхпреференцийврамкахЕАЭС//Экономикаисоциум.–2023.–№5-1(108).–С.411-414.АхмедзяновР.Р.,ГусаковаА.А.,ГригорьевЕ.С.,ЛасыйЭ.В.АнализсистемытарифныхльготипреференцийвусловияхфункционированияЕАЭС//Московскийэкономическийжурнал.–2020.–№12.–С.195-201.ВоронцоваН.А.Всемирнаяторговаяорганизация:квопросуобупрощениитаможенныхпроцедурторговли.ЧастьII.2019,-21с.–[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.mjil.ru/jour/article/view/272/197ГомонИ.В.Оценкальготпоуплатетаможенныхплатежейитарифныхпреференций/И.В.Гомон,Ю.С.Алешина,Ю.С.Ковалева//Естественно-гуманитарныеисследования.–2020.–№29(3).–С.129-132.ГомонИ.В.,ЕвтюховаУ.С.,ГранатырьА.И.АнализтарифныхльготипреференцийвусловияхфункционированияЕАЭС//ModernScience.–2022.–№2-1.–С.59-64.ДавиденкоЛ.Г.РазвитиесистемытарифныхпреференцийвЕвразийскомэкономическомсоюзеиРоссийскойФедерации//АкадемическийвестникРостовскогофилиалаРоссийскойтаможеннойакадемии.–2022.–№1(46).–С.28-34.Ежегодныйсборник«ТаможеннаяслужбаРоссийскойФедерации».–[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.КругловВ.Н.,АлексееваЕ.В.,УшаковаН.А.,ЧичероваВ.Н.ДеятельностьФТСРоссиивобластиконтролязаобеспечениемсоблюденияторговыхограничений//ВестникАкадемиизнаний.–2022.–№52(5).–С.171-176.НепаркоМ.В.Особенностиприменениятарифныхпреференцийстранами-участницамиЕвразийскогоэкономическогосоюза/М.В.Непарко,П.А.Стефанова//Colloquium-Journal.–2019.–№9-8(33).–С.89-91.НепаркоМ.В.ПроблемыпредоставленияльготпоуплатетаможенныхпошлинитарифныхпреференцийвРоссии/М.В.Непарко,И.В.Мироненков//Заметкиученого.–2020.–№10.–С.359-363.ПетрушинаО.М.,МустафинаК.И.,ПлаховаА.А.СовременныетенденцииадминистрированиятаможенныхплатежейвРоссийскойФедерации//ВестникАкадемиизнаний.–2022.–№49(2).–С.384-388.СморчковА.И.Международноетаможенноеправо[Электронныйресурс]–ВладимирскийгосударственныйуниверситетимениАлександраГригорьевичаиНиколаяГригорьевичаСтолетовых.-2021.-С.119-120.СырбуК.П.Рольтарифныхпреференцийвтаможенно-тарифномрегулированиивнешнеэкономическойдеятельности//Трибунаученого.–2021.–№2.–С.263-270.ТретьяковаА.А.ЗонасвободнойторговлиСНГ:проблемыиперспективы//Международныйнаучно-исследовательскийжурнал.–2021.–№6-3(108).–С.136-139.ФилипповМ.И.ВлияниесистемытарифныхпреференцийнаструктуруидинамикувнешнейторговлистранЕАЭС/М.И.Филиппов,А.О.Мосеенкова,О.М.Петрушина//Colloquium-Journal.–2019.–№21-7(45).–С.28-30.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 30.03.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (Приложение № 1. Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 (ред. от 17.10.2022) «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org
4. Письмо Федеральной Таможенной Службы от 2 ноября 2022 г. «О способах инициирования и реализации участниками ВЭД финансово-экономических мер поддержки бизнеса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru
5. Абрамова А.А. Условия предоставления тарифных преференций в рамках ЕАЭС // Экономика и социум. – 2023. – №5-1 (108). – С. 411-414.
6. Ахмедзянов Р.Р., Гусакова А.А., Григорьев Е.С., Ласый Э.В. Анализ системы тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС // Московский экономический журнал. – 2020. – №12. – С. 195-201.
7. Воронцова Н.А. Всемирная торговая организация: к вопросу об упрощении таможенных процедур торговли. Часть II. 2019, - 21 с. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mjil.ru/jour/article/view/272/197
8. Гомон И.В. Оценка льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций / И.В. Гомон, Ю.С. Алешина, Ю.С. Ковалева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29 (3). – С. 129-132.
9. Гомон И.В., Евтюхова У.С., Гранатырь А.И. Анализ тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС // Modern Science. – 2022. – № 2-1. – С. 59-64.
10. Давиденко Л.Г. Развитие системы тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2022. – №1 (46). – С. 28-34.
11. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
12. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Чичерова В.Н. Деятельность ФТС России в области контроля за обеспечением соблюдения торговых ограничений // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 52 (5). – С. 171-176.
13. Непарко М.В. Особенности применения тарифных преференций странами-участницами Евразийского экономического союза / М.В. Непарко, П.А. Стефанова // Colloquium-Journal. – 2019. – №9-8 (33). – С. 89-91.
14. Непарко М.В. Проблемы предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и тарифных преференций в России / М.В. Непарко, И.В. Мироненков // Заметки ученого. – 2020. – № 10. – С. 359-363.
15. Петрушина О.М., Мустафина К.И., Плахова А.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 49 (2). – С. 384-388.
16. Сморчков А. И. Международное таможенное право [Электронный ресурс] – Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - 2021. - С. 119-120.
17. Сырбу К.П. Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности // Трибуна ученого. – 2021. – № 2. – С. 263-270.
18. Третьякова А.А. Зона свободной торговли СНГ: проблемы и перспективы // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №6-3 (108). – С. 136-139.
19. Филиппов М.И. Влияние системы тарифных преференций на структуру и динамику внешней торговли стран ЕАЭС / М.И. Филиппов, А.О. Мосеенкова, О.М. Петрушина // Colloquium-Journal. – 2019. – № 21-7 (45). – С. 28-30.