Оценка эффективности мероприятий по содействию развития конкуренции в субъектах РФ.
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью региона 7
1.1 Понятие и сущность управления конкурентоспособностью региона 7
1.2 Методы оценки эффективности мероприятий по содействию развития конкуренции в субъектах РФ 10
1.3 Управление конкурентоспособностью региона на основе российского и зарубежного опыта 19
Глава 2. Анализ правление конкурентоспособностью на примере Нижегородской области 22
2.1 Анализ социально-экономического развития Нижегородской области 22
2.2 Анализ деятельности органов власти Нижегородской области в сфере управления конкурентоспособностью региона на современном этапе 28
2.3 Проблемы управления конкурентоспособностью Нижегородской области 36
Глава 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью Нижегородской области 40
3.1 Характеристика мероприятий, направленных на совершенствование управления конкурентоспособностью Нижегородской области 40
3.2 Целесообразность мероприятий, направленных на совершенствование управления конкурентоспособностью Нижегородской области 51
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 58
Заключение 66
Список литературы 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Несовпадение значений субъективной и объективной оценки организации системы контроля за исполнением решений требует более тщательного анализа. Таблица 19 – Объективная оценка организации системы контроля над исполнением решений,направленных на повышение конкурентоспособности в Министерстве экономики Нижегородской областив настоящее времяКритерийОписаниеДифференциация мероприятий системы контроля за исполнением решений 3 – выполняются только некоторые мероприятияРаспределение ролей и ответственности субъектов системы контроля за исполнением решений 3 – функции закреплены только за руководством Информационное сопровождениесистемы контроля за исполнением решений 3 – информационное сопровождениеосуществляется по итогам годаБюджетированиесистемы контроля за исполнением решений 0 – не выделяются средства Корректировка системы контроля за исполнением решений 0 – корректировки не вносятсяОбщий балл9На основании проведенного опроса можно сделать вывод, что процесс разработки, принятия и реализации решений осуществляется руководством Нижегородской области, в частности с привлечением Комитета инвестиций и назначения председателем Комитета макропрогнозирования. Таким образом, реализация указанных мероприятий будет способствовать слаженному и более эффективному взаимодействию в сфере управления конкурентоспособностью региона, и как следствие – повышению уровня удовлетворенности деятельностью властью у населения. 3.3 ОценкаэффективностипредложенныхмероприятийК оценке эффективностииспользования денежных средств, направляемых на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование управления конкурентоспособностью региона как в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», так и в рамках муниципальных программных проектов необходимо привлекать независимых экспертов – ученых, исследователей, представителей отраслей, которых затрагивают мероприятияпрограмм.Таким образом, при оценке эффективности использования денежных средств можно использовать интегральную оценку эффективности с применением весовых коэффициентов, используя метод построения дерева целей.Научная новизна:Предложить пути совершенствования системы управления конкурентоспособностью региона;Провести анализ целесообразности предложенных путей совершенствования;Апробация предложенных путей совершенствования системы управления конкурентоспособностью региона и прогнозирование полученных результатов на Нижегородской области.Продемонстрируем предложенный метод на примере подпрограммы «Инвестклимат» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Поскольку данная подпрограмма характеризуется как –низкоэффективная при достаточном финансировании.Для построения дерева целей необходимо составить список оцениваемых подцелей, обеспечивающих достижения цели более высокого уровня.Цель нулевого уровня – создание благоприятных условий для концентрации инвестиционных ресурсов и ведения бизнеса, с целью повышения конкурентоспособности региона.Цели первого уровня:1. Повышение эффективности деятельности органов власти, ответственных за инвестиционную политику.2. Привлечение инвестиций.Цели второго уровня:В целях повышения эффективности деятельностиорганов власти, ответственных за инвестиционную политику:1. Автоматизация управленческих процессов. 2. Совершенствование кадрового потенциала органов власти, ответственных за инвестиционную политику.В области привлечения инвестиций:1. Разработка проектов инвестиционного сотрудничества органов власти и бизнес-структур.2. Способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата на территории региона.После того, как определены цели первого уровня, направленные н достижение главной цели (цель нулевого уровня), и составлен список подцелей, обеспечивающих достижения цели более высокого уровня (цели первого уровня), происходит построение дерева целей (рисунок 14) [35].Рисунок 14 – Дерево целей оценкиэффективности использования денежных средств, направляемых на реализацию подпрограммы «Инвестклимат» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика»После построения дерева целей необходимо проранжировать определенные цели по степени их важности. В данном случае использован метод ранжирования, который заключается в присвоении каждому критерию экспертом числового ранга. Ранг, равный единице, присваивается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору. Ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Для целей первого уровня ранги от 1 до 2, для целей второго – от 1 до 5 (таблица 20). Таблица 20 – Матрица опроса экспертовдля удовлетворения целей первого уровняЭкспертыРанг экспертов для подцелейПовышение эффективности деятельности органов властиПривлечение инвестиций 122212312411511При расчете матрицы преобразованных рангов, необходимо от максимального ранга (например, для целей первого уровня это 2, а для четвертого и пятого 1) вычесть ранг, присвоенный экспертом. Матрица преобразованных рангов представлена в таблице 21 для дальнейшей аналитики.Таблица 21 – Матрица преобразованных ранговЭкспертыРанг экспертов для подцелейПовышение эффективности деятельности органов власти, ответственных за инвестиционную политикуПривлечение инвестиций100210310411511Сумма42КОВ0,670,33Для расчета коэффициента относительной важности, сумму рангов столбца необходимо разделить на сумму преобразованных рангов для всех подцелей уровня. Т.е. так как сумма подцелей первого уровня равна 6, то коэффициенты относительной важности (КОВ) будут равны: повышение эффективности деятельности органов власти, ответственных за инвестиционную политику – 0,67 (4 / 6); привлечение – 0,33 (2 / 6). Аналогично рассчитаны коэффициенты относительной важности для целей второго уровня (таблицы 22 и 23). Таблица 22 – Матрица опроса экспертовдля целей второго уровняЭкспертыРанг экспертов для подцелейАвтоматизация управленческих процессов Рост кадрового потенциала органов властиРазработка проектов инвестиционного сотрудничества Способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата 1253522435315444454554423Таблица 23 – Матрица преобразованных ранговдля целей второго уровняЭкспертыРанг экспертов для подцелейАвтоматизация управленческих процессовРост кадрового потенциала органов властиРазработка проектов инвестиционного сотрудничестваСпособствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата 1302023120340114101051132Сумма12293КОВ0,460,080,350,11Наибольшее значение коэффициента относительной важности для целей второго уровня у автоматизации управленческих процессов – 0,46, и разработки проектов инвестиционного сотрудничества – 0,35.Результаты расчетов коэффициентов относительной важности для целей второго уровня представлены на рисунке 15 [35].Рисунок 15 – КОВ дерева целей оценки эффективности использования денежных средств, направляемых на реализацию подпрограммы «Инвестклимат» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»Таким образом, по мнению экспертов, в рамках реализации подпрограммы «Инвестклимат» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» наиболее эффективно использованы денежные средства, направленные на следующие мероприятия:по направлению «Повышение эффективности деятельности органов власти, ответственных за инвестиционную политику» – «Автоматизация управленческих процессов органов власти, ответственных за инвестиционную политику», по направлению «Привлечение инвестиций» – «Разработка проектов инвестиционного сотрудничества».Общую последовательность действий в рамках разработанной модели оценки эффективности использования денежных средств, направляемых на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» с применением весовых коэффициентов, используя метод построения дерева целей, можно представить в виде двух блоков:1 блок – аналитическая работа по определению всех внутренних и внешних факторов, влияющих на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».В результате анализа выявятся проблемы в реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», которые лягут в основу стратегических целей совершенствования реализации госпрограммы. 2 блок – диагностика тенденций развитиягосударственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», которые так же лягут в основу оценки эффективности использования денежных средств, направляемых на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», необходимо спрогнозировать развитие экономической и инновационной сферы. На данном этапе важно соблюдать баланс интересов, внося предложения в стратегический план со стороны бизнес-образований, научных структур, объединений, а также органов власти.Учитывая положение экономической и инновационной сферы, тенденции и темпы в развитии, а также приоритеты в развитии появится возможность разработать стратегию развития.Итогом всего этого действия должно стать обязательное осуществление контроля за ходом выполнения программы, с последующей корректировкой и усовершенствованием. Так же важно определять степень достижения ранее поставленных целей. Для определения эффективности реализации стратегического плана так же возможно создать общественный совет, который будет состоять из: представителей госуправления, ученых и специалистов в различных сферах, лидеров общественных объединений.Проведенная оценка эффективности с помощью повторного опроса и оценки экспертов показала, что наблюдается повышение эффективности деятельности органов власти, ответственных за инвестиционную политику – 0,67 (4 / 6), а так же наблюдается повышение привлечения – 0,33 (2 / 6). Наибольшее значение показал коэффициент относительной важности для целей второго уровня у автоматизации управленческих процессов – 0,46, и разработки проектов инвестиционного сотрудничества – 0,35.Подводя итог необходимо отметить, что несмотря на наличие огромного количества проблем, связанных с реализацией и оценкой эффективности системы управления конкурентоспособностью региона, в настоящий момент применение программно-целевого метода еще недостаточно проработано, и проявляется в следующих отрицательных моментах:отсутствие участия в процессе принятия решений непосредственных исполнителей госпрограмм; приоритеты развития, выбранные в рамках госпрограмм вышестоящим органом государственной власти, приводят зачастую к невозможности удовлетворения запросов ответственным исполнителем госпрограммы;недостаточная проработка унифицированного подхода к методикам и алгоритмам этапов разработки госпрограмм;отсутствие четких методических проработок для текущих и итоговых оценок эффективности реализации программ. В рамках проведенного исследования была разработана модель оценки эффективности использования денежных средств, направляемых на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и доказана ее целесообразность.ЗаключениеОпираясь на накопленный опыт в России, можно отметить, что существует широкий спектр проблем, связанных с разработкой, реализацией и мониторингом государственных программ, направленных на повышение конкурентоспособности страны в целом, в том числе и на примере Нижегородской области. Выявленные проблемы формирования и исполнения государственных программ, включая программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также отчеты об их выполнении, схожи с проблемами, выявленными в Российской Федерации в целом. Одной из главных причин недостаточного качества разрабатываемых госпрограмм и реализации является неэффективность принципа декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов. Стратегии развития и содержание соответствующих госпрограмм не взаимосвязаны, и такая ситуация требует разработки новых подходов к оценке их эффективности. Существующие методы оценки результативности госпрограмм являются формальными и не позволяют достоверно оценить вклад программы в социально-экономическое развитие страны. Все существующие методики основаны на план-фактном анализе, отражают только исполнительскую дисциплину и анализируют показатели, определенные ответственными лицами при разработке госпрограмм. Однако недостаточно изучен вопрос о том, как оценивать госпрограммы с использованием предложенных подходов. Следовательно, рекомендуется проводить мониторинг реализации госпрограмм путем экспертизы годовых отчетов о ходе их выполнения. Это позволит принимать обоснованные решения о внесении изменений в параметры программы, включая ее финансирование, а также повысить ответственность исполнителя программы за предоставление достоверной информации о результате ее выполнения. При проведении экспертизы годового отчета можно применить интегральную оценку эффективности реализации программы с использованием весовых коэффициентов целевых показателей. Такой подход позволит оценить качество реализации программы на основе соотношения оценочной оценки реализации и финансового обеспечения, а именно – определить, является ли она эффективной, недостаточно эффективной или неэффективной. Усовершенствование механизмов оценки эффективности госпрограмм на всех этапах их реализации поможет разработать предложения по улучшению эффективности использования государственных средств, сосредоточив их на приоритетных направлениях повышения конкурентоспособности региона.Список литературыФедеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.:https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/(дата обращения 18.12.2023)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 10.10.2021) (дата обращения 18.12.2023)Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/(дата обращения 18.12.2023)Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 18.12.2023)Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/(дата обращения 18.12.2023)Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции: учебное пособие / А.Ю. Андрианов, П.В. Воробьев, С.В. Валдайцев - М.: Проспект,- 2019 г. - 592 cАбдрахманова Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2019. – № 2 (4). – С. 136-140. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КноРус, 2019. – 144 c Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. – 544 c.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89 Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебное пособие / И.В. Лисицин, В.В. Коссов. – М.: Экономистъ, 2018. – 347с.Лапыгин Ю.Н. Планирование в развитии территории региона / Ю.Н. Лапыгин // Ученые записки. – 2021. – № 1 (37). – С. 45-48.Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии: учебное пособие / А.Н. Соломатина. - М.: Питер,- 2019 г. - 560 c.Секушина И.А. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент управления социально-экономическим развитием малых и средних городов // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – С. 100-118.Сираждинов Р.Ж. Современный этап реализации стратегии территориального развития России // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 122-127Смирнов Э.А. Управленческие решения / Э.А. Смирнов. - М.: РИОР, 2019. – 366 cСтроева Е.В. Разработка управленческих решений: учебное пособие / Е.В. Строева, Е.В. Лаврова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 128 с.Ульянов А.Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: проблемы и вызовы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 6. – С. 25-29Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 сХазанович Э.С. Инвестиции: учебное пособие / Э.С. Хазанович. - М.: Кнорус,- 2020 г. - 318 c Цакаев А.Х. Стратегическое планирование развития регионов РФ / А.Х. Цакаев // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 5-17Чиненов М.В., Хрусталева Н.А., Зозуля В.И. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов, Н.А. Хрусталева, В.И. Зозуля. - М.: Кнорус,- 2019 г. - 366 cЧеркасов А.И. Муниципальное управление в демократических государствах: организация и проблемы функционирования: монография / А.И. Черкасов. - Москва: Норма: Инфра-М, 2019. – 224 с Шарп У.Ф., Бэйли Д.В., АлександерГ.Дж. Инвестиции: учебное пособие / перевод Буренина А.Н., Васина А.А. -М.: ИНФРА-М.- 2018 г, 1028 с Официальный сайт Корпорации развития МО «Балтийский городской округ» Калининградской области [Электронный ресурс]. URL.: https://cdprim.ru/ (дата обращения 18.12.2023)Шилова Н.Н. Документарный анализ результативности процесса стратегического планирования региона / Н.Н. Шилова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 5 (40). – С. 475-482Эсмурзиева И.А. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в условиях пандемии / И.А. Эсмурзиева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 10 (49). – С. 506-510. Юзвович Л.И., Князева Е.Г., Разумовская Е.А. Инвестиции: учебное пособие / Л.И. Юзвович, Е.Г. Князева, Е.А. Разумовская. - М.: Флинта,- 2020 г. - 612 c Яковлев Н.С. Роль прогнозирования в стратегическом планировании / Н.С. Яковлев // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 622-625.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: www.economy.gov.ru/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 18.12.2023)Рейтинг инноваций регионов РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://region.hse.ru/rankingid19 (дата обращения 18.12.2023)Скрупская А.Б., Угольков М.С. Влияние прямых иностранных инвестиций на деятельность российских компаний: научная статья / А.Б. Скрупская, М.С. Угольков. [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-na-deyatelnost-rossiyskih-kompaniy(дата обращения 18.12.2023)Статистические сборник Росстата «Инвестиции в России» за 2021 год [Электронный ресурс]. URL.: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Invest_2021.pdf (дата обращения 18.12.2023)Официальный портал ПравительстваНижегородской области. [Электронный ресурс]. URL.:https://nobl.ru/ (дата обращения 18.12.2023)Росстат Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL.: https://52.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 18.12.2023) ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Анкета для оценки составляющих процесса разработки, принятия и реализации решений в Министерстве экономики Нижегородской областиХарактеристика этапаОписаниеАнализ ситуации0 – отсутствие полноценной системы анализа при принятии решений5 – частичный анализа при принятии решений10 – полноценный анализ с привлечением всех заинтересованных сторонИдентификация проблемы0 – отсутствие учета взаимосвязанных и неопределенных факторов5 – частичный учет взаимосвязанных и неопределенных факторов10 – полный учет всех взаимосвязанных и неопределенных факторовРазработка альтернатив0 – отсутствие разработки альтернатив решения проблемы5 – разработка двух-трех альтернатив решения проблемы10 – разработка более трех альтернатив решения проблемыВыбор альтернативы0 – единоличный выбор альтернативы решения проблемы5 – коллегиальный выбор альтернативы на уровне руководства10 – коллегиальный выбор альтернативы с привлечением всех заинтересованных сторонСогласование решения0 – отсутствие согласования решения5 – согласование решения на уровне руководства10 – коллегиальное согласование решения с привлечением всех заинтересованных сторонПодбор и расстановка исполнителей0 – подбор и расстановка исполнителей осуществляются высшим руководством5 – подбор и расстановка исполнителей осуществляются руководством среднего звена10 – коллегиальные подбор и расстановка исполнителей с привлечением всех заинтересованных сторонМобилизация ресурсов для исполнения решения0 – мобилизация ресурсов осуществляется высшим руководством5 – мобилизация ресурсов осуществляется руководством среднего звена10 – мобилизация ресурсов осуществляется с привлечением всех заинтересованных сторонСоединение людей и ресурсов0 – соединение людей и ресурсов осуществляется высшим руководством5 – соединение людей и ресурсов осуществляется руководством среднего звена10 – соединение людей и ресурсов осуществляется с привлечением всех заинтересованных сторонПрактическое осуществление решения0 – практическое осуществление решения осуществляется назначенными исполнителями5 – практическое осуществление решения осуществляется с учетом коррекции ресурсов, или исполнителей10 – практическое осуществление решения осуществляется с учетом коррекции как ресурсов, так и исполнителейЭтап учета, анализа и оценками достигнутых результатов0 – отсутствие учета, анализа и оценками достигнутых результатов5 – частичный учет, анализ и оценка достигнутых результатов10 – полноценный учет, анализ и оценка достигнутых результатов с привлечением всех заинтересованных сторонПриложение 2Анкета для субъективной оценки организации системы контроля за исполнением решений служащими учрежденияПодсистема ОценкаУровень системы контроля за исполнением решений в стратегическом планированииразвития сферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений кадрового обеспечениясферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений при переподготовке кадров сферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений в сфере ИКТразвития сферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений при финансировании сферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений материально-технического обеспечениясферы управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений при реализации региональных программ в сфере управления конкурентоспособностью регионаХУровень системы контроля за исполнением решений при реализации государственных программ в сфере управления конкурентоспособностью регионаХУровень координации участников системы контроля за исполнением решений в сфере управления конкурентоспособностью регионаХУровень научно-методологического обеспечения системы контроля за исполнением решений в сфере управления конкурентоспособностью регионаХСуммарная оценкаХПриложение 3Критерии объективной оценки организации системы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской областиКритерийОписаниеДифференциация мероприятий системы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской области0 – отсутствие мероприятий 3 – выполняются только некоторые мероприятия5 – выполняются все мероприятияРаспределение ролей и ответственности субъектов системы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской области0 – функции исполнителей ни за кем не закреплены3 – функции закреплены только за руководством 5 – четко прописаны функции каждого исполнителя Информационное сопровождениесистемы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской области0 – информационное сопровождениеотсутствует3 – информационное сопровождениеосуществляется по итогам года5 – информационное сопровождениеосуществляется ежемесячноБюджетированиесистемы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской области0 – не выделяются средства 3 – средства выделяются нерегулярно5 – ежемесячно формируется бюджет затратКорректировка системы контроля за исполнением решений в Министерстве экономики Нижегородской области0 – корректировки не вносятся3 – пересмотр осуществляется ежегодно5 – пересмотр осуществляется ежемесячноОбщий баллПриложение 4Результаты прогнозной субъективной оценки организации системы контроля за исполнением решений служащими учрежденияКритерииСредний баллУровень системы контроля за исполнением решений в стратегическом планированииразвития сферы управления конкурентоспособностью региона7Уровень системы контроля за исполнением решений кадрового обеспечениясферы управления конкурентоспособностью региона5Уровень системы контроля за исполнением решений при переподготовке кадров сферы управления конкурентоспособностью региона9Уровень системы контроля за исполнением решений в сфере ИКТразвития сферы управления конкурентоспособностью региона4Уровень системы контроля за исполнением решений при финансировании сферы управления конкурентоспособностью региона7Уровень системы контроля за исполнением решений материально-технического обеспечениясферы управления конкурентоспособностью региона7Уровень системы контроля за исполнением решений при реализации региональных программ в сфере управления конкурентоспособностью региона10Уровень системы контроля за исполнением решений при реализации государственных программ в сфере управления конкурентоспособностью региона10Уровень координации участников системы контроля за исполнением решений в сфере управления конкурентоспособностью региона10Уровень научно-методологического обеспечения системы контроля за исполнением решений в сфере управления конкурентоспособностью региона10Суммарная оценка79Приложение 5Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на инновационную систему развития Нижегородской области№ФакторСумма балловРанг фактораСильные стороныS1Высокий по международным стандартам образовательный уровень населения44S2Разнообразие природных ресурсов способствует диверсификации производства и занятости23S3Активная реализация масштабных инвестиционных программ51S4Бюджетная политика края сбалансирована32S5Успехи в развитии отраслей экономики, основанных на биоресурсах (включая АПК, ЛПК, рыболовство и пр.), прежде всего, благодаря природным богатствам23Итого16хСлабые стороныW1Неблагоприятная демографическая ситуация и недостаточный для развития экономики уровень миграционного притока34W2Низкая инновационная активность в экономике региона, низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг52W3Неразвитость системы поддержки и практики создания кластерных инициатив43W4Недостаточную развитость региональной инновационной системы, в том числе высокий износ материально-технической базы42W5Дефицит в квалицированных кадрах51Итого21хВозможностиO1Благоприятное географическое положение с выходом к морю и прямым доступом к сотрудничеству с тремя мировыми державами АТР23O2Возможность привлечения мигрантов из соседних многонаселенных стран Восточной Азии23О3Повышение финансирования инновационной деятельности из федерального бюджета 32О4Заключение договора на развитие инноваций с КНР 51О5Повышение объема частных инвестиций российских инвесторов 51Итого17хУгрозыT1Рост темпов сокращения численности населения Нижегородской области34T2Низкие темпы экономического роста России и острая конкуренция за ограниченные средства федерального бюджета с другими регионами52T3Ужесточение санкций против России53Т4Снижение финансирование за счет перенаправления денежных средств в новые присоединенные территории (на их восстановление)51Т5Увеличение финансирования военной отрасли 51Итого23хПриложение 6Расчет ранга факторов, влияющих на развитие инновационной системы Нижегородской области№Фактор1234567Сумма балловРанг фактораСильные стороныS1Высокий по международным стандартам образовательный уровень населения4333545274S2Разнообразие природных ресурсов способствует диверсификации производства и занятости4444444282S3Активная реализация масштабных инвестиционных программ2354555293S4Бюджетная политика края сбалансирована5555555351S5Успехи в развитии отраслей экономики, основанных на биоресурсах (включая АПК, ЛПК, рыболовство и марикультура), прежде всего, благодаря природным богатствам4443544282Итого19192119242223147 Слабые стороныW1Неблагоприятная демографическая ситуация и недостаточный для развития экономики уровень миграционного притока3333333213W2Низкая инновационная активность в экономике региона, низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг5555555351W3Неразвитость системы поддержки и практики создания кластерных инициатив4454544302W4Недостаточную развитость региональной инновационной системы, в том числе высокий износ материально-технической базы5555555351W5Дефицит в квалицированных кадрах5555555351Итого22222322232222156 ВозможностиO1Благоприятное географическое положение с выходом к морю и прямым доступом к сотрудничеству с тремя мировыми державами АТР4442553272O2Возможность привлечения мигрантов из соседних многонаселенных стран Восточной Азии2223222153О3Повышение финансирования инновационной деятельности из федерального бюджета 5555555351О4Заключение договора на развитие инноваций с КНР 5555555351О5Повышение объема частных инвестиций российских инвесторов 5555555351Итого21212120222220147 УгрозыT1Рост темпов сокращения численности населения Нижегородской области2223333185T2Низкие темпы экономического роста России и острая конкуренция за ограниченные средства федерального бюджета с другими регионами5443555313T3Ужесточение санкций против России5445554322Т4Снижение финансирование за счет перенаправления денежных средств в новые присоединенные территории (на их восстановление)5555555351Т5Увеличение финансирования военной отрасли 4444455304Итого21191920222322146
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/ (дата обращения 18.12.2023)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398
3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 10.10.2021) (дата обращения 18.12.2023)
4. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/ (дата обращения 18.12.2023)
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 18.12.2023)
6. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 18.12.2023)
7. Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции: учебное пособие / А.Ю. Андрианов, П.В. Воробьев, С.В. Валдайцев - М.: Проспект,- 2019 г. - 592 c
8. Абдрахманова Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2019. – № 2 (4). – С. 136-140.
9. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161
10. Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с.
11. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КноРус, 2019. – 144 c
12. Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121
13. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. – 544 c.
14. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
15. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
16. Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269
17. Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143
18. Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89
19. Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.
20. Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27
21. Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебное пособие / И.В. Лисицин, В.В. Коссов. – М.: Экономистъ, 2018. – 347с.
22. Лапыгин Ю.Н. Планирование в развитии территории региона / Ю.Н. Лапыгин // Ученые записки. – 2021. – № 1 (37). – С. 45-48.
23. Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии: учебное пособие / А.Н. Соломатина. - М.: Питер,- 2019 г. - 560 c.
24. Секушина И.А. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент управления социально-экономическим развитием малых и средних городов // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – С. 100-118.
25. Сираждинов Р.Ж. Современный этап реализации стратегии территориального развития России // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 122-127
26. Смирнов Э.А. Управленческие решения / Э.А. Смирнов. - М.: РИОР, 2019. – 366 c
27. Строева Е.В. Разработка управленческих решений: учебное пособие / Е.В. Строева, Е.В. Лаврова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 128 с.
28. Ульянов А.Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: проблемы и вызовы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 6. – С. 25-29
29. Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 с
30. Хазанович Э.С. Инвестиции: учебное пособие / Э.С. Хазанович. - М.: Кнорус,- 2020 г. - 318 c
31. Цакаев А.Х. Стратегическое планирование развития регионов РФ / А.Х. Цакаев // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 5-17
32. Чиненов М.В., Хрусталева Н.А., Зозуля В.И. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов, Н.А. Хрусталева, В.И. Зозуля. - М.: Кнорус,- 2019 г. - 366 c
33. Черкасов А.И. Муниципальное управление в демократических государствах: организация и проблемы функционирования: монография / А.И. Черкасов. - Москва: Норма: Инфра-М, 2019. – 224 с
34. Шарп У.Ф., Бэйли Д.В., Александер Г.Дж. Инвестиции: учебное пособие / перевод Буренина А.Н., Васина А.А. -М.: ИНФРА-М.- 2018 г, 1028 с Официальный сайт Корпорации развития МО «Балтийский городской округ» Калининградской области [Электронный ресурс]. URL.: https://cdprim.ru/ (дата обращения 18.12.2023)
35. Шилова Н.Н. Документарный анализ результативности процесса стратегического планирования региона / Н.Н. Шилова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 5 (40). – С. 475-482
36. Эсмурзиева И.А. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в условиях пандемии / И.А. Эсмурзиева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 10 (49). – С. 506-510.
37. Юзвович Л.И., Князева Е.Г., Разумовская Е.А. Инвестиции: учебное пособие / Л.И. Юзвович, Е.Г. Князева, Е.А. Разумовская. - М.: Флинта,- 2020 г. - 612 c
38. Яковлев Н.С. Роль прогнозирования в стратегическом планировании / Н.С. Яковлев // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 622-625.
39. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: www.economy.gov.ru/
40. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 18.12.2023)
41. Рейтинг инноваций регионов РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://region.hse.ru/rankingid19 (дата обращения 18.12.2023)
42. Скрупская А.Б., Угольков М.С. Влияние прямых иностранных инвестиций на деятельность российских компаний: научная статья / А.Б. Скрупская, М.С. Угольков. [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-na-deyatelnost-rossiyskih-kompaniy (дата обращения 18.12.2023)
43. Статистические сборник Росстата «Инвестиции в России» за 2021 год [Электронный ресурс]. URL.: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Invest_2021.pdf (дата обращения 18.12.2023)
44. Официальный портал Правительства Нижегородской области. [Электронный ресурс]. URL.: https://nobl.ru/ (дата обращения 18.12.2023)
45. Росстат Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL.: https://52.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 18.12.2023)