Богочеловек и путь человека (Максим Исповедник)
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 20.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Богочеловек 4
2.О месте человека в мире, стяжании добродетелей и пути человека 6
Заключение 12
Список литературы 13
Что касается греха, то грех является ложным избранием, ложной обращенностью воли в учении прп. Максима Исповедника. Зло как раз и проявляется в извращении разумной и свободной воли, которая уклоняется от Бога, приближаясь к состоянию небытия. Также грехопадение прп. Максим Исповедник сравнивал с одержимостью страстями. Страсть является болезнью человеческой воли, утратой и ограничением свободы. В первую очередь, конечно же, свободы внутренней, духовной. Естественные силы человеческой души нарушились, а разум утратил способность контролировать низшие страсти. Такое состояние прп. Максим Исповедник сравнивает с духовным бессилием и слепотой. Грубость ума, невозможность противостоять страстям, склонность ко злу и уклонение от Бога – вот то, от чего человек должен отказаться, чтобы вернуться к Богу. Человек призван к обожению, тем не менее, будучи призванным к бытию, он выбирает небытие. Естество исцелено и уврачёвано Христом раз навсегда, без актуального участия отдельных лиц, и даже независимо от их возможного участия (воскреснут и грешники!). Но освободиться каждый должен в личном подвиге. К этому освобождению и призывается каждый, - о Христе и во Христе.Христианская жизнь начинается новым рождением, в крещальной купели. Это есть дар Божий. Это есть участие в непорочном и чистом рождестве Христовом, от Девы. Но к крещению надлежит быть готовым. А далее человеку предстоит бороться с собственными страстями. И цель подвига человека – это именно достижение состояния бесстрастия, очищение воли от ложных установок. Отметим, что в учении прп. Максима Исповедник осуществляется различение трех типов страстей: самолюбия, насильничества или ненависти и неведения или духовной слепоты. Вместе с тем, преп. Максим всегда подчёркивает, что человек постоянно находится если и не под властью, то под тайным влиянием бесовских действий. Но через аскетическое делание, погашение греховного самолюбия человек освобождается от этого пагубного действия. Очень важно и то, чтобы человек находился в Церкви, поскольку именно там решается судьба человека. Церковь является образом, подобием Божиим, она едина. В Церкви человек проникается благодатью веры, ощущением единства. Как полагал преп. Максим, не Бог, но сам грешник способен уготовить себе муки и скорби на день суда. Но блаженство и радость возможны только посредством свободного согласования воли человеческой с Божественной, через вольное и творческое исполнение Божественных определений, освящение и преображение самой воли в творении Божественных заповедей. Заключение Таким образом, идеи прп. Максима Исповедника очень важны для современного человека, поскольку позволяют нам более глубоко осознавать смысл нашей жизни и мироустроения. Прп. Максим Исповедник полагал, что цель человека – в обожении и преодолении страстей. Прочтение творений прп. Максима Исповедника – это замечательный урок всем христианам, поскольку Максим Исповедник учит совершенствованию, доброте, мудрости, приближению и раскрытию Божественного образа в человеке. Кроме того, в антропологическом учении прп. Максима Исповедника выражены и гуманистические идеи, поскольку прп. Максим Исповедник верит в том, что человеческая душа способна раскрыть в себе тот духовный потенциал, который изначально в ней был заложен. Итак, нам следует этому учиться, заботиться о достижении собственного спасения. Ранее мы отмечали, что и сам прп. Максим Исповедник строго следовал аскетическому пути, поскольку именно аскетизм он считал самым коротким путем к обожению. Безусловно, такой путь под силу только сильным и высокодуховным личностям, тем не менее, нам также следует стремиться к обретению идеала, молиться, соблюдать заповеди, изучать Священное Писание, творения Святых Отцов.Идеи прп. Максима Исповедника крайне важны для современного христианина – они направляют наши помыслы в русло дисциплины, борьбы со страстями, избавляют от излишней суетливости, заставляют подумать о вечном, обратиться к Богу.Список литературыИсточники Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993. Кн. 1.ЛитератураЕпифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие — Киев, 1915. Переиздано: М.: Мартис, 1996; Приложение к серии «Святоотеческое наследие». 220 с.Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html
Источники
1. Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993. Кн. 1.
Литература
2. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие — Киев, 1915. Переиздано: М.: Мартис, 1996; Приложение к серии «Святоотеческое наследие». 220 с.
3. Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/
4. Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html